МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сравнительный анализ деятельности КПРФ

    Сравнительный анализ деятельности КПРФ

    Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова

    Институт управления, права и повышения квалификации

    Курсовая работа

    по политологии

    Сравнительный анализ деятельности КПРФ на современном этапе

    Научный

    руководитель: ассистент кафедры

    политологии и

    социологии

    Орлова Екатерина

    Николаевна

    Архангельск

    2003

    Содержание

    стр.

    Введение…………………………………………………………………………2

    1. В новом парламенте. Конфликт между КПРФ и

    внепарламентскими компартиями (1993—1995)……………………………..4

    2. Эволюция идеологии КПРФ………………………………………………...9

    3. Избирательная кампания 1995/1996 годов……………………..……….....14

    4. Компартия в XXI веке………………………………………………………18

    4.1. Положение Компартии. ……………………………………………….... 18

    4.2. Целевые установки партии………………………………………….…. 20

    4.3. КПРФ и правительство………………………………………………….. 22

    4.4. КПРФ И НПСР. …………………………………………………………. 25

    4.5. Характеристика КПРФ………………………………………………….. 27

    Заключение…………………………………………………………………… 30

    Список литературы…………………………………………………………... 32

    Введение.

    Цель работы: сравнить деятельность КПРФ. Хронологические рамки – начало

    1990-х – начало XXI в.

    Задачи:

    1. проанализировать деятельность КПРФ в период 1993-1995 гг.

    2. эволюция идеологии КПРФ

    3. избирательная компания 1995/1996

    4. партия в XXI в

    5. цели партии на современном этапе.

    Несмотря на существование различных идейных тенденций в высшем

    партийном эшелоне, руководство КПРФ в целом политически консолидировано.

    Оно прекрасно осознает опасность конфликтов в своей среде для единства

    партии и всячески их избегает. Возникающие противоречия преодолеваются

    через компромиссы.

    Хотя подавляющее большинство рядовых членов партии настроено более

    радикально, чем ее руководство, и не приемлет проявляющихся в нем социал-

    демократических тенденций, это вряд ли способно привести к драматическому

    расколу между партийными низами и верхами. Большинство членов КПРФ

    составляют люди старшего и пенсионного возраста, для которых характерен

    традиционный советский тип политической культуры с ее

    дисциплинированностью, боязнью несанкционированной активности, упованием на

    авторитет вышестоящих инстанций. Эти же качества в полной мере разделяет

    подавляющее большинство партийных руководителей низшего и среднего звена —

    бывших аппаратчиков советской эпохи, которым одновременно импонирует

    умеренность политического курса КПРФ.

    В силу всего этого представляется маловероятным, что снизу появится

    импульс к несанкционированной активности, чреватый серьезными

    организационными потрясениями в партии; для внутрипартийных расколов

    попросту не существует организационно-кадровой основы. Наиболее острые

    внутренние проблемы КПРФ — это омоложение ее рядов, привлечение молодых

    интеллектуалов, освоение новых политических технологий и новых методов

    борьбы.

    Тем не менее нельзя категорически исключить возможность трансформации

    внутрипартийных коллизий в серьезные противоречия с последующей

    фрагментацией КПРФ. В принципиальном плане КПРФ стоит перед выбором между

    двумя моделями развития. Первая — «красный голлизм», следование по пути

    умеренного национализма. Вторая — повторение восточноевропейского опыта,

    строительство социалистической партии нового типа. Теоретически второй путь

    позволяет перекинуть мост между старым (советским) и новым (европейским)

    типами политической культуры и создать широкую социально ориентированную

    реформистскую коалицию. Однако на сегодняшний день полная реализация одного

    из этих вариантов представляется невозможной из-за доминирующих в партийных

    низах настроений.

    В данной работе автор попытается рассмотреть вопрос, связанный со

    сравнительным анализом деятельности КПРФ на современном этапе с этапами

    предыдущей деятельности.

    1. В новом парламенте. Конфликт между КПРФ и внепарламентскими компартиями

    (1993—1995).

