МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическое отчуждение личности и способы его преодоления

    Политическое отчуждение личности и способы его преодоления

    Природа тоталитаризма как навязывания политическому режиму,

    государству или всей политической системе принудительной гомогенности

    связана с однозначной трактовкой и тем самым с извращением

    функциональности такого процесса, как массовизация. Форсированное

    создание однородной национальной (этническое государство национал-

    социалистов) или социальной (пролетарское государство коммунистов) массы

    отрывает тоталитаризуемое гражданское общество от его корней и истоков,

    парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными моделями общинной,

    первобытной гомогенности, провоцирует активизацию протополитических

    средств организации, прежде всего прямого принудительного насилия.

    Таким образом следует различать тоталитаризм как систему навязанной

    гомогенности, внедренной в ходе форсированной модернизации, и

    тоталитоидности как изначальную гомогенность протополитических

    образований эпохи архаики.

    Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление современности

    (модерности), непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и

    с омассовлением - в политическом. Высокая, в идеале предельная степень

    омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его

    сущностные признаки. Тенденции омассовления, нивелирования

    субкультурных, сословных, корпоративных, региональных, местных и прочих

    различий вполне определенно проявилась уже в ходе создания наций-

    государств и отвечающих им всеобщих гражданских обществ, когда для

    обеспечения целостности этих гигантских для своего времени образований

    потребовались специальные скрепы в виде общенациональных норм языка,

    культуры, права и т.п., а также в виде новой общенациональной общности -

    массы равноправных граждан, образованной эмансипированными атомами-

    индивидами. Надо было быть, конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть в событиях

    английской революции и предшествующих ей десятилетий атомизацию индивидов

    и возникновение Левиафана, важность этих предпосылок для создания

    современной политической системы с одной стороны, их разрушительность и

    угрозу обернуться "войной всех против всех" с другой стороны. Отсюда

    гоббсовский императив постоянных и бесконечных усилий по обузданию хаоса,

    неустанного политического благоустройства перед лицом вечной угрозы

    тоталитаризации в измысленной им форме тотальной "войны всех против

    всех".

    I. Бюрократия: источники и сущность.

    Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии

    (от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления[1]. Само по

    себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и

    конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления

    предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в

    подведомственных структурах процессами, для организации связей между

    участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом,

    вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей

    компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к

    собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто

    уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.[2]

    Исходя из буквального значения слова “бюрократия”, его часто употребляют

    как синоним административного управления. Кроме того, термином “бюрократия”

    нередко обозначается рационально организованная система управления, в

    которой работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне.

    Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога

    Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный след в теории управления[3].

    В широком же, и наиболее часто употребляемом применении, а также в

    политической лексике термин “бюрократия” и все производные от него

    употребляются в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное

    “контруправление”. То есть акцент смещается в сторону извращенных форм

    управления (раздутость и запутанность аппарата управления, многописание,

    подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность,

    протекционизм и др.). Поэтому необходимо четко дифференцировать само

    понимание термина “бюрократия”, так как возникает возможность нивелировать

    различия самих принципов управления и отрицательных черт их проявления. То

    есть “бюрократизм” необходимо воспринимать как врожденный, тяжелый и

    хронический недуг органов управления, который свойственен любому обществу,

    не взирая на различия в социально-политическом устройстве. Этот недуг

    всеобъемлющ. При изменении форм управления он способен к мутации и

    приспособляемости. Такая непотопляемость бюрократизма обусловливается

    прежде всего источниками его появления, его социальной, экономической и

    политической базой.

    1.1. Источники появления и генезис бюрократии.

    В определении источников появления бюрократии есть несколько подходов,

    иногда диаметрально противоположных. Это определяет и различие во взглядах

    на генезис этого явления и возможность его преодоления. Из-за

    недостаточного объема данной работы, представляется возможным представить

    только две крайние точки зрения на эту проблему.

