МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Утопический социализм

    Утопический социализм

    Международный Независимый Эколого-Политологический Университет.

    Реферат по истории экономических учений

    на тему :

    Утопический социализм.

    Зотова Антолия.

    Москва 2000 г.

    Содержание.

    Утопический социализм. 3

    Утопический социализм и его основные черты. 3

    Томас Мор. 5

    Биография. 5

    Утопия. 6

    Хозяйство и разделение труда. 9

    Рабство. 11

    Роберт Оуэн. 13

    Утопические идеи Оуэна. 13

    Сен-Симон Клод Андри де Рувуа. 16

    Классификация общественных слоев в теории Сен-Симона. 16

    Промышленный класс будущего. 17

    Шарль Фурье 18

    Теория страстей Фурье. 18

    Исторические этапы человеческого общества. 19

    Будущий общественный строй. 20

    Заключение. 21

    Список использованной литературы. 23

    Утопический социализм.

    Утопический социализм и его основные черты.

    Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и

    учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на

    социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного

    развития и его движущих сил.

    Хотя идеи великих социалистов – утопистов нередко представляли собой

    фантастическое описание будущего строя, тем не менее были порождены

    условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных

    классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа

    производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс, который

    к тому времени уже сформировался.

    Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово

    "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была

    опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и

    социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев"

    данной темы Роберт Оуэн.

    Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно

    обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление

    справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие

    владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство

    в распределении собственности и доходов.

    Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием

    "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноименной

    книги Томасам Мором в 16 в. Он придумал это слово, в буквальном переводе с

    греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический"

    характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно,

    либо крайне затруднено.

    В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки

    объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

    Важное значение для развития экономической мысли западного средневековья

    имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех

    народов в легенде о прошлом «золотом веке»,

    которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем

    социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об

    общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных

    уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового

    рабовладельческого коммунизма.

    На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало

    учение раннего христианства, проповедовавшее в общественное человеческое

    равенство, братство и потребительский коммунизм.

    В условия классического средневековья утопические идеи находят

    отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против

    угнетения принимает форму хилиазма[1]. Хилиастическое учение в 12 веке

    развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем

    царстве» будущего, незнающего войн, нищеты, рабства и частной

    собственности.

    В позднем средневековье социальные утопии оказываются более

    многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало

    специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами

    рисуется более реалистическая картина общества будущего.

    Социалистический идеал возникает в 19 веке, когда в экономике

    развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги

    сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения

    (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс

    положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым .Погоня за прибылью

    исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных

    слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и

    лишения значительных масс европейского населения, из желания создать

    общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф.

    Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже

    пролетариата.

    В своей работе я хочу уделить особое внимание английскому социалисту-

    утописту Томасу Мору, т.к. он считается основателем утопических теорий.

    Томас Мор.

    [pic]

    (1478-1535)

    Биография.

    История гуманизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры

    Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззрение было ранней формой

    буржуазной идеологии, или, точнее, первой формой буржуазного просвещения.

    Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в.

    был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Томас Мор

    происходил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. По

    собственным словам Мора, его семья была "хотя и не из знатного, но

    ччестного рода". Вся жизнь его предков была тесно связана с жизнью

    лондонского Сити. Первоначальное образование юный Мор получил в

    грамматической школ Св. Антония, где учили читать и говорить по-латыни.

    Потом около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле

    отца Мор переходит в одну из юридических школ Лондона, успешно

    заканчивает курс юридических наук и становится адвокатом. Необычайная

    добросовестность и человечность молодого адвоката принесли Мору большую

    популярность среди лондонских горожан. В 1504 г., при Генрихе VII, 26-

    летний Томас избирается в парламент. Но парламентская карьера Мора была

    непродолжительной. После своего смелого выступления против введения новых

    налогов он под угрозой королевских репрессий вынужден был надолго оставить

    политику и возвратиться к судебным делам.

    Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. - это время

    напряженных исканий. Еще студентом он сблизился с кружком выдающихся

    оксфордских гуманистов - У. Гроцианом, Т. Линакром и Дж. Колетом. С

    этим кружком был тесно связан и Эразм, который стал одним из ближайших и

    любимейших друзей Мора. Под руководством своих друзей - оксфордских

    гуманистов Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов церкви -

    Иеронима и Августина. Изучение греческого языка дало возможность Томасу

    познакомиться с произведениями великих античных философов, историков,

    писателей: Платона, Аристотеля, Плутарха, Лукиана. Читая древних авторов,

    вместе со своими друзьями и наставниками размышлял о жизненном

    призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как

    реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках и суевериях, как

    сделать жизнь менее жестокой, более разумной и справедливой. Вот что

    волновало Мора и его друзей. Ответ на все эти вопросы гуманисты пытались

    найти в трудах древних философов, в Евангелии, на основе которого, по их

    мнению, только и возможно было создать справедливое общество. Так думали

    Мор, Эразм и их друзья - оксфордские гуманисты. Однако сила гуманистов

    была не только в их глубоком знании древних языков и античных авторов, а в

    ясном понимании пороков современного общества и государства, в их

    непримиримости к суевериям, невежеству лжеученых схоластов, сословному

    чванству имущих, в искреннем стремлении путем просвещения и нравственного

    воспитания народа и правителей добиться справедливого и разумного

    переустройства общества. Эти лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в

    его "Утопии". История ее создания такова.

    Должность помощника шерифа Лондона способствовала еще более тесному

    контакту Мора с влиятельными купеческими кругами Сити. В 1515 г. ему была

    поручена ответственная миссия оратора от Сити при встрече венецианского

    посла. В мае того же года, по предложению лондонских купцов, Мор был

    включен в состав королевского посольства во Фландрию. История этого

    посольства впоследствии была описана самим Мором в перво книге

    "Утопии".

    Мор превосходно справился с миссией купеческого посредника и

    дипломата. Во время поездки состоялось знакомство Мора с выдающимся

    нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Последний был главным секретарем и

    членом городской ратуши Антверпена. Один из близких друзей Эразма,

    блестящий знаток античной литературы, греческого и латинского языков и

    права, автор переводов на латынь басен Эзопа и трактата об источниках

    кодекса Юстиниана, Эгидий был связан узами личной дружбы со многими

    гуманистами Европы. Между Мором и Эгидием завязалась тесная дружба,

    отразившаяся в их переписке, а главное увековеченная в "Утопии".

    Утопия.

    Тогда же вдали от родины Мор начинает работу над "Утопией". Как

    свидетельствует Эразм, "сначала на досуге" Мор "написал вторую книгу, а

    потом ... присоединил к ней первую. Работу над Работу над книгой Мор

    завершил лишь по возвращению в Англию. Утопия Томаса Мора явилась прямым

    отражением острых классовых противоречий того времени, вызванных аграрным

    переворотом в Англии.

    Европейскому обществу XVI столетия, основанному на социальном

    неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему

    общественного строя, при котором нет частной собственности. Все

    материальные блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются

    не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция

    общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех

    граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение

    продуктов потребления в интересах всего общества. В отличие от некоторых

    древних утопий, например государства Платона, главное внимание

    уделявших общественному потреблению и провозглашавших общность

    потребления, Т. Мор основное значение придавал поиску справедливой

    системы организации производства. В Утопии изобилие всех материальных

    благ. Каковы его источники? Прежде всего, в Утопии нет частной

    собственности, а производительный труд обязателен для всех. Здесь нет

    праздных: кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое-

    либо ремесло как специальное, а иногда даже и несколько ремесел. Таким

    образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ

    жизни.

    Поскольку в Утопии все население занято общественно полезным трудом,

    там изобилие продуктов, необходимых "для жизни и ее удобств", и действует

    и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ -

    по потребностям.

    Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе,

    специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня.

    Последнее всегда имело важное значение для мелкого крестьянского

    хозяйства. Особенную красоту приобретает проблема рабочего времени в период

    появления капиталистической мануфактуры и фермерства. В XVI в. это не

    менее важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стремились как

    можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников

    отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в

    суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12-

    15 часов в сутки.

    Не случайно, касаясь положения трудового люда в Англии эпохи

    первоначального накопления капитала, Т. Мор указывал на необычайно жестокую

    эксплуатацию народа. Мор устанавливает шестичасовой рабочий день.

