Сравнительный анализ деятельности КПРФ
Сравнительный анализ деятельности КПРФ
Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Институт управления, права и повышения квалификации
Курсовая работа
по политологии
Сравнительный анализ деятельности КПРФ на современном этапе
Научный
руководитель: ассистент кафедры
политологии и
социологии
Орлова Екатерина
Николаевна
Архангельск
2003
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………2
1. В новом парламенте. Конфликт между КПРФ и
внепарламентскими компартиями (1993—1995)……………………………..4
2. Эволюция идеологии КПРФ………………………………………………...9
3. Избирательная кампания 1995/1996 годов……………………..……….....14
4. Компартия в XXI веке………………………………………………………18
4.1. Положение Компартии. ……………………………………………….... 18
4.2. Целевые установки партии………………………………………….…. 20
4.3. КПРФ и правительство………………………………………………….. 22
4.4. КПРФ И НПСР. …………………………………………………………. 25
4.5. Характеристика КПРФ………………………………………………….. 27
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список литературы…………………………………………………………... 32
Введение.
Цель работы: сравнить деятельность КПРФ. Хронологические рамки – начало
1990-х – начало XXI в.
Задачи:
1. проанализировать деятельность КПРФ в период 1993-1995 гг.
2. эволюция идеологии КПРФ
3. избирательная компания 1995/1996
4. партия в XXI в
5. цели партии на современном этапе.
Несмотря на существование различных идейных тенденций в высшем
партийном эшелоне, руководство КПРФ в целом политически консолидировано.
Оно прекрасно осознает опасность конфликтов в своей среде для единства
партии и всячески их избегает. Возникающие противоречия преодолеваются
через компромиссы.
Хотя подавляющее большинство рядовых членов партии настроено более
радикально, чем ее руководство, и не приемлет проявляющихся в нем социал-
демократических тенденций, это вряд ли способно привести к драматическому
расколу между партийными низами и верхами. Большинство членов КПРФ
составляют люди старшего и пенсионного возраста, для которых характерен
традиционный советский тип политической культуры с ее
дисциплинированностью, боязнью несанкционированной активности, упованием на
авторитет вышестоящих инстанций. Эти же качества в полной мере разделяет
подавляющее большинство партийных руководителей низшего и среднего звена —
бывших аппаратчиков советской эпохи, которым одновременно импонирует
умеренность политического курса КПРФ.
В силу всего этого представляется маловероятным, что снизу появится
импульс к несанкционированной активности, чреватый серьезными
организационными потрясениями в партии; для внутрипартийных расколов
попросту не существует организационно-кадровой основы. Наиболее острые
внутренние проблемы КПРФ — это омоложение ее рядов, привлечение молодых
интеллектуалов, освоение новых политических технологий и новых методов
борьбы.
Тем не менее нельзя категорически исключить возможность трансформации
внутрипартийных коллизий в серьезные противоречия с последующей
фрагментацией КПРФ. В принципиальном плане КПРФ стоит перед выбором между
двумя моделями развития. Первая — «красный голлизм», следование по пути
умеренного национализма. Вторая — повторение восточноевропейского опыта,
строительство социалистической партии нового типа. Теоретически второй путь
позволяет перекинуть мост между старым (советским) и новым (европейским)
типами политической культуры и создать широкую социально ориентированную
реформистскую коалицию. Однако на сегодняшний день полная реализация одного
из этих вариантов представляется невозможной из-за доминирующих в партийных
низах настроений.
В данной работе автор попытается рассмотреть вопрос, связанный со
сравнительным анализом деятельности КПРФ на современном этапе с этапами
предыдущей деятельности.
1. В новом парламенте. Конфликт между КПРФ и внепарламентскими компартиями
(1993—1995).
Надежды коммунистической оппозиции на реванш были расстреляны 4 октября
1993-го, что поставило ее перед необходимостью корректировки своей
стратегии в соответствии с кардинально изменившейся политической ситуацией.
