МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Разрешение индивидуальных трудовых споров

    Разрешение индивидуальных трудовых споров

    РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение . . . . . . . . 2

    1. Порядок рассмотрения индивидуальных

    трудовых споров. . . . . . . . .3

    2. Рассмотрение трудовых споров в комиссии

    по трудовым спорам. . . . . . . .5

    3. Трудовые споры, рассматриваемые в районных

    (городских) народных судах. . . . . . 13

    4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

    работников отдельных категорий. . . . 23

    Заключение. . . . . . . . 27

    Список используемой литературы. . . . 29

    ВВЕДЕНИЕ

    1 января 1995 года вступил в действие новый Гражданский кодекс

    Российской Федерации, который изменил существующее положение в отношениях

    собственности и собственников. Произошла ощутимая поляризация участников

    общественного труда, на собственников (работодателей, нанимателей,

    предпринимателей) и наёмных работников, которые имеют противоречивые

    интересы в производстве, труде, распределении прибыли. Эти противоречия

    создают объективную основу для возникновения различных разногласий, споров

    и конфликтов в социально-экономических и, главное, в трудовых

    правоотношениях.

    В настоящее время ситуация усугубилась тем, что в управленческие

    структуры предпринимательства нередко приходят люди, которые не знают не

    только основ трудового законодательства, но и всячески стараются его

    обходить всеми доступными способами. В конечном итоге это приводит к

    массовому незаконному правоприменению трудового и иного законодательства,

    нарушающему трудовые права работников, что является мощным источником

    возникновения трудовых споров.

    Возникающие разногласия всегда можно решить путём обоюдного

    соглашения, договорённости, достигнутой в ходе непосредственных переговоров

    между конфликтующими сторонами. Однако «если такая договорённость не

    состоялась и заинтересованная сторона передаёт разногласие на рассмотрение

    компетентных органов, то возникает трудовой спор или конфликт в юридическом

    смысле».[1]

    Следовательно, под трудовыми спорами понимаются разногласия между

    работником (работниками) и администрацией, неурегулированные путём

    непосредственных переговоров сторон или с участием профсоюза (профкома), по

    вопросам установления либо изменения условий труда и их применения,

    разрешаемые в установленных законом процессуальных формах.

    Пункт 4 ст.37 Конституции РФ признаёт «право на индивидуальные и

    коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

    законом способов их разрешения, включая право на забастовку».[2] Т.е.,

    основной закон России определяет правовую защищённость граждан в сфере

    трудовых отношений и призывает соблюдать законность при возникающих

    трудовых спорах.

    Настоящая курсовая работа посвящена вопросу разрешения индивидуальных

    трудовых споров на предприятии в аспекте действующего, в настоящее время,

    законодательства.

    1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

    ТРУДОВЫХ СПОРОВ

    Индивидуальные трудовые споры – наиболее массовый вид разногласий в

    сфере трудовых отношений между работником и работодателем. Конституция РФ

    содержит в ст.ст. 37, 45 и 46 конституционные основы порядка рассмотрения

    трудовых споров. Порядок их рассмотрения урегулирован в КЗоТ РФ (глава 14,

    ст.ст. 201-209). Даны также разъяснения в Постановлении Пленума Верховного

    Суда РФ от 22 декабря 1992 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами

    РФ законодательства при разрешении трудовых споров» (в ред. Постановления

    Пленума ВС РФ от 15 января 1998 г.), в Письме Верховного Суда РФ по

    «Некоторым вопросам судебной практики по гражданским делам».

    Под индивидуальными трудовыми спорами понимаются неурегулированные

    путём непосредственных или с участием профсоюза переговоров разногласия

    между администрацией и отдельным работником по вопросам применения

    законодательства о труде, иных нормативных актов, коллективного договора,

    соглашения, трудового договора (контракта).

    Т.е. индивидуальные трудовые споры – это споры отдельных работников с

    работодателем в лице его полномочных органов (администрации). Они вытекают

    из индивидуальных отношений между работником и работодателем.

    Следовательно, индивидуальные трудовые споры отличается от иных

    споров сторонами (сторонами спора являются, с одной стороны, лицо,

    работающее по трудовому договору, с другой стороны – администрация

    организации, учреждения, предприятия, с которой он состоит в трудовых

    отношениях, как орган, применяющий законодательство о труде, выполняющий

    обязательства перед работником по коллективному и трудовому договору). Так,

    «субъективным является право на оплату труда, которая должна производиться

    в соответствии с количеством, качеством и результатами труда. Выплата

    заработной платы в соответствующем размере – обязанность работодателя перед

    работником по трудовому договору».[3]

    При рассмотрении индивидуального трудового спора следует иметь в

    виду, что Порядокя тр рассмотрениудового спора является определённой формой

    процессуального разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая

    вынесением решения по данному делу. Поэтому, как и в других процессах

    необходимо учитывать предмет спора. «Предметом индивидуального трудового

    спора являются права и законные интересы работника, нарушенные, по его

    мнению, администрацией при применении трудового законодательства, иных

    нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения,

    трудового договора, т.е. при неисполнении или ненадлежащем исполнении

    названных актов».[4]

    Предметом спора может быть обязанность возмещения материального

    ущерба организации, учреждению, предприятию неправомерным поведением

    работника.

