МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права военнослужащих

    Права военнослужащих

    Введение. 2

    Глава 1. Правовой статус военнослужащих в России. Исторический аспект. 8

    §1. Правовой статус военнослужащих в русской армии конца XIX – начала XX

    века. 8

    §2. Правовой статус военнослужащих в СССР. 18

    Глава 2. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» 23

    §1. Необходимость принятия и общая характеристика ФЗ «О статусе

    военнослужащих». 23

    §2. Права и свободы военнослужащих. 29

    §3. Обязанности военнослужащих. 46

    §4 Ответственность военнослужащих. 50

    Глава 3. Проблемы реализации статуса и судебная защита военнослужащих. 52

    §1 Реализация статуса военнослужащих. 52

    §2 Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на

    действия и решения органов военного управления и воинских должностных

    лиц. 59

    Заключение. 64

    Библиография: 68

    Введение.

    В настоящее время, как и ранее, вопрос о правовом статусе

    военнослужащих его реализации является одним из важнейших теоретических и

    практических вопросов, стоящих перед военными юристами. Связано это в

    первую очередь с тем, что в Российской Федерации произошли значительные

    политические, социальные, экономические изменения, коренным образом

    обновилось законодательство, сложилась определенная практика его

    применения, в том числе и судебная.

    Демократические процессы, происходящие ныне в Российской Федерации,

    затронули все слои общества, включая Вооруженные Силы. В условиях резкого

    обострения общественных противоречий, когда развитие российского общества

    подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования

    строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает.

    На сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, спада

    производства и нехватки бюджетных средств, военнослужащие представляют одну

    из категорий населения нашей страны, которой весьма необходимы поддержка

    государства и правовая защита.

    Выбор темы, её актуальность связаны с тем, что военная мощь

    государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества

    правовых норм, регулирующих статус военнослужащих и способствует

    обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их

    на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной

    службы, а также реализации их прав и законных интересов.

    Сложные связи, возникающие между государством и военнослужащими, их

    взаимоотношения друг с другом фиксируются государством в юридической форме

    в форме прав, свобод, обязанностей, ответственности, гарантий и образуют

    правовой статус военнослужащих. Правовой статус военнослужащих в настоящее

    время законодательно закрепляется государством в конституционном праве того

    или иного государства (конституциях и текущем законодательстве). Для части

    военнослужащих, находящихся на территории других государств, последнее

    конкретизируется нормами международного права и законодательством

    государства пребывания. Причем в случае противоречия норм

    внутригосударственных законодательств (собственно и страны пребывания) с

    нормами международного права, применяются последние.

    В семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века был принят ряд

    законов, определяющих права, свободы, обязанности и ответственность

    военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой

    и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и

    членов их семей.

    В соответствии с этими законами военнослужащие подразделялись на ряд

    категорий: военнослужащие срочной службы, военнослужащие сверхсрочной

    службы, прапорщики и мичманы, офицерский состав, военнослужащие женщины.

    Для каждой из этих категорий был разработан отдельный закон (“Положение о

    прохождении военной службы офицерским составом ВС СССР”, “Положение о

    прохождении действительной сверхсрочной службы в ВС СССР” и т. д.), кроме

    того, существовало Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных,

    лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденное

    постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 года № 193 и ряд других законов,

    касающихся различных прав, свобод и обязанностей военнослужащих[1].

    В названных законах достаточно полно регламентировались порядок

    приема на военную службу и увольнения, права и обязанности данной категории

    военнослужащих, правовые гарантии социальной защиты. Помимо этого

    обязанности военнослужащих и действия их в определенных ситуациях

    прописывались в “Уставах Вооруженных Сил СССР”.

    На тот период времени правовая база по этому вопросу была достаточно

    полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но с

    принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации и в связи с

    переменами, произошедшими в нашем обществе, возникла необходимость принятия

    нового закона о статусе военнослужащих.

    Новая конституция нашей страны потребовала коренного изменения многих

    ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в

    условиях развития демократии и строительства правового государства на

    первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а

    гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и

    гуманизма.

    Исследовательность темы: статусом военнослужащих длительное время

    занимаются военные юристы. Специальному исследованию статуса военнослужащих

    посвящены работы Артамонова Н.В. «Правовой статус военнослужащих в СССР»,

    «Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение», работа

    Мигачёва Ю.И. «Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и

    защиты в РФ», в которых раскрыты понятия, структура и особенности статуса

    военнослужащих; исследовались эти вопросы и зарубежными юристами. Немецкий

    учёный К. Хессе в работе «Основы конституционного права ФРГ» делает вывод,

    что в вопросе о границах прав специального статуса военнослужащих все

    имеющиеся ограничения должны базироваться на законе настолько, насколько

    это закреплено или, по крайней мере, предусмотрено в нормах конституции[2].

