Реферат: Предмет и метод бухгалтерского учета
Реферат: Предмет и метод бухгалтерского учета
Содержание
Введение
1. Предмет бухгалтерского учёта
2. Классификация объектов бухгалтерского учёта
2.1 Имущество организации по составу и размещению
2.2 Имущество организации по источникам его образования
2.3 Характеристика хозяйственных процессов и их результатов
3. Метод бухгалтерского учёта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Бухгалтерский
учет – компас, дающий верное направление экономической деятельности,
показывающий опасные уклонения в сторону».
Ю.М. Крылов[1]
«…
Бухгалтерский учёт является одной из конституционных гарантий единого рынка,
единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя
Российской Федерации» (Из постановления Конституционного суда РФ от 01.04.2003
№ 4-П).
Таким
образом, в деловых кругах бухгалтерию справедливо считают «азбукой и языком»
хозяйственной практики. Такая высокая оценка бухгалтерского учёта является
признанием его особой значимости в информационной поддержке системы управления
экономической деятельностью предприятия.
Бухгалтерский
учёт, подобно губке, впитывает многочисленные аспекты хозяйственной жизни,
выявляя или подтверждая ее закономерности. В информационном поле систем управления
различными узаконенными видами деятельности предприятия на долю бухгалтерской
информации приходится не менее 2/3 всего объема экономической информации,
формированию которой предшествуют профессиональные процедуры бухгалтерского
контроля за соответствием каждого факта экономической деятельности действующему
в стране законодательству.
Объективная,
исчерпывающая и своевременная бухгалтерская информация – залог повышения
эффективности управленческой деятельности, означающей гарантированную и
стабильную прибыль, технико-экономическое и социальное развитие предприятия.[2]
Данные,
которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют
сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития,
оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе
учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда
общество узнает о состоянии экономики.[3] Не
случайно на международной эмблеме бухгалтеров изображены солнце, весы и кривая
Бернулли, символизирующие соответственно яркое (зеркальное) освещение
хозяйства, балансовое уравнение и вечность бухгалтерского учёта. Международный
девиз бухгалтерского учёта: «Наука, доверие, независимость!» [4]
Оперативность
и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько
рационально организован бухгалтерский учёт на предприятии или в организации и
насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
Решение
перечисленных задач возможно только при условии понимания предмета, метода
бухгалтерского учёта, а так же его целей и задач. [5]
1.
Предмет бухгалтерского учёта
бухгалтерский учет имущество
Предмет
любой науки – то, что она изучает. Предметом бухгалтерского учёта как
экономической науки является хозяйственная деятельность организации,
рассматриваемая как поток фактов хозяйственной жизни, изменяющих или
подтверждающих состав средств организации или их источников либо средств и
источников одновременно. Факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском
учёте как хозяйственные операции.[6]
Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в
экономической сущности учитываемых объектов. [7]
Объектами бухгалтерского учёта
являются хозяйственные средства, их источники, хозяйственные и финансовые
процессы, а также результаты хозяйственных процессов. Таким образом, предметом
бухгалтерского учёта в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность
организации. В более конкретном виде он представляется через множество
разнообразных объектов.[8]
2.
Классификация объектов бухгалтерского
учёта
С целью изучения процесса функционирования организации под
воздействием управленческих решений, принятых на основе информации
бухгалтерского учёта, объект управления необходимо разделить на относительно
обособленные части, для того чтобы выделить объекты бухгалтерского наблюдения и
в дальнейшем их подробно изучить. [9]
Под
экономическими выгодами понимается потенциальная возможность имущества прямо
или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в
организацию. Считается, что объект имущества принесет экономические выгоды,
если он может быть использован а процессе производства продукции (выполнения
работ, оказания услуг); обменен на другой объект имущества, использован для
погашения кредиторской задолженности, распределен между собственниками.[10]
Таким
образом, объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных
раздела:
·
имущество организации по составу и размещению;
·
имущество организации по источникам его образования (собственные и
заемные обязательства);
·
хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах
снабжения, производства и продажи.
Отсюда
предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый
из которых включает в себя конкретные виды имущества. [11]
Основной
целью предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли.
Следовательно, конечным объектом бухгалтерского учёта являются финансовые
результаты деятельности организации и факторы, влияющие на качество (прибыль и
убыток) и размер финансовых результатов (расходы и доходы организации).