В первую очередь встал вопрос об участии в выборах в нижнюю палату нового
парламента — Государственную думу —12 декабря 1993 года.
КПРФ, чья деятельность на некоторое время была приостановлена после 4
октября, на своей первой общероссийской конференции 26 октября приняла
решение участвовать в выборах. Этот шаг вполне закономерно вытекал из
прежней линии партии на электоральный путь прихода к власти. Ортодоксальные
компартии бойкотировали парламентские выборы. Их позиция была буквальным
повторением большевистской стратегии бойкота выборов в I Государственную
думу (1906) — расчета на «новый подъем революции» после «кратковременной
победы реакции»,— которую Ленин позже счел сугубо ошибочной.
Хотя в результате референдума 12 декабря была одобрена новая
Конституция России, даровавшая президенту огромные полномочия и сведшая
почти на нет прерогативы парламента, итоги самих парламентских выборов
оказались весьма разочаровывающими для режима и сигнализировали о
значительном росте политического недовольства в России. Сенсационного
успеха в голосовании по партийным спискам добилась радикально-
националистическая партия Владимира Жириновского — ЛДПР, получившая 23
процента голосов. КПРФ, чьи возможности вести агитацию были весьма
ограничены, собрала 12 процентов голосов по партийным спискам (третье
место) и получила 16 мест по одномандатным округам.1 В итоге ее фракция
насчитывала 45 человек, при думских голосованиях она обычно выступала
солидарно с левоцентристской фракцией Аграрной партии России (55 человек).
Уже сам факт участия КПРФ в парламентских выборах означал, что она
признала режим Ельцина как данность и согласна (пусть вынужденно) играть по
демократическим правилам. В своих выступлениях Зюганов постоянно
акцентировал внимание на отказе его партии от революционного способа
решения проблем и провозглашал необходимость гражданского мира в стране.
Компартия явно сторонилась сферы публичной политики, а ее руководство
весьма скептически воспринимало призывы левых радикалов начать подготовку
всеобщей политической стачки. Поведение коммунистов в новом парламенте
отличалось крайней осторожностью, они избегали даже намека на конфронтацию
с президентом и исполнительной властью в целом. За периодически
повторяющимися вспышками жесткой антиправительственной и антипрезидентской
риторики лидеров КПРФ скрывалась умеренная политическая линия. Во многом
благодаря коммунистической и аграрной фракциям, парламент одобрил бюджет на
1994 год. Амбивалентный характер носила позиция коммунистов по отношению к
развязанной в декабре 1994-го Чеченской войне: голосуя в поддержку
антивоенных инициатив — ни одной из которых они сами не выдвинули,—
коммунисты одновременно прекрасно сознавали, что при сложившемся в
парламенте раскладе сил антивоенные постановления будут однозначно
заблокированы. (Весьма характерно, что против этих инициатив постоянно
голосовали аграрии — ближайшие союзники коммунистов в Думе.)
Более того, думские коммунисты неоднократно подавали сигналы о
возможности компромисса с властью, которую они еще недавно именовали не
иначе как «антинародной и оккупационной». С 1994-го берет начало практика
постоянных закулисных контактов между лидерами КПРФ и высшими чиновниками
правительства. Надежду на компромисс в коммунистов вселяли заметные
признаки начавшейся с 1994-го постепенной трансформации режима из
радикально-демократического в квазинационалистический и
квазигосударственнический.
