МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политические права российских граждан

    Политические права российских граждан

    ПЛАН РЕФЕРАТА

    1. Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г.

    2. Политические права в системе конституционных прав

    и свобод человека и гражданина.

    3. Система политических прав и свобод.

    4. Политические конституционные права и свободы

    человека и гражданина :

    а) право на участие в управлении делами государства;

    право на референдум ;

    б) право на доступ к государственной службе;

    в) право на объединение;

    г) свобода манифестаций;

    д) свобода слова ипечати;

    е) право на петиции.

    5. Значение политических прав и свобод для человека.

    6. Конституционный статус личности в России в настоя-

    щее время.

    Правовой статус личности определяется всей

    совокупностью прав человека и гражданина , отраженных

    в нормах всех отраслей действующего права .

    Основы правового статуса личности охватывают

    конституционно закрепленные права и свободы . Понятие

    же основных прав и свобод человека и гражданина можно

    сформулировать следующим образом :” Конституционные

    (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рож-

    дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за-

    щищаемые государством , составляющие ядро правового

    статуса личнотсти .”[1]

    Перечисление в Конституции Российской Федерации

    основных прав и свобод не должно толковаться как отри-

    цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че-

    ловека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Кон-

    ституции Р.Ф.

    Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и

    свободам человека и гражданина , включает 48 статей

    (с 17 по 64).

    Впервые научную классификацию данных правомочий

    осуществила М.П.Карева , приняв за основу важнейшие

    сферы деятельности человека .[2] Ее классификация включала

    следующие составляющие : а) социально-экономические пра-

    ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.

    В дальнейшем государственно-правовая наука , используя

    классификационные основы , предложенные М.П.Каревой ,

    выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли :

    1)социально-экономические права и свободы граждан ;

    2) политические права и свободы граждан ;

    3) личные права и свободы граждан.

    Наиболее подробно данная проблема исследуется

    Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование

    элементов системы конституцищнных прав и обязаннос-

    тей с основанием приведенной классификации. Ученый

    выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан-

    ностей :

    1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо-

    мической и культурной жизни ;

    2) права и обязанности граждан в сфере государственной

    и общественно-политической жизни ;

    3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной

    свободы .[3]

    Однако систему основных прав и свобод характери-

    зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко-

    торых придерживается Конституция в их последователь-

    ном расположении .

    Последнее имеет далеко не техническое значение, а

    отражает соответствующую идеологию, которой придер-

    живается государство в трактовке сущности концепции

    правового статуса личности .

    В действующей Конституции, основанной на новой

    концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен

    в следующей последовательности. Сначала указаны личные,

    затем политические, а за ними социально экономические.

    Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек-

    ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей

    ООН в 1948 г.

    В российском законодательстве она впервые была

    воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж-

    данина, принятой Верховным Советом Российской Федера-

    ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции

    Российской Федерации 1993 года .

    В отличие от основных личных прав , которые по

    своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому

    от рождения как человеку, политические права и свободы

    связаны с обладанием гражданством государства . Это

    различие отражает Конституция, адресуя личные права

    “каждому”, политические - “гражданам” .

    В соответствии с Конституцией гражданин Рос-

    сийской Федерации может самостоятельно осуществлять

    в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60).

    Эта норма прежде всего , касается политических прав и

    свобод .

    Система же политических прав и свобод граждан

    состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из

    них включает в себя права граждан, содержащие правомо-

    чия по участию в организации и деятельности государства

    и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра-

    во на референдум; право петиций .

    Вторая группа субъективных прав и свобод, входя-

    щих в систему политических, состоит из правомочий ,

    представляющих собой неотъемлемые права граждан,

    целью реализации которых является активное участие ин-

    дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова

    и печати; свобода союзов; свобода собраний .

    Право участвовать в управлении делами государства

    закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано

    каждому гражданину, а не политически организованной

    совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо

    народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет

    власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти-

    туции Российской Федерации).

    Осуществление этого права граждан выражается

    в различных формах, как непосредственно, так и через

    своих представителей. Непосредственными формами

    являются участие граждан в референдуме, всенародном

    голосовании по важнейшим вопросам государственной и

    местной жизни, путем реализации права избирать и быть

    избранными в органы государственной власти и органы

    местного самоуправления .

    Право на референдум включает в себя не только пра-

    во на участие во всенародном (местном) голосовании , но

    и право требовать выставления любого вопроса на голосо-

    вание, а также право требовать, чтобы результаты обще-

    народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи-

    тывались при принятии окончательного решения по дан-

    ному вопросу(если решение принимается не путем рефе-

    рендума).

    Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению

    путем референдума или не набрал необходимого количест-

    ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида

    или группы индивидов возникло желание не просто выра-

    зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об-

    щественное значение, но и воздействовать на деятельность

    государственных органов по поводу данного явления об-

    щественной жизни, то граждане могут воспользоваться

    правом петиций, известным законодательству еще с конца

    17 века .

