МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая Система Общества

    Политическая Система Общества

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

    Автор: Степура Антон Юрьевич.

    Студент МАТЕМАТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

    Политическая система общества-целостная, упорядоченная сово-

    купность политических институтов, политических ролей,отношений,

    процессов, принципов политической организации общества, подчинен-

    ных кодексу политических, социальных, юридических, идеологичес-

    ких, культурных норм, историческим традициям и установкам полити-

    ческого режима конкретного общества. Политическая система вклю-

    чает организацию политической власти, отношения между обществом и

    государством, характеризует протекание политических процессов,

    включающих институциализацию власти, состояние политической дея-

    тельности, уровень политического творчества в обществе, характер

    политического участия, неинституциональных политических отношений.

    Политическая система представляет собой одну из частей или

    подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с

    другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологичес-

    кой, этической, правовой, культурной образующими ее общественное

    окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окруже-

    нием и природными ресурсами ( демографическими, пространствен-

    но-территориальными ), а также внешнеполитическим оружием. Цен-

    тральное положение политической системы в этой структуре ее внеш-

    него и внутреннего окружения определяется ведущей организацион-

    ной и регулятивно-контрольной ролью самой политики .

    Политическая система конкретного общества определяется его

    классовой природой, социальным строем, формой правления ( парла-

    ментского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия,

    республика ), характером политического режима ( демократического,

    тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических от-

    ношений ( стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных ли-

    бо консенсунсных и т.п. ), политико-правового статуса государ-

    ства ( конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми

    структурами ), характером политико-идеологических и культурных

    отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ), ис-

    торическим типом государственности ( централистским, с иерархи-

    ческими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и на-

    циональной традицией уклада политической жизни ( политически ак-

    тивным или пассивным населением, с кровно-родственными связями

    или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношения-

    ми и т.д.).

    Политическая система, управляющая обществом, не должна домини-

    ровать в нем за счет подавления и ослабления других систем ( дес-

    потический и тоталитарный тип политической системы ) и быть дос-

    таточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные

    состояния, которые нарушают функционирование других систем общес-

    тва.

    Политическая система существует в политическом пространстве

    общества, которое имеет территориальное измерение ( очерченное

    границами страны ) и функциональное, определяемое сферой дей-

    ствия политической системы и ее составных частей на разных уров-

    нях политической организации общества. В этом смысле будут разли-

    чаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, об-

    щественных организаций ), действия политических институтов (

    власти политического центра и местного самоуправления ), границ

    политического и экономического управления, сферы политической

    жизни общества и личной жизни человека и т.д.. Определение гра-

    ниц различного рода функциональных пространств политической сис-

    темы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный

    процесс. Он формализуется, юридически фиксируется ( в конститу-

    ции, законе ), эта фиксация составляет одну из задач демократи-

    ческого процесса, определяющего прероготивы власти, партий, орга-

    нов управления и др. элементов политической системы, а также от-

    ношений между ними, включая такие существенные взаимодействия,

    как согласование управления и самоуправления, пространства цен-

    трализованной концентрированной власти и децентрализованной и

    т.д..

    Существование политической системы во времени характеризуется

    как процесс изменения, развития или деградации политических отно-

    шений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм

    власти, становления государства какого-либо нового типа, напри-

    мер, переход от политической системы феодального общества ( с от-

    ношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, центра-

    лизованной бюрократией монархического центра ) к политической

    системе буржуазного общества ( с обезличенной системой аппаратов

    управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический

    процесс эволюции политической системы включает ряд закономернос-

    тей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централи-

    зации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завер-

    шается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма,

    децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух на-

    чал ( при переходе от античных империй к ранней феодальной раз-

    дробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству,

    от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу де-

    мократизации ), общий процесс усложнения системы и ее подсистем (

    появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.),

    формализацию системы, ее юридическое офомление, расширение поли-

    тического участия, т.е. более полное включение членов общества в

    политическую жизнь, в частности, формирование демократических ин-

    ститутов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более

    полное сочетание гражданских и политических отношений, реоргани-

    зацию отношений власти и народа ( переход от командно-приказных

    деспотических и конфликтных отношений сверху-вниз к договорным

    конституционным и консенсусным ), развитие конституционного про-

    цесса и системы суверинтетов ( власти, народа, права, государ-

    ственнотерриториальных образований и пр. ), формирование в струк-

    туре политической системы массовых процессов ( крупных политичес-

    ких мобилизаций в поддержку общественных преобразований или про-

    тив них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управле-

    ния, органов принуждения, армии, пропагандистских, образова-

    тельных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую

    социализацию и пр. ), развитие ассоциативных форм политической

    жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов,

    народных движений и т.п..

