Учебное пособие: Бухгалтерский учет товарных и материальных ценностей
Учебное пособие: Бухгалтерский учет товарных и материальных ценностей
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ
ОТЧЕТНОСТЬ»
ТЕМА 1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Вот уже несколько лет действует правило:
перед тем как приступить к составлению бухгалтерской отчетности за год,
предприятия обязаны провести инвентаризацию. Этот порядок не изменился и в 2005
г.
Как проводить инвентаризацию, объяснено
в Приказе Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. На каждом предприятии должна
быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав
необходимо включить представителей администрации, работников бухгалтерии, а
также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.). Кроме
того, в инвентаризации могут принимать участие аудиторы.
Перед началом проверки фактического
наличия имущества комиссия должна получить последний отчет о движении
материальных ценностей и денежных средств. Это необходимо для того, чтобы
бухгалтерия могла определить реальные остатки имущества и сверить их с учетными
данными.
А материально-ответственные лица должны
дать расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные
документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии. И все
ценности, поступившие под ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в
расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение
или доверенности на получение имущества.
Согласно ст. 12 Федерального закона от
21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о
бухгалтерском учете) в ходе инвентаризации необходимо проверить и документально
подтвердить наличие, состояние и оценку имущества и обязательств. Чтобы
выполнить данное требование закона, необходимо провести инвентаризацию:
- основных средств;
- товарно-материальных ценностей;
- незавершенного производства;
- денежных средств, финансовых вложений
и расчетов;
- резервов предстоящих расходов и
платежей.
Инвентаризация основных средств
Проверяя наличие основных средств,
комиссия должна осмотреть объекты и занести в описи их назначение, инвентарные
номера и основные технические характеристики. Основные средства вносятся в
описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект
подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и
поэтому изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под
наименованием, соответствующим новому назначению.
При инвентаризации недвижимости комиссия
должна убедиться в наличии документов, подтверждающих нахождение
соответствующих объектов в собственности организации. Если выявлены объекты, не
принятые на учет, а также объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета
указаны неправильные характеристики, то комиссия должна включить в опись
правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Возможно, комиссия установит, что работы
капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.)
или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском
учете. Тогда нужно будет определить сумму увеличения или снижения балансовой
стоимости объекта по соответствующим документам и привести в описи данные о
произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные
средства нужно заносить в описи индивидуально с указанием заводского
инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года
выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного
инвентаря, инструменты, станки одинаковой стоимости, поступившие одновременно,
можно записывать в описях по наименованиям с указанием количества этих
предметов.
На основные средства, не пригодные к
эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия
составляет отдельную опись. В ней указывают время ввода объекта в эксплуатацию
и причины, которые привели эти объекты к непригодности (порча, полный износ и
т.п.). В отдельную опись комиссия вносит также основные средства, находящиеся
на ответственном хранении, и арендованные.
Инвентаризация товарно-материальных
ценностей и незавершенного производства
Товарно-материальные ценности
(производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в
описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и
других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Комиссия в присутствии заведующего
складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц должна пересчитать,
перевесить или перемерить имеющиеся на предприятии материальные ценности.
ТМЦ, поступающие во время проведения
инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии
членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету
после инвентаризации. Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием
"Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации".
В организациях, занятых промышленным
производством, необходимо определить стоимость незавершенного производства. Она
складывается из стоимости:
- заделов и изделий, которые находятся в
производстве;
- стоимости остатка незавершенного
производства по аннулированным заказам, а также заказов, выполнение которых
приостановлено.
В зависимости от специфики и особенностей
производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все
ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали,
узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Причем описи нужно составить отдельно по
каждому обособленному структурному подразделению (цеху, участку, отделению) с
указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества
или объема.
Сырье, материалы и покупные
полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись
незавершенного производства включать не нужно. Комиссия должна учесть их в
отдельных описях. Кроме того, в отдельные описи нужно вносить забракованные
детали.
По незавершенному производству,
представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях, а также в
сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя:
- количество этой массы или смеси;
- количество сырья или материалов,
входящих в ее состав.
При этом количество сырья или материалов
можно определить техническими расчетами.
По незавершенному капитальному
строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных
работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным
элементам, оборудованию и т.п. Здесь проверяют, во-первых, не числится ли в
составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в
монтаж, но по которому реально монтаж не начат. А во-вторых, состояние
законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. По этим
объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их
консервации.
Особые описи составляются на законченные
строительством объекты, которые фактически введены в эксплуатацию (полностью
или частично), но приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими
документами.
Отдельные описи составляются также на
законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях
необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных
объектов.
На прекращенные строительством объекты,
а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству
составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и
их стоимости с указанием причин прекращения строительства.
Для этого должны использоваться соответствующая
техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты
сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства
и другая документация.