Рассмотрим
отдельные группы объектов бухгалтерского учёта более подробно.[12]
2.1
Имущество организации по составу и
размещению
В российском бухгалтерском учёте активы
– денежные ресурсы (в кассе, на счетах, в инвестициях) и затраты, обещающие
экономические выгоды в будущем, произведенные в имущество, принадлежащее
организации на праве собственности или иного вещного права. [13]
В зависимости от состава и размещения
(характера использования) имущество организации (активы) подразделяются на:
·
внеоборотные активы;
·
оборотные активы;
Внеоборотные активы многократно участвуют в процессе
хозяйственной деятельности до тех пор, пока полностью не перенесут свою
стоимость на производимую продукцию.[14]
К внеоборотным активам относятся основные
средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, капитальные
вложения, доходные вложения в материальные ценности, отложенные налоговые активы.[15]
Основные средства (ОС) –
совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, действующих в
неизменной натуральной форме в течение длительного периода и используемых в
производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для сдачи в
аренду, либо для управления организацией.[16]
В зависимости от функциональной роли в
процессе производства основные средства подразделяются на производственные
(непосредственно участвующие в производстве продуктов труда) и
непроизводственные, не участвующие в производстве (общежития, столовые,
стадионы и т.п.).[17]
Единицей бухгалтерского учёта основных
средств является инвентарный объект, которому присваивается инвентарный номер. [18]
Нематериальные активы (НМА) –
неосязаемые активы, то есть активы, не имеющие физической формы, представляющие
ценность, основанную на правах и привилегиях собственника, способные приносить
доход в течение длительного периода времени.[19]
Единицей бухгалтерского учёта НМА является
инвентарный объект, который выполняет самостоятельную функцию в производстве и
управлении.[20]
Нематериальные активы переносят свою
стоимость на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) путем начисления
износа по установленным нормам.[21]
Те виды нематериальных активов, которые не
теряют своей стоимости в процессе их производственного потребления (торговые
марки, товарные знаки, бессрочные права пользования земельными участками,
квартирами) обычно не амортизируются.[22]
Долгосрочные финансовые вложения (ДВФ) –
инвестиции (вклады) предприятия в государственные и муниципальные ценные
бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в
которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя); вклады в
уставные (складочные) капиталы других организаций (денежными средствами,
фондовыми ценностями, другим имуществом); вклады организации – товарища по
договору простого товарищества; предоставленные другим организациям займы,
депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность,
приобретенная на основании уступки права требования у первоначального кредитора
и проч.
Единица бухгалтерского учёта финансовых
вложений выбирается организацией самостоятельно в зависимости от характера
финансовых вложений, порядка их приобретения и использования (серия, партия, и
т.п. однородная совокупность финансовых вложений). [23]
Капитальные вложения (КВ) представляют
собой совокупность экономических ресурсов (инвестиций), используемых для
воспроизводства имущества с длительным (более одного года от даты его постановки
на учет) сроком полезного использования, т.е. инвестиции предприятия в создание
нового имущества длительного пользования. В международной практике капитальные
вложения рассматриваются как капитализированные затраты, составляющие стоимость
приобретения имущества, предназначенного для долгосрочного использования, тех
полезных качеств, которые могут обеспечить инвестору долгосрочную прибыль,
начиная с ближайшей перспективы.
В прикладной экономике применяются
различные классификации капитальных вложений: валовые, прямые, косвенные,
индуцированные, сопряженные и др.[24]
Доходные (долгосрочные) вложения в
материальные ценности (ДВМЦ) представляют собой капитальные вложения
(инвестиции) в новые (непотребляемые) объекты основных средств исключительно
для сдачи их в аренду (лизинг) заранее известному арендатору
(лизингополучателю) с рассрочкой в оплате по договорным промежуточным платежам,
либо для сдачи в прокат (по договору проката). При этом все риски и преимущества,
связанные с использованием арендованного имущества, полностью переходят от
лизингодателя к лизингополучателю в соответствии с условиями договора.
Существенным в этих случаях является условие, которое оговаривает, на чьем
балансе числится лизинговое имущество.
Отложенные налоговые активы (ОНА) – та
часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению
налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периодом
или в последующих отчетных периодах.[25] Они
предназначены для расчета налогооблагаемой прибыли с применением бухгалтерских
процедур.
Объективность возникновения указанных
активов обусловлена тем, что величина прибыли, исчисленная по правилам
бухгалтерского финансового учёта, отличается от величины налогооблагаемой
прибыли. Этот факт связан с различиями в оценке активов и обязательств, времени
признания доходов и расходов в бухгалтерском учёте и налогообложении прибыли.[26]
Оборотные активы – это совокупность денежных и
материальных средств, обслуживающих операционную деятельность предприятия,
однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою
стоимость на готовый продукт.
Оборотные средства в отличие от
внеоборотных являются наиболее подвижной частью активов предприятия, которая
легко преобразуется в денежные средства для финансирования хозяйственной
деятельности. Поэтому предприятие заинтересовано в наиболее рациональном
движении и использовании оборотных средств, так как в прямой зависимости от
этого находится его финансовое положение.
