МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российский Федерализм: проблемы формирования отношений нового типа

    Российский Федерализм: проблемы формирования отношений нового типа

    План.

    I. Вступление.

    II.1. Развитие Федерации.

    а) Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов.

    б) Соотношение законодательства субъектов Федерации и федерального

    законодательства.

    2. Российский федерализм: проблемы и эволюция.

    а) Симметричная или асимметричная Федерация.

    3. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий: решение или

    порождение проблем?

    4. Федеральное вмешательство в права субъектов Федерации.

    5. Новая Конституция или старые поправки: что лучше?

    III. Заключение.

    Введение.

    Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в

    качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного

    государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически

    первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922

    г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной,

    Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Законом РСФСР «О

    реабилитации репрессивных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями от 1

    июля 1993 г.)[1]. Права репрессированных народов были восстановлены,

    воссозданы и их национально-государственные образования. Многие автономные

    республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они

    рассматриваются как республики в составе Российской Федерации.

    Стабилизировать национально-государственное устройство РФ должен был

    Федеративный договор – Договор «О разграничении предметов ведения и

    полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами

    власти республик в составе РФ автономной области, автономных округов,

    краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта

    1992 г.

    В настоящее время принят новый федеральный закон от 24 июля 1999 г. «О

    принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между

    органами государственной власти РФ и органами государственной власти

    субъектов РФ». Что изменилось с тех пор? Что нового появилось в нашем

    законодательстве?

    В этом и состоит задача данной работы, чтобы проследить развитие и

    просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого

    целого. Этому вопросу уделяется очень мало внимания и времени не только в

    курсе изучаемых нами отраслей права, но и во многих учебниках. Но вопросов,

    связанных с развитием федеративных отношений в РФ очень много, так как эта

    тема не перестает быть актуальной и сейчас. Основной вопрос данной работы:

    что же все-таки больше в нашей Федерации – заоблачного мифа или прозрачной

    реальности?

    Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность

    и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции[2] записано, что

    «разграничение предметов ведения и полномочий… осуществляется настоящей

    Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении

    предметов ведения и полномочий». А в ст. 76[3] указывается, что «по

    предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные

    законы…» Только в нашей стране Основной Закон государства – Конституция –

    содержит такие внутренние противоречия, которые нужно немедленно

    рассматривать, и не только рассматривать, а принимать новые положения,

    которые давно уже назрели (Конституция РФ, Федеративный и иные договоры

    имеют разное правовое значение в регулировании государственного устройства

    страны). Поэтому-то в характере и направленности российского федерализма

    никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков,

    стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников.

    Наверное, эти особенности придавали двойственный характер развитию

    федеративных отношений в Российской Федерации. Встает вопрос: почему Россия

    избрала демократический путь развития государства, строя сложнейшую систему

    управления власти – Федерацию? Некоторые историки и правоведы утверждают,

    что развал СССР послужил причиной преобразований. Может и так.

    Отсюда следует сделать вывод о том, что не только стремление политических

    и экономических интересов заставляло Россию встать на путь развития

    федеративных отношений, но и особенности развития мировой политической и

    экономической системы, а также опыт других стран.

    В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на

    развитии и подписании Федеративного договора, а также некотором анализе

    Конституции РФ и развитии федеративных отношений в РФ как единого целого.

    Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть

    довольно спорным и противоречивым, однако невозможно охватить все проблемы,

    связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.

    Развитие Федерации.

    Проблемы становления современного федеративного государства являются

    насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того,

    удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая

    судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение

    экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с

    соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое

    другое.

    В марте 2000 г. исполнилось восемь лет юридическому оформлению

    федеративного государства в современной России. В подписанном 31 марта в

    Кремле Федеративном договоре (включившем в себя фактически три договора: с

    республиками; краями и областями; автономными образованиями) впервые в

    современной истории России был юридически провозглашен и гарантирован

    федеративный характер Российского государства. Затем в новой Конституции

    России 1993 г. положения федеративного договора были развиты, приведены в

    систему, конкретизированы и закреплены в своей основе.

