МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая модернизация России в посткоммунистический период

    Политическая модернизация России в посткоммунистический период

    Министерство общего и профессионального образования российской

    федерации

    Дальневосточный государственный университет

    Владивостокский институт международных отношений

    Азиатско-Тихоокеанского региона

    Факультет политических наук

    и социального управления

    Кафедра истории

    и теории политики

    Фомичёв С. В.

    Политическая модернизация России в посткоммунистический период.

    Дипломная работа

    Соответствует требованиям.

    Может быть допущена к защите в ГАК.

    Научный руководитель к.и.н., доц. Поляков В. В.

    Допущена к защите в ГАК.

    Зав. кафедрой

    к.и.н., профессор Оврах Г. П.

    Направить на защиту в ГАК.

    Декан

    факультета политических наук и социального управления

    д.и.н., профессор Кузнецов А. М.

    Владивосток

    1999

    Оглавление

    Введение Стр. 3

    Глава 1. Политическая модернизация.

    1. Понятие, критерии и основные

    этапы развития теории модернизации. Стр. 8

    2. Основные направления исследования

    политической модернизации. Стр. 16

    1.3 Современное значение теории политической модернизации. Стр. 26

    Глава 2. Политическое развитие России

    в посткоммунистический период.

    2.1 Постановка проблемы. Стр. 35

    2.2 Политический процесс в России (1991-1996 гг.). Стр. 44

    2.3 Некоторые особенности

    политической модернизации в России. Стр. 55

    2.4 Варианты перспектив политических

    преобразований в России.

    Стр. 65

    Заключение. Стр. 77

    Примечания. Стр. 80

    Список использованной литературы. Стр. 92

    Введение

    Одним из наиболее впечатляющих феноменов мирового масштаба,

    характеризующих политический процесс в последнее десятилетие нашего века,

    является прогрессирующее ослабление посткоммунистических государств,

    связанное с глубоким и всесторонним кризисом тоталитарных и авторитарных

    режимов в различных районах мира. Россия не является исключением.

    Рассматривая современное политическое развитие нашего государства можно

    констатировать, что на данном историческом этапе, Россия, вместе с другими

    бывшими коммунистическими странами претерпевает мучительные изменения,

    связанные с переходом к современному состоянию развития.

    Вместе с тем, драматизм, болезненность и сложность переходных

    процессов, переживаемых посткоммунистическими странами, с особой

    наглядностью демонстрируют противоречивый, крайне неоднозначный характер

    общественно-политического развития на стадии перехода и существенную

    неопределённость его перспектив. Опыт политических реформ показывает, что

    переходные политические системы так своеобразно сочетают демократические и

    авторитарные черты, что им трудно найти место в устоявшейся

    политологической классификации: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

    Поэтому очень важно выяснить, что же, всё таки, способствует относительно

    устойчивому равновесию общества переходного типа, каким образом можно

    определить природу и направление происходящих в нём политических процессов?

    Всё это вызывает рост интереса к теории политической модернизации,

    центральная проблема которой – анализ политических систем переходного

    периода.

    Круг проблем, связанных с исследованием переходных обществ посредством

    теории модернизации – весьма широк и разнообразен. Сюда, в частности,

    относятся вопросы, касающиеся источников, характера и направлений

    политических изменении при переходе от традиционного к современному

    обществу: от технологического отставания стран, где игнорирование

    политических свобод являлось повседневной практикой, до ценностных

    ориентаций различных групп населения и индивидов.

    Применительно к России можно говорить, что проблема политической

    модернизации приобрела особую актуальность (научную и практическую) в связи

    с политическими событиями 1991г.: распад СССР и запрет КПСС, которые

    явились наиболее ярким и убедительным свидетельством глобальности и глубины

    перемен; а так же обнажили острую необходимость поиска новых вариантов и

    направлений дальнейшего развития, выработку более эффективных способов

    борьбы с кризисными явлениями, порождёнными этим переходом. Острота и

    актуальность этой проблемы не спадает и по сей день, оставаясь одной из

    наиболее дискутируемых тем политологической науки.

