МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российские избирательные технологии

    Российские избирательные технологии

    ВВЕДЕНИЕ

    Политический мир конца XX века немыслим без демократии. Во всем мире

    наиболее цивилизованной формой правления считают республику, ее

    особенностью является – формирование органов власти путем выборов.

    Современная Россия переживает трудное время становления демократии, идет

    ломка стереотипов оставшихся от тоталитарного прошлого. При переходе от

    тоталитаризма к демократии, по всей видимости, неизбежным является этап

    авторитарного государства, уже в настоящее время на местном уровне

    обозначились эти тенденции. В связи с этим особое значение приобретают

    существующие в нашей стране институты гражданского общества, как связующие

    звено, которое может вывести Россию к демократии, эволюционным путем, без

    крови и революционных потрясений. Один из таких институтов – выборы.

    Свободные выборы являются одним из важнейших и неотемлемых условий

    демократии. В гражданском обществе выборы выполняют следующие функции:

    репрезентация мнений и интересов различных слоёв общества;

    способ разрешения конфликтов;

    рекрутирование новой политической элиты;

    средство мобилизации населения в поддержку общественно значимых

    ценностей и партийных программ.

    В декларации принятой Межпарламентским Союзом 26 марта 1994 года в

    Париже, говорится, "… демократия - подлинное, широкое и мирное соревнование

    между индивидуумами и организованными группами за важнейшие позиции

    государственной власти посредством регулярных, свободных и справедливых

    выборов" [1]. Подлинно демократические выборы невозможны без выработки и

    соответствующего развития и использования избирательных технологий. В

    западной политической науке чаще используют термин, «политический

    маркетинг» (от английского слова market - рынок), который обозначает

    разнообразную организационно-техническую и управленческую деятельность по

    регулированию экономических, социальных и политических отношений. Задача

    политического маркетинга заключается в том, чтобы наиболее выгодно

    преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить

    максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили»

    именно данный рекламируемый «товар»[2]. Избирательные технологии являются

    своеобразным индикатором по которому можно судить об уровне развития

    избирательной системы. Поэтому изучение и развитие избирательных технологий

    является актуальнейшей задачей в современной России, не зря при каждой

    администрации, начиная с президентской и кончая районной существует

    информационно – аналитический отдел, одной из приоритетных задач которого

    является изучение данной проблематики.

    При всей важности и многочисленности выборов проходивших в нашей стране, на

    теоретическом уровне проблема избирательных технологий, до последнего

    времени практически не разрабатывалась. Материал общего характера мы можем

    найти в обобщающих работах по политологии[3]. Существует единственная

    работа, посвященная проблематике нашего исследования – А. И. Ковлера

    «Избирательные технологии. Российский и зарубежный опыт» М., 1995., в ней

    поднимается широкий круг вопросов относящихся к избирательным технологиям,

    она широко снабжена фактическим материалом. Так же в этой книге дается

    общий анализ зарубежных избирательных технологий и анализируется первый

    российский опыт. Всю литературу так или иначе относящуюся к избирательным

    технологиям, можно разделить на несколько групп. К первой группе мы относим

    литературу посвященную избирательным кампаниям. В ней необходимо выделить

    несколько работ. В первую очередь это книга А. Максимова - «Как эффективно

    провести избирательную кампанию»[4]. Неоспоримое преимущество этой работу в

    том, что она написана на собственном опыте участия в избирательных

    кампаниях, в ней имеются сравнения с американскими технологиями (правда на

    поверхностном уровне). однако вопросы стратегического планирования,

    разработки формализованных целей кампании и борьбы с возможными

    фальсификациями со стороны власти освещены не достаточно полно, или не

    освещены вовсе. Следующая работа, заслуживающая внимания, это книга И.

    Осокиной «Выборы – 95: опыт побед и поражений. Практические вопросы

    организации избирательной кампании.»[5] Объем книги очень маленький – 46

    страниц, однако она содержит большое количество практических рекомендаций,

    образцов заполнения различных документов.

    Ко второй группе относятся работы посвященную в основном выборам,

    избирательные технологии здесь рассматриваются как один из компонентов

    выборов, поэтому им уделяется не достаточно внимания. Здесь выделяется

    книга «Россия: партии, выборы, власть» под общей редакцией В. Н.

