МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Учетная политика организации, ее принципы формирования и раскрытие

    Курсовая работа: Учетная политика организации, ее принципы формирования и раскрытие

    Министерство образования Российской Федерации

    Всероссийский заочный финансово-экономический институт

    Факультет учетно-статистический

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине Бухгалтерский (финансовый) учет

    На тему

    Учетная политика организации, ее принципы формирования и раскрытие

    Исполнитель: Булихова Н.С.,

    № зачетной книжки: 05убб00590,

    4 курс, 5 поток, 1 группа

    Руководитель: ст. пр. Лобова Т.Г.

    Омск 2009


    План

    Введение

    1.  Теоретическая часть

    1.1  Понятие учетной политики, ее появление в России

    1.2  Назначение учетной политики. Регламентация

    1.3  Формирование учетной политики

    1.4  Раскрытие учетной политики. Хранение

    Заключение

    Список используемой литературы

    2.  Практическая часть.


    Введение

    К ведению бухгалтерского учета во всех организациях, вне зависимости от их формы собственности предъявляются одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами.

    Одно из таких требований это соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

    Что же такое учетная политика, что за требования, которые к ней предъявляются и для чего она вообще нужна, предстоит во всем этом разобраться.

    Тема моей курсовой работы: «Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия. Определимся, актуальна ли эта тема и почему.

    Вне сомнения тема эта очень актуальна. Актуальность ее заключается в том, что продуманная и правильно составленная учетная политика организации позволяет сэкономить на налоговых платежах (т.е. не переплачивать), оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов. Вместе с учетной политикой работа бухгалтера может стать намного проще, последовательной. Но это только в том случае, если эта самая учетная политика составлена с учетом специфики деятельности организации. В противном же случае она не только не помогает, а даже наоборот может привести к негативным последствиям, например, к спорам с налоговыми органами, штрафам, доначислениям суммы налогов и др.

    В данной курсовой работе будут рассмотрены такие вопросы как: понятия учетной политики, ее возникновение в России, ее назначение, регламентация, принципы ее формирования, ее раскрытие и хранение.


    1.  Теоретическая часть

    1.1   Понятие учетной политики, ее появление в России

    Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

    Но чтобы понять, что такое «учетная политика», стоит обратиться к истории появления этого понятия и проследить путь ее становления в России.

    Понятие «учетная политика» пришло к нам с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991г. Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере. Одним из первых отечественных нормативных документов, в которых упоминалась учетная политика, был утвержденный постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.06.91 № 1483-I Устав Банка России. В нем утверждалось, что Банк России осуществляет на территории РСФСР денежно-кредитные отношения, в том числе путем проведения своей учетной политики.

    Как ни странно, наряду с банкирами наиболее передовыми с точки зрения методологии бухгалтерского учета оказались российские фермеры: в Рекомендациях по ведению учета производственной деятельности в фермерском хозяйстве предлагалось метод определения выручки от реализации продукции устанавливать при разработке учетной политики на текущий год исходя из условий хозяйствования и заключения договоров.

    Несмотря на то, что с термином «учетная политика» в 1991 году были уже знакомы банкиры и фермеры, прочно он (термин) вошел в бухгалтерский лексикон и практику лишь в следующем 1992 году. Произошло это благодаря принятию Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.92 № 10. В настоящее время первоначальная редакция Положения заменена на другую – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Первоначально учетная политика воспринималась большинством практикующих бухгалтеров как возможность выбора одного из двух методов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг): «по оплате» либо «по отгрузке». Позднее понятие расширилось и стало употребляться в значении выбора одного из нескольких допускаемых законодательством способов учета вообще.

    Постепенно учетная политика превратилась в раздел учета, не единожды упоминаемый в нормативной базе. Требования к учетной политике множились. Тема учетной политики сделалась среди бухгалтерской аудитории весьма популярной. Понимание принципов составления учетной политики стало необходимым условием профессионального мастерства, поэтому значение учетной политики для бухгалтеров резко повысилось.

    Так бы оно, наверное, и продолжалось, но во второй половине 2001 года был принят Федеральный закон № 110-ФЗ. В этом законе говорилось о том, что с 1 января следующего года вводилась новая глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ, законодательно закреплявшая понятие «налоговый учет».

    Статус налогового учета до выхода в свет главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ был довольно расплывчат, особенно если принять во внимание отсутствие законодательных и нормативных актов, регламентирующих существование налогового учета и его взаимосвязь с бухгалтерским учетом. Однако с введением в действие главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ ситуация кардинально изменилась. В статье 313 было отмечено, что: «налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога».

