МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Психологическая культура журналиста

    Реферат: Психологическая культура журналиста

    Курсовая работа студента 3 курса


    1.Введение                                                                                    

    2.  Психологическая культура журналиста                                 

    3. Заключение                                                                               

    4. Литература                                                                                

    Введение.

    Тема этой работы - психологическая культура журналиста. Автор обратился к данной теме, желая понять:

    а) каким должен быть журналист с точки зрения психологов

    б) пытались разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту.

    Мотив выбора данной темы - полученные знания должны способствовать формированию гармоничной психологической культуры автора.

    Прослушанный курс лекций по психологии журналистского Творчества оказал большое влияние на сам замысел работы: использовав труды видных психологов и теоретиков журналистики, сопоставить теорию с практикой, проанализировав материалы, одного известного журналиста. Не секрет, что само понятие “психологическая культура журналиста” достаточно непривычно. Однако образует его психологический опыт, основанный на категориях здравого смысла, профессиональной интуиции и таланте - понятных всем явлениям.

    Каждый журналист регулярно сталкивается со множеством людей, работает в коллективе, вступает в контакт с различными социальными институтами. Все это обуславливает публичность профессии журналиста. Психологический опыт сознательно, а чаще - бессознательно руководит работниками СМИ.

    Психологическую культуру журналиста можно также назвать “профессиональным сознанием”.

    Структура работы проста. Автор излагает современные взгляды психологов и теоретиков журналистики на предмет работы: составляющие психологической культуры журналиста. Будут изложены лучшие тезисы, снабженные комментариями.

    Будут рассмотрены связь таких понятий, как: Менталитет, жизненные силы, мировоззрение, ценности, установки, идеология, воля и т.д. В силу ограниченного объема работы, не все эти понятия будут проанализированы, так как каждое из них достойно отдельной работы, но это уже не область журналистики, а психологии. Термин “Психология” был введен немецким психологом Голлениусом и Пассианом в 1590 г. и переводится , как “Наука о душе”. С тех пор это понятие укоренилось в научной литературе всего мира.

    Что изучает психология?

    В “Словаре иностранных слов” дано определение: “Психология” - 1) Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и ее высшей формы - сознания. 2) Совокупность психических процессов, обуславливающий какой-либо род деятельности. 3) Психика, особенности характера, душевный склад”.

    Второе слово, соответствующее понятие “психологическая культура журналиста”- Термин “Культура”- имеет десятки определений, из которых в данном случае подходит такое: “Культура- уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности”.

    Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности.

    Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста

    Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение.

    В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные. Журналистика - не только и не столько научная дисциплина, это  (из курса “Основы журналистики”)

    1. Социальный институт общества

    2. Система видов  деятельности по сбору, обработки информации.

    3. Совокупность профессий для обеспечения всех сторон журналистики.

    4. Система произведений, для постановки которых нудны специалисты разных профессий.

    5. Комплекс каналов передачи массовой информации.

    Журналистика - это социальное явление, играющее важную роль в жизни общества, информирующее регулярно о том, что происходит в стране и мире.

    Каждый может стать героем журналистского материала. Но чтоб стать журналистом, надо обладать не только широким кругозором, хорошими филологическими знаниями, но также иметь талант писать и общаться с людьми.

    Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста - профессионала, акулу пера от неопытного “журналюги  ”, стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции. В данной курсовой работе упор делается на описание психологической составляющей личности журналиста. Автор будет ссылаться на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З.Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления.

    Подводя итог, нельзя не добавить, что журналист мало чем отличается от других людей, но профессия  накладывает отпечаток на его сознание, делая его рефлексивным. Настоящий журналист - всегда в поиске сюжета для материала, всегда думает о работе.

    По мнению автора, он выбрал для себя самую лучшую на свете профессию - добывать информацию и передавать ее людям, и думается, делать их добрее, лучше..

    Бесспорно, общество со всеми его противоречиями накладывает оттиск и на личности журналиста, на его психологическую культуру, однако каждый из них имеет право выбирать, каким быть - таким как Доренко, или таким как Влад Листьев, “журналюгой-телекиллером   или благородным представителем “четвертой власти”, защитником гражданских свобод, дорожащих своей честью и человеческим достоинством. В современном мире, так гордящемся высшим уровнем демократии, число журналистов первого типа не уменьшается. Изъяны в их психологической культуре являются дестабилизирующим фактором в общественной жизни, исправлять их уже поздно. Важно в процессе обучения профессии журналиста ценить составляющие его психологической культуры.

    Глава. Психологическая культура журналиста.

    Мы живем в переломную эпоху - одиннадцать лет назад в политической карты мира исчезла огромная держава - СССР. Возникшая позднее Российская Федерация не может называться достойной преемницей Советского Союза, так как ее экономическая мощь намного меньше.