    Красного[6], труд содержит большое количество статистического материала

    касающегося выборов. Кроме этого здесь есть глава посвященная политическому

    маркетингу, где анализируются российские предвыборные кампании в сравнении

    с мировым опытом в этой области. Анализируя литературу посвященную выборам

    следует назвать книгу К. Г. Холодковского «Как выбирают парламент в странах

    Европы, Америки, Азии …»[7], в которой обобщается мировой опыт проведения

    выборных кампаний, анализируются достоинства и недостатки различных

    избирательных систем, так же автор приводит наиболее распространенные формы

    агитации.

    К третьей группе относятся работы посвященные одному из аспектов

    избирательной кампании. Здесь следует отметить работы Г. Почепцова «Имидж &

    выборы»[8] и «Имидж: от фараонов до президентов»[9], в них автор уделяет

    особое внимание такому аспекту избирательных технологий, как разработка,

    формирование и актуализация имиджа политика.

    В описанной литературе под избирательной технологией обычно понимают

    совокупность методов подготовки, организации и проведения избирательных

    кампаний. Технология избирательной кампании как междисциплинарная область

    знаний, находящаяся на стыке политологии, политики, истории политических

    учений, электорального права и социальной психологии, социологии, обязана

    своим появлением на свет демократии и только начинает формировать

    терминологический аппарат, и определять предмет своего исследования. Слабо

    разработаны теоретические основы проблемы, большая часть литературы

    затрагивает только тот или иной узкий аспект избирательных технологий. В

    литературе освещаются не столько избирательные технологии, сколько механизм

    и результаты выборов. В большинстве работ отсутствует теоретическая база.

    Вне внимания исследователей остались такие вопросы как, вопросы

    стратегического планирования, разработки формализованных целей кампании и

    борьбы с возможными фальсификациями со стороны власти, особенности

    российских технологий избирательных кампаний, тенденции развития. Указанные

    недостатки вполне объяснимы, к изучению западного опыта выборов и

    избирательных технологий вообще российская наука только приступила.

    Целью данной работы является:

    анализ избирательных технологий как политического явления.

    В связи с этим перед ней стоят следующие задачи:

    1. Рассмотреть мировую практику избирательных кампаний;

    2. Выявить особенности и тенденции развития российских избирательных

    технологий применяемых в 1993 – 1998 годах.

    В качестве источников использовались: газетные публикации посвященные

    данной теме, реклама политических партий, блоков, объединений, движений,

    размещенная на страницах периодических изданий, статистические данные

    опубликованные по результатам выборов, статистические данные приведенные в

    книгах – «Итоги выборов в Государственную думу и перспективы политического

    развития России: общефедеральные процессы и региональная практика.»[10],

    «Россия: партии, выборы, власть»[11]. В связи со слабой изученностью этой

    темы и закрытом характере информации по многим вопросам, использовались так

    же личный архив автора, личные наблюдения в время участия в избирательных

    кампаниях и информация полученная из бесед с людьми профессионально

    занимающимися выборами.

    Глава 1. Мировая практика избирательных

    кампаний

    С момента проведения первых выборов, непрерывно совершенствовались

    технологии избирательных кампаний. По мере того как росло значение выборов

    в политической жизни, также росло значение избирательных технологий,

    накапливался опыт борьбы – побед и поражений, совершенствовалась

    технологии. В настоящее время в странах Запада накоплен значительный опыт

    организации и проведения предвыборных кампаний. Обобщив его, можно

    представить следующую модель избирательной кампании.

    Подготовительный этап занимает важное место в избирательной кампании,

    если тактические ошибки в большинстве случаев можно устранить, то ошибки

    допущенные в ходе подготовки к выборам, при разработке стратегии фатальны.

    Его начало зависит от уровня выборов – национальные, региональные, местные.

    Подготовка к президентским выборам начинается не менее чем за 3 года до

    них[12]. Парламентские партии агитационную деятельность не прекращают ни на

    минуту, все свои действия рассматривают с точки зрения влияния на

    электорат. Подготовка к региональным и местным выборам начинается за 6 – 8

    месяцев до них[13].

