Финансовая система Республики Узбекистан
Финансовая система Республики Узбекистан
Финансовая система Республики Узбекистан
1. Сущность и функции финансов.
2. Финансовая система и ее субъекты.
3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция.
4. Государственный бюджет: пути формирования и использования.
5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
6. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования
экономики.
7. Анализ бюджетной политики Узбекистана.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных
отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают
развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек
производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их
конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения
экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая
связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов
денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и
динамичного развития экономики финансы занимают особое место в
экономических отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но
имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру
производственных отношений в обществе.
Финансы - обобщающая экономическая категория, которая характеризует
процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.
Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяются
экономическим строем общества, а также природой и функциями государства.
Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного
производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-
я стадия воспроизводственного процесса - распределение валового внутреннего
продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из
которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным
признаком финансов как экономической категории является распределительный
характер финансовых отношений.
В распределении фонда денежных средств участвует совокупность
экономических категорий. Однако специфической особенностью финансов
является то, что материальными носителями финансовых отношений являются
финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая форма движения
денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства
за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а
используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение социальных и Других потребностей общества.
Финансовые ресурсы используются в фондовой, либо нефондовой формах. В
условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает
форму, государство использует фондовую форму, что является целесообразным
для интересов общества в целом, так как это:
- позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с
экономическими возможностями общества;
- обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития
общественного производства;
- дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные
интересы и тем активнее воздействовать на производство.
|Финансы - система сложившихся в обществе |
|экономических отношений по формированию и |
|использованию фондов денежных средств на основе |
|распределения и перераспределения валового |
|общественного продукта и национального дохода. |
Характерными чертамисовременных финансов являются следующие:
1) денежная форма;
2) распределительный характер отношений;
3)распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении)
через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо нефондовой
формах.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов - это
специфический способ выражения присущих финансам свойств.
Распределительная функцияпроявляется в том, что финансы активно
участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта
и национального дохода между участниками общественного производства,
отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и
социально-культурной сферой.
Распределительная функция проявляется в первичном распределении
стоимости созданного экономического продукта и формировании первичных
доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.
Финансовые методы распределения распространяются на физических и
юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного
процесса, на все уровни управления экономикой. Он проявляется на
общенациональном уровне, на уровне отдельных регионов, на местном уровне.
Контрольная функцияпроявляется в контроле со стороны общества за
производством, распределением и обращением экономического продукта.
Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в
распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы
поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и
эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый
контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и
частного производства.
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СУБЪЕКТЫ
Финансы выражают экономические общественные отношения. Отношения
проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специфические особенности
финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.
Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.
Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых
образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую
систему страны.
Финансовая система- это система форм и методов образования,
распределения и использования фондов денежных средств государства и
хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах
есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не
всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект
финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение
сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних
хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не
обходятся без них.
Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (схема 1).
Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов
(предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах,
обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных
ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в
процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных
средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала.
Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную
продукцию (валовой доход) распре- деляется таким образом, что
удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.
Схема 1
[pic]
Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают
государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет
важную роль в регулировании экономики, в развитии социально- культурной
сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении без- опасности страны и
граждан.
Развитие рыночных отношений, базой которых является частная
собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу
финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в
страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С
развитием товарного производства возникает объективная необходимость
страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это
достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.
Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы
кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых
институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения
различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству
и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые
отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее
частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые
связывают главных субъектов финансовых отношений. Систему взаимных
финансовых связей и потоков можно изобразить в следующей упрощенной схеме
(см. схему 2).
Схема 2
[pic]
За каждой из указанных на схеме стрелок стоит множество разнообразных
финансовых связей, потоков, отношений.
Финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом
политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством
финансовой политики. Главная задача финансовой политики - обеспечение
соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной
государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий,
направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и
использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально
возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база
любых преобразований.
В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного
государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает
задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве
системы общественных отношений. В период революционных изменений политика
направлена на формирование новой системы общественных отношений,
проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
Теоретические истоки современных западных концепций государственных
финансов следует искать в работах западных экономистов XIX - начала XX в.
Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и
отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии западных
государств. До конца 20-х годов в основе финансовой политики этих
государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением
являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной
конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора
хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х - начала
30-х годов заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать
реальным требованиям жизни.
Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в
30-60-е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и
неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж.М.Кейнса исходит из
следующих основных положений.
1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать
не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его
предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
2. Капиталистическая экономика не может полностью саморегулироваться. В
условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство
государства неизбежно.
Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм
автоматического регулирования экономики с помощью цен.
3. Экономические кризисы перепроизводства выступают на поверхности
явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике
следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин
"эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и
производством, доходом и занятостью.
4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная
политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом
возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного
оборудования.
На основе идеи об "эффективном спросе" была пересмотрена вся финансовая
концепция. Основной инструмент правительственного вмешательства в
циклическое развитие и преодоление кризисов - государственные расходы. Их
формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором
достижения "эффективного спроса". Правитель- ственный спрос, обеспеченный
налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и
привести к росту национального дохода и занятости. Так же как
государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и
налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на
основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Новым
является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о
необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью
займов.
Последователи Дж. Кейнса назвали его "принципом дефицитного
финансирования". По мнению Дж. Кейнса, государственные инвестиции и текущие
расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции,
финансируемые посредством займов, приведут к расширению "склонности к
инвестированию", а финансирование текущих расходов приведет к увеличению
"склонности к потреблению". Со времени Кейнса обязательное соответствие
бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с концепцией
"здоровых финансов" было покончено. Рынок ссудных капиталов становится
одним из инструментов достижения "эффективного спроса", а дефицит
государственного бюджета превращается в один из способов государственного
регулирования.
Таким образом, Дж.Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов,
направленную на регулирование экономики в условиях государственно-
монополистического капитализма. Финансовая политика была осуществлена на
практике последователями Дж.Кейнса (в США - Р.Харродом, А.Оукеном,
У.Хеллером, в Великобритании - Дж. Вайсманом, во Франции - Ф.Перру, в
Японии - К.Эми, X.Ито и другими)" В 40-60-е годы она имела успех и
определенные положительные результаты.
Экстенсивному типу экономического развития соответствовал кейнсианский
постулат о необходимости роста государственных расходов. В ряде стран
Западной Европы были внедрены социал-реформистские формы государственного
регулирования. На этой основе происходил рост расходов на образование,
здравоохранение, сформировалась эффективная система социального
обеспечения. И до 70-х годов в основе финансовой теории и практики
большинства ведущих западных государств лежали исходные положения теории
Дж.Кейнса.
Дальнейшее развитие экономики, переход к интенсивному типу
экономического роста в условиях НТР и интернационализация хозяйственной
жизни показали несостоятельность модели функционирования государственных
финансов Кейнса в новых условиях. Потребовались иные теории
государственного регулирования.
Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется
концепция "неоклассического синтеза" - теория равновесия в условиях
неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия
кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской
премии английского экономиста Дж.Хикса и американца П.Самуэльсона.
Кейнсианские идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая
предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кредитной
политики (изменение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке и
т.п.). П.Самуэльсон вводит в оборот термин "общественный товар", под
которым понимает товары и услуги, доставляемые членам общества
государством. "Общественный товар" сочетает три свойства: неделимость среди
членов общества, всеобщую доступность и предоставление государством (т. е.
минуя рынок - например, информация). В идее "общественного товара" ставится
вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами -
на государственный сектор возлагается финансирование экономической и
социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль.
По мнению П.Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы
обеспечивать регулирующие меры для сферы предложения общественного товара.
Основная цель вмешательства государства в микромир - достижение
оптимальности правительственных расходов, эффективного распределения и
перераспределения ресурсов между государством, предприятиями и отдельными
членами общества.
С конца 70-х годов в основу финансовой политики Великобритании, США,
ФРГ и ряда других государств была положена неоконсервативная стратегия,
связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла
выражение в теории предложения, одним из главных положений которой является
Страницы: 1, 2, 3
|