Пункты Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения
Пункты Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения
Санкт-Петербургский университет МВД России
Специальный факультет Петрозаводского Представительства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ "ИСТОРИИ ОВД"
НА ТЕМУ: «Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и
полицейской повинности населения.
Слушателя
13 учебной группы
заочного отделения
Зверева Анатолия Анатольевича
Преподаватель: Кошкина Н.В.
г. Петрозаводск
2001г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Предпосылки написания «Пунктов» Петра I.
3. «Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской
повинности населения.
4. Заключение.
5. Литература.
1. Введение:
Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности,
принуждение к исполнению правовых велений осуществляется всяким
государством. В странах со слабо развитой государственностью, особенно на
ранних этапах развития государства, когда его аппарат прост и мало
дифференцирован, эта, полицейская - в современном обычном понимании,
функция исполняется органами управления широкой или общей компетенции.
В древней Руси эту функцию исполняли вотчинники и помещики, их слуги,
волостели и наместники князей, посадники, тиуны, мечники, праветчики,
доводчики, дворские, пристава. В XV— XVII вв. розыск правонарушителей, их
арест и содержание под стражей, следственно-розыскные функции осуществляли
недельщики, состоявшие при местных администраторах.
Еще в Х в. на Руси наряду с дворцово-вотчинной существовала так
называемая численная или десятичная система местного управления, возникшая
как военно-административная и превратившаяся в административно-полицейскую.
При этом она теряла математическую форму - тысяцкие превращались в воевод,
сотские и десятские возглавляли мелкие административно-территориальные
единицы, поселения, их части. В Новгородской республике полицейские функции
исполняли старосты в пятинах, городских концах. Со временем системы
десятичного и концово-улнчного управления превратились в организацию
административно-полицейского самоуправления на городских посадах и у
чернотяглых крестьян.
С XVI п. на улицах и площадях Москвы выставлялась стража, которая следила
за порядком, не позволяла хождения ночами по городу (за это было
предусмотрено битье кнутом или тюремное заключение). В 1504 г. Иваном III
были учреждены, а в 1505 г. уже фактически существовали на московских
улицах решетки, на выездах из города - заставы. Решетки на ночь
закрывались, у них выставлялись сторожа. Ведали решеточным караулом
приказчики. В конце XVI—XVII вв. в городах весной назначались так
называемые «объезжие головы». В помощь им давались подъячие, решеточные
приказчики, прикомандировывались стрельцы и другие военнослужащие,
квартировавшие в городах, от местного населения выставлялись сторожа.
Объезжие головы в Москве назначались царскими указами или боярскими
приговорами, в периферийных городах - воеводскими распоряжениями, из
боярско-дворянской среды. В 1597 г. было назначено 9 объезжих голов в
различных частях Москвы. При формировании объездов, им давались
персональные Наказы («Наказы о градском благочинии»), в которых
предписывалось беречь город «от огня и всякого воровства». В 1645 г.
объезжему голове в Белом городе Москвы придавалось 5 решеточных приказчиков
от управлявшего столицей Земского двора (приказа). Предписывалось от каждых
10 дворов определять по сторожу.
Со временем компетенция московских объезжих расширялась. Они уже не
просто задерживали правонарушителей и доставляли их в Земский приказ, а
проводили дознание, могли сами определить наказание в виде биться батогами
и направления в тюрьму «на небольшое время» за нетяжкие преступления. Для
этого строились в городских регионах съезжие избы. В церковных слободах
назначались свои объезжие головы, торговые люди в 1700 г. передаются в
полицейское управление старостам и десятским из их сословия.
В числе центральных органов управления - в середине XVI в. формируется на
базе Разбойной избы Боярской думы Разбойный приказ, на который
преимущественно возлагается организация борьбы с преступностью в стране. Из
Разбойного приказа на места направлялись сыщики. С 30-х гг. XVI в. он
возглавляет губное самоуправление на местах. Губные старосты, избранные из
местных дворян (вместо неоправдавших себя наместников на условиях
кормлений), и целовальники организовывали на борьбу с преступностью местное
население, которое было в этом отношении обязано круговой порукой. Органы
губного самоуправления в их полицейских функциях при формировании
абсолютистских порядков подпадают под руководство воевод, а в 1703 г.