    Должностные лица (сифогранты), наблюдающие, чтобы "никто не сидел в

    праздности", следят так же и за тем, чтобы никто "не работал с раннего

    утра до поздней ночи" и не утомлялся "подобно вьючному скоту". Все

    свободное время дозволяется каждому проводить по своему усмотрению, причем

    большинство предпочитает свой досуг наукам.

    Итак проектируя новую организацию труда, рассматриваемого как

    обязанность каждого гражданина, Мор утверждал, что такая система трудовой

    повинности, как в Утопии, отнюдь не превращает труд в тяжкое бремя,

    каковым он был для трудящихся всей тогдашней Европы. Напротив, подчеркивал

    Мор, "власти" в Утопии отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним

    трудам. Поэтому, когда нет надобности в шестичасовой работе, а в Утопи это

    бывает довольно часто, государство само сокращает "количество рабочих

    часов". Система организации труда как всеобщей трудовой повинности

    преследует "только одну цель: насколько позволяют общественные нужды,

    избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше

    времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом ... заключается

    счастье жизни".

    В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим.

    Будучи утопистом, Мор верил, что изобилие материальных благ может быть

    достигнуто уничтожением социального паразитизма и системой всеобщей

    трудовой повинности. Однако низкий уровень техники, на которой

    основывалась вся хозяйственная жизнь Утопии (где преобладал ручной

    труд), непозволил бы полностью удовлетворить потребностей даже

    такого"идеального общества", о котором мечтал Т. Мор.

    Проблему тяжких и неприятных работ Мор решает, используя рабство или

    апеллируя к религии. Например, при общественных трапезах все наиболее

    грязные и трудоемкие работы исполняются рабами. Рабы заняты такими видами

    труда, как убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка

    деревьев, перевозка дров и т. д. Но наряду с ними "рабский труд" несут и

    некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу своих религиозных

    убеждений. В своих теориях Т. Мор исходил из уровня развития

    производственных сил и традиций своей эпохи.

    Отчасти этим объясняется нарочитая скромность и неприхотливость

    утопийцев в удовлетворении своих повседневных потребностей. В то же время,

    подчеркивая простоту и скромность быта утопийцев, Мор выражал сознательный

    протест против социального неравенства в современном ему обществе, где

    нищета большинства уживалась с роскошью эксплуататоров. Теория Мора

    близка идеям примитивного уравнительного коммунизма средних веков. За

    плечами Мора груз средневековых традиций христианской проповеди о

    необходимости самоограничения, уважения бедности и аскетизму. Однако

    главное объяснение проблемы – в своеобразном гуманистическом отношении к

    труду. Для гуманистов XV-XVI вв. труд для обеспечения средств

    существования- это "телесное рабство", которому они противопоставляли

    духовную, интеллектуальную деятельность, достойную заполнять досуг

    человека (otium). Ни у одного гуманиста, в том числе и Мора, при всем

    его уважении к простым людям труда, мы не встретим труда, мы не встретим

    апологии труда как такового.

    Достойным человека гуманист считает лишь умственный труд, которому

    только и должно отдавать свой досуг. Именно в этом гуманисты, в

    частности Мор, видели смысл самого понятия "досуг", которое и в

    "Утопии", и в своей переписке с друзьями он всячески противопоставляет

    телесному рабству - negotium. В этом историческом своеобразии понимания

    физического труда гуманистами как телесного бремени, преодолевая которое

    человек только и обретает истинную свободу для духовной деятельности,

    направленной на совершенствование его умственной и нравственной природы, мы

    находим объяснение многих сторон утопического идеала Т. Мора, в частности

    добровольного аскетизма, способности довольствоваться самым необходимым,

    дабы иметь максим времени для занятия "благородными науками". Только так и

    понимает Мор настоящий досуг, который так ценят его утопийцы,

    предпочитающие иметь одно простое платье в течение двух лет, но зато

    наслаждаться досугом, заполненным науками и другими духовными

    удовольствиями. Как реальный мыслитель, Мор понимает, что в обществе, где

    человек должен трудиться ради хлеба насущного, досуг для духовной

    деятельности должен быть оплачен чьим-то трудом, а это несправедливо.

    Создавая проект коммунистического общества в Утопии, Мор предпочитает

    всеобщую трудовую повинность и скромную, но обеспеченную всем необходимым

    жизнь на началах равенства, нежели осуществление элитарного досуга для

    избранных членов общества.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.