Реферат: Правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов
Реферат: Правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов
СОВРЕМЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
"БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСЫ"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу “Бухгалтерский учет”
Тема:
“Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов”.
Москва 1999г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
|
ВВЕДЕНИЕ
|
3 |
1. |
Общие правила проведения
инвентаризации и оформление ее результатов |
5 |
2. |
Правила проведения инвентаризации
отдельных видов имущества и финансовых обязательств, оформление результатов
инвентаризации |
9 |
2.1 |
Инвентаризация основных средств
|
9 |
2.2 |
Инвентаризация нематериальных активов
|
11 |
2.3 |
Инвентаризация финансовых вложений
|
11 |
2.4 |
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
|
12 |
2.5 |
Инвентаризация незавершенного производства
|
15 |
2.6 |
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей
|
16 |
2.7 |
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой
отчетности
|
18 |
2.8 |
Инвентаризация расчетов
|
19 |
2.9 |
Инвентаризация животных и молодняка животных
|
20 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
21 |
|
Литература |
|
ВВЕДЕНИЕ
В целях
обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия
и организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых
обязательств.
Инвентаризация
– установление на определенный момент фактического наличия средств и их
источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого
объекта в натуре, т.е. снятие остатков, или путем проверки учетных записей. С
помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют
ошибки, допущенные в учете. Инвентаризация необходима для уточнения показателей
учета и последующего контроля за сохранностью имущества предприятия.
Инвентаризации
подлежат все имущество (все виды имущества, принадлежащие предприятию
независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее предприятию, но
числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по какой-либо причине)
и все виды финансовых обязательств.
Различают
полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация охватывает все без
исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, частичная
инвентаризация – один или несколько видов имуществ и обязательств (например,
только денежные средства, материалы на одном складе и т.д.). По объему проверки
инвентаризации делятся на сплошные и выборочные.
Инвентаризации
могут быть плановыми, которые производятся в заранее установленные сроки, и
внеплановыми (внезапными), которые проводятся неожиданно для материально
ответственного лица, чтобы установить наличие ценностей. Их осуществляют по
распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию
ревизоров, следственных и контрольных органов.
Количество
инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения и перечень
проверяемого имущества и обязательств устанавливается руководителем
предприятия, кроме случаев, когда в соответствии с Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации обязательно,
а именно:
-
при выкупе, продаже имущества организации, передаче его в аренду, а
также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
-
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества,
инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных
средств может проводиться один раз в 3 года, а библиотечных фондов – один раз в
5 лет. В районах на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях,
инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их
наименьших остатков;
-
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
-
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи
имущества;
-
в случае аварии, стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
-
при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением
ликвидационного баланса;
-
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
1. Общие правила проведения
инвентаризации и оформление ее результатов
На
предприятии в период инвентаризации имущества и финансовых обязательств
создается центральная постоянно действующая инвентаризационная комиссия,
которая разрабатывает план инвентаризации. Персональный состав комиссии, в
который включаются представители администрации предприятия, работники
бухгалтерской службы и другие специалисты (техники, экономисты и т.д.),
утверждается руководителем предприятия. Документ о составе инвентаризационной комиссии
(приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за
выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Перед
началом инвентаризации осуществляют подготовительные мероприятия: материальные
ценности рассортировываются и укладываются по наименованиям, сортам размерам; в
местах хранения вывешиваются ярлыки с указанием количества, массы или меры
проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть
обработаны и записаны в регистры аналитического учета. От материально
ответственных лиц необходимо получить расписку об отсутствии неоприходованных и
не списанных в расход ценностей.
Председатель
инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы,
приложения к отчетам и указывает "До инвентаризации на (дата)". Такая
запись служит основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к
началу инвентаризации по учтенным данным.
Наличие
средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственных
лиц. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные
описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, которые
подписывают все члены комиссии. Материально ответственные лица подтверждают на
каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности
приняты ими на хранение.
На
каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров
материальных ценностей и общий итог количества в натуральных измерителях (вне
зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности – штуках, метрах,
килограммах и т.д.). Незаполненные строки на последней странице прочеркиваются.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания
неправильных записей и проставления над ними правильных записей. Исправления
должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и
материально ответственными лицами.
Оформленные
инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем
сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета.
Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают
фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма),
наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача.
В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены
излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы
излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях
указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Инвентаризационная
комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при
инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным
руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в
учете.