    Конкретные пути эволюции политической системы различны в раз-

    ные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространствен-

    но-временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются

    принципы ее организации, или принципы политической организации

    общества. Политическая система в каждый данный момент или период

    ее истории представляется как конкретная политическая ситуация,

    относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния

    общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет

    ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет

    ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм поли-

    тической системы отличен от нестабильности, он определяет способ-

    ность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в общес-

    тве и его внешнем окружении, в смешанных организационных систе-

    мах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы

    неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, всту-

    пать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном

    счете за счет общества.

    В древности в отдельных регионах подобные системы ( деспоти-

    ческого азиатского типа, связанные с т.н. азиатским способом

    производства ) существовали неограниченно долго и разрушились

    главным образом в результате нашествий извне и гибели государ-

    ства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень

    ограничен и завершается общественными и политическими кризисами,

    революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического про-

    цесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни

    современного человечества привели к образованию нового динамично-

    го типа политической организации общества с более свободными от-

    ношениями между частями и элементами политической системы.

    Политическая система также представляет собой процесс полити-

    ческих отношений и политической деятельности и их институциализа-

    ции, т.к. неинституциональные формы политической жизни ( группы

    по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов

    и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделяют управ-

    ляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила поведе-

    ния и институциональные органы. Процесс институциализации вклю-

    чает формирование и поддержание центров власти. Политическая сис-

    тема обеспечивает их связь с функциональной политической перифе-

    рией.

    Политическая система структурна, т.е. включает части или под-

    системы разной сложности, их элементы и отношения между ними. По-

    литическая система складывается из подсистем трех уровней власти

    и политических отношений: двух институциональных - высшего или

    верхнего ( мегоуровень ), среднего или промежуточного ( мезоуро-

    вень ) и неинституционального - нижнего, массового ( микроуро-

    вень ). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно кон-

    курирующие структуры ( на тех же уровнях ): легальные и теневые.

    Внутри этих структур политическая система включает деление на

    субъекты политических отношений ( руководителей, правящих ) и но-

    сителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций,

    их социальной базы.

    Таким образом, на институциональном макросистемном уровне по-

    литическая система включает центральный аппарат государственной

    власти ( разделенной в демократическом обществе и в правовом го-

    сударстве на законодательную, исполнительную и судебную ). Вид

    политической системы зависит от типа общества и правления: прио-

    ритет власти главы правительства ( т.е. приоритет исполнительной

    власти ), президента ( вплоть до так называемой президентской

    формы правления, допускающей временное или длительное совмещение

    функций разделенных властей ), монарха, парламента ( если он на-

    делен прерогативами контроля и исполнительной власти), правящей

    партии, верховного или конституционного суда ( при приоритете

    права и закона).

    Особую арбитражную роль играет общественный контроль государ-

    ственной власти. Он организуется на разных уровнях ( макро- и ме-

    зо- ) и многими средствами: массовой информации ( которую сейчас

    нередко считают четвертой, информационной властью ), ассоциация-

    ми ( партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологичес-

    кими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и

    пр.) массовыми движениями ( забастовочными и др. ), народными об-

    ществами ( ветеранскими, молодежными, женскими, творческими орга-

    низациями и т.п. ). Непосредственно в макросистему входят разные

    формы политической оппозиции ( парламентской, партийной ).