    За минувшее десятилетие выросло новое понятие людей, которые уже мыслить по-иному. То, что происходит в России все эти десять лет, называют по-разному - посткоммунизм, развитие рыночных отношений, т.д. деятельность СМИ в значительной системе определяется социально-политической, духовно-культурной ситуацией, в которой пребывает российское общество. Видный теоретик журналистики И.Дзялошинский отвергает название “посткоммунизм”, утверждая, что никакого коммунизма в СССР не было, а был авторитетный бюрократический режим, (функционеры этого режима продолжают влиять на жизнь общества, из позиции укрепились после избрания президентом В. Путина).

    Сейчас победила точка зрения, согласно которой  СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью властных структур для защиты демократии в обществе. СМИ должны являться информатором, беспристрастно освещающим общественные события.

    Однако, даже в такой стране, как США, ведущий телеканал CNN  после чудовищных терактов 11 сентября 2001 г. активно формировал позицию простых американцев громкими слоганами: “America under attack” (Америка под атакой) и “New America’s War” (Новая война Америки). Эти лозунги присутствовали  во всех передачах СNN  в те дни. Можно ли быть объективным, когда одна из сторон конфликта родная страна? Как должен реагировать журналист? Изучение психологической культуры журналиста помогает принять верное решение...

    Через всю историю изучения человека проходит дихотомия: тело (организм) и дух (сознание) - материалисты считают сознание атрибутом высокоорганизованной материи, идеалисты  понимают, что материю творит из ничего вечный дух. Сама наша психика протестует против столь упрощенного понимания личности. Идею многоуровнего человека выдвигали многие мыслители. По мнению А.Франкла, наиболее важным из возможных измерений человеческого бытия, являются следующие: витальная основа, которая изучается в биологии и психологии, социальное положение человека, его установки, личное отношение к любой витальной основе и любой ситуации. По мнению Леонтьева А.И. , личность -индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей сути. Сущность личности - в “эфире” этих отношений. Общество со всеми своими культурными, экологическими и другими формами не нечто целое, а синтез отношений. Именно социальная жизнь является той чертой, в которой человек приобщается к благам культуры. Богатство личности, степень развития ее индивидуальности определяется не степенью ее автономности, а мерой реализации индивидуальных сил и способностей личности в общественной жизни. Часто люди неверно понимают внешний мир, считая его 2 реальностей. ( природы и общества).

    Надо отметить, что материальный продукт журналистской деятельности заключает в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и внутренний мир данной творческой индивидуальности.

    Социально-психологические свойства личности (по Андреевой) 1) Обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальная перцепция, воображение, интеллект и т.д.).

    2) Формирующиеся во взаимодействии членов группы в результате ее социального влияния.

    3) Более общие, связанные с социальным поведением личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству.)

    4. Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме).

    Социальная роль есть фиксация определенных положений, которые занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждая личность может одновременно иметь несколько социальных ролей: журналист, СМИ,

    Личность - сложная структура. Известно 4 модели ее социального развития:

    1. Эволюционная - постепенное развитие (была присуща первобытным людям)

    2. Кризисная (скачкообразная) - через конфликты (окружающим и самим собой)

    3. Модель 3 фаз: Детство, Взрослость, Старость.

    4. Модель гетерогенного развития - разные системы организма достигают пика развития в разное время.

    Это означает, что возраст человека физиологический (т.е. степень развития физиологической системы организма) не всегда совпадает с психологическим (степенью развития структур психики) и педагогическим (мерой овладения культурой давнего общества). В этой связи примечательна классификация периодов человеческой жизни: младенчество (до года), ранее детство ( 1-3 года), дошкольный возраст ( 3-7), младший школьный возраст (6-12), отрочество (12-17), юность (17-21), молодость (19-30), зрелость (25-60) , старость (свыше 60 лет).

    Личностная зрелость наступает, когда соблюдается следующие условия:

    1. Развитое чувство ответственности у личности.

    2. Потребность в заботе о других людях.

    3. Способность к полноценному участию в жизни общества.

    4. Высокий уровень общей жизнедеятельности.

    5. Толерантное отношение к трудностям  и способность их преодолевать.

    6. Способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем и пути к полной самореализации.

    Все вышеизложенное о развитии личности - не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста.

    Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек.

    Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог эффективно осуществить эту деятельность.

    Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно. Система индивидуальных свойств личности включает по В.С. Мерник

     1. Систему  индивидуальных свойств организма (биологические, общесоматические, )

    2. Систему индивидуальных психологических свойств с подсистемами

    а) психодинамической - свойства темперамента

    б) психологическими свойствами личности

    3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.

    а) подсистема социальных ролей в социальной группе и коллективе

    б) социальных ролей в социально-исторических общностях.

    Становление “Я” происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента:

    1. Познавательный - знания о себе

    2. Эмоциональный - оценка себя

    3. Поведенческий - отношение к себе.

    Индивид усваивает   опыт и начинает  воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса:

    1. личностный выбор деятельности.

    2. центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей.