    Надежды коммунистической оппозиции на реванш были расстреляны 4 октября

    1993-го, что поставило ее перед необходимостью корректировки своей

    стратегии в соответствии с кардинально изменившейся политической ситуацией.

    В первую очередь встал вопрос об участии в выборах в нижнюю палату нового

    парламента — Государственную думу —12 декабря 1993 года.

    КПРФ, чья деятельность на некоторое время была приостановлена после 4

    октября, на своей первой общероссийской конференции 26 октября приняла

    решение участвовать в выборах. Этот шаг вполне закономерно вытекал из

    прежней линии партии на электоральный путь прихода к власти. Ортодоксальные

    компартии бойкотировали парламентские выборы. Их позиция была буквальным

    повторением большевистской стратегии бойкота выборов в I Государственную

    думу (1906) — расчета на «новый подъем революции» после «кратковременной

    победы реакции»,— которую Ленин позже счел сугубо ошибочной.

    Хотя в результате референдума 12 декабря была одобрена новая

    Конституция России, даровавшая президенту огромные полномочия и сведшая

    почти на нет прерогативы парламента, итоги самих парламентских выборов

    оказались весьма разочаровывающими для режима и сигнализировали о

    значительном росте политического недовольства в России. Сенсационного

    успеха в голосовании по партийным спискам добилась радикально-

    националистическая партия Владимира Жириновского — ЛДПР, получившая 23

    процента голосов. КПРФ, чьи возможности вести агитацию были весьма

    ограничены, собрала 12 процентов голосов по партийным спискам (третье

    место) и получила 16 мест по одномандатным округам.1 В итоге ее фракция

    насчитывала 45 человек, при думских голосованиях она обычно выступала

    солидарно с левоцентристской фракцией Аграрной партии России (55 человек).

    Уже сам факт участия КПРФ в парламентских выборах означал, что она

    признала режим Ельцина как данность и согласна (пусть вынужденно) играть по

    демократическим правилам. В своих выступлениях Зюганов постоянно

    акцентировал внимание на отказе его партии от революционного способа

    решения проблем и провозглашал необходимость гражданского мира в стране.

    Компартия явно сторонилась сферы публичной политики, а ее руководство

    весьма скептически воспринимало призывы левых радикалов начать подготовку

    всеобщей политической стачки. Поведение коммунистов в новом парламенте

    отличалось крайней осторожностью, они избегали даже намека на конфронтацию

    с президентом и исполнительной властью в целом. За периодически

    повторяющимися вспышками жесткой антиправительственной и антипрезидентской

    риторики лидеров КПРФ скрывалась умеренная политическая линия. Во многом

    благодаря коммунистической и аграрной фракциям, парламент одобрил бюджет на

    1994 год. Амбивалентный характер носила позиция коммунистов по отношению к

    развязанной в декабре 1994-го Чеченской войне: голосуя в поддержку

    антивоенных инициатив — ни одной из которых они сами не выдвинули,—

    коммунисты одновременно прекрасно сознавали, что при сложившемся в

    парламенте раскладе сил антивоенные постановления будут однозначно

    заблокированы. (Весьма характерно, что против этих инициатив постоянно

    голосовали аграрии — ближайшие союзники коммунистов в Думе.)

    Более того, думские коммунисты неоднократно подавали сигналы о

    возможности компромисса с властью, которую они еще недавно именовали не

    иначе как «антинародной и оккупационной». С 1994-го берет начало практика

    постоянных закулисных контактов между лидерами КПРФ и высшими чиновниками

    правительства. Надежду на компромисс в коммунистов вселяли заметные

    признаки начавшейся с 1994-го постепенной трансформации режима из

    радикально-демократического в квазинационалистический и

    квазигосударственнический.