    Процесс рассмотрения индивидуальных трудовых споров определяется

    характером и порядком работы того органа, которому данный спор

    подведомственен. Поскольку каждый орган, рассматривающий трудовой спор,

    отличен не только своей компетенцией в рассмотрении споров, но и порядком

    подачи заявлений в этот орган, сроками обращения и его рассмотрения,

    процессом рассмотрения и порядком вынесения этим органом решения по спору,

    а также порядком исполнения таких решений.

    Поэтому необходимо различать порядок разрешения индивидуальных

    трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС), суде и в вышестоящем

    органе.

    2. РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ

    ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

    Стороны, между которыми возникли разногласия, могут их урегулировать

    по взаимной договорённости. Если при непосредственных переговорах между

    работником и администрацией такая договорённость не была достигнута, то,

    опираясь на законодательство, профком (председатель или член профкома)

    ведёт переговоры с администрацией в интересах работника.

    Самостоятельные или с участием профкома переговоры работника с

    администрацией предприятия – обязательная стадия урегулирования разногласий

    между работником и администрацией по трудовым вопросам. Если она не даёт

    положительного результата, работник может обратиться в комиссию по трудовым

    спорам за их разрешением.

    По своей юридической природе комиссия по трудовым спорам (КТС)

    представляет собой правоприменяющий орган, формируемый путём избрания

    непосредственно самим трудовым коллективом предприятия и разрешающий

    исковые споры работников с администрацией.

    Комиссия по трудовым спорам организуется и действует на основании

    Закона об индивидуальных трудовых спорах и Кодекса законов о труде РФ.

    В соответствии со ст.203 КЗоТ РФ, КТС избирается общим собранием

    (конференцией) трудового коллектива предприятия с числом работающих не

    менее 15 человек. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры,

    получившие большинство голосов и, за которых проголосовало более половины

    присутствующих на общем собрании (конференции).

    При выдвижении кандидатур и избрании членов КТС важны деловые

    качества, авторитет в коллективе, знание законодательства.

    Члены КТС избираются на весь срок полномочий комиссии. Выборы

    временных членов не согласуются с законом, при выбытии одних членов их надо

    заменять другими, избранными в том же установленном законом порядке.

    Порядок избрания, численность и состав комиссии по трудовым спорам,

    срок её полномочий также определяются общим собранием (конференцией)

    трудового коллектива предприятия. Численность членов КТС зависит от

    величины предприятия, учреждения, организации, а значит, от числа

    работающих на нём и обычно колеблется в пределах от 5 до 15 человек. Из

    своего состава КТС избирает председателя, его заместителей и секретарей

    комиссии. Нецелесообразно избирать в КТС руководителя предприятия,

    учреждения, организации (подразделения), так как он сам, как правило,

    применяет трудовое законодательство и, именно на его действия, чаще всего

    жалуются работники.

    КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению

    индивидуальных трудовых споров работников с администрацией, возникающих на

    предприятии (в подразделении), которые связаны с применением установленных

    в соответствии с законодательством условий труда, за исключением споров,

    подлежащих рассмотрению непосредственно в судебных или иных органах.

    Следовательно, в КТС не могут быть рассмотрены отдельные категории

    споров о применении норм трудового законодательства, в частности:

    1) не являющиеся индивидуальными трудовыми спорами по применению

    законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений,

    условий трудового договора (контракта);

    2) рассмотрение которых законом отнесено к исключительной компетенции

    суда;

    3) для рассмотрения которых законом установлен иной порядок.

    Например, не могут рассматриваться в КТС споры:

    об исчислении трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ,

    выплаты пособий по временной нетрудоспособности, определение размера ставок

    оплаты труда;

    о присвоении тарифных разрядов, установления окладов, если они определены в

    соответствующих пределах для конкретной работы (должности) на предприятии;

    о выплате единовременных премий, не предусмотренных положениями об оплате

    труда, лишении премий, если это произведено в соответствие с

    законодательством не единолично администрацией, а по её решению,

    согласованному с соответствующим выборным профсоюзным органом.

    «КТС подразделения предприятия не может рассматривать вопросы,

    решение которых выходит за пределы компетенции руководства данного

    подразделения (например, о переводах в другое подразделение, лишение

    работника премии приказом руководителя предприятия). Если решение спорного

    вопроса входит в компетенцию администрации предприятия, а не подразделения,

    то спор должен рассматриваться в КТС предприятия».[5]

    В комиссию по трудовым спорам с заявлением могут обращаться работники

    предприятия в 3-х месячный срок со дня, когда они узнали или должны были

    узнать о нарушении своего права. Следует особо отметить, «что правом подачи

    заявления в КТС пользуются только работники, администрации (работодателю)

    такого права действующим законодательством не предоставлено».[6]

    Течение сроков, с которыми КЗоТ связывает возникновение или

    прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день

    после календарной даты, которой определяется его начало. Сроки, исчисляемые

    годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего

    года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях

    или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится

    на нерабочий день, то днём окончания срока считается ближайший следующий за

    ним рабочий день (ст.221 КЗоТ РФ).

