МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая власть. Сущность и структура

    Политическая власть. Сущность и структура

    Тема: Политическая власть: сущность и структура.

    Содержание

    |Введение. |2 |

    |Природа власти. |3 |

    |Структура власти. |7 |

    |Виды власти |14 |

    |Заключение. |15 |

    |Литература. |16 |

    Введение.

    Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других

    сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).

    Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу

    которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся

    кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей

    таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным

    к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в

    грязь».

    Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее

    сущность и структура.

    Природа власти.

    Поведенческий подход.

    Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителем

    которой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью или

    силой, обладание которой дает право на повелевание. Природа власти

    объясняется биологической и психической природой человека, а для придания

    ей большей величественности и могущества она наделяется такими ценностными

    характеристиками, как божественный характер, справедливость,

    ответственность и др.

    Социологический подход.

    Наиболее распространенным (в данном контексте) является определение

    власти немецким социологом М. Вебером.

    Он считал что в основе властных отношений лежат отношения господства и

    подчинения и понимал власть как способность одного индивида (в определенных

    социальных условиях) проводить собственную волю вопреки сопротивлению

    другого индивида. А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границы

    социального субъекта (до группы, организации, общества), обратил внимание

    на две характерные черты власти.

    Первая – это способность принимать решения и добиваться их

    обязательного выполнения.

    Вторая – это способность общества мобилизовать свои ресурсы для

    достижения общих целей.

    Поведенческое понимание власти.

    Бихевиоризм.

    Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние на

    политическую мысль, и было связано с именами американских ученых Ч.

    Мерриама, Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Сам

    политический процесс они рассматривали как столкновение индивидуальных

    стремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений к

    власти политических сил обеспечивается системой политических институтов.

    Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в

    обществе.

    Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти.

    Основной тезис данных концепций: власть есть способ господства

    бессознательного над человеческим сознанием.

    Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляя

    рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование

    иррациональных начал в политической деятельности: страха, агрессивности,

    стремления к разрушению и деструктивности.

    Социологическое понимание власти.

    Строится на анализе власти в контексте социальных условий ее

    возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе

    ценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного

    подхода.

    Структурно-функциональный анализ.

    Его основатель американский социолог Т. Парсонс рассматривает власть

    как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено

    выполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых.

    При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение,

    соответствующее занимаемому им статусу. Согласно этому принципу власть

    выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять

    обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для

    достижения общих целей.

    Социальная конфликтология.

    Основатели социальной конфликтологии К. Маркс,

    Ф. Энгельс, В.И. Ленин, рассматривали власть как отношения господства

    одного класса и подчинение другого класса. Природа данного господства

    обусловлена экономическим неравенством: местом и ролью класса в

    экономической системе общества.

    Однако сведение властных отношений к классовым сужает их объем.

    Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оно

    более многообразно и дополняется профессиональными, этническими,

    половозрастными, культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бы

    сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.

    В связи с этим власть следует отличать от господства.

    «Господство» – более узкое понятие, чем «власть», и связано с

    применением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии,

    экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же может

    осуществляться и без применения силы, основываться на авторитете (т.е.

    вероятности добровольного подчинения).

    Структура власти.

    Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.

    Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и

    характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

    Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть

    отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже

    мировое сообщество, объединенное в ООН.

    Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее

    первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические

    организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно

    представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь

    народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может

    нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от

    приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу

    1999г.).

    Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ

    (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,

    указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой

    выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера

    содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта,

    исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

    Объект власти.

    Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с

    доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если

    такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к

    ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными

    средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда

    есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что

    нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть,

    сражаясь, чем жить на коленях".

    Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от

    ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,

    воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического

    властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

    Понятие ресурсов власти.

    Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является

    неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы

    власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут

    использовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те

    средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в

    соответствии с целями субъекта.

    Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших

    оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или

    убеждения.

    Структурные основания политической власти - законы, суд,

    государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина,

    авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь

    антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической

    власти как:

    V страх,

    V интерес,

    V убеждение.

    Виды власти.

    Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов)

    могут использоваться в качестве оснований ее типологий.

    Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее

    деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:

    V экономическую;

    V социальную;

    V духовно-информационную;

    V принудительную (которую часто называют политической в узком значении

    этого слова, хотя это не совсем точно);

    V политическую в широком, собственном значении этого слова.

    В зависимости от субъектов, власть делится на:

    V государственную;

    V партийную;

    V профсоюзную;

    V армейскую;

    V семейную и т.п.

    По широте распространения выделяются:

    V мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);

    V макроуровень - центральные органы государства;

    V мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и

    т.п.)

    V микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

    Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:

    V законодательная;

    V исполнительная;

    V судебная.

    по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –

    V демократическая;

    V авторитарная и т.п.

    Взаимодействие политической и других властей.

    Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

    V легальностью в использовании силы в пределах государства;

    V верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти.

    Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и

    других учреждений или вовсе ликвидировать их;

    V публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что

    политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая

    существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени

    всего общества ко всем гражданам;

    V моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В

    отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-

    информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом

    обществе существует, как известно, много независимых собственником,

    социальных фондов и т.п.;

    V многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство,

    использует не только принуждение, но и экономические, социальные и

    культурно-информационные ресурсы.

    Виды власти

    Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим

    означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления

    политической государственной власти в обществе, характеризует степень

    политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный

    тип политической системы, существующей в стране.

    Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления

    экономической и политической власти господствующего класса.

    В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые

    незначительно отличаются друг от друга.

    Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно

    провести классификацию:

    V по тому, в чьих руках власть;

    V по тому, как эта власть используется.

    «Правильные» формы государства (по Аристотелю):

    V монархия (власть одного человека),

    V аристократия (власть в руках немногих «лучших»),

    V полития (власть большинства из средних в имущественном отношении

    людей).

    «Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти

    люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества.

    К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:

    V тирания (власть в руках тирана),

    V олигархия (у власти кучка богачей),

    V демократия (контроль общества (большинства) над властью).

    Демократия понималась как форма государства, в котором власть

    принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону.

    Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а

    со времен Великой французской революции понятие демократии стало

    применяться не к формам, а к принципам политического устройства

    государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и

    равенство.

    Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций

    политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и

    демократические. Типология политических режимов:

    V демократический политический режим;

    V либеральный политический режим;

    V авторитарный политический режим;

    V тоталитарный политический режим.

    Заключение.

    Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает

    социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет

    воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств,

    которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти

    политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-

    опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и

    решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство,

    парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между

    конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей

    большие массы людей, регулирует отношения между группами во время

    стабильности, общего согласия.

    Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к

    властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

    Литература.

    1. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.

    2. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.

    3. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.

    4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.

    –М.,1995.

    5. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.

    -----------------------

    ВЛАСТЬ

    Источники власти.

    Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна,

    интерес, и др.

    Функции власти.

    Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация,

    организация, мобилизация.

    Ресурсы власти.

    Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и

    т.д.

    Объекты власти.

    Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

    Субъекты власти.

    Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические

    партии.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.