    Исследованию проблемы политической модернизации в России в

    посткоммунистический период посвящено и данное дипломное сочинение. Цель

    нашего исследования – дать всестороннюю политологическую характеристику

    модернизации, понять закономерности и логику переходных процессов, уяснить

    их господствующие тенденции и динамику, определить характер и сущность

    проблем, встающих перед Россией в ходе посткоммунистической модернизации,

    выяснить пути и возможности их наиболее эффективного решения. Предмет

    представленного исследования обусловил и методы, которые применялись

    авторами диплома для изучения указанной проблемы. Во – первых, это

    общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Во – вторых,

    метод структурно-функционального анализа, социально-психологический,

    критико-диалектический методы (1). В – третьих, нами применялся метод

    конкретного политологического исследования, заключающийся в сочетании

    глубоких теоретических обобщений и конкретного анализа сугубо эмпирических

    фактов.

    Структура нашего исследования состоит из введения, двух глав и

    заключения. Во “Введении” изложены цель, задачи исследования, показана

    актуальность и рассмотрена историография проблемы, описана использованная

    литература. Глава первая – “Политическая модернизация” – посвящена описанию

    понятия модернизации, критериев и основных этапов развития теории

    модернизации. Наряду с этим, в этой главе авторы рассмотрели основные

    направления исследования политической модернизации, предложенные западной

    наукой, а так же предприняли попытку проанализировать значения теории

    модернизации на современном этапе развития. Глава вторая – “Политическое

    развитие России в посткоммунистический период” – посвящена анализу

    политического процесса в России в период 1991-1996 гг., исследованию

    некоторых особенностей модернизации нашей страны в прошлом и настоящем, а

    так же содержит описание и попытку прогноза авторами перспектив развития

    России. В “Заключении” в самой сжатой форме отражены выводы проведённого

    исследования.

    В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной

    политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые

    стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с

    освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального

    господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития (2). О

    модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие

    исследователи (3).

    Современный этап характеризуется заметным оживлением обсуждения

    проблемы политической модернизации, в связи с началом и усилившейся

    активизации в странах бывшего СССР, Восточной Европы, Китая переходных

    политических процессов (4).

    Пожалуй лишь в конце ХХ века данная проблема вошла в круг интересов

    российских исследователей, что свидетельствует о её недостаточной

    изученности и разработанности (такая задержка была вызвана резкой критикой

    теории модернизации в советский литературе за её западно-центристскую

    ориентацию). Вместе с этим, до недавнего времени, теория модернизации в

    России представляла изложение российскими авторами западных концепций

    исследований по данной проблематике (5). Однако сегодня, всё больше

    появляется статей, журнальных и газетных публикаций, книг посвящённых

    проблеме модернизационных преобразований, которые являют собой самобытный

    характер российских концепций переходного периода, и взглядов на процесс

    модернизации в нашей стране (6)

    Для полноты характеристики такого сложного явления как политическая

    модернизация были привлечены работы российских и зарубежных авторов,

    содержащие описание понятия модернизации (7), его цели и признаки (8),

    Характеристику основных концепций “осовременивания” (9) и т. п.

    Разумеется, нами был задействован не весь объём литературы,

    посвящённый данной проблеме, но, думается, указанной теоретической базы

    оказалось достаточно, чтобы раскрыть тему дипломной работы.

    Глава 1. Политическая модернизация.

    1.1. Понятие, критерии и основные этапы развития теории модернизации.

    Стремление к современному уровню развития – вероятно, наиболее

    всеохватывающая и всепронизывающая черта современного мира. Большинство

    стран сегодня включены в этот процесс, осуществляя модернизацию или

    развивая собственные традиции в русле современности. Исторически

    модернизацию можно обозначить “как процесс изменения в направлении тех

    типов социальной, экономической и политической систем, которые слагались и

    развивались в Западной Европе и Северной Америке в период с семнадцатого по

    девятнадцатый век и затем распространились на другие европейские страны, а

    в девятнадцатом и двадцатом веках – на южноамериканский, азиатский и

    африканский континенты”, - писал Ш.Эйзенштадт, один из авторов теории

    модернизации (10).

    Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе

    огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной

    Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких

    государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе – из более

    автократических государств и менее урбанизированных обществ.

