МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовое демократическое государство

    Правовое демократическое государство

    Правовое демократическое государство и гражданское общество

    План.

    1.Вступление

    2.Понятия, характерные признаки и пути формирования правового

    государства.

    3.Многогранность определения демократии. Основные атрибуты и типы

    демократии.

    4.Институт президентства в демократическом правовом государстве:

    а)права и полномочия президента и его функции;

    б)особенности функционирования института президентства в Украине

    и других государствах.

    5.Гражданское общество: понятие, суть и структура.

    6.Заключение.

    Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными

    сферами. Крупнейшие из них – экономическая, социальная, политическая,

    духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со

    своим типом организации и управления, со своими законами развития и

    традициями. Данные системы изучаются соответствующими общественными

    науками.

    Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от

    экономической, социальной и духовной, а также всех других является

    организация и осуществление государственного управления обществом в целом

    (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном

    управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества просто

    не способна была бы существовать.

    Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках

    возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и

    реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что

    эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей

    различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе

    всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука –

    ПОЛИТОЛОГИЯ. Политология становится по-настоящему востребованной наукой

    лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной

    демократическим политическим системам, поскольку способствует их

    дальнейшему развитию и совершенствованию.

    Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей,

    прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы

    типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она

    развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение

    правового государства? — практически всегда находились в поле зрения

    философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также

    от того, как квалифицировалось и как называлось это государство —

    государством ли закона, справедливости, государством всеобщего

    благоденствия или же государством законности.

    Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

    совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

    нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

    государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

    государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных

    концепций правового государства лежат идеи немецкого философа

    Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье

    (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких,

    как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые

    полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи

    абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти

    правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,

    обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности

    и государственной власти в условиях правового государства принципиально

    иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства

    характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и

    законом.

    Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей,

    политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и

    содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.

    Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время.

    Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не

    только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее

    наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

    Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений,

    которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и

    подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет

    властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством;

    д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не

    образование, находящееся над обществом и независимое от него, а

    определённый тип юридически регулируемого социального поведения,

    существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство

    - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов

    чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное

    иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то

    имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые

    теми, кто уполномочен для этого.

    Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном

    пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер

    государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует

    на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок

    определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его

    применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

    Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной

    чертой которого является принудительная регуляция поведения людей

    посредством нормативных норм.

    Государство - это политическая общность, составляющими элементами

    которой являются территория, население и власть. Территория - это

    пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой

    одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном

    счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться

    во времени. Территория есть пространство государства, занятое его

    населением, где в полной мере действует власть политической элиты,

    реализуемая через юридические нормы.

    Вторым составляющим элементом государства является население, то есть

    человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его

    власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как

    относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством

    принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому

    сознанию.

    Третьим составляющим элементом государства является власть, иными

    словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической

    элитой и остальной частью общества.

    Представление о государстве как организации, осуществляющей свою

    деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

    развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

    связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители

    античности (Сократ, Платон, Аристотель и др.) пытались выявить такие связи

    и взаимодействия между правом и государственной властью, которые

    обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности

    считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма

    общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для

    самого государства.

    Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная

    им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой государственностью.

    Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали

    заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных

    учений о правовом государстве.

    В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

    государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.

    Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку

    набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего

    потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности

    свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

    Боден определял государство как правовое управление многими семействами и

    тем, что им принадлежит.

    В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового

    государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций,

    Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и

    другие.

    Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.

    Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких

    правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

    пользование своим достоянием с согласия всех.

    Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического

    государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные

    права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только

    тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность

    жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему

    правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу

    и иные блага подданных.

    Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в

    общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального

    равенства перед законом, незыблемость договоров.

    Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой

    государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,

    Пейн и другие видные мыслители.

    Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории

    правового государства, центральное место в котором занимает человек.

    Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,

    обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в

    государстве, которое выступает как “объединение множества людей,

    подчиненных правовым законам”. Философская концепция правового государства

    по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-

    правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

    Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего

    времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то

    большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то

    государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи

    правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой

    мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена,

    Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

    После октябрьской революции идея правового государства была заменена

    требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из

    действительности.

    Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры

    правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление

    норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и

    ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной

    организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная

    инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной

    субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами

    власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от

    исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной

    власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные

    элементы.

    Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением

    времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.

    Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с

    правом.

    Правовое демократическое государство – это такое государство,

    устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,

    общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое

    государство- важнейший элемент демократии гражданского общества,

    основанного на правах свободы людей. Источником власти всех органов этого

    государства является суверенитет народа.

    Цель правового государства—обеспечить гарантию прав и свобод своих

    граждан во всех сферах, но достичь ее можно при условии, если и граждане в

    свою очередь проявляют уважение к законам и институтам существующей

    системы. Правовое государство стремится установить единый и обязательный

    для всех граждан правовой порядок, с тем чтобы они как можно меньше

    зависели от прихотей политиков. Исторически требование суверенного и

    единого государства возникло в ответ на неравенство прав и санкций,

    характерное для средневековья. В правовом государстве только законно

    избранное правительство правомочно применять силу в качестве средства

    принуждения.

    Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само

    ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил.

    Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на

    три главные ветви—законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть

    осуществляет свои, строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и

    уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения

    демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане

    через всеобщую избирательную систему и избирательный процесс имеют

    возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать

    их действия. Этот принцип взаимного контроля, характерный для правового

    государства, сформулировал еще немецкий философ И. Кант в утверждении, что

    каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения

    властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий

    в отношении к гражданину. Иначе говоря, законодатель также подзаконен, как

    и отдельный гражданин.

    Вместе с тем подзаконность государственной власти дополняется

    признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав,

    предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности

    обеспечивается законом, как и неприкосновенность жилища и переписки.

    В процессе своего формирования и утверждения правовое государство

    разрабатывало и закрепляло не только законодательные гарантии

    индивидуальных свобод и прав, но и свою власть в качестве стража таких

    свобод и прав, главного гаранта нормального существования и

    функционирования гражданского общества, его основных институтов, принципов

    и ценностей. И как таковое правовое государство имеет ряд общих и

    объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по

    своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

    В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противоречащие

    друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю

    граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальном жизненном

    процессе. Если бы государство представляло собой политическое отражение

    лишь экономических интересов собственников, то оно могло бы иметь форму

    своего рода олигархической республики. Однако на практике экономическое

    господство собственников уживается с разными формами государства и

    политическими системами—как с диктатурой, так и с демократией. Конечно,

    имущие классы стремятся превратить институты власти в орудие своего

    господства. Но демократические принципы, заложенные в основу

    государственного устройства, обеспечивают значительную степень

    независимости государства, деятельности его институтов от тех или иных

    экономических и социально-классовых интересов. Гарантией этой независимости

    служит существование гражданского общества и соответствие между ним и

    правовым государством.

    Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это

    делают и тоталитарные государства), главное- обеспечить его устройство и

    деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями

    демократизма Понятие демократического государства неразрывно связано с

    понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле

    можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое

    государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

    Государство может соответствовать характеристике демократического

    только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство

    должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в

    экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу

    предпринимательства и культуры. В функции демократического государства

    входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и

    защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является

    антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг

    друга.

    Важнейшие признаки демократического государства:

    а) реальная представительная демократия;

    б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.