МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Понятие и основные черты тоталитаризма

    Понятие и основные черты тоталитаризма

    Содержание

    Стр.

    |Определение, сущность и предпосылки тоталитаризма. |2 |

    |Структура тоталитарной власти |5 |

    |Основы тоталитарного общества и психология равенства. |8 |

    |Определение культа личности и его «единственно верная идеология». |10 |

    |Культ личности в фашистской Германии. |11 |

    |Культ личности в СССР. |14 |

    |Сталинский террор 1935 – 1939 г.г. |16 |

    |Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системы. |20 |

    |Литература |22 |

    Определение, сущность и предпосылки тоталитаризма.

    Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется

    тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным

    разрастанием власти и поглощением ее гражданского общества.

    Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей

    стране в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы

    попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что

    слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени

    других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.

    Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».

    Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится

    всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых

    частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных

    изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое

    качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том

    или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него

    отличается.

    Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно

    перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно

    ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от

    истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов

    прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского

    государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь

    слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не

    по существу. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-

    вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в

    структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не

    связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики

    авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не

    сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того

    времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем

    «авторитаризм 20-х годов».

    Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика,

    ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с

    известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,

    телом которой является командно-административная система, это явление не

    экономического, социального или политического плана, а культурно-

    идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,

    придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:

    сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,

    коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили

    разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса

    накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил

    обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но

    совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным

    вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?

    Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его

    соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки

    средством для достижения определенной цели — построения социализма в

    планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание

    насилия, но корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации

    политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не

    то — Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-

    ленинизм — только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не

    только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но

    дело не только в личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью

    проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не

    только психологические, но и исторические.

    Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина,

    подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь

    самые серьезные последствия.

    Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти

    как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,

    транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком

    качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал

    тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных

    ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями,

    временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые

    хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала

    материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,

    самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя,

    позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова —

    Берии уже не щадили никого.

    Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка

    формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том

    случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к

    идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и

    получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе

    общественной собственности и централизованного управления обществом,

    планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон:

    речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над

    действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию —

    монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким

    законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма —

    культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот

    культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и

    самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре

    массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения,

    направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких

    ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного

    субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом

    народа и именовалось борьбой с врагами народа.

    Структура тоталитарной власти

    Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается

    внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения

    и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-

    декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический

    характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не

    ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.

    Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В

    действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне

    социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной

    властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте

    приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник

    районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,

    хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования

    тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:

    тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен

    на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно

    сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из

    пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное

    напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей

    существование этой системы.

    С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный

    поступок тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается

    не столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами,

    сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою

    индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В

    силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть

    необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это

    страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в

    душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к

    абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация

    повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении

    индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано

    необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия

    тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли

    основной контингент ГУЛАГа.

    Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны

    и взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он был

    символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало

    для каждого собственное приобщение к субстанции власти. В этой структуре

    харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался на периферию

    общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек — знак

    абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальным

    воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея,

    совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижний

    уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе

    не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в

    повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных

    индивидов к Сталину было интимно-психологическим и личностным: он был не

    просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его

    индивидуальные качества срослись с символическими, и в этой системе он

    занимал место Бога. Славословия в его адрес заменили молитву и были

    ритуальным элементом существования и осуществления тоталитарной власти

    каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталина означала конец тоталитаризма.

    Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени.

    Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри

    ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и

    психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного

    индивида.

    Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его

    личные и символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его

    преемник Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на

    голову корону.

    Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева

    в того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна

    личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере,

    равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.

    После смерти Сталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет

    переживал обратное перерождение в авторитаризм, и именно механика этого

    обратного перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его

    наследию, но не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в

    пользу реально достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и

    творцу авторитарного режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека

    в положение если и не диссидента, то оппозиционера по отношению к

    существовавшему режиму. С этого обращения началась перестройка.

    Основы тоталитарного общества и психология равенства.

    В основу тоталитарного коммунистического государства положен

    принудительный принцип равенства. Человек должен навсегда оставить «надежду

    стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-

    либо из своих сограждан» (Г.Бабеф).

    Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества.

    Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика,

    национальные отношения, личность. Основой системы в экономике был строго

    регламентированный центром распределительный механизм. Например в СССР в

    1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось не как вынужденная мера, а

    как ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковские учреждения.

    Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящик гвоздей

    и т. д. Основой общественных отношений была командно - административная

    система, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих.

    Она

    формировала массовую психологию равенства: «Пусть бедные, но все равны». В

    Сталинской концепции социализма было место только такому работнику. Что

    касается третьей системы, то в правовом государстве не может быть единой

    власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти:

    законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же было соединение

    законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная власть в

    годы гражданской войны была сосредоточена в руках ВЧК, других чрезвычайных

    и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись

    альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны. Происходило

    систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия. Характер

    административно-командной системы сказывался на отношениях наций и

    народностей. Под видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое

    централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура

    страны. Например в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин

    говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальных общностей, в то

    время, как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет

    Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом

    же году были ликвидированы такие формы национально-административного

    деления, как национальные районы и национальные сельские советы, которые

    занимались созданием условий для осуществления школьного образования и

    культурно-просветительной деятельности на родных языках. Основой пятой

    системы - была личность. Человек, отчужденный от собственности, власти,

    управления не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности

    подменялись классовыми, групповыми, партийно-бюрократическими интересами.

    Человек не имел гарантий правовой защиты. Школа воспитывала личность в духе

    непримиримости к «врагам народа». И ими не редко оказывались мать, отец,

    родственники и близкие.

    Определение культа личности и его «единственно верная идеология».

    Тоталитаризму присуще коллективно – механическое мировоззрение,

    рассматривающее государство, как отлаженный работающий механизм. Сталин

    впрямую использовал эту аналогию, говоря: «Все мы - винтики одной машины».

    Из чего, в свою очередь, сделал логический вывод: «У нас незаменимых нет»,-

    который и подвел черту под представлениями о значении индивида в

    тоталитарном государстве.

    Для достижения всеобщего и фактического равенства предполагалось

    использование насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века

    тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения -

    коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал-

    социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал» культ

    личности.

    Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление

    человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии

    политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции

    и роли лидера. Наиболее часто культ личности

    встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

    Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления

    власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие

    его атрибуты, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные

    религиозно-политические ритуалы и т.п.

    В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в

    идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную,

    всеобщую значимость. «Отцы» такой, «единственно верной идеологии»

    наделяются качествами пророков и ясновидцев. Культ личности рождается на

    базе естественных для человеческого общества потребностей в преемственности

    поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей (героев),

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.