Курсовая работа: Учет расчетов поставщиков и подрядчиков
Курсовая работа: Учет расчетов поставщиков и подрядчиков
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
основы расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Экономическая
сущность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Особенности
документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками
Глава 2. Организация
бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «НОБЕЛЬ»
2.1 Экономическая
характеристика предприятия ООО «НОБЕЛЬ»
2.2 Задолженность перед
поставщиками и подрядчиками
Глава 3. Пути повышения
эффективности деятельности с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В настоящее
время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это
обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств
вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее
распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и
подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.
Основными
задачами этого учета являются:
-
формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с
поставщиками и подрядчиками товарно-материальные ценности, выполненные работы и
оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности
– руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации,
а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности;
- обеспечение
информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской
отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации
при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью,
наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами;
- контроль за
соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и
подрядчиками;
Всё выше
сказанное обусловило выбор темы курсовой работы: «Учёт расчётов с поставщиками
и подрядчиками».
Целью курсовой работы является изучить тему учёта
расчётов с поставщиками и подрядчиками.
С учётом
поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть
сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- исследовать
порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
- отразить
особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- выявить
пути совершенствования бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и
подрядчиками.
Глава 1.
Теоретические основы расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Экономическая сущность учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками
за:
-
полученные
товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные
услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также
по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на
которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
-
товарно-материальные
ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или
подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
-
излишки
товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
-
полученные
услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа
(фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного
подряда, договора на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции
генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на
счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные
ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету
товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета
этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных
ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке
материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне
записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов,
товаров, затрат на производство и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в
аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в
синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда
счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на
склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача
сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также,
если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был
акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а
также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со
счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками
и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей,
определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и
предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и
др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются
обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные
выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с
поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом
учете.
Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в
порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.
При этом построение аналитического учета должно обеспечить
возможность получения необходимых данных по:
-
поставщикам
по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не
наступил;
-
поставщикам
по не оплаченным в срок расчетным документам;
-
поставщикам
по неотфактурованным поставкам; авансам выданным;
-
поставщикам
по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
-
поставщикам
по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому
кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы
взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная
бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками" обособленно.
Поступление материальных ценностей от
поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании
заключённых между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками)
хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемых
материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия
поставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей или
услуг, порядок расчётов.
Учет расчетов
с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнале-ордере N 6.
Журнал-ордер
N 6 открывается суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца,
а именно:
-
по
полученным товаросопроводительным документам, срок оплаты которых не наступил,
или просроченным - материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца по
счету 60);
-
по
полученным товаросопроводительным документам оплаченным - материалы не
поступили, находятся в пути (справочно "За неприбывший груз", сальдо
нет);
-
по
полученным товаросопроводительным документам неоплаченным - материалы не
поступили, находятся в пути (справочно "За неприбывший груз" и
кредитовое сальдо на начало месяца);
-
сальдо
на начало месяца по неотфактурованным поставкам - материалы поступили, а
товаросопроводительные документы для оплаты их не поступили (сальдо кредитовое);
-
сальдо
начало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдо
дебетовое).
Журнал-ордер
N 6 заполняется на основании акцептованных платежных требований-поручений,
счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приемке материалов, выписок банка.
Журнал-ордер
N 6 ведут линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии
расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номера
счета, регистрационного номера, наименования поставщика) в журнале-ордере N 6
записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших
материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу
поставщика с выделением в отдельную графу суммы НДС, указанной в расчетном
документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших
ценностей общей суммой, а по платежным требованиям-поручениям - в разрезе видов
материалов (основных, вспомогательных, топлива и т.п.). Сумма претензий
записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об
оплате каждого платежного документа.
Сумма
недостач относится в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям" и отражается в
журнале-ордере N 6 и ведомости N 7.
В
журнале-ордере N 6 платежные документы регистрируются в течение месяца в графе
"За не прибывший груз" и в графе "Акцепт". По окончании
месяца ниже показателя "Итого поступило" по соответствующим группам
фиксируется сумма стоимости материалов, оставшихся в пути на конец месяца, т.е.
материалы, приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет
включить эти материалы в балансовые показатели.
В результате
поступления этих ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов,
оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в
момент поступления расчетных документов) по строке регистрации этого счета в не
законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера N 6 по
окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как
оприходованная дважды.
При расчетах
с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или
излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами
поставщика, которые оформляются актом (ф. N М-7).
Излишки
приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по
договорным (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере N 6 отдельной
строкой как неотфактурованная поставка - отдел снабжения сообщает поставщику об
излишках и просит выставить платежное требование-поручение. В случае выявления
недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет
претензии к поставщику.
Предприятия
пользуются также услугами поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ и
др. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал-ордер N 6.
По окончании
месяца показатели обоих журналов-ордеров суммируют для получения оборотов по
счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и переноса их в
главную книгу.
В
журнале-ордере N 6 по каждому платежному поручению записываются оприходованные
материалы или товары, а в ведомости по тем же строкам делаются записи об оплате
этих поручений. Это позволяет не составлять оборотных и сальдовых ведомостей и
по счетам синтетического учета.
Ведомость
формы N 10 является регистром учета, в котором в денежном выражении отражаются
итоговые данные о наличии и движении запасов в разрезе материально
ответственных лиц. В ней также определяются и распределяются отклонения
фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам и
выявляются фактические затраты на приобретение и заготовление производственных
запасов. При этом под "учетными" понимаются цены, утвержденные
организацией для внутреннего учета и оценки материалов.