    Обычно термин “модернизация” расшифровывается как движение, переход от

    традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному. В этом

    случае, как правило, имеются в виду развивающиеся страны, входящее в

    соприкосновение с западной индустриальной моделью общества. В.Красильщиков

    считает, что модернизация связана с деятельностью и развитием “прометеевско-

    фаустовского типа человека”, которым движет активное стремление к

    воздействию на окружающую среду, к подчинению естественного мира, природы и

    пространства, также мнящего себя центром всей вселенной. Такой тип

    личности, по мнению автора, начал складываться в эпоху Ренессанса, когда в

    Европе стали разлагаться феодальные отношения, основанные на личной

    зависимости и, как результат, появился свободный, независимый от других

    индивид. К этому периоду Красильщиков относит и начало первой в мировой

    истории модернизации (11).

    В качестве синонимов понятия “ модернизация” в политической,

    социальной, экономической теории можно встретить такие термины как

    осовременивание, инновационные преобразования, переходное развитие .

    Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной

    жизни:

    - в социальной области – дифференциация и специализация ролевых

    функций индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах

    разделения функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами

    в обществе, в особенности разделения между обязанностями в

    общественном производстве, в политике, в семье, разделение сфер

    частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной

    зависимости между людьми отношениями их личной независимости,

    основанной на эквивалентном обмене вещами;

    - в экономике – развитие промышленной системы, связанной с

    применением технологии, основанной на использовании научного

    (рационального) знания, появления вторичного (индустрия, торговля)

    и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубления общественного

    и технического разделения труда, развития рынков товаров, денег и

    занятости;

    - в политической области – образование централизованных государств,

    управляемых на основе разумного принципа разделения властей ( как

    на макро-, так и на микро- уровнях),включения широких масс

    населения в политический процесс (хотя бы посредством расширения

    представительской формы политического участия), установления

    демократии, с сопутствующими ей институтами; формирования

    осознанных интересов различных общественных групп;

    - в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и

    ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение

    грамотности, многообразие философских и научных течений,

    религиозный плюрализм, развитие новейших средств распространения и

    передачи информации, приобщение населения к достижениям культуры.

    Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х

    годов с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к

    развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты

    своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед

    необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран,

    передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны

    могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию,

    осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально

    и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой

    внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и

    экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической

    модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального

    процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направления

    перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-

    технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования

    нормативных и ценностных систем(12). Основная периодизация модернизации

    связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и

    историческом времени, признании независимости общественного развития,

    наличия долговременного периода в развитии государств.

    Обычно выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип

    оригинальной, спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших

    переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного,

    длительного развития внутренних процессов, через постепенное

    самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях

    общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США,

    Англия).

    Второй тип – вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран,

    по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет

    широкого использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по

    уровню и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку.

    Основным фактором вторичной модернизации являются социокультурные

    контакты с уже существующими центрами “универсальной мировой культуры”(13).

    И в том и в другом случае успешность модернизации во многом зависела

    от того, насколько процесс изменений протекал органично, то есть имманентно

    вписывался в национальные институты, воспринимался обществом или хотя бы

    значительной его частью как естественный и поддерживался ими.

    “ В целом характерная черта теории модернизации – концентрация

    внимания на межформационных, длительных линиях истории в поисках решения

    проблемы преемственности развития стран как результата противоречивого

    взаимодействия внутренних и общецивилизационных социокультурных факторов

    “(14).

    С определенной долей условности можно говорить о существовании двух

    этапов развития теории политической модернизации. Возникла она в США, и

    первоначально ее суть сводилась к обоснованию идей заимствования отсталыми,

    слаборазвитыми странами Азии, Африки и Латинской Америки передовой техники

    и способов социальной организации: у более развитых стран (США и Западной

    Европы).

    “ В этот период господствовала идея однолинейного развития : одни

    страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути

    модернизации. Различия между традиционными и современными обществами

    сводились количественным уровнем индустриализации, урбанизации,

    образования, благосостояния, развитости средств коммуникации,

    профессионализации и многое другое“(15). Таким образом, модернизация

    рассматривалась как однонаправленное эволюционное развитие социальной

    системы, цель которого – достижение уровня развитых стран как

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.