ПУП в рамках закона и морали. Программа самой благозвучной партии России - партии умеренного прогресса
ПУП в рамках закона и морали. Программа самой благозвучной партии России - партии умеренного прогресса
П У П
В Р А М К А Х З А К О Н А
И М О Р А Л И
П р о г р а м м а
самой благозвучной партии России -
Партии Умеренного Прогресса
ПУП в рамках морали и закона.
Программа самой благозвучной партии России -
Партии умеренного прогресса.
Работу кандидата медицинских наук, психолога, руководителя
Ассоциации деловой интеллигенции г. Иванова, консультанта Федерации
профсоюзов и Законодательного Собрания Ивановской области Шелкопляса Е.В,
предлагаемую вниманию читателей, трудно отнести к определенному жанру. В
ней можно найти свойства публицистики, фельетона, «байки», социально-
экономической утопии, психолого-этического исследования и даже
мистификации. Однако, подобный причудливый «коктейль» психологической
теории, житейской иронии и самоиронии может стать совершенно новым
инструментом интеллектуального анализа, дающим возможность одолеть многие
казавшиеся еще вчера неприступными, догматы "социальной веры", твердыни
массового сознания. Примером тому - ложное убеждение, что капитализм и
социализм являются лишь взаимно отрицающими друг друга системами; но при
этом упускается из виду вполне реальная альтернатива: возможность
диалектического единства, синтеза лучших сторон двух основных социально-
экономических формаций XX века.
"Программа самой благозвучной партии России - партии умеренного
прогресса" может заинтересовать тех, кто отвергает упрощенные ответы на
сложные вопросы. Она помогает преодолеть леность и инфантильность
обыденного мышления - так называемого "здравого смысла", во многом достичь
самостоятельности оценок самых сложных общественных отношений, понять что
гарантами личного и общественного благополучия может быть только каждый из
нас, ни Бог, ни Царь, и ни Герой - только мы сами!
Пришла пора подумать, на каких принципах строить общество XXI века,
что взять в качестве непреходящих ценностей, а что из догм и принципов XX
столетия признать обветшавшими, просто устаревшими и мизерными привычками,
мешающими полной реализации возросшей силы духа Человека.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|П Р Е Д Ы С Т О Р И Я |
|I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ |
|На переломе тысячелетий |
|Догматизм умер. Да здравствует зрелый социализм! |
|Собственность, управление, ответственность, информация |
|Как возникают ошибки и иллюзии массового сознания |
|Психология - основа социальной и экономической науки ХХI века |
|Честные реформы были возможны и остаются возможными |
|Высокая и реальная цель – двигатель социально-экономического |
|прогресса |
|Конвергенция - альтернатива взаимному уничтожению |
|II. О С Н О В Н Ы Е З А Д А Ч И РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В |
|ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАХ |
|Диалектика социальной жизни. Конкурентный социализм |
|Развитие функций управления. Технологическое, экономическое, |
|административное, экологическое и социально-политическое управление |
|Новые идеи должны прийти на смену ветхим догмам |
|Идея системной корпоративной собственности |
|Идея ограниченного временем социального и производственного |
|контракта между коллективом и лидером |
|Идея социальных денег |
|Идея демократизации экономической жизни общества |
|Идея “Народных предприятий” |
|Идея самоуправляющихся систем |
|Идея морально-правового общества |
|Идея оптимума |
|Никто не даст нам избавленья ... От ответственности демократических|
|вождей - к демократии ответственных граждан |
|П О С Л Е С Л О В И Е |
П Р Е Д Ы С Т О Р И Я
Прежде всего, позвольте Вам заявить, уважаемые сограждане, что
социально-экономический прогресс в России без организации со столь
благозвучным названием - решительно невозможен! Но прежде необходимо
сказать хотя бы два слова об истории возникновения союза, призванного
спасти и Россию, и прогрессивное человечество.