упраздняются.
На московских рынках за порядком наблюдали назначавшиеся Земским приказом
ярыжные («ярыжки»). Значительные контрольно-организационные функции в
полицейском управлении осуществлял Разрядный приказ («Разряд»), ведавший
организацией службы в государстве. Розыск преступников, сбежавших посадских
людей и покинувших тягло, закладников, беглых крестьян вел Сыскной приказ,
созданный в 1619 г. Сыском беглых крестьян и холопов занимались также
Поместный и Холопий приказы. Обширные карательно-репрессивные и
охранительные функции исполняло опричное войско Ивана IV. Важную роль в
обеспечении порядка в городах, особенно в Москве, центральных и северных
играло в XVII в. стрелецкое войско во главе со Стрелецким приказом.
Стрелецкие избы в городских районах были своеобразными опорными пунктами
наряду со съезжими избами. В начале XVIII в. поддержанием общественного
порядка занимался Преображенский приказ, губернские канцелярии (с 1708 г.)
и другие административные органы общей и широкой компетенции.
В основанном в 1703 г. «Санкт-Петербурхе» охраной общественного порядка и
безопасности, преследованием лиц, совершивших преступления, вначале ведали
губернская канцелярия во главе с губернатором Ингерманландии («Санкт-
Петербурхской» губернии) А. Д. Меншиковым, подчиненная ей Городовая («Санкт-
Петербурхская») канцелярия, обер-комендант. С созданием в 1705 г.
Адмиралтейской верфи управление, в том числе полицейское, «Питербурхом»
фактически разделяется между Адмиралтейской канцелярией - на Адмиралтейской
стороне и Городовой канцелярией - на Городовом («Санкт-Питербурхском»)
острове. Эти канцелярии, каждая на своей территории, полицейские функции
осуществляли как непосредственно, так и через воинские команды и
назначенных для этого должностных лиц, как правило офицеров, в том числе
гвардейских, получивших со временем название «надсмотрщиков». Заметную роль
в организации первоначальной правоохранительной системы в новой столице
сыграл адмиралтейский советник А. В. Кикин. Он составлял от имени
Адмиралтейства для надсмотрщиков инструкции («Пункты»), в которых
иностранная терминология сочеталась с содержанием, явно заимственным из
наказов объезжим головам.
Предпосылки написания «Пунктов» Петра I.
В конце XVII—первой четверти XVIII вв. Россия вступила в позднефеодальный
период развития, когда при сохранении и укреплении сословно-крепостнических
отношений происходит значительное продвижение в развитии промышленности и
торговли, поощряемых государственной политикой меркантилизма. Интенсивно
строятся новые города, прокладываются каналы, сооружаются морские и речные
порты, европеизируется культура, становится на светскую основу просвещение,
развивается наука. В результате активной внешней политики, длительных и
тяжелых войн Россия выходит к удобным для судоходства морям, усиливаются ее
международные позиции. Вместе с тем бурное развитие страны тяжелым бременем
ложится на народ, который отвечает сопротивлением: от распространения
«ересей» и бегства с принудительных работ до широкомасштабных вооруженных
движений.
Завершается централизация государственной власти, утверждается
абсолютистская (самодержавная) форма правления, реформируется весь
государственный механизм, особенно его карательно-правоохранительная часть.
Образуются новые органы политического сыска: Преображенский приказ и Тайная
канцелярия, формируется система фискалата, призванная искоренять
злоупотребления по службе, направляются на места для производства
расследования гвардейские офицеры с чрезвычайными полномочиями, создастся
прокуратура, делается попытка обособить от администрации и укрепить суд.
Широкие правоохранительные полномочия возлагаются на все органы управления,
особенно на местные (воевод, губернаторов и их канцелярии, оберкомендантов,
комендантов, различные конторы, а также ратуши и магистраты),
расквартированные на местах воинские части. Особые заботы проявлялись о
регулярной армии.