Инвентаризация денежных средств, финансовых
вложений и расчетов
Инвентаризация кассы проводится в
соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв.
Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40). Комиссия
должна проверить сохранность:
- наличных денег;
- ценных бумаг;
- денежных документов (билетов, путевок
и проч.).
Наличие в кассе бланков ценных бумаг и
документов строгой отчетности нужно проверять по видам бланков. Проверка
наличия ценных бумаг проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств
в кассе. При этом в акте нужно указать название, серию, номер, номинальную и
фактическую стоимость, сроки гашения и общую сумму этих ценных бумаг.
Проверяя наличие ценных бумаг, комиссия
должна установить правильность оформления ценных бумаг, реальность стоимости
учтенных на балансе ценных бумаг, полноту отражения в бухгалтерском учете
полученных доходов по ценным бумагам.
При инвентаризации финансовых вложений
комиссия должна проверить фактические затраты в ценные бумаги и уставные
капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
Реквизиты каждой ценной бумаги
необходимо сопоставить с данными описей (реестров, книг), хранящихся в
бухгалтерии организации.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на
хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное
хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся
на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок
этих специальных организаций.
Финансовые вложения в уставные капиталы других
организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, должны быть
подтверждены документами.
Инвентаризация расчетов с банками и
другими кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, покупателями,
поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами
и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах
бухгалтерского учета. При этом инвентаризационная комиссия должна установить:
- правильность расчетов с банками,
финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями,
а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные
балансы;
- правильность и обоснованность
числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность и обоснованность сумм
дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы
дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой
давности.
Инвентаризация резервов предстоящих расходов
и платежей
При инвентаризации резервов предстоящих
расходов и платежей комиссия должна проверить правильность и обоснованность
созданных в организации резервов:
- на предстоящую оплату отпусков
работникам;
- на выплату ежегодного вознаграждения
за выслугу лет;
- на выплату вознаграждений по итогам
работы организации за год;
- расходов на ремонт основных средств;
- производственных затрат по
подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
- предстоящих затрат по ремонту
предметов проката и др.
Проводя инвентаризацию, комиссия должна
проверить, правильно ли были рассчитаны суммы резервов и обоснованно ли
переносятся остатки на начало следующего отчетного года.
В том случае, если комиссия обнаружит
превышение фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного
инвентаризацией расчета, в декабре отчетного года производится сторнировочная
запись издержек производства и обращения. Если обнаружится, что резерв
недоначислен, то бухгалтерия предприятия должна сделать дополнительную проводку
и включить дополнительные отчисления в издержки производства и обращения.
При этом нужно помнить, что
неизрасходованные суммы резерва сомнительных долгов в конце года присоединяются
к финансовым результатам. Это предусмотрено п. 70 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв.
Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н).
Документальное оформление результатов
инвентаризации
Все организации должны применять формы
первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации,
утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
По каждому виду имущества заполняются
отдельные унифицированные формы первичной учетной документации: N ИНВ-1
"Инвентаризационная опись основных средств", N ИНВ-1a
"Инвентаризационная опись нематериальных активов", N ИНВ-3
"Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" и т.д.
В том случае, если комиссия обнаружила
расхождения между фактическими остатками материальных ценностей, выявленными
при проверке, и остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета, должна
быть составлена сличительная ведомость. Составляя такую ведомость, необходимо
учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей.
Пример. При проведении инвентаризации в
магазине обнаружены:
- недостача сока "Апельсин" по
цене 27 руб. за 1 упаковку в количестве 20 упаковок. Сумма недостачи - 540 руб.
(27 руб. х 20 уп.);
- излишек сока "Вкус" по цене
22 руб. за 1 упаковку в количестве 20 упаковок. Сумма излишка - 440 руб. (22
руб. х 20 уп.).
В данном случае возникла пересортица,
поэтому зачет недостачи излишками возможен.
Материально-ответственные лица
представляют инвентаризационной комиссии подробные объяснения о допущенной
пересортице, а в сличительной ведомости отражаются результаты произведенного
зачета - показываются суммы недостачи, покрытой излишками. Также в ведомости
отражаются суммы излишков и недостачи, оставшейся после проведения зачета.
Результаты инвентаризации должны быть
отражены в годовом бухгалтерском отчете. Выявленный в результате инвентаризации
излишек имущества необходимо оприходовать по рыночной стоимости на дату
проведения инвентаризации. Стоимость такого имущества увеличивает, согласно пп.
"а" п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, финансовые результаты
организации.
Пример. По состоянию на 1 января 2006 г.
на предприятии проводилась инвентаризация, в результате которой обнаружен
излишек материалов. Рыночная стоимость этих материалов составила 5000 руб.
Бухгалтер предприятия сделал 31 декабря
2005 г. следующую проводку:
Дебет 10 Кредит 91 субсчет "Прочие
доходы"
- 5000 руб. - оприходованы выявленные в
результате инвентаризации материалы.