Партию умеренного прогресса придумал Ярослав Гашек. Тот самый веселый
чешский писатель, который подарил миру гениального идиота, умевшего сказать
правду кому угодно, не подвергая при этом свою жизнь и свое достоинство
никакой серьезной опасности, - бравого Иозефа Швейка.
Главный лозунг славной партии умеренного прогресса звучит так:
"Требуйте подачи горчицы к сосискам!" Справедливость требует напомнить
непосвященным, что эта партия никогда и ни в одной стране не была правящей.
Более того, она никогда и нигде не была зарегистрирована. Но дело ее живет!
Ведь смысл программного лозунга партии актуален и сегодня: не требуйте
всего сразу... Слишком быстрый рост - это рост опухолей; слишком быстрое
расширение - это взрыв. И то, и другое - разрушение, а не созидание.
Понятно, что скромный человек согласится на сосиски и без горчицы. А
вот открыто и горячо уважающий себя субъект не будет чувствовать настоящего
удовольствия, если к самому высококачественному мясному блюду ему не
подадут приправ. Униженный и обездоленный гражданин может быть уверен
только в одном: социальная справедливость для него не предусмотрена, а
горько ему будет и без горчицы...
Общество, где рядовой гражданин ставит политикам задачу непременно
добиться, чтобы к хорошим сосискам всегда и всюду подавали хорошую горчицу,
- уже живет в условиях экономического процветания и демократии (много ли
сегодня найдется государств, где нет других проблем?). Счастливчик, живущий
в столь совершенном государстве и решающий столь странные для нас проблемы,
способен многих возмутить своей привередливостью, потому как имеет дерзость
обдумывать перспективу совершенствования общественного устройства, сегодня
нам недоступного и в сладком сне... Не один год нас приучают жить по
принципу "Хавай, что дают!"
Многовековой опыт жизни людей в сообществах, именуемых государством,
убедительно показал, что благополучному человеку и обществу, чтобы не
загнить, не остановиться, а неблагополучным - чтобы не устроить
братоубийственную борьбу в целях стимулирования бурного социального
прогресса, - лучше всего действовать по принципу Козьмы Пруткова: "Поспешай
медленно!”
Тому, кто затевает большое новое дело, мудрые люди советуют прежде
всего действовать обдуманно, с учетом трудного опыта предшествующих
поколений человечества, без суеты, но не тянуть тем не менее "кота за
хвост"... Именно в этом причина того, что необычная партия ратует именно за
умеренный прогресс. А почему в рамках не только закона, но и морали? Да
потому, что плут обойдет какой угодно закон. В особенности если наймет
продажного адвоката, знатока юридических препятствий - законов. В любом
законе, в любом кодексе, своде законов всегда существует множество дыр -
противоречий законов между собой, несоответствие их Конституции,
возможность различного толкования отдельных мест в законодательных актах,
непредусмотренность наказаний за способы грабежа сограждан,
свежепридуманные пройдохами. Но главная слабость системы защиты прав
граждан исключительно с позиций Права состоит в принципиальной
неспособности какой-либо из существующих юридических мерок, норм, законов
охватить и измерить бесконечное разнообразие явлений причудливо текущей,
вечно меняющейся жизни. Всегда найдется способ обмана меньшинством
большинства, наказание за который пока еще не предусмотрено в действующих
законах. Образованному обманщику с богатой фантазией несложно обойти закон.
Но если обманщика будут судить не только судьи, с позиций формального
Права, но еще и люди, по законам Морали, то затевать плутовство теряет
смысл - себе дороже.
Строгий критик, литературный крохобор вправе задать вопрос: а какое,
собственно, отношение к нашей азиатской сиволапой России имеют европейцы -
Гашек и Швейк? Ответ нетрудно найти в русской литературной классике и
фольклоре. Чем хуже блистательного Швейка русский Иван-дурак или Балда,
способные одурачить не только чинушу, солдафона, святошу, но и самого
черта? Ну, а Пушкин чем хуже Гашека? И не славяне ли - все перечисленные
авторы и герои?..