В 1994 — 1995 годах в политическом курсе КПРФ постепенно оформляется
новый принципиально важный элемент — концепция «стратегического
компромисса». Руководство партии видит ее цель не в овладении всей полнотой
политической власти в России, но в соучастии во власти через заключение
стратегического соглашения с основными политическими силами страны, и в
первую очередь с партией власти,— доминирующими группами российской
политической и бизнес-элиты. Нацеленность КПРФ на достижение политического
консенсуса была предопределена рядом факторов, как кроющихся в самой
природе партии, так и внешних по отношению к ней. КПРФ приняла
демократические правила игры, ее прагматичное руководство осознавало
невозможность реставрации советской политической и социально-экономической
системы, для коммунистических вождей был характерен дефицит политической
воли, а для партии в целом — «позднебрежневский» менталитет, не приемлющий
несанкционированные формы политической и социальной активности. Наконец,
идея компромисса с режимом закономерно вытекала из государственнических
акцентов в идеологии КПРФ: коммунистические этатисты, в отличие от
революционных марксистов, стремятся к укреплению государства, а не к его
разрушению, даже плохое государство для них предпочтительнее, чем
отсутствие государства как такового.1
Формула стратегического компромисса, дошедшая до сего дня без
изменений, предполагает перераспределение баланса власти в пользу
законодателей и правительства, существенное изменение социально-
экономического курса, формирование правительства «национального
спасения/народного доверия», в которое коммунисты войдут в качестве
равноправного партнера.
Фактически в результате декабрьских выборов 1993-го коммунисты
оказались расколотыми на две группы — «системную» парламентскую оппозицию в
лице КПРФ, осваивавшую нишу умеренных и цивилизованных левых, и
«внесистемных» ортодоксов, стоящих на радикальных позициях. В результате
своего электорального успеха КПРФ все более очевидно становилась
безусловным лидером коммунистического движения в России и российской
оппозиции вообще. Внепарламентские компартии, а также некоторые диссиденты
внутри самой КПРФ пытались противопоставить усилению ее позиций нарастающую
критику руководства российской компартии, которое обвинялось в социал-
демократическом уклоне, политическом оппортунизме, отказе от марксизма в
пользу русского национализма. Параллельно с полемическими нападками левые
ортодоксы предприняли ряд усилий по созданию собственной консолидированной
политической организации и попытались расколоть локальные структуры КПРФ.
26 декабря 1993-го было провозглашено создание Союза российских
коммунистов, более известного как Роскомсоюз. В него вошли все четыре
ортодоксальные партии (ВКПБ, РКРП, РПК, СК), а также так называемая
«Ленинская позиция» в рядах самой КПРФ, возглавляемая марксистским
теоретиком умеренно ортодоксального толка Ричардом Косолаповым. Однако в
силу идейных, политических и личностных противоречий между учредителями
союза он не стал консолидированной и эффективной политической организацией,
ограничившись исключительно координационными функциями. Малоудачной
оказалась попытка Союза коммунистов Пригарина расколоть одну из крупнейших
организаций КПРФ — московскую — путем создания в апреле 1994-го так
называемой «Московской городской организации КПСС» в качестве локальной
альтернативы компартии Зюганова.
Ответ руководства КПРФ на вызов коммунистических радикалов носил
двоякий характер. С одной стороны, пропагандистский: лидеры КПРФ в своих
публичных выступлениях постоянно характеризовали внепарламентские компартии
как малочисленные (за исключением РКРП) политические секты и обвиняли их в
ненужном и опасном радикализме. С другой, КПРФ постаралась достичь
компромисса с руководством СКП—КПСС, поддерживавшим левых ортодоксов.
Условия этой сделки были следующими: КПРФ становится постоянным, а не
ассоциированным, как ранее, членом СКП—КПСС; взамен руководство последнего
дезавуирует радикалов в собственных рядах и отказывается от унитарного
принципа строительства своей организации. Вследствие этого негласного пакта
группа Пригарина на пленуме СКП—КПСС была осуждена за «раскольническую
активность», а он сам выведен из руководящих органов СКП.
В итоге КПРФ не только удалось успешно отбить атаки левых радикалов, но
и подтвердить свое лидирующее положение в российском комдвижении.