    Но вот уже прошло семь лет после принятия Конституции. И сегодня с точки

    зрения законодательной и правоприменительной практики отчетливо видны ее

    сильные и слабые стороны. Не претендуя на законченность и бесспорность

    своих мыслей и положений, я хотел бы предложить концептуальные изменения

    Конституции, касающиеся федеративного устройства Российского государства.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную

    правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений

    в России. В ст. 1 Основного Закона записано: “Российская Федерация – Россия

    есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской

    формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская

    Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального

    значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов

    Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано

    на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти,

    разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

    власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

    Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской

    Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной

    власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.

    Глава 3 Конституции “Федеративное устройство” раскрывает эти

    основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства,

    закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и

    государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя

    практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и

    большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития

    федеративного государства.

    В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа[4]:

    1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

    2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

    (1937-1985);

    3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

    1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам

    большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию

    власти, а преодоление «национального гнета». Российская Федерация была

    провозглашена на ((( Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим

    устанавливалось новое государственное устройство не только собственно

    России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи,

    на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской

    территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и

    областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных

    границ национального расселения не существовало, да и население в

    национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс

    активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были

    созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд

    автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в

    1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных

    областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой

    совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов

    с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано

    с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой

    фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как

    СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно

    опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на

    произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к

    процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено.

    Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой

    революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ

    РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии

    оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как

    результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.

    2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.)

    государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были

    поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10

    имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и

    областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны,

    то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо

    правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы

    подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства

    советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм

    несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение

    «национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от

    создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл

    собой только прикрытие для жестко централизованного государства.

    3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими

    реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в

    целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные

    политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими

    объективными потребностями в демократизации государственного устройства

    привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований

    РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие

    автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в

    составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших

    опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение

    31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был

    включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех

    проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к

    полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя

    права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу

    закреплено не было.

    Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов.

    Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства

    России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как

    федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

    Конституционный статус Российской федерации включает наряду с

    рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие

    главнейшие черты российской федеративной государственности.

    Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-

    правовые признаки, характерные для федеративного государства:

    1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее

    территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и

    законов;

    2) федеральная Конституция и федеральные законы;

    3) федеральные органы государственной власти (законодательные,

    исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю

    территорию РФ;

    4) государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в

    себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и

    территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ

    не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-

    либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и

    финансовых средств);

    5) единое гражданство РФ;

    6) государственный язык;

    7) единые Вооруженные Силы;

    8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в

    России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно

    Центральным банком РФ);

    9) государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской

    Федерации;

    10) столица РФ.

    Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации

    обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные

    полномочия и предметы ведения.

    Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время

    может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть

    своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не

    влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит

    основам конституционного строя РФ.

    В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее

    число субъектов — 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального

    значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных

    округов, остальные субъекты — области. Конституция РФ допускает возможность

    принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.

    Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

    Республики — субъекты РФ — это государства в составе Российской

    федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов

    компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной

    государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус

    республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

    Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ.

    К ним относятся:

    . Конституция республики, республиканское законодательство;

    . система органов государственной власти республики, которая

    устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами

    конституционного строя РФ и общими принципами организации

    представительных и исполнительных органов государственной власти,

    закрепленных федеральным законом;

    . территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с

    их взаимного согласия;

    . республиканское гражданство;

    . государственный язык;

    . собственные символы государства.

    Края, области, города федерального значения, автономная область,

    автономные округа — это государственные образования в составе РФ,

    обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции

    РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а

    остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования

    были созданы как формы национальной государственности соответствующих

    народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов

    федерации: края, области, города федерального значения, автономной области,

    автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области,

    города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав

    принимается законодательным (представительным) органом соответствующего

    субъекта.

    Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие

    следующих элементов:

    . устава;

    . своего законодательства;

    . системы органов государственной власти соответствующего субъекта

    федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии

    с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации

    представительных и исполнительных органов государственной власти,

    определенными федеральным законом;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.