МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии

    Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии

    Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

    Становление государств народной

    демократии

    Образование народно-

    демократических правительств

    Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и

    их союзниками

    Перспективы перехода к социализму

    мирным путем

    Образование народно-демократических правительств. В годы второй

    мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы

    были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали

    рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых

    странах и бур-

    жуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических

    сил стало возможным во имя

    общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление

    национальной независимости и демо-

    кратических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома

    нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран

    антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения

    Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-

    Восточной Европы к власти приш-

    ли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории

    принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

    В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной

    борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые

    правительства. В других странах были созданы коалици-

    онные правительства.

    Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов

    объяснялось трудностью задач, сто-

    явших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях

    требовалось объединение усилий

    всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение

    социальной базы и признания

    западными державами возникших еще в период освободительной борьбы

    правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав

    представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-

    мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.

    Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных

    общенациональных задач: лик-

    видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов,

    возрождение разрушен-

    ной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был

    уничтожен созданный оккупантами

    государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии

    и Румынии очищены от фа-

    шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на

    которых лежала ответственность

    за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались

    демократические конституции, упразд-

    ненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать

    парламенты, в некоторых странах

    была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты.

    Наряду с прежними структу-

    рами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе

    освободительной борьбы, наци-

    ональные комитеты, советы.

    Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта

    проблема была решена в резуль-

    тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала

    ликвидация крупного помещичьего

    землевладелия и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых

    странах еще до полного осво-

    бождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем,

    кто ее обрабатывает”. Кон-

    фискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля

    передавалась за небольшую плату

    крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В

    Польше, Чехословакии и Югославии

    были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав

    переселили на территорию Гер-

    мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования

    ликвидации капиталистичес-

    кой собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и

    их сообщников и наказание за

    национальное предательство, в результате чего под государственное

    управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той

    части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.

    Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления

    национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

    в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший

    тогда название народной демократии. В политической сфере его

    характерной чертой была многопартий-

    ность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно

    реакционных партий, а значительную

    роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и

    рабочие партии. В Румынии не

    только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт

    монархии. В сфере экономики

    при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно

    большую, чем в довоенный период,

    роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения

    происходили в сельском хозяйст-

    ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего

    крестьянства.

    Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной

    демократии. Еще во время

    войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной

    помощи и послевоенном со-

    трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей

    (апрель 1945 года). Над Болга-

    рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии,

    Советский Союз совмест-

    но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль –

    здесь действовали Союз-

    ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию

    советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем

    западные партнеры.

    Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и

    их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали

    господствующие позиции в политической жизни.

    Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные

    довоенные мелкобуржу-

    азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать

    с Коммунистической партией

    Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в

    Учредительную скупщину в но-

    ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу

    (90 % голосов). В Албании

    кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали

    97,7 % голосов. Иная ситуа-

    ция была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах

    (ноябрь 1945 года) коммунисты

    завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную

    для себя расстановку полити-

    ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь

    в январе 1947 года.

    Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об

    этом можно судить на основе пар-

    ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям

    самые благоприятные возмож-

    ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по

    Национальному фронту с зани-

    маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило,

    посты министров внутренних

    дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в

    ряде стран – и над вооружен-

    ными силами, компартии в значительной степени определяли политику

    народно-демократических прави-

    тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.

    По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали

    противоречия между коммунистами и

    другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные

    партии считали, что с восста-

    новлением национальной независимости, конституционного строя,

    наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами,

    проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-

    глашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они

    выступали за дальнейшее

    развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной

    демократии с внешнепо-

    литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных

    отношений с Советским Союзом.

    Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как

    этап на пути к провозглашенной

    ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым

    продолжение и углубление начатых

    преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и

    предпринимательскую инициа-

    тиву для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все

    возрастающее наступление на

    ее политические и экономические позиции.

    Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого

    капитала и той части буржуазии,

    которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах

    более или менее мощного го-

    сударственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали

    добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше

    всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе

    1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют

    общенародные интересы, экспортиро-вать частную собственность. В

    результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех

    частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У

    частных владельцев остались

    лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.

    В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные

    возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них наличные

    деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-

    пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных

    оккупантами и при освобож-

    дении страны перешедших под временное государственное управление,

    удались лишь частично. Входив-

    шая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске

    стронництво людове (ПСЛ),

    возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С.

    Миколайчиком, не возражала против

    обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы

    главной формой этого обоб-

    ществления стала передача предприятий в собственность государства. Она

    выступала за то, чтобы их взяли

    в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе

    1946 года по настоянию Польс-

    кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому

    произошло огосударствление

    крупной и средней промышленности.

    В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК,

    наступление на позиции буржуазии

    велось путем установления государственного и рабочего контроля над

    частными предприятиями, а не пу-тем национализации.

    Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось

    добиться того, что начался про-

    цесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки

    государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов,

    переход от решения общенациональных задач к решению задач соци-

    ального характера.

    Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и

    находившиеся в их распоряжении ор-

    ганы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по

    политическим позициям буржу-

    азных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в

    оппозицию. По обвинениям

    в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В

    Венгрии в начале 1947 года та-

    кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких

    сельских хозяев (ПМСХ), в том

    числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были

    вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из

    лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио-

    нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в

    январе 1947 года, руководимый

    коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С.

    Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с

    многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и

    преследованиями кандидатов этой пар-

    тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая

    партия, сошла со сцены, а

    Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.

    Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах

    коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих

    союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве госу-

    дарством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в

    результате выборов в Законодательное

    собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое

    равновесие сил в Националь-

    ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.

    Перспективы перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах,

    руководители ряда компартий

    заявили, что политические и социально-экономические преобразования,

    осуществленные в ходе становле-

    ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического

    характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они

    полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем

    в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны,

    мирным путем. На первом съезде

    ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно-

    демократического строя, создающего ус-

    ловия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их

    полное социальное освобождение,

    имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений,

    без диктатуры пролетариа-

    та. Г. Димитров считал возможным “на основе народной демократии и

    парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без

    диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий

    также рассматривали народно-демократическую власть как переходную,

    которая постепенно перерастет в

    социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который

    летом 1946 года в беседе с

    К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой

    войны, возможен иной путь к

    социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру

    пролетариата.

    Как видно, в первые годы существования народной демократии,

    руководители компартий стран Центра-

    льной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как

    классический образец перехода к со-

    циализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы

    национальная специфика и

    существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в

    Национальных фронтах. Эта концеп-

    ция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых

    общих чертах. Предлагалось,

    что переход к социализму займет длительный промежуток времени.

    Последовавшие события не оправдвли

    возникших ожиданий.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.