    Граждане Российской Федерации имеют равный

    доступ к государственной службе, право участвовать в

    осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).

    Это право является новой для российской Конституции

    нормой . Право на равный доступ к государственной служ-

    бе означает равенство исходных возможностей и отсут-

    ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не

    следует толковать это право буквально. Во всем мире су-

    ществует система конкурсов,тестирования,собеседований.

    Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря

    1993 года Положение о федеральной государственной

    службе предполагает прием на государственную службу

    либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса(пункт

    22) , а также регулярные аттестации государственных

    служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ-

    лении правосудия долгое время имело форму выборов на-

    родных судей и народных заседателей либо участия в рабо-

    те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас-

    тоящее время в России осуществляется поэтапное введе-

    ние института присяжных заседателей, назначаемых пу-

    тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела

    и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”)

    как основы приговора суда.

    Важным правом , имеющим тесное отношение к учас-

    тию граждан в управлении делами государства , является

    закрепляемое за каждым право на объединение , включая

    право создавать профсоюзы для защиты своих интересов,

    никто не может быть принужден к вступлению в какое-

    либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конститу-

    ции РФ).

    Это право дает гражданам возможность использо-

    вать в указанных целях различные формы совместной ор-

    ганизованной общественной деятельности, объединять

    свои усилия для осуществления тех или иных задач.

    Общественные объединения способствуют развитию

    политической активности и самодеятельности граждан,

    удовлетворению их многообразных интересов.

    Право на объединение имеют как российские граж-

    дане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть

    третью статьи 62), исключением являются политические

    партии, права на создание которых и участие в которых

    имеют только граждане России.

    Право на объединение не является абсолютным пра-

    вом и может подвергаться определенным ограничениям.

    Ограничения на пользование правом на объединение уста-

    навливаются Конституцией и федеральными законами. На-

    пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель-

    ные ограничения права на обьединения могут устанавлива-

    ться в условиях чрезвычайного положения.

    Одной из политических свобод, входящих в правовой

    статус советского гражданина, является конституцион-

    ная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демон-

    страций. Что понимается под этими терминами .. Еще в

    начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал,

    что, ” право собираться есть не что иное, как результат

    взгляда судов на индивидуальную свободу личности и инди-

    видуальную свободу слова”[4] .

    Свобода манифестаций как важный элемент правово-

    го статуса гражданина представляет собой взаимосвязан-

    ное с другими правами, свободами и обязанностями граж-

    дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на

    государственные и общественные органы путем согласова-

    ния и формирования мнения граждан и его выражения по

    различным вопросам общественной жизни, участия их в

    управлении жизнью общества и решении конкретных воп-

    росов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев)

    Правовое регулирование механизма реализации права

    граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстри-

    рует нелегкий путь юридической науки и практики от

    формально-догматического подхода к обьективно-реалис-

    тическому.

    Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конститу-

    ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавли-

    вали каких-либо ограничений на способы реализации назван-

    ной свободы. При формальном закреплении политических

    прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял

    о том, что граждане могут реально воспользоваться этим

    правом. Если же и происходило нарушение традиции, винов-

    ного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестрой-

    ки" манифестации, проводимые по инициативе граждан,

    приняли массовый характер, исполкомы местных Советов

    Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и облас-

    тей поспешили принять временные правила организации и

    проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон-

    страций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой

    вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешитель-

    ный порядок реализации этой субьективной свободы, воз-

    никло противоречие между нормой Конституции и поло-

    жениями указанных актов.

    25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О поряд-

    ке организации и проведения митингов, уличных шествий,

    демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что

    впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения

    этих мероприятий следует исходить из положений Декла-

    рации прав и свобод человека и гражданина , принятой

    Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться сво-

    бодно и без оружия, проводить митинги и другие указанные

    мероприятия при условии предварительного уведомления

    властей. Осуществление этого права не должно нарушать

    свободы и права других лиц. Не допускалось использование

    его для насильственного изменения конституционного

    строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной

    ненависти, для пропаганды насилия и войны.

    Этот Указ определил, что до принятия соответ-

    ствующего российского закона упомянутый выше союзный

    указ на территории России применяется в части, не про-

    тиворечащей указанной Декларации.

    Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламенти-

    рует проведение следующих видов публичных мероприятий:

    собрания - совместного присутствия граждан в зара-

    нее определенном месте и в заранее определенное время для

    коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

    митинга - формы организованного выражения общес-

    твенного мнения, массовой поддержки резолюций, требова-

    ний и других обращений граждан, проводимой в заранее

    определенном месте и в заранее определенное время ;

    демонстрации - формы организованного выражения

    коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу

    общественной и государственной жизни ;

    шествия - формы демонстрации, проводимой путем

    передвижения граждан по заранее определенному маршру-

    ту ;

    пикетирования - формы публичного выражения кол-

    лективного или индивидуального мнения, осуществляемой

    без шествия и звукоусиления путем размещения граждан

    у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран-

    спорантов и иных средств наглядной агитации.