    В 1994 — 1995 годах в политическом курсе КПРФ постепенно оформляется

    новый принципиально важный элемент — концепция «стратегического

    компромисса». Руководство партии видит ее цель не в овладении всей полнотой

    политической власти в России, но в соучастии во власти через заключение

    стратегического соглашения с основными политическими силами страны, и в

    первую очередь с партией власти,— доминирующими группами российской

    политической и бизнес-элиты. Нацеленность КПРФ на достижение политического

    консенсуса была предопределена рядом факторов, как кроющихся в самой

    природе партии, так и внешних по отношению к ней. КПРФ приняла

    демократические правила игры, ее прагматичное руководство осознавало

    невозможность реставрации советской политической и социально-экономической

    системы, для коммунистических вождей был характерен дефицит политической

    воли, а для партии в целом — «позднебрежневский» менталитет, не приемлющий

    несанкционированные формы политической и социальной активности. Наконец,

    идея компромисса с режимом закономерно вытекала из государственнических

    акцентов в идеологии КПРФ: коммунистические этатисты, в отличие от

    революционных марксистов, стремятся к укреплению государства, а не к его

    разрушению, даже плохое государство для них предпочтительнее, чем

    отсутствие государства как такового.1

    Формула стратегического компромисса, дошедшая до сего дня без

    изменений, предполагает перераспределение баланса власти в пользу

    законодателей и правительства, существенное изменение социально-

    экономического курса, формирование правительства «национального

    спасения/народного доверия», в которое коммунисты войдут в качестве

    равноправного партнера.

    Фактически в результате декабрьских выборов 1993-го коммунисты

    оказались расколотыми на две группы — «системную» парламентскую оппозицию в

    лице КПРФ, осваивавшую нишу умеренных и цивилизованных левых, и

    «внесистемных» ортодоксов, стоящих на радикальных позициях. В результате

    своего электорального успеха КПРФ все более очевидно становилась

    безусловным лидером коммунистического движения в России и российской

    оппозиции вообще. Внепарламентские компартии, а также некоторые диссиденты

    внутри самой КПРФ пытались противопоставить усилению ее позиций нарастающую

    критику руководства российской компартии, которое обвинялось в социал-

    демократическом уклоне, политическом оппортунизме, отказе от марксизма в

    пользу русского национализма. Параллельно с полемическими нападками левые

    ортодоксы предприняли ряд усилий по созданию собственной консолидированной

    политической организации и попытались расколоть локальные структуры КПРФ.

    26 декабря 1993-го было провозглашено создание Союза российских

    коммунистов, более известного как Роскомсоюз. В него вошли все четыре

    ортодоксальные партии (ВКПБ, РКРП, РПК, СК), а также так называемая

    «Ленинская позиция» в рядах самой КПРФ, возглавляемая марксистским

    теоретиком умеренно ортодоксального толка Ричардом Косолаповым. Однако в

    силу идейных, политических и личностных противоречий между учредителями

    союза он не стал консолидированной и эффективной политической организацией,

    ограничившись исключительно координационными функциями. Малоудачной

    оказалась попытка Союза коммунистов Пригарина расколоть одну из крупнейших

    организаций КПРФ — московскую — путем создания в апреле 1994-го так

    называемой «Московской городской организации КПСС» в качестве локальной

    альтернативы компартии Зюганова.

    Ответ руководства КПРФ на вызов коммунистических радикалов носил

    двоякий характер. С одной стороны, пропагандистский: лидеры КПРФ в своих

    публичных выступлениях постоянно характеризовали внепарламентские компартии

    как малочисленные (за исключением РКРП) политические секты и обвиняли их в

    ненужном и опасном радикализме. С другой, КПРФ постаралась достичь

    компромисса с руководством СКП—КПСС, поддерживавшим левых ортодоксов.

    Условия этой сделки были следующими: КПРФ становится постоянным, а не

    ассоциированным, как ранее, членом СКП—КПСС; взамен руководство последнего

    дезавуирует радикалов в собственных рядах и отказывается от унитарного

    принципа строительства своей организации. Вследствие этого негласного пакта

    группа Пригарина на пленуме СКП—КПСС была осуждена за «раскольническую

    активность», а он сам выведен из руководящих органов СКП.

    В итоге КПРФ не только удалось успешно отбить атаки левых радикалов, но

    и подтвердить свое лидирующее положение в российском комдвижении.