    Этот порядок распространяется и на сроки, предусмотренные другими

    актами трудового законодательства. Пропуск срока на обращение в КТС не

    означает утрату возможности защиты своего права. Если этот срок пропущен по

    уважительным причинам, КТС может его восстановить и разрешить спор по

    существу (ст.205 КЗоТ РФ). Степень уважительности причин пропуска срока на

    обращение в КТС, которая оценивается комиссией исходя из конкретных условий

    и ситуаций, с обязательным присутствием работника на заседании.

    Уважительными причинами признаются, например, болезнь, пребывание работника

    в другой местности, затяжка администрацией разрешения вопроса на

    предварительных переговорах и др.

    Заявление работника, поскольку закон не устанавливает иное, может

    подаваться в КТС как в письменной, так и в устной форме, но в любом случае,

    в соответствии со ст.205 КЗоТ заявление работника подлежит обязательной

    регистрации в журнале поступления заявлений. С момента обращения работника

    в КТС исчисляется срок рассмотрения спора, поэтому место приёма и

    регистрации заявлений, утверждается соответствующим приказом

    (распоряжением) администрации по согласованию с профкомом. Обязательства по

    приёму, учёту заявлений и фиксации их дальнейшего движения (срок

    рассмотрения в КТС, существо решения, срок исполнения, выдачи удостоверения

    на принудительное исполнение решений КТС и др.) могут быть возложены

    Положением о КТС на секретаря, других членов комиссии.

    Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в

    течение 10 дней со дня подачи работником заявления (ст.206 КЗоТ РФ).

    Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС исключительно

    демократичен.

    О времени и месте заседания КТС работник и администрация должны быть

    заранее извещены. Целесообразней это делать в письменной форме в избежании

    неявки сторон на заседание.

    Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 139-ФЗ внесены изменения и

    дополнения в ст.235 КЗоТ РФ, в частности, эта статья дополнена ч.6, где

    говориться о том, что членам КТС предоставляется свободное от работы время

    с сохранением среднего заработка для участия в работе указанной комиссии.

    До внесения в КЗоТ данного дополнения считалось, что заседания КТС должны

    проходить в свободное от работы время. Теперь рассмотрение спора КТС

    возможно и в рабочее время. Из этого дополнения напрашивается вывод о том,

    что лица, участвующие в рассмотрении спора КТС, в частности, работник,

    вступивший в трудовой спор с работодателем, могут присутствовать на

    заседании КТС в рабочее время. КТС не может рассматривать трудовой спор в

    отсутствии обратившегося в комиссию работника (за исключением случаев,

    когда работником подано письменное заявление с просьбой вынести решение без

    его участия). Однако если за членами КТС сохраняется рабочее место и

    средний заработок, то за работниками, участвующими в рабочее время в

    заседании КТС и не являющимися её членами, средний заработок не

    сохраняется.

    КТС рассматривает спор в присутствии представителей администрации и

    выслушивает их мнение по существу спора. По требованию комиссии

    администрация обязана предоставлять необходимые расчёты и документы

    (например, приказы и распоряжения администрации, нормативные правовые акты

    и т.д.).

    Заседание комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не

    менее половины избранных в её состав членов.

    «Порядок проведения заседания КТС закон точно не определяет. Но он

    установил, что заявитель и администрация имеют право в начале заседания КТС

    сделать мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе

    решается большинством голосов присутствующих членов КТС. Отвод может быть

    удовлетворён, если причины его уважительны (например, имеется личная

    заинтересованность в исходе дела)».[7]

    КТС имеет право вызывать на своё заседание свидетелей, приглашать

    специалистов, представителей профкома, действующего на предприятии (ст.206

    КЗоТ). Свидетели могут быть вызваны по ходатайству сторон и по инициативе

    самой КТС. При неявке свидетелей комиссия не вправе применять к ним какие-

    либо меры принуждения. Свидетели могут присутствовать на заседании с начала

    до конца.

    Заседание комиссии проводится открыто, на нём могут присутствовать

    все желающие, и любой может быть выслушан по обстоятельствам данного спора.

    Обычно заседание КТС начинается с краткого изложения

    председательствующим существо спора, проверки полномочности представителя

    администрации. Им признаётся должностное лицо, которое само вправе решить

    спорный вопрос в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Уставом

    предприятия, учреждения, организации (положением) полномочия представлять

    администрацию по данному спору. Затем слово предоставляется заявителю для

    обоснования, аргументации своих требований, претензий и представителю

    администрации для изложения её позиции по спору, а затем свидетелям,

    специалистам, экспертам, если они приглашены и явились на заседание.

    Председательствующий заседания должен вести его корректно,

    демократично, стараясь полно исследовать все обстоятельства и материалы по

    делу, выслушать заявителя, опросить свидетелей, ознакомиться со всеми

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.