Разветвленный военизированный государственный аппарат и вооруженные силы
должны были защищать коренные интересы дворян-помещиков посредством новых
форм и методов политического властвования. Для политического режима,
утвердившегося в первой четверти XVIII в., были характерны следующие черты:
всеобъемлющая регламентация, грубое и прямое принуждение к исполнению
регламентов, всеобщий государственный контроль за населением, крайне
широкие полномочия административно-полицейских органов, имевших права и
возможности безгранично вмешиваться в жизнь людей, отсутствие
законодательно определенных политических прав и свобод подданных, легальной
общественно-политической самодеятельности населения.
На перестройку административно-полицейского управления оказали влияние
известные в России теории правового и практика полицейского государства,
приверженность Петра I к западноевропейским образцам. Воспринимались не
только содержание и форма, но и терминология. Петр I, подолгу бывавший за
границей и интересовавшийся там государственным управлением, не мог не
ознакомиться с зарубежной полицией. Сведения о полиции конечно привозили в
Россию иностранцы, привлекавшиеся на русскую службу. «Полиция» фигурирует в
ряде проектов по преобразованию государственного аппарата.
В «Записке о коллегиях», составленной между 1711 и 1716гг., авторство
которой отдельными исследователями приписывается Г.В.Лейбницу, предлагалось
учредить среди 9 коллегий - полицейскую. Полицейская коллегия значится и в
проекте барона Любераса, изучавшего по указанию Петра I зарубежный опыт. В
1715 г. Петр 1 приказал своему министру при Датском дворе прислать печатные
и письменные указы датских королей, а в 1716 г. сам знакомится с
центральными учреждениями в Дании. В датской табели о рангах 1699 г.
значилась должность полицмейстера. Несомненно, что при создании регулярной
полиции в России Петр 1 учитывал опыт Франции, где абсолютизм был в
классических формах, полиция в конце XVII – начале XVIII вв. получила
наибольшее развитие и тогда же была описана в известном Петру I трактате де
Ла Маре. Возвратившись из-за границы в октябре 1717 г., Петр I учреждает
коллегии, среди которых, однако, не было полицейской. При создании
российской полиции не копируется ни один из зарубежных аналогов.
Создание первых учреждений регулярной полиции при Петре I происходит в
городах, где было значительное скопление населения, обостренные социальные
отношения, высокий интерес правящих кругов к порядку, и при этом
отсутствовала саморегуляция сельской общины. Начинается это с «Санкт-
Петербурга». Возведение новой столицы стимулировалось жестким принуждением
к застройке, благоустройству и заселению ее. Детальное регулирование
строительства, скопление больших масс неукоренившегося трудового,
преимущественно мужского населения, вызывали необходимость
совершенствования управления вообще и полицейского особенно. Именно в ней,
как правило, вводилось все новое. Единое и непосредственное управление
новой столицей не было сформировано. Занятый важными общегосударственными
делами, особенно военными, часто бывая в отъезде, петербургский губернатор
А.Д.Меншиков не мог уделять должного внимания управлению центральным
городом своей губернии.
Дело царевича Алексея ускорило создание регулярной полиции в Невской
столице. 17 марта 1718 г. в Москве были казнены некоторые заговорщики, в
том числе бывший адмиралтейский советник А.В.Кикин. В ходе следствия по
делу выясняется, что в Москве могло быть много сторонников Алексея. Царь
едет в Петербург, туда же переносится следствие. Охрана порядка в
Петербурге, где А.В.Кикин активно участвовал в создании административно-
полицейского управления и где могли еще находиться другие заговорщики,
беспокоила Петра I. 17 февраля 1718 г. из села Преображенского он послал
Сенату указ с категорическим запрещением кого-либо выпускать из Петербурга
до его приезда, установить по дорогам заставы, наказать жителям города -
смотреть друг за другом. 24 марта 1718 г. Петр I отбыл в Петербург, где
создал для продолжения следствия по делу Алексея Тайную канцелярию. 14 июня
Алексей был заключен в Петропавловскую крепость, 24 июня приговорен к
смерти, через два дня при неясных обстоятельствах умер. 30 июня - был
похоронен. Эти события, конечно, заставляли принимать особые меры
предосторожности в Петербурге, ускорили создание новой административно-
полицейской системы.
«Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской
повинности населения.
Как и многие другие преобразования Петра I, полицейская реформа
проводилась без четкого плана и основательной подготовки. Вместе с тем
очевидно, что общий замысел на создание регулярной полиции к тому времени
созрел, было намечено в общих чертах формирование административно-
полицейского аппарата в городах. Есть некоторая логическая
последовательность в становлении полиции: вначале законодательно
определялось должностное положение руководителя нового учреждения,
очерчивался круг его полномочий, потом - на руководящую должность было
назначено конкретное лицо, которое комплектовало аппарат и после этого о
новом органе управления делалось публичное сообщение.
К 23 мая 1718 г. была разработана и 25 мая утверждена царем с
собственноручным его дополнением инструкция, привычно названная «пунктами».
Этой инструкцией определялась компетенция генерал-полицмейстера и,
поскольку он впервые упоминался в законе, фактически учреждалась эта
должность. 27 мая 1718 г. Петр I посылает Сенату Указ: «Господа Сенат.
Определили мы для лучших порядков в сем городе дело генерала-полицейместера
нашему генералу-адъютанту Девиеру и дали пункты как ему врученное дело
управлять и ежели противу оных пунктов чего от вас требовать будет, то
чините, також всем жителям здешним велите, публиковать, дабы неведением
никто не отговаривался». В тот же день Петр I вручил указ А.М.Девиеру:
«Определили мы вам ведение и управление дела генерала-полицейместера, и о
том указ в Сенат дали, дабы вам в требовании вашего дела исполняли, что
надлежит, а как вам оное управлять, тому прилагаются пункты при сем». 7
июня Сенат объявляет жителям Петербурга царский указ об учреждении в городе
должности генерал-полицмейстера.
Учреждение должности генерал-полицмейстера произошло одновременно с
назначением на нее А.М.Девиера, ибо, по справедливому замечанию
исследователей, должности в XVIII в. учреждались и упразднялись назначением
и устранением конкретных лиц.
Первый генерал-полицмейстер Антон Мануилович Девиер, иностранец по
происхождению, был взят Петром I в пажи во время заграничной поездки. Не
обладая большим умом, но будучи энергичным и вкрадчивым, имея
привлекательную внешность, живой и веселый характер, он скоро приобрел
расположение царя, дружбу царицы. Девиер становится царским денщиком, т. е.
наиболее доверенным лицом Петра I, получает имение, чины бригадира и
капитана лейб-гвардии Преображенского полка, звание е.ц.в. генерал-
адъютанта. Женившись на сестре А.Д.Меншикова без согласия последнего, он
приобрел в его лице смертельного врага. Однако вражда при жизни Петра I не
проявлялась резко. Главные руководители армии и полиции, фактические
начальники столичной губернии и столицы, повинуясь крутому нраву и тяжелой
руке Петра I, исполняли свои обязанности, сотрудничали между собой. Девиер,
будучи чрезвычайно осторожным, не давал повода для уничтожения себя
Меншиковым, а покушение на последнего было делом смертельно опасным.
Назначенный в 36 лет генерал-оплицмйестером, А.М.Девиер был в этой
должности до 1727 г. В период могущества А.Д.Меншикова был обвинен в
неуважении к царской фамилии, пытан, наказан кнутом «нещадно», лишен всех
должностей и чинов, дарованной Екатериной I графского титула, имений и
сослан в Восточную Сибирь, позднее командовал Охтским портом. В 1743 г.
Елизавета Петровна вернула его из ссылки, возвратила ему именья, титул,
ордена и чины, должность генерал-полицмейстера, на которой он был до своей
смерти. Умер Девиер в 1743 г. в чине генерал-поручика.
Страницы: 1, 2
|