    На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические

    структуры и функции макровласти: скрытые действия легальных уч-

    реждений высших рангов ( государственных, партийных ), секретные

    документы, распоряжения, приказы и т.п. акты ( государственные и

    пр. секреты и тайны ), скрытый смысл открытых политических дей-

    ствий ( интрига, игра ), политических текстов ( докладов, речей,

    бесед и т.п. ), негласные функции и неявная роль различных офи-

    циальных лидеров и центральных органов власти и управления, руко-

    водства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленнос-

    тью и др., официальные и легально существующие учреждения с сек-

    ретными функциями ( органы безопасности ) и полностью законспири-

    рованные учреждения ( разведки или контрразведки и т.п.).

    Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспира-

    тивных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической систе-

    мы или неофициально и неформально входящих в него, образуют раз-

    личного рода элиты и элитарные содружества ( клубы, парламен-

    тские фракции, товарищеские группы и т.п. ), группы давления (

    парламентские лобби, близкое окружение государственной админис-

    трации, мозговые центры при руководителях государства и партий и

    т.п.).

    Аналогична по своему строению средняя ( мезо- ) структура по-

    литической системы. Она образована аппаратами управления, органа-

    ми выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты

    со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они рас-

    положены в политическом пространстве между высшими эшелонами го-

    сударственной власти и обществом, которое они связывают с госу-

    дарством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и

    муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия пар-

    тийных, профсоюзных и других ассоциативных структур ( обществ,

    союзов ), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосу-

    дия и органы порядка, другие учреждения, через которые осущес-

    твляется политическая социализация ( школа, театр, армия ).

    Структуры среднего уровня служат связующим звеном между мак-

    роструктурами политической системы и обществом, организуют их от-

    ношения, передают импульсы государственных центров власти общес-

    тву и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации

    и осуществлении политического процесса мезоуровень политической

    системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наибо-

    лее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые мас-

    совые параллельные ( теневые ) структуры. К скрытым функциям ле-

    гальных государственных, партийных, административных учреждений

    на этом уровне при определенных условиях ( экономические труднос-

    ти, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политичес-

    кие конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные кон-

    фликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно-

    родственные связи, противоправная активность и коррупция офи-

    циальных лиц и властей. На этом же уровне формируются неле-

    гальные ( теневые ) структуры неполитического характера ( пара-

    лельная экономика, черный рынок, организация преступного мира,

    мафии и мафиозные корпорации разного рода ), которые имеют тен-

    денции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на

    них серьезное влияние.

    Микроуровень политической системы образуется массовым учас-

    тием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в по-

    литической жизни: членством в массовых политических или неполити-

    ческих, но влиятельных организациях, участием в массовых полити-

    ческих акциях поддержки власти или протеста, в социальном контро-

    ле политики, в ответственных процессах ее демократической органи-

    зации ( выборах, референдумах и т.д. ). На микроуровне формируют-

    ся политические народные движения, зарождаются политические груп-

    пировки и партии, формируется общественное мнение, складывается

    политическая культура общества - важная составная часть и харак-

    теристика политической системы.

    Пространство микроструктур отнюдь не ограничевается неким ниж-

    ним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общес-

    тво и все его граждане, с их политическими взглядами, формами

    участия в совместной политической жизни, хотя политические роли

    организационно и функционально их разделяют по разным уровням.

    Политическая система сформирована по принципу пирамидальной ие-

    рархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государ-

    ственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и

    ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры ( от массовой базы

    - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные органи-

    зации, союзы, и пр.).

    На каждом из уровней, на которые разделена политическая систе-

    ма, образуются специфические структуры и отношения между ними.

    Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равно-

    весных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов

    отдельных подсистем и структур ( правительственных, партийных,

    парламентских и мн.др. ) до общих кризисов системы, которые обыч-

    но связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в со-

    вокупность политического, экономического ( сырьевого,

    ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопро-

    вождается обострением социальных противоречий и классовой, поли-

    тической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. кон-

    фликтами.

    Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, когда

    она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При

    этом кризис может быть процедурным, который разрешается частич-

    ной или полной перестройкой системы ( сменой руководства, струк-

    тур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. пе-

    рестройками ). Такой кризис связан с агонистическими конфликтами

    в обществе, которые порождают новые формы существующего общес-

    твенного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубо-

    кие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой

    политической системы и типа общества или его существенных харак-

    теристик ( форм собственности, экономических отношений и т.п. ) и

    могут сопровождаться более или менее серьезными революционными

    преобразованиями.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.