МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пределы действия нормативных актов в РБ

    Пределы действия нормативных актов в РБ

    Содержание

    Введение. 2

    1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений. 3

    2. Действие нормативно – правовых актов во времени. 5

    3. Действие нормативно – правовых актов в пространстве. 10

    4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц. 13

    Заключение. 17

    Литература. 19

    Введение.

    Все нормативно ( правовые акты действуют в рамках, очерченных во

    времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.

    Установление этих рамок ( границ имеет чрезвычайно важное значение,

    поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих

    случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах

    общеобязательных норм.

    Данная работа основной целью определяет действие нормативно – правовых

    актов по кругу общественных отношений, во времени, в пространстве, по кругу

    лиц с учетом реальностей в Республике Беларусь.

    1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений.

    Как известно, юридические факты по волевому признаку делятся на два

    вида: события и действия. События – это юридические факты, происходящие

    независимо от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные природные

    явления и т. д.). Действия – это такие юридические факты, наступление

    которых зависити от воли и сознания людей (убийство, договор купли –

    продажи и т. д.). Право не может регулировать события. Событие могут

    выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает

    наступление юридических последствий. Не являются объектом правамысли,

    убеждения людей, так как они не выражены в деяниях.

    Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые

    общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие

    правового регулирования. Социальные отношения между людьми возникают самые

    различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.). При всем желании право не

    сможет их регулировать в силу их сложности и многообразия. Поэтому правом

    регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения,

    затрагивающие интересы государства, которые поддаются юридической

    регламентации, поддаются внешнему контролю.

    Определение предмета правового регулирования – сложения научная и

    практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого

    вмешательства права в социальную жизнь людей.

    Определения предмета регулирования конкретного правого акта вытекает из

    этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений , на которые будут

    распространяться нормы данного акта. Отраслевые нормативные акты действуют

    на отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Например,

    гражданское право регулируют имущественные и связанные или не связанные с

    ними личные неимущественные отношения. Предметная дифференциация может быть

    и в рамках отрасли права (подотрасль, институт права).

    2. Действие нормативно – правовых актов во времени.

    Весьма важно то, что определить, с какого момента соответствующий акт

    приобретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.

    Другими словами в течении какого времени нормативный акт реализуется. Время

    действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до

    момента утраты юридической силы.

    Определения времени начала действия актов связано с понятием их

    опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании

    (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определенных

    газетах ((Советская Белоруссия(, (Звязда(, (Народная газета(, (Рэспублiка(

    и др.), на которые можно официально ссылаться. В соответствии со ст.7

    Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов

    публикуются до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

    Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу,

    причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее

    целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается

    определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных

    субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На

    практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в

    самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с

    момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению

    определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104

    Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию

    после их подписания и вступают в силу через десять дней после

    опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты

    Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты,

    не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда,

    постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда

    вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной

    срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров

    Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения

    их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих

    актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав,

    свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального

    опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в

    Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные

    нормативно – правовые акты, если они не затрачивают права, свободы и

    обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают

    в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

    Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга

    субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться

    соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать

    обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок

    введения их в действие.

    Важное значение имеет также определение времени утраты нормативно –

    правовым актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу с

    прекращением его действия. Это происходит при наступлении определенных

    обстоятельств. Во – первых, акт теряет юридическую силу в связи с

    истечением срока действия, если он был принят на определенный срок. Во –

    вторых, он утрачивает юридическую силу в следствии прямой его отмены.

    Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов,

    утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В – третьих, нормативно

    – правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он признан

    неконституционным в установленном законом порядке. В – четверых, акт

    прекращает действия и теряет юридическую силу в том случае, когда правовой

    акт признается утратившим силу.

    С действием нормативно – правовых актов во времени связано такое

    понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил

    действия нормативно – правовых актов во времени и относится к числу

    исключений.

    Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный акт

    распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его

    вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта

    распространяются на прошедшее время.

    Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой

    практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только не те

    отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это

    означает, что при совершении, например, противоправного деяния дело должно

    рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент

    совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104

    Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона (О нормативных правовых

    актах Республики Беларусь(, что является свидетельством отражения в

    белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов

    международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других

    актах законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).

    Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое

    продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке

    придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную и административную

    ответственность. Кроме того, новым нормативно – правовым актами может быть

    придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об

    этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого

    демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно

    – правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях

    улучшения правового положения субъектов.

    В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В

    первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее

    до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических

    последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт

    распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили

    окончательно.

    3. Действие нормативно – правовых актов в пространстве.

    Действие нормативно – правовых актов в пространстве означает определение

    территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

    Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием

    территории государства. В международном праве под государственной

    территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит

    определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое

    территориальное верховенство, т. е. которая находится под его

    суверенитетом. В состав территории государства входит суша в пределах его

    границ, включая недра, внутренние (национальные) и территориальные воды,

    воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под

    флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве,

    космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего

    объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом и

    др..

    В соответствии с положением о территориальном верховенстве, как

    составной части государственного суверенитета, нормативно – правовые акты

    центральных органов государства распространяют свое действие на всю

    государственную территорию. Это означает, что власть государства является

    высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в

    пределах его территории.