К оборотным средствам относятся:
материально-производственные запасы, расходы будущих периодов, дебиторская
задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. [27]
Согласно ПБУ 5/01 «Учет
материально-производственных запасов» материально-производственные запасы (МПЗ)
– это часть активов организации:
·
используемых в
качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнении работ,
оказании услуг, предназначенных для продажи;
·
используемых для
управленческих нужд организации;
·
предназначенных для
продажи, включая готовую продукцию и товары. [28]
Единица бухгалтерского учёта
материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно
так, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих
запасах, а также контроль за их наличием и движением. В качестве единицы МПЗ
может быть номер, партия, однородная группа и др.[29]
Расходы будущих периодов – часть текущих
активов, полезность которых закончится в течение короткого промежутка времени.
При постановке к учету – это затраты, которые организация произвела в отчетном
периоде, но которые будут отнесены на расходы в соответствующей части в течение
того отчетного периода, к которому они относятся.[30]
К ним можно отнести расходы, связанные с освоением производства новых видов
продукции, ремонтом основных средств, на оплату и размещение рекламных
объявлений, приобретение лицензий на определенные виды деятельности и др.[31]
Дебиторская задолженность (ДЗ) – это
задолженность покупателей продукции (потребителей услуг), возникающая
вследствие исполнения договорных обязательств организацией (в этом случае она
является поставщиком или исполнителем) без предварительной оплаты на условиях
погашения долга покупателем в оговоренные сроки.
В составе дебиторской задолженности
учитываются авансы выданные, то есть средства, уплаченные организацией, которые
в оговоренный период превратятся в материальные или другие активы (товары,
услуги), а в случае невыполнения поставщиком договорных обязательств
возвратятся на счет или в кассу.[32]
В целом дебиторская задолженность
представляет собой средства в расчетах и может быть как краткосрочной, так и
долгосрочной.[33]
Дебиторская задолженность является долгосрочной, если платежи по ней в
соответствии с договором ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной
даты. К краткосрочной относится задолженность, платежи по которой ожидаются в
течение 12 месяцев после отчетной даты.
Долгосрочная и краткосрочная дебиторская
задолженности учитываются отдельно.[34]
Денежные средства (ДС) являются наиболее
ликвидные активы организации, к которым относятся:
1.
наличные денежные
средства, находящиеся в кассе организации, в виде бумажных и металлических денежных
знаков (российской и иностранной валюте);
2.
безналичные денежные
средства в виде остатков на расчетных (текущих), валютных счетах и специальных
счетах в кредитных организациях;
3.
денежные средства в
пути;
4.
денежные документы.[35]
Учет иностранной валюты ведется и в
российских рублях по периодически изменяющимся курсам иностранной валюты по
отношению к российскому рублю, объявляемым Центральным банком РФ (официальному
курсу ЦБ РФ).
Краткосрочные финансовые вложения (КВФ) –
краткосрочные (на срок не более одного года) финансовые вложения предприятия в
доходные активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) других предприятий,
объединений и организаций, денежные средства на срочных депозитных счетах
банков, процентные облигации государственных и местных займов и др.[36]
2.2
Имущество
организации по источникам его образования
Для осуществления производственно-хозяйственной
деятельности организация, функционирующая обособленно от других, должна
располагать финансовыми ресурсами, из которых оплачивается приобретение
активов.
Источники формирования активов (имущества)
организации можно разделить на внутренние (собственный капитал) и внешние
(заемный капитал). Соотношение собственных и заемных финансовых ресурсов
определяет структуру финансов предприятия.
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств
организации, принадлежащих ей на праве собственности, и показывает сумму
экономических обязательств организации перед участниками, учредителями,
собственниками в связи с предоставлением ей ценностей как на этапе образования
организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в течение
всего периода ее деятельности с момента учреждения.
Собственный капитал зависит от
организационно-правовой формы предприятия и состоит из уставного, добавочного и
резервного капитала, а также нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.[37]
В составе собственного капитала организации также принято отражать средства
целевого финансирования отдельных мероприятий или программ, поступившие от
организаций или физических лиц, а также суммы государственной помощи.[38]
Уставный капитал (УК) представляет собой
сумму средств (в денежном выражении), вложенных учредителями (участниками,
собственниками) в имущество при создании предприятия для обеспечения
производственной и других видов деятельности, определенной учредительным
документом – уставом.[39]
Уставный капитал – это минимальная величина
имущества организации, гарантирующая интересы ее кредиторов.
Величина уставного капитала,
зарегистрированного в учредительных документах, определяется совокупностью
вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) в денежном
выражении.
В качестве вклада учредителями
(участниками) могут быть внесены денежные средства или иное имущество, а также
имущественные и иные права, имеющие денежные оценки. Денежная оценка вклада
проводится по соглашению между участниками и в случаях, предусмотренных
законодательством, подлежит независимой экспертной оценке.[40]
Страницы: 1, 2
|