Любой непредвзятый политик, любой гражданин, склонный к
вольнодумству, без всяких дополнительных разъяснений уже догадался, что
"ПУП в рамках закона и морали" - партия центристская. Где же еще может
находиться такая часть (пусть и общественного) тела? Правда, в России,
стране коллективистов и идеалистов, все немного сдвинуто влево и вверх,
поэтому партия, честно говоря, немного левоцентристско-идеалистическая...
Ну уж, какая есть. Не обессудьте, господа-товарищи! А теперь - к делу!
I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
На переломе тысячелетий
Начало XX столетия ознаменовалось важнейшим событием мирового
масштаба - созданием в России первого в истории государства, в основу
идеологической системы которого был положен принцип социальной
справедливости. До этого момента все государства в любой части земного шара
представляли собой эксплуататорские общества, где производственная,
экономическая и социальная деятельность основывались на допущении и даже
узаконенности эксплуатации человека человеком.
История идеи социальной Справедливости насчитывает около двух тысяч
лет. Справедливость как высшая ценность, как важнейшая мера оценки
результатов жизненного пути человека - была зафиксирована во всех мировых
религиях, в том числе в христианском учении, ставшем основой всех более
поздних морально-этических и социальных учений в рамках европейской
цивилизации.
Если на заре новой эры жажда социальной справедливости, присущая
человеческому духу, могла быть реализована только в мистических надеждах на
посмертное вознаграждение человека, благородно прошедшего до конца свой
путь, стойко перенесшего тяготы земной жизни, в том числе материальные
лишения, социальную несправедливость, безнадежность индивидуальной борьбы
со вселенским злом, духовное одиночество, - то новая эра социальной жизни,
начало которой было положено в 1917 году, позволила миллионам людей
рассчитывать на реализацию мечты о социальной справедливости не в загробной
жизни, существование которой все большему числу людей кажется
проблематичным, а в жизни реальной, которая всегда останется сложной, хотя,
несомненно, может быть не менее прекрасной, чем вечная жизнь, обещанная
праведникам в райских кущах.
Успехи социалистической России, других социалистических стран в
решении многих проблем современного человечества общеизвестны, но столь же
общеизвестен факт невероятно быстрого распада мировой социалистической
системы, казавшейся большинству ее врагов абсолютно незыблемой. Твердыня
пала без какого-либо внешнего военного или другого открытого силового
давления. Этот факт свидетельствует о том, что к концу столетия новая
прогрессивная социальная система накопила такой груз внутренних слабостей и
противоречий, что потеряла не только способность к развитию на прежних
принципах организации, но и способность к самосохранению. Сторонникам
ортодоксального, так называемого сталинского, варианта реализации
социалистической идеи бесполезно пытаться списывать все происшедшее на
происки внешних сил; это означало бы лишь попытку самоутешения и
самообмана...
Думающим людям хорошо понятно, что социализм не равен не только
сталинскому периоду в жизни России и других стран соцлагеря, но и,
естественным образом, не равен теоретическим взглядам ни одного из
классиков социализма, какой бы крупной личностью этот человек ни являлся.
Социализм есть воплощение идеи Справедливости в социальной практике, а его
теоретики - лишь люди, которые с большей или меньшей глубиной описывают
отдельные стороны технологий создания идеального, а следовательно, -
недостижимого в полной практической реализации, общества. Как известно,
суть жизни человека и общества состоит не в попытке достичь идеального
состояния завтра - послезавтра, раз и навсегда, а в постоянном движении к
идеалу, смысл которого так же постоянно меняется и уточняется.
Догматизм умер. Да здравствует зрелый социализм!