Выявленные
при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными
бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
основные
средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество,
оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов
(01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые результаты (счет 80) у
организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с
последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
все
недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества,
независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (01,
11, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи
ценностей".
Недостачи
ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном
законодательством порядке, списываются с кредита счета 84 "Недостачи и
потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у
организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм.
Недостачи
материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм
естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над
оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и
оформляют бухгалтерской записью:
дебет
счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит
счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В
тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц
отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства и
обращения у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации.
Вскрытые
инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира. При этом
составляются две бухгалтерские проводки:
1.
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
кредит счета 50 "Касса";
2.
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",
субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи
ценностей".
Весь
вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически
(Рис. 1)
Приказ руководителя о составе комиссии,
сроках, объектах |
|
Проверка технических паспортов,
инвентарных карточек и т.д. по всем объектам |
|
Письменное подтверждение материально
ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию |
|
Завершение разноски документов по
счетам, выведение в них остатка |
Пересчет, обмер, взвешивание,
оценка всех объектов |
Инвентаризационные описи
(подписи членов комиссии и материально ответственных лиц) |
Сличительные ведомости,
сверка фактического наличия с данными учета по объектам |
Акт выявления результатов |
Протокол комиссии (подписи
руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах,
которые отражаются в учете |
Пересортица – взаимозачет недостач
ценностей излишками |
|
Недостачи – отнесение в начет виновным
или списание на затраты и убытки |
|
Излишки – приходуются в доход предприятия
или госбюджета |
Результаты
инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была
завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском
отчете.
Данные
результатов инвентаризации записывают в ведомости результатов, выявленных
инвентаризацией.
2. Правила
проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, оформление
результатов инвентаризации
2.1
Инвентаризация основных средств
Для уточнения данных о наличии основных средств в
сроки, установленные руководством предприятия, проводится их инвентаризация.
Материально ответственные лица проверяют их фактическое наличие в местах
эксплуатации или хранения. Результаты проверки записываются в
«Инвентаризационную опись основных средств» (форма № инв.-1). В бухгалтерии
фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета
и при их расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает
причины отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Это оформляется
протоколом, который представляется руководителю для утверждения. На основании
этого производится отражение выявленных отклонений в бухгалтерском учете.
Излишки
основных средств подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты,
а в бюджетных организациях — на увеличение финансирования. Для этого будет
составлена следующая проводка:
дебет счета
01 "Основные средства";
кредит счета
80 "Прибыли и убытки".
Недостачи
или порча объектов основных средств возмещаются за счет виновных лиц и
отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:
-
первоначальная стоимость:
дебет
счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
кредит
счета 01 "Основные средства";
-
сумма износа:
дебет
счета 02 "Износ основных средств";
кредит
счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
-
остаточная стоимость:
дебет
счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит
счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
Если
установлены конкретные виновники, то недостающие или испорченные основные
средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действующим в данной
местности на день причинения ущерба, и оформляют бухгалтерской проводкой:
дебет
счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит
счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Разницу между
рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают проводкой:
дебет счета 84
"Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счета
83 "Доходы будущих периодов".
В
случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них
стоимости недостающих объектов, убытки относятся на финансовые результаты, а в
организациях, состоящих на бюджете или финансировании собственников,—на
уменьшение финансирования.
2.2
Инвентаризация нематериальных активов
Следует
отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще недостаточно изучены
и не регламентированы должным образом, поэтому возможны разногласия (особенно с
налоговыми органами) по порядку учета некоторых объектов. Организации должны в
этом случае искать варианты решения подобных проблем (в том числе с помощью
специалистов-экспертов).
В
качестве примера неодинакового подхода к порядку учета отдельных объектов можно
привести лицензии на право осуществления определенной деятельности: если срок
действия лицензии составляет более 1 года, то затраты, связанные с ее
приобретением, учитывают на счете 08 "Капитальные вложения" и затем
списывают с этого счета на счет 04 "Нематериальные активы"; если срок
действия лицензии составляет 1 год или менее 1 года, то по действующему
определению нематериальных активов стоимость такой лицензии не может быть
отнесена к нематериальным активам. В действующих нормативных документах порядок
списания стоимости лицензий со сроком действия до 1 года включительно не
предусмотрен, и многие налоговые органы требуют списывать указанную стоимость
на уменьшение чистой прибыли или фондов организации.
Страницы: 1, 2
|