    Однако, несмотря на серьезные противоречия между постсоветскими

    компартиями России, все они придерживались единого мнения по трем

    принципиальным моментам. Во-первых, они рассматривали опыт современной

    капиталистической трансформации России как доказательство правоты выводов

    Карла Маркса о наличии органических пороков капитализма и необходимости

    перехода к социализму. Во-вторых, позиция Запада, и особенно США, в

    отношении России оценивалась в целом как враждебная. В-третьих, крушение

    советской системы объяснялось как негативным влиянием Запада, так и в

    первую очередь «обуржуазиванием» и «предательством» коммунистической элиты

    в лице прежде всего Горбачева и Ельцина.

    2. Эволюция идеологии КПРФ.

    В 1993—1995 годах официальная идеология КПРФ претерпела весьма

    существенные изменения, пройдя в своем развитии три фазы. Как уже

    отмечалось, прагматизм и умеренность в сочетании с существенными элементами

    левосоциал-демократической ориентации отличали первые программные документы

    партии (февраль — март 1993-го). В докладе Купцова на II съезде прозвучал

    тезис о совместимости социализма и рынка, также он настаивал на

    необходимости отказа от противопоставления социалистов, социал-демократов и

    коммунистов. В своем программном заявлении КПРФ акцентировала внимание на

    задачах не столько непосредственно социалистических, сколько

    общедемократических, при этом старательно демонстрировалось, что партия не

    чужда принципам политической демократии и готова включить в свой

    идеологический арсенал такие категории, как «рынок» и «многоукладная

    экономика». Не менее знаменательным выглядело отсутствие в программном

    заявлении классических марксистских постулатов о признании классового

    характера государства и неизбежности классовой борьбы, необходимости

    устранения частной собственности, фундаментальном характере противоречия

    между трудом и капиталом.1

    Г С середины 1993-го в идеологии КПРФ постепенно усиливаются русско-

    националистические и государственнические моменты, они в 1994-м приобрели

    доминирующий характер. 1Это объясняется влиянием группы Зюганова, которая

    пыталась навязать КПРФ в качестве идейной основы доктрину так называемого

    «государственного патриотизма», подробно изложенную в публицистике лидера

    КПРФ. Основные элементы этой доктрины: акцент на роли государства как

    «путеводной нити» российской истории и ключевого фактора развития страны;

    признание приоритета государственных интересов, особенно в кризисные для

    страны моменты, над интересами личности, социальных, корпоративных и

    этнических групп; трактовка русской нации как основного носителя идеологии

    государственного патриотизма, ядра и цемента российской и советской

    государственности; отказ от классового подхода в пользу тезиса об

    органическом единстве (соборности) русской нации; тезис о преемственности

    дореволюционного и постоктябрьского периодов отечественной истории; синтез

    «красной» и «белой» идей.

    Легко заметить, что доктрина государственного патриотизма не носит

    марксистского характера. Эта же оценка в полной мере применима и для

    характеристики идейно-теоретического кредо самого Зюганова, которое

    представляет собой компиляцию фрагментов из различных теорий, чьи авторы

    придерживались зачастую прямо противоположных взглядов (например,

    славянофильство, доктрина «официальной народности» графа Уварова, левые

    народники, конспирологические теории и т. д.); все это обильно декорировано

    некоторыми левыми лозунгами. По-видимому, концепция государственного

    патриотизма виделась ее разработчикам отнюдь не только узкопартийной

    идеологией: ей заведомо отводилась роль идейной основы широкого

    национального фронта.

    . ... В окончательной редакции партийной программы (январь 1995-го)

    возобладала модернизированная версия традиционного советского марксизма,

    дополненная экологическим акцентом (концепция устойчивого развития), а

    также некоторыми русско-националистическими и государственническими

    мотивами. Этот документ был насыщен традиционными марксистскими категориями

    в значительно большей степени, чем его предшествующие варианты. В нем было

    опущено упоминание многопартийной системы и значительно сужено понимание

    политической демократии вообще, возможность функционирования многоукладной

    экономики допускалась лишь на первом этапе перехода к социализму.

    Возвращение к социализму мыслилось осуществить в три этапа, причем

    содержание последнего из них определялось в классических формулах

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.