    Французский учёный Ж.К. Рокепло в своей работе «Статус военнослужащих»

    рассматривает внутренние аспекты статуса военнослужащих, сравнивая его с

    положением государственного служащего[3].

    Статус военнослужащих - одна из важнейших политико-юридических

    категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества,

    уровнем демократии, состоянием законности.

    Регулирование сложных, комплексных правоотношений, характерных для

    Вооруженных Сил, требует применения норм многих отраслей права.

    Следовательно, военное право – это не самостоятельная, обособленная

    отрасль, а одна из органических частей всей правовой системы государства.

    В военно-правовой литературе наряду с термином “военное право” часто

    встречается термин “военное законодательство”. Под ними в принципе

    понимается одно и тоже. Но строго юридически это не так. Право – это нормы,

    общие правила, которые содержатся в различных нормативно-правовых актах.

    Законодательство – это законы, то есть официальные документы, имеющие

    высшую юридическую силу.

    Задачи данной работы: провести анализ законодательства Российской

    Федерации в области обеспечения прав и свобод военнослужащих, их

    обязанностей и ответственности, правовой и социальной защиты, постараться

    выявить достоинства, недостатки и недоработки современного законодательства

    в этой области.

    Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по

    улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности

    военнослужащих.

    Для реализации данной цели работа имеет следующую структуру: в первой

    главе данной работы мы познакомимся с историческим аспектом правового

    статуса военнослужащих с конца XIX в. по настоящее время. Это сделано с

    целью анализа отечественного опыта в рамках дальнейшего развития их

    правового статуса с возрастающим и разноплановым учётом особенностей

    военной службы при одновременном сохранении за военнослужащим основных

    конституционных и иных общегражданских прав, свобод и обязанностей.

    Во второй главе более детально рассмотрим федеральный закон «О статусе

    военнослужащих», в котором уделим внимание вопросам прав, свобод,

    обязанностей и ответственности, а также основам государственной политики в

    области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с

    военной службы и членов их семей; вопросам финансового, жилищного, вещевого

    и продовольственного обеспечения, вопросам права на отдых и образование, а

    также иным вопросам, регулирующим статус военнослужащих.

    Третья глава посвящена проблемам реализации статуса военнослужащих,

    граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с целью обеспечения

    государственной защиты их прав и свобод, системы гарантий, включающих

    многообразные способы и формы осуществления этой задачи.

    Теоретическое и практическое значение данной работы заключается в том,

    что в ней удалось сформулировать ряд конкретных предложений по

    совершенствованию действующего законодательства в сфере социальной защиты

    военнослужащих, которые при их реализации, несомненно, могут сыграть

    положительную роль.

    В ходе работы автор опирался на законодательные и иные нормативно-

    правовые акты, закрепляющие права, свободы и льготы военнослужащих, а также

    гарантии реализации последних: Конституция Российской Федерации, законы РФ

    «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О

    ветеранах», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,

    службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, и

    их семей», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья

    военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и

    начальствующего состава ОВД РФ и сотрудников федеральных органов налоговой

    полиции», указы президента РФ, Постановления Правительства, правовые акты

    министра обороны РФ и других органов военного управления, а также

    собственный опыт работы при прохождении военной службы по контракту в

    Вооруженных Силах РФ и прохождении преддипломной практики в Череповецком

    гарнизонном военном суде.

    Глава 1. Правовой статус военнослужащих в России. Исторический

    аспект.

    §1. Правовой статус военнослужащих в русской армии конца XIX – начала

    XX века.

    Проблема правового статуса военнослужащих остается одной из сложнейших

    в теории и практике конституционного права Российской Федерации, вследствие

    чего нам необходимо обратиться к историческому опыту нашей страны[4].

    В отечественной военно-правовой литературе долгое время господствовал

    тезис о политическом и гражданском полноправии военнослужащих, несмотря на

    то, что ряд российских ученых Х1Х-ХХ столетий, таких как А.М.

    Добровольский, А.Д. Градовский, А.Н. Греков, ссылаясь на специфику военной

    организации, на особое положение армии в механизме государства, ее функции,

    утверждали, что общепризнанные правовые начала и принципы правового

    положения гражданина не могут в полной мере найти применение в армии и

    должны быть ограничены[5]. Так профессор Александровской военно-юридической

    академии А.М. Добровольский в своей книге "Особенности положения

    военнослужащих в области публичного права" писал, что правовое положение

    военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, чем у

    других граждан. На это положение оказывает воздействие природа военной

    службы. Определяющим моментом здесь являются:

    особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной

    для вооруженной борьбы;

    особенность взаимных отношений и составляющих ее элементов (дисциплина,

    воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью

    внутренней сплоченностью армии и проникновению ее единым духом;

    существо военной службы, как службы государственной.[6]

    Добровольский убедительно доказывает, что особенность положения

    военнослужащих в области публичного права может заключаться и в том, что в

    известных случаях нормы общего права в отношении их не получают применения

    или же для них (военнослужащих), в силу особенностей их служебного

    положения, создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае

    права последних могут подвергаться ограничениям или же, наоборот,

    военнослужащие в этом отношении могут быть поставлены в привилегированное

    положение по сравнению с другими гражданами.