    Если кратко определить сущность марксистского подхода, можно сказать:

    бюрократия - это социальный организм-паразит на всем протяжении своего

    исторического существования, результат социально-классовых антагонизмов и

    противоречий и материализация политического отчуждения. Бюрократия

    органически связана с экономическими отношениями, политическими структурами

    и идеологическими формами сознания.[4] Марксистский подход имеет свою

    систему понятий (“бюрократическое отношение - государственный формализм -

    политический рассудок”) и ключевые принципы анализа (целостность,

    конкретность, монизм, классовость и революционное отношение к классовому

    обществу и государству).

    Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата, имеющая

    принудительный характер, может приобрести самостоятельность и встать над

    обществом, подчинив его своему диктату: при этом возникает явление,

    известное как политическое отчуждение. Политическое отчуждение является

    одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются в нашу эпоху самые

    разные политические системы, следствием чего стали неоднократные попытки

    если не уничтожить, то смягчить его.

    Современная Россия рассматривается преимуществен но как общество

    переходного типа - при этом имеется в виду, что переход осуществляется от

    тоталитаризма к политической демократии. В дальнейших разделах книги

    будет более подробно проанализирован вопрос об изменении в системе

    политической власти в российском обществе. Сейчас важно обратить внимание

    на то, что то талитарный политический режим с самого начала своего

    возникновения опирался на определенные стереотипы массового сознания, на

    широко распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и в своего

    рода политические потребности. Тоталитаризм, сталинский политический режим,

    начиная с конца 30-х гг., аккумулировал в себе худшие политические

    умонастроения и привычки. Он опирался на зависть, трактовавшуюся как

    требование справедливости, на доминирование враждебности, истолкованной в

    качестве здорового классового инстинкта, на некритическое восприятие

    власти, истолкованное как единодушие в ее поддержке, на политический сыск,

    доносительство и тайну, трактовавшиеся в качестве высших проявлений

    государственной лояльности и чувства общественного долга. Иными словами,

    любая здоровая человеческая потребность деформировалась безраздельным

    господством тоталитарной власти и превращалась в свою противоположность. В

    этом и заключался феномен политического отчуждения - в формировании

    псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом. При этом государство

    могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в

    благородную и даже жертвенную мотивацию. В этом заключался главный

    нравственный парадокс сталинского политического режима, который оказывается

    трудно преодолеваемым массовым политическим сознанием.

    4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и

    эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от

    политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии

    власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств

    массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с

    избирателями и других мероприятий, президент и иные политические

    руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения

    с народом.

    Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим

    отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы

    депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение

    индивида от политической власти.

    Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и

    "съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего

    сотрудника, тем самым заняв его кресло.

    Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не

    меняло, так как они контролировались партийными и государственными

    органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной

    задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и

    контроль за ним.

    В процессе рассмотрения принципиально равличных видов дел с

    использованием различных процедур конституционная юстиция осуществляет

    следующие задачи, соответствующие ее природе:

    — рассмотрение споров между отдельными гражданами и государством по

    поводу нарушения конституционных прав.

    Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и

    политическую задачу интеграции индивидов в рамках государства, препятствует

    отчуждению граждан от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может

    вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда

    это будет спор формально равных сторон".

    Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от

    проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей»

    (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до

    идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с

    самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Ф. Гегель,

    определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю».

    Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления,

    он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на

    законодательную, отражающую общие интересы, правительственную,

    связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец,

    княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного

    механизма.[5]

    Во-первых, немало нареканий в адрес законодательства об ответственности

    вызывает такой "больной" для российского общества вопрос, как иммунитет

    верховной власти, в частности - народных депутатов. Отказ от нее, по мнению

    российских юристов, способствовал бы преодолению отчуждения между

    государством и гражданским обществом.

    Протестантизм

    Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь

    христианства - протестантизм. Это совокупность самостоятельных и

    разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и

    каноническими особенностями. Протестанты не признают католического

    чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов,

    богородицу ; христианский триединый бог занимает у них совершенно

    монопольное положение.

    Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в

    учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению

    протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь,

    «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога.

    Это учение подрывало господство духовной власти над светской и

    главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от

    феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.

    В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и

    церкви, но и религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное

    место. Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено к двум

    (крещение и причащение), богослужение, как правила, состоит в проповедях,

    совместных молитвах и пении псалмов. Формально протестантизм основывается

    на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои

    символы веры, авторитеты, «священные» книги.

    Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских

    странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.

    Реакцией на насильственно насаждаемое единство и подавление свободы стала

    Реформация, в результате которой после долгой, мучительной и кровавой

    борьбы возник протестантизм. Сравнивая католицизм и протестантизм, А.С.

    Хомяков пришел к выводу, что протестантизм столь же односторонен, как и

    католицизм, но односторонен в противоположном направлении: “ибо

    протестантство удерживало идею свободы и приносило ей в жертву идею

    единства.

    И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофилов, противопоставив

    единство и свободу, исказили дух первоначального христианства, которое “в

    полноте своего божественного учения представляло идеи единства и свободы

    неразрывно соединенными в нравственном законе взаимной любви”.

    История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера,

    который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял

    основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того ,

    что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против

    духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против

    претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах

    посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом

    чрезвычайно остро.

    Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать

    даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через

    его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются

    от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств

    признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому.

    Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов.

    Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество,

    крестное знамение, священные облачения, иконы.

    Сон приближает человека к естественному состоянию и будит

    дикие, первобытные инстинкты. Во время сна человек удаляется от

    усвоенных воспитанием идей и убеждений .

    По определению Большой Советской Энциклопедии, сон - это периодическое

    физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных,

    внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от

    раздражителей внешнего мира.

    Субъективно у человека при этом угнетается сознаваемая психическая

    активность, периодически восстанавливающаяся при переживании сновидений,

    часто с последующим их забыванием. Низшим животным свойственны периоды

    бездеятельного состояния. Однако еще не выяснено, в какой мере оно

    функционально соответствует сну высших животных. Но наш разговор главным

    образом о человеке. У него на сон уходит примерно треть отпущенного ему

    времени на жизнь. Когда он спит, ему присущи сновидения - субъективно

    переживаемые психические явления, периодически возникающие во время

    естественного сна. Интерес к сновидениям характерен для всех эпох

    человеческой культуры, однако подход к ним существенно менялся на

    протяжении истории. Многочисленные памятники древней письменности

    свидетельствуют о том, что толкование сновидений занимало большое место не

    только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении

    военных и государственных дел. Во сне видели откровение богов или вторжение

    демонов, один из способов контакта с «невидимым» миром. Дошедший до нас

    древнейший сонник (около 2000 года до нашей эры, Древний Египет) содержит

    истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для «защиты»* спящего

    от вредоносных духов. Толкование сновидений с целью указания путей лечения

    играло большую роль в древней медицине, еще не отделившейся от религиозно-

    магической практики. Человек видит во сне то, что когда-то увидено,

    задумано, воспринято мозгом, оставило свой, пусть мимолетный, след в

    нервных клетках мозга. Хорошо известно, что слепым от рождения не снятся

    зрительные образы. Иначе говоря во сне можно увидеть только то, что было.

    Но в каком виде? Человек видит порой совершенно сказочные, невероятные

    сновидения. Чего только не бывает во сне! Мы видим себя в далеком детстве,

    путешествуем по различным странам, сражаемся, без удивления встречаемся с

    умершими людьми, говорим с животными, как в сказках, летаем по воздуху. В

    мозгу спящего, как в кино, за короткое время проходит порой вся

    человеческая жизнь. И какие бы фантастические картины ни развертывались во

    сне, все они кажутся подлинными, реальными.

    -----------------------

    [1] БЭС. - М., 1994. - С. 184.

    [2] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 4.

    [3] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //

    Вопросы философии. 1991. № 3.

    [4] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 14.

    [5] Там же.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.