    В основе механизма правового регулирования любой

    конституционной политической свободы граждан должна

    лежать норма Конституции. Что касается свободы слова

    и печати, то к сожалению, она регулируется действующей

    Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в ста-

    тье 29 получили закрепление права граждан на свободу

    мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и

    убеждений и право искать, получать и свободно распрост-

    ронять информацию.

    Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензу-

    ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991

    года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в

    Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления

    свободой массовой информации.

    Собственно свобода печати Конституцией не урегу-

    лирована.

    Можно, конечно, обосновать отсутствие упомина-

    ния о свободе печати тем обстоятельством, что она яв-

    ляется частным проявлением свободы выражения своих

    мнений. Но этот аргумент не соответствует междуна-

    родно-правовым обязательствам России. Международный

    пакт о гражданских и политических правах в числе спосо-

    бов выражения мнения указывает использование печати

    как самостоятельное правомочие граждан.[5]

    Рассмотрим право на петиции. Это право на участие

    также не лучшим образом урегулировано действующим за-

    конодательством . Достаточно отметить, что Консти-

    туция РФ даже не употребляет термин "петиции", заме-

    няя его громоздким определением "личные и коллективные

    обращения в государственные органы и к должностным ли-

    цам"(ст.33). Что же касается текущего законодатель-

    ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ

    Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар-

    та 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявле-

    ний, жалоб граждан ".[6] При этом, кроме месячного срока

    для рассмотрения обращений и установления запрета на

    рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб

    лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль-

    ных положений он не содержит.

    Стоит отметить, что в России действует доста-

    точно демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст-

    вий и решений, нарушающих права и свободы граждан".[7]

    Однако им регулируется только судебный порядок рассмо-

    трения петиций, и проблема остается не решенной.

    Таким образом, политические права и свободы граж-

    дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им

    от рождения и обеспеченных законом основных возмож-

    ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах

    как активно воздействовать на организацию и деятель-

    ность государства и его органов, иных субьектов полити-

    ческой системы, то есть политическую область обществе-

    нных отношений, так и участвовать в социальной жизни

    общества.

    Конституционный статус личности в России - одно

    из важнейших достижений на пути преобразования общес-

    тва. Это убедительное доказательство того, что наша

    страна идет по пути демократии и гуманизма , строит

    правовое государство. Многое сделано в сфере политичес-

    ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для

    развития многопартийности, гласности, информации, дея-

    тельности общественных организаций. Однако в целом кон-

    ституционный статус личности реализуется далеко не

    полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни

    нельзя назвать благополучными.

    Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове-

    ка, несомненно, отражает переходный характер современ-

    ного этапа развития российского общества.Но "списывать"

    слабости и недостатки только на это было бы неверно .

    Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не-

    преодоленное неуважение к правам и свободам человека, от-

    сутствие строгой и неотвратимой ответственности за

    их нарушения, незавершенность законодательства, страда-

    ющего от декларативности, а также от слабости соот-

    ветствующих государственных структур.

    Исправлению неблагоприятного положения призвана

    способствовать Федеральная программа действий в облас-

    ти прав человека. Это скоординированный план государс-

    твенных усилий, осуществляемых на основе Конституции

    1993 года и международно-правовых обязательств России.

    Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог-

    рессивных сил российского общества. Необходим строгий

    и постоянный контроль общественности за соблюдением

    прав и свобод человека в стране.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ю.А.Дмитриев А.А.Златопольский "Гражданин и

    власть" , Москва, 1994 ,стр. 19-42.

    2. Конституция Российской Федерации. Коммента-

    рий. Москва, "Юридич. литература",1994.

    3. Ю.А.Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва , Независимое

    издат. "Манускрипт",1991,

    стр. 24-41.

    4. Е.И.Козлова О.Е.Кутафин "Конституционное

    право России", Москва,"Юристъ",1995,стр.203-214.

    -----------------------

    [1] См. : Е.И.Козлова О.Е.Кутафин Конституционное право России.

    Юристъ,Москва,1995,с.196.

    [2] Советское государственное право . Москва, 1948 . с. 147-148.

    [3] Воеводин Л.Д. О формах констит. закрепления свободы личности/Сов. гос-

    во и право, 1982, N.4, с.210-258 .

    [4] Дайси А.В. Основы государственного права Англии.- М.,1907.,с.308.

    [5] Права человека. Сборник международных документов. М.,1986. с.56.

    [6] Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст.192.

    [7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

    РФ,1993,номер19,ст.685.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.