МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Планирование аудиторской проверки

    Учебное пособие: Планирование аудиторской проверки


    ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ


    СОДЕРЖАНИЕ

    1.  Предварительное обследование. Заключение договора на проведение аудиторской проверки

    2.  Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа аудита

    3.  Существенность ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки. Методы оценки уровня существенности

    4.  Аудиторский риск: понятие, модель, алгоритм оценки


    Введение

    аудиторская проверка внутрифирменный контроль

    Цель работы — сформировать компетенции и выработать навыки методологии и техники процесса планирования проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Методология и техника аудиторской проверки включают последовательное выполнение всех шагов аудиторского цикла — комплекса мероприятий, которые в соответствии с ФПСАД аудиторская организация обязана осуществить с момента получения предложения на проведение проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности до даты представления заказчику аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Структура аудиторского цикла, порядок его документирования и нормального регулирования представлены в приложении 4.1.

    Классический аудиторский цикл включает в себя четыре этапа, строго следующих один за другим:

    - преддоговорные мероприятия и заключение договора (предварительное планирование аудита);

    - планирование аудиторской проверки руководителем группы; проведение аудиторской проверки;

    - формирование мнения и составление аудиторского заключения, а также один функциональный этап, осуществляемый на протяжении всех последовательных этапов,

    - организацию внутрифирменного контроля качества при осуществлении аудиторских проверок.


    1. Предварительное обследование. Заключение договора на проведение аудиторской проверки

    Процесс аудита начинается с получения аудиторской фирмой предложения или информации о необходимости аудита клиента.

    Это предложение может быть получено:

    • как результат проведения рекламной акции или размещения информации об услугах аудиторской фирмы на ее сайте;

    • по рекомендации клиентов или других лиц;

    • по результатам проводимого конкурса.

    Специфической формой проведения обязательного аудита организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, является конкурсный отбор аудиторских фирм1 .

    Для проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен иметь необходимые знания (или получить их) о деятельности аудируемого лица в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, подходы к аудиту и аудиторское заключение.

    До заключения договора на оказание аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита.

    Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и аудируемом лице из нескольких источников:

    • предыдущего опыта работы с данным аудируемым лицом и в сфере деятельности этого лица;

    • информации, полученной от сотрудников аудируемого лица (например, руководителей и ведущих специалистов);

    • информации, полученной от внутренних аудиторов аудируемого лица и из отчетных документов внутренних аудиторов;

    • информации, полученной от других аудиторов, юристов и консультантов, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной сфере деятельности;

    • информации, полученной от специалистов, не являющихся сотрудниками данного аудируемого лица (например, представителей органов, осуществляющих государственное или негосударственное регулирование в отрасли, заказчиков, поставщиков, представителей аналогичных организаций);

    • публикаций, относящихся к данной сфере деятельности (например, государственных статистических данных, аналитических материалов, экономических и профессиональных газет и журналов, отчетов, подготовленных банками и участниками рынка ценных бумаг);

    • нормативных правовых актов, регулирующих деятельность аудируемого лица;

    • посещения административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

    • документов, содержащих внеучетную информацию, которая оказывает влияние на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, протоколов заседаний совета директоров, материалы для акционеров или уполномоченных государственных органов власти, рекламных материалов, смет, внутренних отчетов руководству, должностных инструкций, планов маркетинга и продаж);

    • финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущие годы, инструкции по ведению бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля, рабочий план счетов бухгалтерского учета.

    Аудитор должен контролировать получение сотрудниками, назначенными выполнять аудиторское задание, достаточного объема информации о деятельности аудируемого лица, позволяющего выполнить порученную работу. Кроме того, аудитор должен добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудиторами членами аудиторской группы.

    Аудитор и аудируемое лицо должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре на оказание аудиторских услуг либо в письме о проведении аудита. Письмо о проведении аудита направляется в исполнительный орган клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора.

    Согласно ГК РФ если это письмо составляется для разовых соглашений, оно является офертой — предложением одной из сторон заключить договор. Ее акцепт — принятие предложения другой стороной. Следовательно, клиент, получив письмо о проведении аудита, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией.

    Если между клиентом и аудиторской организацией существует долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, письмо можно не составлять.