Однако, несмотря на серьезные противоречия между постсоветскими
компартиями России, все они придерживались единого мнения по трем
принципиальным моментам. Во-первых, они рассматривали опыт современной
капиталистической трансформации России как доказательство правоты выводов
Карла Маркса о наличии органических пороков капитализма и необходимости
перехода к социализму. Во-вторых, позиция Запада, и особенно США, в
отношении России оценивалась в целом как враждебная. В-третьих, крушение
советской системы объяснялось как негативным влиянием Запада, так и в
первую очередь «обуржуазиванием» и «предательством» коммунистической элиты
в лице прежде всего Горбачева и Ельцина.
2. Эволюция идеологии КПРФ.
В 1993—1995 годах официальная идеология КПРФ претерпела весьма
существенные изменения, пройдя в своем развитии три фазы. Как уже
отмечалось, прагматизм и умеренность в сочетании с существенными элементами
левосоциал-демократической ориентации отличали первые программные документы
партии (февраль — март 1993-го). В докладе Купцова на II съезде прозвучал
тезис о совместимости социализма и рынка, также он настаивал на
необходимости отказа от противопоставления социалистов, социал-демократов и
коммунистов. В своем программном заявлении КПРФ акцентировала внимание на
задачах не столько непосредственно социалистических, сколько
общедемократических, при этом старательно демонстрировалось, что партия не
чужда принципам политической демократии и готова включить в свой
идеологический арсенал такие категории, как «рынок» и «многоукладная
экономика». Не менее знаменательным выглядело отсутствие в программном
заявлении классических марксистских постулатов о признании классового
характера государства и неизбежности классовой борьбы, необходимости
устранения частной собственности, фундаментальном характере противоречия
между трудом и капиталом.1
Г С середины 1993-го в идеологии КПРФ постепенно усиливаются русско-
националистические и государственнические моменты, они в 1994-м приобрели
доминирующий характер. 1Это объясняется влиянием группы Зюганова, которая
пыталась навязать КПРФ в качестве идейной основы доктрину так называемого
«государственного патриотизма», подробно изложенную в публицистике лидера
КПРФ. Основные элементы этой доктрины: акцент на роли государства как
«путеводной нити» российской истории и ключевого фактора развития страны;
признание приоритета государственных интересов, особенно в кризисные для
страны моменты, над интересами личности, социальных, корпоративных и
этнических групп; трактовка русской нации как основного носителя идеологии
государственного патриотизма, ядра и цемента российской и советской
государственности; отказ от классового подхода в пользу тезиса об
органическом единстве (соборности) русской нации; тезис о преемственности
дореволюционного и постоктябрьского периодов отечественной истории; синтез
«красной» и «белой» идей.
Легко заметить, что доктрина государственного патриотизма не носит
марксистского характера. Эта же оценка в полной мере применима и для
характеристики идейно-теоретического кредо самого Зюганова, которое
представляет собой компиляцию фрагментов из различных теорий, чьи авторы
придерживались зачастую прямо противоположных взглядов (например,
славянофильство, доктрина «официальной народности» графа Уварова, левые
народники, конспирологические теории и т. д.); все это обильно декорировано
некоторыми левыми лозунгами. По-видимому, концепция государственного
патриотизма виделась ее разработчикам отнюдь не только узкопартийной
идеологией: ей заведомо отводилась роль идейной основы широкого
национального фронта.
. ... В окончательной редакции партийной программы (январь 1995-го)
возобладала модернизированная версия традиционного советского марксизма,
дополненная экологическим акцентом (концепция устойчивого развития), а
также некоторыми русско-националистическими и государственническими
мотивами. Этот документ был насыщен традиционными марксистскими категориями
в значительно большей степени, чем его предшествующие варианты. В нем было
опущено упоминание многопартийной системы и значительно сужено понимание
политической демократии вообще, возможность функционирования многоукладной
экономики допускалась лишь на первом этапе перехода к социализму.
Возвращение к социализму мыслилось осуществить в три этапа, причем
содержание последнего из них определялось в классических формулах
Страницы: 1, 2, 3
|