МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сущность и классификация политических режимов

    Сущность и классификация политических режимов

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НОРИЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    РЕФЕРАТ

    ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:

    «Сущность и классификация политических режимов»

    Выполнил Рудюк Я.В.

    Группа ЭК-М-00

    Шифр 00002

    Принял Смирнов Т.А.

    НОРИЛЬСК 2002

    ПЛАН:

    стр.

    Введение 3

    Сущность политических режимов 5

    Классификация политических режимов 7

    Демократический политический режим 7

    1. Авторитарный политический режим 8

    2. Тоталитарный политический режим 10

    Политический режим РФ и его особенности 16

    Заключение 20

    Список литературы 21

    ВВЕДЕНИЕ.

    В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину

    «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства,

    управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой

    трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX –

    начала XX вв.

    Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм,

    способов осуществления политической государственной власти в обществе,

    характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в

    обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

    Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления

    экономической и политической власти господствующего класса.

    В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона

    государственной власти и других институтов политической системы. Именно

    через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но

    и сам политический режим по отношению к формам функционирования

    государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно

    определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов

    политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень

    участия масс в формировании органов власти.

    Политический режим каждой страны не только влияет на политическое

    развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам

    определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего

    государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого

    государства, так или иначе, был связан с делением людей на свободных и

    рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со

    стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из

    крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии

    политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей

    перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к

    собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное

    равенство всех его членов не только в политической, но и социально-

    экономической и духовной сферах.

    Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами

    политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и

    той же формы правления могли существовать разные политические режимы.

    Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими

    республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались

    друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни

    принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая

    власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

    В современном мире можно говорить о множествах режимах, которые

    незначительно отличаются друг от друга.

    В данном реферате будут раскрыты сущность и классификация основных

    политических режимов, а так же будет рассмотрен политический режим РФ и его

    особенности.

    СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

    Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX

    века; категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу

    синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима

    формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть

    исключен из состава формы государства, поскольку функционирование

    государства характеризует не политический, а государственный режим.

    Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию

    сущности политического (государственного) режима.

    Широкий подход относит политический режим к явлениям политической

    жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его

    достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он

    конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму

    государственного устройства, а также формы и методы осуществления

    государством своих функций. Политический режим предполагает и требует

    широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию

    политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах –

    государственной и общественно-политической; а также характеру политической

    системы, включающей в себя государственные и негосударственные общественно-

    политические организации. Все составные части политической системы:

    политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также

    и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают

    значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и

    методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь,

    поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие

    общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на

    форму государства, в частности на политический режим.

    Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное

    значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов

    и способов государственного руководства), так и в широком понимании

    (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод

    личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм

    политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым

    основам государственной и общественной жизни).

    В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или

    правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных»

    придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или

    демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление,

    обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан,

    участия в народа, политических партий, мера экономической свободы,

    отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

    Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку

    на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние

    множество факторов: сущность и форма государства, характер

    законодательства, фактические полномочия государственных органов и

    юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических

    сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой

    борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид

    политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более

    широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера»,

    складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя

    или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может

    оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических

    этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в

    конкретных государствах одного и того же времени.

    Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым

    режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение

    политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или

    антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная

    правовая система в содержании своих правоустановительных и

    правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти,

    закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно

    определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

    Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы,

    подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках

    современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По

    виду политического режима подчас обозначают и само государство, его

    природу, поскольку политический режим воплощает самые основные

    характеристики государственного властвования.

    Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых

    государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е.

    политического режима, становится также объективно необходимым для

    постижения формы (устройства) государства.

    Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет

    виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории

    государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между

    авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале

    политических методов власти.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

    Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно

    провести классификацию:

    . по тому, в чьих руках власть

    . по тому, как эта власть используется

    Типология политических режимов определяется не только социальными

    факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными,

    мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная

    нравственная природа демократического режима предполагает признание таких

    общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова,

    политический плюрализм и т.д.

    Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот,

    навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и

    культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно

    господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой

    государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится

    унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное,

    в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в не

    принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

    Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних

    политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в

    чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические

    режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов.

    Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается

    либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими

    элитами через проведение реформ и военных переворотов.

    Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций

    политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и

    демократические.

    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

    Он основывается на демократических методах и средствах властвования и

    политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется

    следующими чертами:

    1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает

    власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное

    мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от

    произвола отдельных людей.

    2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои

    функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической

    жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не

    запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность,

    которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

    3. Для демократического режима характерно разделение властей

    (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной

    власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая

    исполнительная власть (президент, правительство) имеет право

    законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган

    наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции

    страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

    4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на

    выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах

    массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в

    предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке

    принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также

    международными правовыми нормами.

    5. Важной характеристикой демократического политического режима

    является политический плюрализм, предполагающий возможность образования

    двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их

    влияние на народ, существование на законных основаниях политической

    оппозиции как в парламенте и вне его.

    6. Демократический политический режим характеризуется высокой

    степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и

    принципы взаимоотношений государства и граждан.

    Демократический режим предполагает признание за гражданами

    широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии,

    формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на

    соответствующих выборах и т.д.

    Авторитарный политический режим.

    Авторитарный режим – это система правления, при которой власть

    осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это

    одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает

    индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая

    элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае

    авторитарный режим называется абсолютной монархией.

    Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия

    армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный

    аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства

    насилия, наоборот, держатся на виду.

    Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления

    больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В

    таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить

    налоги без личного участия в их обсуждении.

    Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические

    институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая

    монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается

    деятельность других политических партий и общественных организаций.

    Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения

    властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти.

    Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей

    авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный

    принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме

    «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.

    Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются,

    превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую

    роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между

    институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью

    армия.

    Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или

    коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не

    допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть

    – принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в

    те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.

    Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются)

    экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах

    допускается также независимость личности. Короче говоря, государство

    дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты

    гражданского общества.

    В мировом обществе в XX веке имели место различные виды авторитарных

    режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах

    Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать

    монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных

    государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные,

    клерикальные и расистские режимы.

    Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на

    основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность

    возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к

    демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,

    в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они

    могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.

    Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной

    Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать

    напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.