    Независимо от уровня выборов участник предвыборного марафона первым

    делом формирует костяк команды (предвыборного штаба) и начинает работу по

    исследованию электоральных предпочтений, настроений избирателей, общей

    ситуации в стране (регионе), отслеживает и собирает информацию о вероятных

    соперниках. Предвыборный штаб – основной аналитический и исполнительный

    орган избирательной кампании, призван реализовывать все основные функции

    предвыборной деятельности. Основные функции штаба следующие:

    - менеджерские: планирование, организация, распределение работ,

    мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и

    информационными потоками, представительство и лоббирование;

    - информационно – аналитическая;

    - рекламная, в том числе агитационно-пропагандистская;

    - связи с общественностью;

    - материально – техническое обеспечение;

    - юридическая;

    - сбор средств на кампанию;

    - финансово – бухгалтерская;

    - обеспечение работы оперативных групп

    - обеспечение безопасности.

    Структура штаба выстраивается в соответствии с основными необходимыми

    функциями, для большей наглядности её удобней представить графически, в

    виде схемы (см. схему №1).

    Распределение функций и ответственности в штабе обычно строится на двух

    принципах: первых из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей

    которое у них лучше всего получаются и к выполнению которых они лучше всего

    подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип - необходимость

    распределения между членами штаба всех основных функций и направлений

    деятельности. Из сотрудников структурных подразделений штаба могут

    организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных

    конечных по времени функций. Например, обычно создается комитет

    стратегического планирования, который и отвечает за весь процесс принятия

    ключевых решений, разработки стратегии и тактики и разработки конкретных

    программ кампании. В состав комитета входят руководители подразделений.

    Возглавляет комитет стратегического планирования обычно лидер партии, так

    как именно он должен определять и утверждать

    Схема №1. Структура предвыборного штаба[14].

    ключевые решения по кампании. Подразделения штаба имеют четко разделенные

    функции.[15]

    Теневой кабинет. Как правило, каждый партийный лидер, решивший идти

    на выборы, приходит к этому решению не по наитию и капризу, а в результате

    каких – то консультаций с представителями предпринимательских структур,

    институтов власти, руководителями СМИ. Именно эти люди, которые напрямую не

    участвуют в избирательной кампании и часто даже предпочитают не «светится»

    рядом с кандидатом, образуют его теневой кабинет. От них зависит

    финансирование избирательной кампании, программные установки партии, многие

    её действия в случае избрания.

    Руководитель кампании. Осуществляет общее руководство кампанией,

    обеспечивает согласованную работу всех его структурных подразделений. Он

    работает в тесном контакте с кандидатами, имея к ним круглосуточный доступ.

    Руководитель кампании имеет право принятия решений по тактике кампании,

    содержанию печатных и иных агитационных материалов. Руководитель кампании -

    единственный человек в команде, имеющий право сказать «нет» лидеру партии.

    Руководитель кампании и его команда полностью отвечают за проведение

    кампании.

    Руководитель главного штаба кампании. Подчиняется непосредственно

    руководителю кампании, руководит действиями оперативных групп на территории

    столицы, контролирует распространение агитационных материалов, проведение

    телефонных опросов и телефонной агитации, координирует связь с

    региональными штабами кампании, обеспечивает сохранность и

    работоспособность аппаратуры штаба. Кроме того, контролирует размещение в

    типографиях заказов на печатную продукцию. Руководитель штаба отвечает за

    бесперебойную работу всех служб штаба, всех региональных штабов,

    контролирует непрерывную доставку им всего необходимого – вплоть до

    продуктов питания и клея.

    Информационно-аналитический сектор. Подчиняется руководителю кампании

    и начальнику главного штаба кампании. В его состав обычно входят:

    компьютерная и техническая группа, отдел досье, аналитическая группа, пресс-

    служба.