Информация о недостаче и порче имущества
отражается на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
независимо от того, подлежит оно отнесению на счета издержек производства
(обращения) или на виновных лиц.
Недостачи товарно-материальных ценностей
списываются со счетов учета по фактической себестоимости. Недостающие
(похищенные) или полностью испорченные основные средства можно списать по их
остаточной стоимости, а частично испорченные материальные ценности - по сумме
определившихся потерь.
Недостачу имущества в пределах норм
естественной убыли можно отнести на издержки производства. Недостачу,
выявленную сверх этих норм, должны возмещать виновные лица.
Пример. При инвентаризации денежных
средств в кассе ООО была обнаружена недостача в сумме 8000 руб. На основании
распоряжения руководителя ООО недостача удерживается из заработной платы
кассира в размере 20 процентов от ежемесячного заработка до полного погашения
задолженности. Зарплата кассира - 20 000 руб.
Чтобы отразить недостачу денег,
бухгалтер ООО сделал следующие проводки:
Дебет 94 Кредит 50
- 8000 руб. - отражена недостача денег в
кассе;
Дебет 73 Кредит 94
- 8000 руб. - отнесена недостача на
виновное лицо.
Ежемесячно в течение двух месяцев
бухгалтер делает проводку:
Дебет 70 Кредит 73
- 4000 руб. (20 000 руб. х 20%) -
отражается удержание недостачи из заработной платы кассира.
Если виновные лица не установлены или
суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его
порчи в целях бухгалтерского учета можно списать на финансовые результаты
организации (пп. "б" п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете).
В целях исчисления налога на прибыль
убытки можно списать на внереализационные расходы, но также только в случае,
когда виновные лица не установлены.
ТЕМА 2. РЕФОРМАЦИЯ БАЛАНСА
Перед тем как приступить к составлению
годового отчета, бухгалтеру следует провести реформацию баланса, то есть
обнулить счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и
99 "Прибыли и убытки".
В течение 200…. г. каждый месяц,
сопоставляя обороты по счету 90, бухгалтер определял финансовый результат от
обычных видов деятельности. Если оказывалось, что организация за месяц получила
прибыль, то в учете бухгалтер делал такую проводку:
Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от
продаж" Кредит 99
- отражена прибыль за отчетный месяц.
Убыток же списывался следующей записью:
Дебет 99 Кредит 90 субсчет
"Прибыль/убыток от продаж"
- отражен убыток за отчетный месяц.
В конце года все субсчета, открытые к
счету 90, нужно закрыть внутренними записями на субсчет "Прибыль/убыток от
продаж". В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90
"Продажи" будет нулевой остаток.
Теперь рассмотрим, как надо закрыть счет
91 "Прочие доходы и расходы". На этом счете в течение года собирались
операционные и внереализационные доходы и расходы. При этом каждый месяц
бухгалтер, сопоставляя обороты по этому счету, списывал финансовый результат от
данных операций на счет 99.
Если за месяц была получена прибыль, то
в учете делалась следующая проводка:
Дебет 91 субсчет "Сальдо прочих
доходов и расходов" Кредит 99
- отражена прибыль за отчетный месяц.
А если получен убыток, то в учете
делалась следующая запись:
Дебет 99 Кредит 91 субсчет "Сальдо
прочих доходов и расходов"
- отражен убыток за отчетный месяц.
В конце года счет 91 следует закрыть
внутренними проводками на субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов".
После этого нужно закрыть счет 99
"Прибыли и убытки". Сальдо счета 99 равно чистой прибыли (или убытку)
текущего года.
Это сальдо переносится на счет 84
"Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
А теперь разберем два примера.
В первом примере организация по итогам
деятельности за 2005 г. получила прибыль, а во втором - убыток.
Пример. Организация получила прибыль
Итоги работы ЗАО за 200… г. таковы:
1) выручка от продажи продукции (кредит
субсчета "Выручка" счета 90) - 1 180 000 руб.;
2) себестоимость реализованной продукции
(дебет субсчета "Себестоимость продаж" счета 90) - 650 000 руб.;
3) начисленный к уплате в бюджет налог
на добавленную стоимость (дебет субсчета "Налог на добавленную
стоимость" счета 90) - 180 000 руб.;
4) прибыль от продаж (дебет субсчета
"Прибыль/убыток от продаж" счета 90) - 350 000 руб. (1 200 000 - 650
000 - 200 000);
5) внереализационные и операционные
расходы (дебет субсчета "Прочие расходы" счета 91) - 40 000 руб.;
6) внереализационные и операционные
доходы (кредит субсчета "Прочие доходы" счета 91) - 55 000 руб.;
7) прибыль от прочих операций (дебет
субсчета "Сальдо прочих доходов и расходов" счета 91) - 15 000 руб.
(55 000 - 40 000);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|