Развитие анархизма в России в XIX в.
Развитие анархизма в России в XIX в.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Южно-Уральский Государственный Университет
Кафедра ЭВМ
Реферат
по политологии
на тему: «Развитие анархизма в XIX веке»
Выполнил:
Сатаева Е.В., группа ПС-277
Проверил:
Вазилова М.И.
г.Челябинск
2000г.
Развитие идей анархизма в XIX веке
Анархизм - это социально-философское революционное учение, целью
которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но
обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и
построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально
обеспечивающего принцип автономизма личности.
Автономизм (автономность) личности - это не просто независимость,
суверенность и свобода личности, это способ существования человека в мире и
обществе, при котором формируется и раскрывается его никем не подавляемая
индивидуальность.
1. Истоки
Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи
протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной
свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации
проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию,
представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами,
средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами,
английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле,
русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С.Марешалем
и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.
Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден
реалиями Нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа
вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению
человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества,
постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем
как важная часть революционного, освободительного движения.
Возможно, анархизм, стал реакцией на достижения и неудачи Великой
Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства
обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не
принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.
Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-
1840-е гг. - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями,
также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и
государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической
свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и
предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит
социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную
государственную регламентацию. Девизом же анархизма, боровшегося на оба
фронта, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: "Свобода без
социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы
есть рабство и скотство".
2. Теоретики анархизма
Уильям Годвин и Макс Штирнер
Первыми глашатаями анархизма выступили англичанин Вильям Годвин
(1756–1836) и немец Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт; 1806–1856). В книге
Годвина «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на
всеобщую добродетель и счастье» (1793) и в работе Штирнера «Единственный и
его собственность» (1844) были обозначены контуры анархического
мировоззрения. Оба мыслителя попытались обосновать необходимость
уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и
производства, доказать противоположность интересов общества и государства.
Однако взгляды упомянутых теоретиков анархизма совпадали далеко не во всем.
Годвин исходил из тезиса о доброй природе человека, на которую дурно
влияют государственные институты, и предложил анархо-коммунистическую
программу социальных преобразований. В центре построений Штирнера –
уникальная личность, единственный; эту личность нельзя свести к каким-либо
социальным ролям и проявлениям. Немецкий мыслитель призывал человека
низвергнуть надличностные (идеологические) фетиши и деспотические
учреждения, осознать свои истинные интересы и, соединяясь с другими – тоже
единственными – личностями, начать борьбу за свое освобождение.
Годвин, оставаясь приверженцем идей Просвещения, еще верил в великую
силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды. Штирнер
уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии.
Он признает необходимость рабочих забастовок, экспроприации собственности и
создания свободного «союза эгоистов». Однако акцент в книге немецкого
мыслителя делается не на проповеди социальной революции, а на призыве к
«восстанию личности».
Так сразу обозначились два направления анархической мысли – философски-
индивидуалистическое, подчеркивающее уникальность отдельной личности, и
социологически-коммунистическое, озабоченное в основном построением
свободного и справедливого общества. При этом воззрения Годвина и Штирнера
дополняют друг друга. Возникшие впоследствии многочисленные анархические
течения основывались на различных вариантах сочетания и совмещения
стремлений к свободе и к социальной справедливости.
И Годвин, и Штирнер были одинокими мыслителями, не слишком
вовлеченными в общественную жизнь. Ни тот, ни другой еще не обозначали свои
взгляды как анархические.
Пьер-Жозеф Прудон
«Отцом анархизма» нередко называют выдающегося французского мыслителя
Пьера Жозефа Прудона (1809–1865). Сын крестьянина, самоучка, проведший
жизнь в тяжелом физическом труде и крайней бедности, Прудон был одним из
немногих вождей социалистического движения XIX в., не принадлежавших к
господствующим классам. С именем Прудона связаны самоидентификация
анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в
массах.
Ученый и публицист, издатель газет и депутат Национального собрания,
участник революции 1848 г., проведший свои последние годы в эмиграции,
Прудон написал множество книг и статей, из которых наиболее известны работы
«Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или
Философия нищеты» (1846), «Исповедь революционера» (1849) и «О политической
способности рабочих классов» (1865).
В воззрениях Прудона, как и в его жизни, соединялось немало
противоречивых черт и, казалось бы, несочетаемых качеств: личная скромность
и склонность к мессианству, революционность провозглашавшихся целей и
приверженность к реформистским средствам, вольнолюбие в общественной жизни
и крайняя патриархальность в семейном быту. Отстаивая индивидуальную
свободу, Прудон одновременно писал работу «Порнократия, или Женщины в
настоящее время», выступая против женской эмансипации и обосновывая тезис
об извечном неравенстве полов. Передовой консерватор, реформистский
революционер, оптимистический пессимист – таким предстает этот человек,
которого А.И.Герцен называл «действительным главой революционного принципа
во Франции» и «одним из величайших мыслителей нашего века».
Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь
то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя,
якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт
революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с
государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного
социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть
властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к
победе реакции и к поражению революции.
Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике,
анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а
критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон
развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив
появление поколения парижских коммунаров.
Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального
социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление
власти государства над человеком). Прудон избегал абстрактных схем, не
занимался прожектерством, а стремился изучить и оценить уже существовавшие
тенденции. Он говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую
уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим
дисциплинировать мир».
Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву
Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности
(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя
современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о
сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией,
пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал
на государство, во имя равенства – на собственность.
Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без
экономического обеспечения и без децентрализации управления. «То, что
называют в политике властью, – писал он, – аналогично и равноценно тому,
что в политической экономии называют собственностью; эти две идеи равны
друг другу и тождественны; нападать на одну – значит нападать на другую;
одна непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то нужно уничтожить и
другую – и обратно».
Исходя из этого Прудон так формулировал собственное кредо: «Итак, то
самое, что на экономическом языке называется нами взаимностью или взаимным
обеспечением, в политическом смысле выражается словом федерация. Этими
двумя словами определяется вся реформа наша в политике и в общественной
экономии».
Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы
личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного
согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное
единство.
Будучи противником рыночной экономики и неограниченной конкуренции,
Прудон не стремился заменить их государственно-социалистической казармой и
тотальной регламентацией. Говоря об «основном принципе верховности общего и
подчиненности личного элемента» у всех социалистов-государственников (от
Платона до Томаса Мора и Луи Блана), Прудон разъясняет: «Эта система
коммунистическая, правительственная, диктаториальная, авторитарная,
доктринерная, она исходит из того принципа, что личность существенно
подчинена обществу; что только от общества зависят жизнь и права отдельного
лица; что гражданин принадлежит государству, как дитя – семейству; что он
находится вполне в его власти ... и обязан ему подчиняться и повиноваться
во всем».
Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества,
и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности.
Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить
государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным
союзом свободных личностей, общин и местностей. «Общество должно
рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему
равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с
условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги.
Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она
исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам».
Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый
ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пи-и-Маргаль в
Испании и другие). Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К
несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в
то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь
10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности».
3. Анархизм в России
Михаил Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является
ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения,
крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике.
Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как
цельного мировоззрения (а не только как программы действий или
социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного
революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.
Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив
анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и
общества.
Александр Блок писал: "Мы читаем Бакунина и слушаем свист огня... Мы
уже, наверное, можем забыть мелкие факты этой жизни во имя ее
искупительного огня... Займем огня у Бакунина". Главное душевное качество
Мишеля (так Бакунина называли и подростком - в кругу семьи - и стариком - в
кругу швейцарских рабочих) - это, по собственному признанию выдающегося
анархиста, "любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому
притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого... Я
считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы
оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много
донкихотства: не только политического, но и в частной жизни".
Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были
Н.В.Станкевич, И.С.Тургенев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, П.Я.Чаадаев,
Г.Гервег, Р.Вагнер, Ж.Санд, А.Мицкевич, П.Ж.Прудон, А.Руге, В.Вейтлинг.
Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида,
Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.
В юности - увлечение философией, дискуссии в московских салонах и в
родном доме в селе Прямухине. Затем - переход к практической революционной
деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к
общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные
приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в
Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и
Шлиссельбурга, где в результате "человеколюбивого обращения", Бакунин
лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в
"Колоколе" Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса...
Революционная деятельность Бакунина не знала границ и была поистине
грандиозна по своим масштабам. Он помогал полякам во время восстания 1863-
1864 гг., выступал в Швеции, направил эмиссара-анархиста Дж.Фанелли в
Испанию организовать секцию Интернационала, поднимал соратников на
восстание в Лионе, вел успешную полемику против Мадзини в Италии (где стал
создателем анархического движения и инициатором восстания в Болонье),
организовывал Юрскую (анархическую) федерацию Интернационала в Швейцарии,
сражался в Париже, Праге, Дрездене, вел революционную агитацию среди болгар
и сербов, финнов и чехов, сотрудничал с "Землей и Волей" 1860-х гг.,
участвовал (к несчастью для себя) в нечаевской пропаганде, был
вдохновителем бакунинских кружков на Юге России. Перечисление созданных им
организаций, написанных программ и уставов заняло бы несколько страниц. В
конце жизни, исполненной тяжелейших материальных лишений, клеветы со
стороны врагов, после травли, организованной против него Генеральным
Советом Интернационала, после поражения ряда восстаний, гибели Парижской
Коммуны и победы Бисмарка во франко-прусской войне (эта победа, как
пророчески предвидел Бакунин, наряду с оппортунизацией части рабочего
движения, предвещала длительное и повсеместное торжество реакции,
бюрократии и милитаризма в Европе) - М.А. Бакунин не был морально сломлен,
хотя пессимистические настроения в его мировоззрении усилились.
Конечно, Бакунин не был "рыцарем без страха и упрека", непогрешимым во
всех своих поступках. В своей поистине фантастической деятельности он
допускал немало ошибок, которые могут быть поставлены ему в вину.
Большинство из них, впрочем, связаны с его способностью чрезмерно
увлекаться и увлекать других открывающимися перспективами, порой
идеализируя эти перспективы и, по выражению Герцена, "путая второй месяц
беременности с девятым". Бакунин нередко принимал желаемое за
действительное, преувеличивал степень готовности масс к революции, допускал
неразборчивые поступки - блефы и мистификации, явно увлекался конспиративно-
заговорщической стороной революционной работы. Бакунин, безусловно, несет
моральную ответственность за отдельные националистические (антинемецкие и
антиеврейские) выпады, встречающиеся в его работах, и за деятельность
С.Г.Нечаева.
Но - не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Бакунин в своей
Страницы: 1, 2
|