Ответственный и самокритичный анализ происшедшего требует от
представителей левых сил признать, что идеологический догматизм властей
стал основной причиной крушения социалистического общества. Догматизм -
явление не новое, бесконечно повторяющееся в самых различных отраслях
человеческой деятельности. Ничто не ново под луной, и ничто не вечно. Как
бы ни было совершенно, прочно и прекрасно творение рук человеческих, со
временем оно ветшает и требует не только реставрации, но и перестройки,
чтобы соответствовать новым требованиям изменившегося мира, динамике
характеристик окружающей материальной, социальной и духовной среды. Этот
универсальный закон изменения ради возобновления жизни именуется законом
адаптации всего сущего к меняющимся условиям среды.
Передовое для конца XIX - начала XX века социально-экономическое
учение, созданное К. Марксом, а затем разработанное до уровня социальной
технологии и внедренное в социальную практику В. Лениным, в дальнейшем
практически не претерпело существенных изменений на протяжении двух третей
столетия, хотя все другие направления науки к началу третьего тысячелетия
новой истории сделали гигантский шаг в будущее.
Серьезно устарели, перестали удовлетворительно объяснять социальную
жизнь и тем более прогнозировать ее развитие такие стороны марксистско-
ленинской теории, как учение о диктатуре пролетариата, вопрос о механизмах
происхождения прибавочной стоимости, представление о неизбежном отмирании в
будущем государства как организации, управляющей жизнью общества, а также
некоторые другие привычные теоретические постулаты марксистов.
Попытка превратить живую, то есть развивающуюся, социальную науку в
тщательно нарумяненную, неизменную, "святую" мумию, которой нужно
поклоняться не рассуждая - вот что, в конечном счете, погубило могучий
Советский Союз, мировую систему социализма.
В постоянном соревновании Славянской (социалистической в XX веке, а
до того - православной) и Западной (протестантской) цивилизации была
проиграна не военная и даже не экономическая, а идеологическая битва. Столь
дорогой, столь близкой сердцу российских коммунаров идее Справедливости
западные оппоненты противопоставили идею Свободы. На рубеже XIX – XX веков
классики не уделили этой будущей проблеме достаточного внимания.
Современные же идеологи попытались превратить марксизм в систему почти
религиозных, непререкаемых, окостеневших догматов. В результате теоретикам
социализма всерьез противопоставить Западу, в идеологическом плане,
оказалось нечего.
Между тем, в полном соответствии с постулатами диалектического
материализма, появление какой-либо проблемы означает появление и средств
для ее решения, хотя эти события в реальности и отделены друг от друга
определенным отрезком времени. Диалектический метод, свойственный не только
марксизму, но и целому ряду других социальных теорий, прямо указывает как
на противоречивость, так и на взаимодополняемость двух главных социальных
идей, положенных в основу конкуренции двух доминирующих социально-
экономических систем XX века, капитализма и социализма: идеи Свободы и идеи
Справедливости. Диалектика этой борьбы рано или поздно приведет к
закономерному результату - возникновению гармоничного общества, организация
которого основывается на сочетании, единстве идей ответственной Свободы и
неуравнительной Справедливости!
Собственность, управление, ответственность, информация.
Идею индивидуальной Свободы оказалось возможным реализовать
значительно раньше идеи социальной Справедливости. С античных времен и до
рубежа третьего тысячелетия понимание идеи индивидуальной Свободы состояло
в признании особого права "сильного" человека - суверена, господина,
хозяина и т.п. управлять другими людьми не только в общих, но и в
собственных интересах. Ясно, что при этом в соотношении личной и
общественной выгоды акцент всегда делался на интересе хозяина. "Государство
- это я!" - фраза, однажды произнесенная французским королем, по существу,
является не только формулой абсолютной монархии, но и формулой абсолютного
эгоизма человека. При таком положении вещей народу не рекомендуют
беспокоиться о защите своих интересов. За них подумает Господин и по своему
усмотрению решит: жить ли простолюдину или умереть за угодное барину
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|