МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие анархизма в России в XIX в.

    Развитие анархизма в России в XIX в.

    Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

    Южно-Уральский Государственный Университет

    Кафедра ЭВМ

    Реферат

    по политологии

    на тему: «Развитие анархизма в XIX веке»

    Выполнил:

    Сатаева Е.В., группа ПС-277

    Проверил:

    Вазилова М.И.

    г.Челябинск

    2000г.

    Развитие идей анархизма в XIX веке

    Анархизм - это социально-философское революционное учение, целью

    которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но

    обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и

    построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально

    обеспечивающего принцип автономизма личности.

    Автономизм (автономность) личности - это не просто независимость,

    суверенность и свобода личности, это способ существования человека в мире и

    обществе, при котором формируется и раскрывается его никем не подавляемая

    индивидуальность.

    1. Истоки

    Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи

    протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной

    свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации

    проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию,

    представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами,

    средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами,

    английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле,

    русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С.Марешалем

    и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.

    Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден

    реалиями Нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа

    вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению

    человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества,

    постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем

    как важная часть революционного, освободительного движения.

    Возможно, анархизм, стал реакцией на достижения и неудачи Великой

    Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства

    обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не

    принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.

    Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-

    1840-е гг. - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями,

    также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и

    государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической

    свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и

    предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит

    социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную

    государственную регламентацию. Девизом же анархизма, боровшегося на оба

    фронта, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: "Свобода без

    социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы

    есть рабство и скотство".

    2. Теоретики анархизма

    Уильям Годвин и Макс Штирнер

    Первыми глашатаями анархизма выступили англичанин Вильям Годвин

    (1756–1836) и немец Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт; 1806–1856). В книге

    Годвина «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на

    всеобщую добродетель и счастье» (1793) и в работе Штирнера «Единственный и

    его собственность» (1844) были обозначены контуры анархического

    мировоззрения. Оба мыслителя попытались обосновать необходимость

    уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и

    производства, доказать противоположность интересов общества и государства.

    Однако взгляды упомянутых теоретиков анархизма совпадали далеко не во всем.

    Годвин исходил из тезиса о доброй природе человека, на которую дурно

    влияют государственные институты, и предложил анархо-коммунистическую

    программу социальных преобразований. В центре построений Штирнера –

    уникальная личность, единственный; эту личность нельзя свести к каким-либо

    социальным ролям и проявлениям. Немецкий мыслитель призывал человека

    низвергнуть надличностные (идеологические) фетиши и деспотические

    учреждения, осознать свои истинные интересы и, соединяясь с другими – тоже

    единственными – личностями, начать борьбу за свое освобождение.

    Годвин, оставаясь приверженцем идей Просвещения, еще верил в великую

    силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды. Штирнер

    уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии.

    Он признает необходимость рабочих забастовок, экспроприации собственности и

    создания свободного «союза эгоистов». Однако акцент в книге немецкого

    мыслителя делается не на проповеди социальной революции, а на призыве к

    «восстанию личности».

    Так сразу обозначились два направления анархической мысли – философски-

    индивидуалистическое, подчеркивающее уникальность отдельной личности, и

    социологически-коммунистическое, озабоченное в основном построением

    свободного и справедливого общества. При этом воззрения Годвина и Штирнера

    дополняют друг друга. Возникшие впоследствии многочисленные анархические

    течения основывались на различных вариантах сочетания и совмещения

    стремлений к свободе и к социальной справедливости.

    И Годвин, и Штирнер были одинокими мыслителями, не слишком

    вовлеченными в общественную жизнь. Ни тот, ни другой еще не обозначали свои

    взгляды как анархические.

    Пьер-Жозеф Прудон

    «Отцом анархизма» нередко называют выдающегося французского мыслителя

    Пьера Жозефа Прудона (1809–1865). Сын крестьянина, самоучка, проведший

    жизнь в тяжелом физическом труде и крайней бедности, Прудон был одним из

    немногих вождей социалистического движения XIX в., не принадлежавших к

    господствующим классам. С именем Прудона связаны самоидентификация

    анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в

    массах.

    Ученый и публицист, издатель газет и депутат Национального собрания,

    участник революции 1848 г., проведший свои последние годы в эмиграции,

    Прудон написал множество книг и статей, из которых наиболее известны работы

    «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или

    Философия нищеты» (1846), «Исповедь революционера» (1849) и «О политической

    способности рабочих классов» (1865).

    В воззрениях Прудона, как и в его жизни, соединялось немало

    противоречивых черт и, казалось бы, несочетаемых качеств: личная скромность

    и склонность к мессианству, революционность провозглашавшихся целей и

    приверженность к реформистским средствам, вольнолюбие в общественной жизни

    и крайняя патриархальность в семейном быту. Отстаивая индивидуальную

    свободу, Прудон одновременно писал работу «Порнократия, или Женщины в

    настоящее время», выступая против женской эмансипации и обосновывая тезис

    об извечном неравенстве полов. Передовой консерватор, реформистский

    революционер, оптимистический пессимист – таким предстает этот человек,

    которого А.И.Герцен называл «действительным главой революционного принципа

    во Франции» и «одним из величайших мыслителей нашего века».

    Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь

    то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя,

    якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт

    революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с

    государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного

    социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть

    властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к

    победе реакции и к поражению революции.

    Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике,

    анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а

    критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон

    развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив

    появление поколения парижских коммунаров.

    Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального

    социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление

    власти государства над человеком). Прудон избегал абстрактных схем, не

    занимался прожектерством, а стремился изучить и оценить уже существовавшие

    тенденции. Он говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую

    уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим

    дисциплинировать мир».

    Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву

    Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности

    (мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя

    современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о

    сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией,

    пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал

    на государство, во имя равенства – на собственность.

    Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без

    экономического обеспечения и без децентрализации управления. «То, что

    называют в политике властью, – писал он, – аналогично и равноценно тому,

    что в политической экономии называют собственностью; эти две идеи равны

    друг другу и тождественны; нападать на одну – значит нападать на другую;

    одна непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то нужно уничтожить и

    другую – и обратно».

    Исходя из этого Прудон так формулировал собственное кредо: «Итак, то

    самое, что на экономическом языке называется нами взаимностью или взаимным

    обеспечением, в политическом смысле выражается словом федерация. Этими

    двумя словами определяется вся реформа наша в политике и в общественной

    экономии».

    Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы

    личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного

    согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное

    единство.

    Будучи противником рыночной экономики и неограниченной конкуренции,

    Прудон не стремился заменить их государственно-социалистической казармой и

    тотальной регламентацией. Говоря об «основном принципе верховности общего и

    подчиненности личного элемента» у всех социалистов-государственников (от

    Платона до Томаса Мора и Луи Блана), Прудон разъясняет: «Эта система

    коммунистическая, правительственная, диктаториальная, авторитарная,

    доктринерная, она исходит из того принципа, что личность существенно

    подчинена обществу; что только от общества зависят жизнь и права отдельного

    лица; что гражданин принадлежит государству, как дитя – семейству; что он

    находится вполне в его власти ... и обязан ему подчиняться и повиноваться

    во всем».

    Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества,

    и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности.

    Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить

    государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным

    союзом свободных личностей, общин и местностей. «Общество должно

    рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему

    равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с

    условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги.

    Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она

    исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам».

    Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый

    ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пи-и-Маргаль в

    Испании и другие). Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К

    несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в

    то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь

    10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности».

    3. Анархизм в России

    Михаил Бакунин

    Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является

    ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения,

    крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике.

    Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как

    цельного мировоззрения (а не только как программы действий или

    социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного

    революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.

    Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив

    анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и

    общества.

    Александр Блок писал: "Мы читаем Бакунина и слушаем свист огня... Мы

    уже, наверное, можем забыть мелкие факты этой жизни во имя ее

    искупительного огня... Займем огня у Бакунина". Главное душевное качество

    Мишеля (так Бакунина называли и подростком - в кругу семьи - и стариком - в

    кругу швейцарских рабочих) - это, по собственному признанию выдающегося

    анархиста, "любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому

    притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого... Я

    считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы

    оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много

    донкихотства: не только политического, но и в частной жизни".

    Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были

    Н.В.Станкевич, И.С.Тургенев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, П.Я.Чаадаев,

    Г.Гервег, Р.Вагнер, Ж.Санд, А.Мицкевич, П.Ж.Прудон, А.Руге, В.Вейтлинг.

    Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида,

    Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.

    В юности - увлечение философией, дискуссии в московских салонах и в

    родном доме в селе Прямухине. Затем - переход к практической революционной

    деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к

    общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные

    приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в

    Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и

    Шлиссельбурга, где в результате "человеколюбивого обращения", Бакунин

    лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в

    "Колоколе" Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса...

    Революционная деятельность Бакунина не знала границ и была поистине

    грандиозна по своим масштабам. Он помогал полякам во время восстания 1863-

    1864 гг., выступал в Швеции, направил эмиссара-анархиста Дж.Фанелли в

    Испанию организовать секцию Интернационала, поднимал соратников на

    восстание в Лионе, вел успешную полемику против Мадзини в Италии (где стал

    создателем анархического движения и инициатором восстания в Болонье),

    организовывал Юрскую (анархическую) федерацию Интернационала в Швейцарии,

    сражался в Париже, Праге, Дрездене, вел революционную агитацию среди болгар

    и сербов, финнов и чехов, сотрудничал с "Землей и Волей" 1860-х гг.,

    участвовал (к несчастью для себя) в нечаевской пропаганде, был

    вдохновителем бакунинских кружков на Юге России. Перечисление созданных им

    организаций, написанных программ и уставов заняло бы несколько страниц. В

    конце жизни, исполненной тяжелейших материальных лишений, клеветы со

    стороны врагов, после травли, организованной против него Генеральным

    Советом Интернационала, после поражения ряда восстаний, гибели Парижской

    Коммуны и победы Бисмарка во франко-прусской войне (эта победа, как

    пророчески предвидел Бакунин, наряду с оппортунизацией части рабочего

    движения, предвещала длительное и повсеместное торжество реакции,

    бюрократии и милитаризма в Европе) - М.А. Бакунин не был морально сломлен,

    хотя пессимистические настроения в его мировоззрении усилились.

    Конечно, Бакунин не был "рыцарем без страха и упрека", непогрешимым во

    всех своих поступках. В своей поистине фантастической деятельности он

    допускал немало ошибок, которые могут быть поставлены ему в вину.

    Большинство из них, впрочем, связаны с его способностью чрезмерно

    увлекаться и увлекать других открывающимися перспективами, порой

    идеализируя эти перспективы и, по выражению Герцена, "путая второй месяц

    беременности с девятым". Бакунин нередко принимал желаемое за

    действительное, преувеличивал степень готовности масс к революции, допускал

    неразборчивые поступки - блефы и мистификации, явно увлекался конспиративно-

    заговорщической стороной революционной работы. Бакунин, безусловно, несет

    моральную ответственность за отдельные националистические (антинемецкие и

    антиеврейские) выпады, встречающиеся в его работах, и за деятельность

    С.Г.Нечаева.

    Но - не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Бакунин в своей

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.