    3. освоение новых ролей и осмысление их значимости.

    Социализация личности состоит из 3 стадий:

    Адаптации, Индивидуализации и Интеграции.

    Адаптация (приходится на детство) - овладение знаковыми системами, социальными ролями. Начав изучать журналистику, индивид постигает ее теорию, этику, и т.д.

    Индивидуализация - обособление индивида, вызванное потребностью в персонификации. Но возникает проблема - как найти собственную индивидуальность?   Она решается на 3 стадии- стадии интеграции - достижением баланса между личностью и обществом.

    Пассивная позиция - человек становится объектом социальных отношений.

    Активная - воспроизведение социальных опыта человека становится субъектом социальных отношений.

    Лидер - тот, кто способен быть и субъектом, и объектом социальных отношений., способен выполнять и подчинять. Черты лидера не помешают журналисту, но это не главное составляющее его психологической культуры. Процесс социализации проходит посредством подражания, имитации и идентификации.

    Институтами социализации выступают семья, школа, отчасти - армия. надо отметить, семья в настоящее время утрачивает свои позиции под ударами новых представлений. В школе происходит социальная дифференциация детей в свете их достижений, распознавание индивидов.

    На каждом этапе социализации личность получает информацию об обществе, о действительности. Основным источником этой информации является общение.

    Особенностью общения в современном мире является то, что оно связано с ценностями, которые вносят в жизнь каждого социальный контроль, состоящий из :

    1. требований окружающих

    2. Социальных норм - образцов, что люди должны делать, и.т.д.

    3. Этикета - установленного порядка поведения.

    В случае отклонения личности от норм, общество может применить санкции по отношению к ней.

    В наши дни широкое распространение получило массовое и общение. Люди осознают, что многие их проблемы  связаны с неумением общаться. Общение посредством технических средств (телефона, пейджера, Интернета) не может стать заменителем непосредственного общения.

    Многие СМИ создают иллюзию общения. По данным И.Дзялошинского, средний городской житель затрачивает до 5 (!) часов в день на просмотр телепрограмм. Увеличение доли квазиобщения - особенность современного общения. Уровень общения подразделяется на:

    1. Фатический - общение по этикету, просто так.

    2. Информационный уровень

    3. Личностный уровень - раскрытие сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.

    По данным социологических исследований мобильные сотовые телефоны используются большинством людей для распространения сплетен!? тематика разговоров в Интернет-чатах соответствует фатическому уровню общения.

    Интервьюирование человека через Интернет не получило распространение. На Западе особо ценят журналистов-интервьюэров. Виды общения - межличностное, межгрупповое и массовая коммуникация.

    Рассмотрим третий вид подробнее. Массовая коммуникация - общение больших социальных групп в обществе. Коммуникатор распространяет информацию 2 типов:

     побудительную (приказ, совет, просьба)

    активизация - побуждение к действию в заданном направлении.

    Интеракция - побуждение, не допускающее определенных действий.

    Дистрибуция - распространение некоторых  автономных форм поведения.

    Психологическое развитие общения - происходит в несколько этапов: 1. первоначальная неразрывность трудовой деятельности и общения

    2. отделение общения от продуктивной деятельности

    3. речь приобретает возможность отделиться от общения , направляется на творческие цели.

    Общение в массовой коммуникации специфично:

    Леонтьев выделил следующие его особенности:

    1. Социально-ориентированная организация общения - изменение совместной деятельности за счет согласования или рассогласования индивидуальных деятельностей. Если общение направлено на изменение отдельной личности - это личностно-ориентированное общение.

    2. Психологическая динамика общения - психологическое содержание общения. Общаясь с аудиторией, журналист стремится изменить ее. Психологическое воздействие на аудиторию может остаться в сфере знаний, в сфере навыков и умений той или иной деятельности,  сфере собственно деятельности в ее реальном существовании. Возникающая обратная связь - двоякая 1. Спецканалы - письма, звонки на телестудию. 2. Представление коммуникаторы о возможной и ожидаемой реакции слушателя или зрителя.

    Но автор считает все вышеизложенное достаточным.

    Общение - важный процесс, который формирует личность журналиста, его психологическую культуру.

    Важным явлением является по Л.Леонтьеву самоподача - selfpresentation. Можно связать ее с проблемой персонификации:

    1.ориентировки в пространственных условиях общения.

    2. ориентировки во внешних условиях общения.

    3. ориентировки в узкой социальной ситуации.

    При этом важно понятие личной дистанции: расстояние между собеседниками 55 - 70 см. Социальная дистанция - 120 - 840 см. Потребности индивида реализуются посредством общения: Маслоу выделил 5-уровневую концепцию потребностей, высшей названа потребность в самовыражении, творчестве. Для журналиста значимо понятие самоактуализации. Это центральное понятие гуманитарной психологии, рамках которой она принимает вид стремления к реализации всех возможностей и способностей, заложенных в человеке.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.