Ведомость N
10 состоит из трех разделов и заполняется на основании данных аналитического
учета о наличии и движении запасов по их видам (в количественном и стоимостном
выражении), отраженных в ведомостях учета запасов, которые ведутся каждым
материально ответственным лицом.
Первый раздел
"Сводные данные по приходу материальных ценностей и расчет
отклонений" предназначен для определения суммы отклонений фактической
себестоимости материалов, учтенных на счете 10 "Материалы" от их
стоимости по учетным ценам.
Первый раздел
делится на два подраздела - "А" и "Б". В подразделе
"А" "Сводные данные себестоимости поступивших материальных
ценностей" отражаются данные о стоимости поступивших запасов по учетным
ценам, стоимости их приобретения и заготовления, а также фактической
себестоимости. Эта информация поступает с кредита разных счетов (15
"Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16
"Отклонение в стоимости материальных ценностей", 23
"Вспомогательные производства", 50 "Касса", 55
"Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
и др.), отраженных в соответствующих журналах-ордерах.
Здесь же
показываются остатки материалов и МПБ по фактической себестоимости и учетным
ценам на начало отчетного месяца, которые присоединяются соответственно к
стоимости материальных ценностей, поступивших за месяц. Для отражения этой
информации бухгалтер использует данные второго и третьего разделов ведомости и
иных аналогичных разделов, дополняющих ведомость N 10 при необходимости
отдельного учета запчастей, оборудования и т.п.
В подразделе
"Б" "Расчет отклонений" рассчитывается общая сумма
отклонений и их распределение на израсходованную часть материалов и остатки на
складах. Определение суммы отклонений, приходящихся на остаток материальных
ценностей, производится по установленному проценту к стоимости материалов и МБП
по учетным ценам на конец отчетного года.
Во втором
разделе "Движение по счету 10 "Материалы" (07 "Оборудование
к установке") ведомости N 10 отражается движение соответственно материалов
и МБП по материально ответственным лицам в соответствии с источниками
поступления запасов и направлениями их расхода на основании данных материальных
отчетов и оборотных ведомостей.
Определенная
в подразделе "А" первого раздела ведомости N 10 общая сумма
оприходованных за месяц материалов и МБП по учетным ценам и фактической
себестоимости должна быть равна соответствующим итогам по приходу материалов и
МБП во втором и третьем разделах без учета сумм, отражающих их внутреннее
перемещение.
Во втором и
третьем разделах ведомости N 10 остатки и движение запасов по материально
ответственным лицам отражаются в учетных ценах. Здесь же приводится фактическая
себестоимость всех материалов и МБП, а также производится распределение сумм
отклонений, подлежащих списанию.
Учет запасов
ведется по фактической себестоимости с учетом отклонений без использования для
их учета счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных
ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Отклонения по счетам учета запасов распределяются в определенном порядке.
Во втором
разделе ведомости N 10 "Движение по счету 10 "Материалы" (07
"Оборудование к установке"):
-
отражается
общая сумма отклонений (определенная с учетом данных из подраздела
"Б" первого раздела о сумме отклонений, приходящихся на остаток материалов,
на конец месяца, которая подлежит списанию за месяц;
-
определяется
(по проценту отклонений, определенному в прошлом месяце, который берется из
ведомости N 10 за прошлый месяц) сумма отклонений, списываемая на счет 23
"Вспомогательные производства". Процент отклонений прошлого месяца
используется в данном случае в связи с тем, что в первом разделе ведомости N 10
данные отчетного месяца в части отклонений и фактической себестоимости запасов
определяются с учетом стоимости продукции вспомогательных производств;
-
по
проценту отклонений текущего месяца (отраженному в первом разделе ведомости N
10) определяются суммы отклонений, приходящиеся на материалы, израсходованные и
списанные на счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 90
"Продажи";
-
определяется
разница между общей суммой отклонений, подлежащей списанию и суммами
отклонений, отнесенными на счета 23 "Вспомогательные производства",
29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 45 "Товары
отгруженные" и 90 "Продажи", которая списывается на счет 20
"Основное производство".
В
строительстве в третьем разделе после определения итога движения МБП по
фактической себестоимости отдельной строкой заносятся также данные о движении
временных (не титульных) сооружений и приспособлений из ведомости формы N 15-с.
Сальдо по ним определяется на основании данных ведомости N 10 за прошлый месяц
(о наличии их на начало месяца).
Наличие
временных сооружений и приспособлений на начало месяца подтверждается данными
из ведомости формы N 15-с: их остаточная стоимость на начало года, плюс
начисленный износ на начало года, плюс стоимость сооружений, прибывших с начала
текущего года до отчетного месяца, минус стоимость выбывших сооружений.
После
подведения итогов по счетам их кредитовые обороты из ведомости N 10 переносятся
в дебет соответствующих счетов в журнале-ордере N 10.
Наряду с
ведомостью N 10 организации используют для учета расчетов с поставщиками
запасов, а также подрядчиками, выполняющими работы, оказывающими услуги,
журнал-ордер N 6. В нем совмещены аналитический и синтетический учет расчетов
организации со своими поставщиками и подрядчиками за запасы, работы и услуги.
Основанием для записей в журнале-ордере являются:
-
счета-фактуры
поставщиков материальных ценностей и услуг;
-
данные
из ведомости учета неотфактурованных поставок (ф. N 6-с);
-
данные
из ведомости учета материалов в пути (ф. N 6-ас);
-
данные
из ведомости учета расчетов с субподрядными организациями (ф. N 5-с
используется в строительстве).
В
журнале-ордере N 6 каждый счет поставщика отражается отдельной строкой.
Журнал-ордер открывают записи по счетам, не оплаченным на начало отчетного
месяца, и сальдо по ним. Суммы по акцептованным счетам поставщиков записываются
по мере поступления.
Страницы: 1, 2
|