    Точку зрения Добровольского поддерживали А.Д. Градовский, А.Н.Греков и

    другие российские ученые.

    Так по российскому военному законодательству конца XIX - начала XX

    веков военнослужащим российской армии было запрещено входить в состав и

    принимать участие в каких бы то ни было союзах, группах, организациях,

    партиях и т.д., образуемых с политической целью, присутствовать на

    различного рода политических собраниях, печатать без разрешения и

    предварительной цензуры начальства литературные произведения. По

    избирательным законам Российской Империи все военнослужащие были лишены

    активного и пассивного избирательного права.

    В отношении ограничений военнослужащих в области публичного права

    Добровольский отмечал, что военно-служебные отношения, налагая на

    военнослужащих военно-служебные обязанности, вместе с тем представляют им

    некоторые субъективные права, вытекающие из служебного положения, такие,

    как:

    право на защиту чести и достоинства личности при исполнении обязанностей

    военной службы;

    право на содержание;

    право на возмещение расходов, производимых в интересах службы;

    право на почетные преимущества: награждение деньгами; награждение землями;

    награждение подарками.

    Таким образом, была сделана первая попытка сбалансировать права и

    обязанности военнослужащих. Установление для военнослужащих определенных

    льгот и привилегий сообразовывается с тем обстоятельством, что в силу их

    служебного положения осуществление принадлежащих им гражданских прав

    является затруднительным или фактически невозможным. Поскольку в этих

    случаях нормы общего права не могут быть применимы, то для возможности

    осуществления военнослужащими своих гражданских прав государство было

    призвано создать для них специальный закон, в котором кроме ограничений

    присутствовали бы и соответствующие привилегии.

    А теперь обратимся к особенностям правового положения военнослужащих

    русской армии.

    Необходимо сказать, что армия в России по своей природе, по

    выполняемым функциям, в обществе и государстве традиционно относилась к

    числу социальных групп и социальных институтов, положение и престиж которых

    были очень высокими. И это было совершенно естественно, так как ни

    общество, ни государство не могли допустить иного, не ставя под угрозу само

    свое существование. В этой связи можно вспомнить известное изречение

    Наполеона: "Если народ не хочет кормить свою армию - он будет кормить

    чужую". И поскольку на протяжении столетий существование государств

    зависело, главным образом от боеспособности их вооруженных сил, то

    последние концентрировали в себе все лучшее, что было в обществе.

    Наибольший же рост авторитета Вооруженных Сил в нашем Отечестве приходился

    на периоды взлета славы русского оружия.

    Отношение к офицеру (как наиболее характерному представителю военных)

    и его положение в обществе зависит от многих факторов и обуславливается как

    специфическими чертами общества, так и некоторыми особенностями жизни и

    деятельности в условиях вооруженной организации. Анализ отечественного

    опыта в рамках рассматриваемого вопроса позволяет глубже разобраться в

    проблеме снижения авторитета и престижа статуса российского офицера,

    российской армии и воинской службы в целом.

    ''В дореволюционной России профессия офицера была одной из самых

    уважаемых и социально значимых. Ее престиж обеспечивался, прежде всего,

    особым положением воина, его социальной защищенностью. Законодательно

    обязанности, права и привилегии офицеров российской армии были впервые

    закреплены в период царствования Петра I. Его знаменитый акт "Табель о

    рангах"[7] четко определил место офицера в иерархии не только военной, но и

    гражданской службы. Интересно, что данным законом военные чины объявлялись

    выше соответствующих гражданских и даже придворных чинов.

    Высокий статус офицера в русском обществе XVIII -XIX веков был явно не

    случаен: он был закономерно подготовлен бытовавшим с раннего средневековья

    на Руси отношением к воинской службе. Носить оружие и быть воином считалось

    благородным, и занятие это из поколения в поколение давало основание

    считать свой род благородным. На протяжении полутора столетий офицерство в

    России не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было

    его наиболее привилегированной частью. Офицеры, как профессиональная

    группа, в социальном плане стояли выше любой другой социально-

    профессиональной группы населения страны. Они обладали наиболее престижным

    статусом в русском обществе того времени. И нет ничего случайного в том,

    что именно этот период ознаменован самыми славными победами русского

    оружия, именно за это время Россия раздвинула свои границы в Европе

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.