    Однако некоторые нормативно – правовые акты центральных органов могут

    распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную

    ее часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они

    действуют в пределах той территории, на которой распространяется их

    управленческие функции. Так, решения областных, районных, городских,

    сельских, поселковых Советов и исполкомов в Республике Беларусь

    распространяют свое действие соответственно на территорию этих

    административных единиц. Обычно на определенной территории действуют

    одновременно различные по юридической силе акты. В случае их противоречия

    действует акт высшей юридической силы.

    Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно –

    правовых актов в пространстве, как возможность применения законов

    определенного государства к его гражданам, находящимся за границей. Так, в

    соответствии со ст. 6 УК Республики Беларусь ее граждане, совершившие

    преступление вне пределов своего государства, подлежат уголовной

    ответственности, если совершенное ими деяния признаны преступлениями в

    государстве, на территории которого они были совершены, и если они не

    понесли уголовную ответственность в этом государстве. Постоянно проживающие

    в республике лица без гражданства так же попадают под действие данной

    статьи. Следует заметить, что в соответствии с Конституцией гражданину

    Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как

    на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10).

    Что касается применения нормативно – правовых актов одной страны на

    территории другой, то оно может осуществляться в соответствии с

    международными соглашениями постольку, поскольку определенные сами

    допускают возможность. Следует иметь в виду, что между странами, входящими

    в Содружество Независимых Государств 22 января 1993 г. Заключена

    специальная Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по

    гражданским, семейным и уголовным делам, в которой определен порядок

    взаимоотношения этих стран в случаях возникновения юридических дел,

    связанных с территориальными пределами действия актов государств – членов

    содружества.

    4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц.

    С действием нормативно – правовых актов в пространстве связано их

    действие по кругу лиц.

    Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к

    определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении

    того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм,

    содержащихся в соответствующем нормативно – правовом акте.

    По общему правилу нормативно – правовые акты государства действуют в

    отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан

    иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц

    Республики Беларусь и иностранных юридических лиц, функционирующих на

    территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности,

    связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых

    нормативно – правовых актов на граждан данного государства независимо от

    места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые

    акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так,

    например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в

    отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по

    приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке,

    установленном уголовно – процессуальном законодательством, избраны меры

    пресечения – содержание под стражей.

    Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое действие

    лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты

    действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..

    Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных

    государств и лиц без гражданства, находящихся на территории

    соответствующего государства. Так, в соответствии с законодательством

    Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на

    территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности

    наравне с гражданами республики. Однако, во – первых, эта категория лиц не

    может участвовать в некоторых видах правоотношений. Существуют такие сферы

    правового регулирования, где субъектом правоотношений могут выступать

    только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и лица без

    гражданства не могут выполнять обязанность несению воинской службы,

    поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состоять

    и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных

    должностей. Эта категория лиц не может участвовать в формировании выборных

    государственных органов. Они не могут избирать и быть избранными в эти

    органы равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы и лица без

    гражданства не могут выступать носителями и ряда других прав и

    обязанностей. Во – вторых, в соответствии с международными соглашениями

    главы государств и правительств, сотрудники дипломатических

    представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в

    делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их

    помощники, секретари и атташе и др.), члены их семей и некоторые другие

    иностранные граждане пользуются так называемым правом экстерриториальности

    (внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в

    том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат

    аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об уголовной и

    административной ответственности дипломатических представителей иностранных

    государств в случае совершения ими преступлений и административных

    проступков на территории страны пребывания разрешается дипломатическим

    путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юриспруденции

    за исключением некоторых случаев. Например по искам, относящимися к любой

    профессиональной или коммерческой деятельности дипломата в стране

    пребывания, не связанной с его официальными функциями, по искам о

    наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или

    наследника и др..

    Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать законы

    государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д..

    Установление пределов действия нормативно – правовых актов необходимо

    для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается

    для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной

    территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное

    значение, как отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности

    компетентных органов.

    Заключение.

    Нормативно ( правовой акт это письменный документ соответствующего

    государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или

    прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.

    Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие

    ( актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто

    встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные

    предписания применения права.

    Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в

    определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом,

    обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство

    нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в

    системе государственных органов. Юридическая сила нормативно – правового

    акта зависит не только от места и положения органа, но и от его

    компетенции, который он наделяется государством по закону.

    В понятии нормативно – правового акта необходимо видеть не только

    государственно – волевое, но и специфическое юридическое содержание, а так

    же внутреннюю форму его существования и внешнюю форму выражения.

    Нормативно – правовые акты, как понятие характеризует связь права с

    государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права

    с объективно существующими общественными отношениями.

    Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия

    нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая

    поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия.

    Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его

    не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

    Я надеюсь, что в настоящей работе найден ответ на этот непростой и

    неоднозначный вопрос.

    Литература.

    1. Вишневский А. Ф., Горбатюк Н. А., Кучинский В. А. Общая теория

    государства и права.: Курс лекций./ Под общ. ред. А. Ф. Вишневского.

    Мн., 1998.

    2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших

    учебных заведений./ Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М.:

    (Дабахов, Ткачев, Димов. ( 1995.

    3. Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.

    4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики

    Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

    2000. N7. ст. 2/136.

    5. Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых

    актов Республики Беларусь: Утверждено Декретом Президента Республики

    Беларусь. N22 от 10.12.1998 г. // Собрание декретов, указов

    Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998.

    N35. ст. 888.

    6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр

    правовой информации Республики Беларусь, 1999.

    7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. –

    Мн.: ПКФ (ТМЛ(, 1996.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.