    Основные условия, которые требуют согласования, следующие:

    • цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    • ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и предоставление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    • объем аудита со ссылкой на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

    • аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

    • информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

    • обеспечение свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

    • цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

    В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также быть указаны:

    • договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

    • право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления в связи с аудитом;

    • обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица в целях получения информации, необходимой для проведения аудита;

    • обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

    При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

    • договоренность о привлечении других аудиторов и экспертов к работе по каким-либо вопросам аудита;

    • договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

    • договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим (при его наличии);

    • любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

    • информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

    В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или стоит просто напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

    Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако составление нового письма может сделать целесообразным следующие факторы:

    • любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

    • любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

    • кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

    • изменения в структуре собственности аудируемого лица;

    • значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

    • требования законодательства.

    После достижения полного понимания сути аудита между аудитором и проверяемой организацией заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии с требованиями гл. 39 ГК РФ.

    Специальные условия договора возмездного оказания услуг (применительно к услугам по проведению аудита) предусмотрены в ПСАД «Согласование условий проведения аудита».

    Договор на проведение аудиторской проверки — официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом. При его составлении нужно четко уяснить желание клиента и помочь ему правильно сформулировать заказ. От правильного и четкого составления договора во многом зависит качество и бесконфликтность проведения аудиторской проверки.

    Как показывает опыт, клиент часто приглашает аудитора, когда его работа по учету не завершена, в результате не все документы предоставляются аудитору в нужные сроки, что осложняет и тормозит проверку. В результате аудитор не укладывается в отведенный ему для проверки срок. Поэтому в договоре следует определить сроки предоставления документов, оговорить возможность отказа от выдачи заключения в случае непредставления необходимых для проверки документов или изменение времени проведения проверки с соответствующим изменением оплаты.

    В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны: цель оказания услуг; объект аудита; этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год); сроки проведения проверки (начало, окончание); ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит; документы, составляемые аудитором по результатам проверки (письменная информация — отчет, аудиторское заключение), порядок и сроки их передачи заказчику.

    При отражении в договоре прав и обязанностей сторон следует учитывать требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Договором могут быть предоставлены аудитору и клиенту другие права, если они не противоречат российскому законодательству. То же самое можно сказать и об обязанностях аудиторов и клиентов.


    2. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа аудита

     

    Планирование аудита — один из обязательных этапов аудита; на этом этапе определяются стратегия и тактика аудита, объем аудиторской проверки, составляется общий план аудита, разрабатываются программы и конкретные аудиторские процедуры.

    Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были идентифицированы потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать эту работу.

    Планирование аудиторской проверки производится в три этапа:

    1) предварительное планирование; производится на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудиторская проверка может вообще не состояться, если обнаружится высокий уровень неотъемлемого риска;

    2) разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;

    3) составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

    Процесс планирования достаточно трудоемок, его 2-й и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит.

    Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ. При планировании аудита аудитор должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, цель которых:

    • понять, как руководство оценивает риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки, а также выяснить особенности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

    • получить представление о том, как организована система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и нахождения ошибок;

    • определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате служебного расследования, проведенного до начала аудита;

    • определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки. Наряду с этим аудитор должен решить, существуют ли вопросы, которые следует обсудить с представителями собственника, например:

    • характер, объем и периодичность оценки руководством аудируемого лица имеющейся системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по предотвращению и обнаружению недобросовестных действий и ошибок, а также риска искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    • ненадлежащее реагирование руководства аудируемого лица на существенные недостатки средств внутреннего контроля, обнаруженные во время проведения предыдущего аудита;

    • оценка аудитором надежности контрольной среды аудируемого лица, включая вопросы компетентности и порядочности руководства аудируемого лица;

    • влияние указанных вопросов на общий подход к проведению аудита и его объем, включая дополнительные процедуры, которые могут потребоваться аудитору.

    В ходе аудита общий его план и программа должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с изменением обстоятельств или появлением неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.

    Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

    Общий план аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

    Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

    Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

    При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

    1) деятельность аудируемого лица, в том числе

    • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

    • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

    • общий уровень компетентности руководства;

    2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе

    • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

    • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

    • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

    3) риск и существенность, в том числе

    • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

    • установление уровней существенности для аудита;

    • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

    • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;

    4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе

    • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

    • влияние на аудит наличия и специфических особенностей компьютерной системы ведения учета;

    • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

    5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе

    • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

    • привлечение экспертов;

    • число территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

    • численность и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

    6) прочие аспекты, в том числе

    • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под сомнением;

    • обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;

    • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

    • срок работы сотрудников аудитора, их участие в оказании аудируемому лицу сопутствующих услуг;

    • форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

    Примерное содержание общего плана аудита содержится в ПСАД «Планирование аудита». На практике общий план аудита, как правило, включает в себя следующие разделы:

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.