    Отдел досье, аналитическая группа. Работают со списками избирателей,

    осуществляет необходимые другим службам и руководителям выборки,

    обеспечивают оперативные группы и штаб картами округов и участков, списками

    избирателей. Обеспечивают модемную и факсимильную связь с региональными

    штабами. Собирают и анализируют публикации в газетах, записывают

    выступления, ролики, передачи кандидатов других партий, получают от

    оперативных групп образцы агитационных материалов соперников, анализируют

    их и пытаются прогнозировать ходы конкурентов. Эти же отделы осуществляют

    выборку из сводок информационных агентств, публикаций в газетах,

    статистических сборников всех необходимых лидерам партии и их команде

    фактов. Занимается изучением ценностей, стереотипов, ожиданий избирателей,

    следит за изменением их предпочтений. Выявляет наиболее благоприятный имидж

    партии, (кандидата). Тщательно исследуются социально - экономические,

    политические, экологические и д. р. проблемы территории на которой пройдут

    выборы. Надо отметить, что данные вопросы отслеживаются и изучаются

    непрерывно.

    Пресс-служба. Иногда входит в состав информационно-аналитической

    группы, иногда выделяется в отдельное направление, подчиняется

    соответственно, либо руководителю кампании, либо начальнику информационно-

    аналитической группы. Готовит статьи в газеты, листовки, буклеты, плакаты,

    интервью и выступления лидеров партии, контролирует подготовку и видео -

    аудиороликов. Обеспечивает подготовку лидеров партии к прямым эфирам и

    дебатам. Если штаб кампании принимает решение, пресс – служба готовит

    экстренные выпуски рекламных газет. Эта служба готовит лидеров к ответам на

    неприятные вопросы соперников и прессы, которые она должна попытаться

    предугадать.

    Группа доверенных лиц. Договариваются встречах лидеров на

    предприятиях, по месту жительства избирателей, самостоятельно проводят

    встречи с избирателями (публичные выступления от имени партии).

    Осуществляют представительские функции от имени объединения в регионах.

    Региональные штабы кампании. Располагаются в столицах субъектов

    федерации, представляют интересы избирательного объединения в регионе.

    Руководители региональных штабов обеспечивают всем необходимым работу

    оперативных групп, планируют и координируют их действия, проводят

    телефонные опросы, размещают агитационные материалы в местных СМИ. Во

    многом повторят работу главного штаба, но на региональном уровне. Ежедневно

    отчитываются перед руководителем главного штаба кампании.

    Бухгалтер кампании. Обеспечивает и контролирует все денежные расчеты в

    ходе избирательной кампании.

    Юридический отдел. Юридическое обеспечение кампании.

    Клуб избирателей. Руководитель клуба подчиняется непосредственно

    руководителю избирательной кампании. Должен располагаться в самом центре

    города, иметь большую вывеску и упрощенный вход. Играет роль общественной

    приемной.

    Оперативные группы. Подчиняются руководителю кампании и начальникам

    штабов, в зоне ответственности которых они действуют. Действуют на

    территории всего избирательного округа, занимаясь непосредственной

    агитацией, расклейкой плакатов, листовок, объявлений о встречах, раздачей

    буклетов и листовок. Они работают по схеме «от двери к двери», работают в

    общественных местах – магазинах, аптеках, вузах, школах и т. п. Участвуют в

    качестве группы поддержки на встречах кандидатов – партийцев, доверенных

    лиц с избирателями.

    Группа добровольных помощников. Оказывает помощь практически всем

    подразделениям штаба. Основная масса используется в качестве агитаторов.

    Референт. Подчиняется непосредственно лидеру избирательного

    объединения, координирует свои действия и с руководителем кампании. Следит

    за соблюдением лидером графика кампании.

    Компьютерная и техническая группа. Соответствующие обеспечение всех

    структур штаба.

    Параллельно с формированием штаба ведется разработка стратегии

    избирательной кампании. Термин «стратегия» ведет свое происхождение из

    военного искусства и означает «искусство достижения цели, выдвигаемой

    войной для вооруженных сил, посредством наилучшей подготовке к войне и

    группировке операций … стратегия – искусство подготовки вооруженного фронта

    и выдвижения перед ним частных, промежуточных целей достижение которых вело

    бы с затратой наименьших сил и средств к достижению конечной цели.»[16].

    Начинается разработка стратегии с диагностики округа (для избирательного

    объединения, кандидата в президенты – экономического и социально –

    политического положения страны), обследования общественного мнения, анализа

    структуры электората и выделения целевых групп, своих слабых и сильных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.