    Это определение, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации, заставляло думать, что бухгалтерский учет не может предоставить полную и достоверную информацию о порядке учета хозяйственных операций либо что ее достоверность для целей налогообложения не то же самое, что достоверность для целей бухгалтерского учета. Понятия бухгалтерского и налогового учетов оказались разделены, что привело к появлению двух параллельных систем учета. Бухгалтеры должны были решать: либо вести параллельный учет (что вело к дублированию данных, увеличению численности персонала бухгалтерии, закупки новой техники), либо попытаться как-то примирить оба направления. Наиболее легко осуществимым казалось ведение единственного учета, совмещавшего бухгалтерский и налоговый учеты. Но это было не так легко сделать.

    Налоговый и бухгалтерский учеты в те времена были прерогативой разных ведомств: бухгалтерский учет регулировался Минфином России, а налоговый учет – существовавшему тогда МНС России. Поэтому для повышения престижа бухгалтерского учета приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н было утверждено ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», а вслед за ним и соответствующие изменения к Инструкции по применению Плана счетов. Этими документами фактически регламентировался порядок налогового учета, вернее, разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов.

    Так на руках у бухгалтера вместо одной учетной политики оказались две: одна для целей бухгалтерского учета, другая для целей налогового учета. При обсуждении и той и другой политики было решено совместить их в одном документе.


    1.2   Назначение учетной политики. Регламентация

    Под учетной политикой обычно понимают:

    ·  либо совокупность способов учета, применяемых субъектом;

    ·  либо документ, в котором содержится описание подобной совокупности.

    В пункте 3 статьи 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

    Согласно изменениям, внесенным в НК РФ законом № 137-ФЗ от 27.07.2006: «учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    Наибольшее влияние на формирование понятия и регламентацию учетной политики, бухгалтерской и налоговой, оказали и продолжают оказывать следующие документы:

    ·  Положение о бухгалтерском учете;

    ·  Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

    ·  ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

    ·  Глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ.

    Первым документом было введено и закреплено понятие бухгалтерской учетной политики; вторым документом закрепление установлено на законодательном уровне; третьим документом учетная политика была детализирована; четвертым документом введено понятие «налоговая учетная политика».

    Разумеется, перечисленными пунктами количество документов, регламентирующих учетную политику, не ограничивается – упоминания об учетной политике содержатся во многих других нормативных документах и разъяснениях.

    1.3   Формирование учетной политики

    Под формированием учетной политики понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо знать действующую нормативную базу. Так, согласно п. 4 ПБУ 1/2008 формирование учетной политики это обязанность не только главного бухгалтера, но и иным лицом, на которого в соответствии с законом РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации.

    Чтобы более понятно было кто же ответственен за формирование учетной политики организации, стоит разобраться в том кто является исполнителем, и какая ответственность на нем лежит. В качестве субъектов учета выступают, как правило, юридические лица, однако от их имени вынуждены действовать занимающие определенные посты работники. В деле формирования, или составления, учетной политики имеются свои начальники и подчиненные - физические лица: те, кто непосредственно разрабатывает отдельные положения, и те, кто отвечает за их применение перед контролирующими органами.

    Обычно учетная политика разрабатывается ее основными пользователями, т.е. бухгалтерами. Это и понятно, ведь именно бухгалтерам лучше всего известны все правила бухгалтерского и налогового учетов. Поскольку составление учетной политики – дело, требующее квалификации, за него берутся наиболее опытные и квалифицированные специалисты. Как правило, это главные бухгалтера и его заместители, но случаются и исключения.

    Лицом, официально отвечающим за формирование учетной политики согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» является главный бухгалтер, но при этом утвердить учетную политику должен руководитель организации. В пункте 2 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» подчеркивает, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики.

    Итак, согласно п.4 ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

    В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

    Согласно п.12 ст.167 НК РФ: принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

    Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

    Важно, что распоряжение об учетной политике должно быть составлено в письменной форме. Очевидно, что это требование применимо и к учетной политике для целей налогообложения.

    Рассмотрим общие требования и структуру учетной политики. Согласно некоторым положениям нормативных документов, а также существующей традиции пояснительная записка к бухгалтерской отчетности составляется из отдельных разделов. При этом утверждаются:

    ·  Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    ·  Формы первичных учетных документов, которые применяются для отражения фактов хозяйственной деятельности;

    ·  Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    ·  Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    ·  Порядок контроля за хозяйственными операциями;

    ·  Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Впрочем, иными документами выдвигаются новые требования. Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н:

    «При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условий фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

    Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей или принятий экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация».

    Требования к налоговой учетной политике из-за непродолжительного срока ее существования пока менее детализированы; правда, время работает в данной ситуации на законодателя. Возможно, когда-нибудь требования к ней обрастут множеством рекомендаций.

    На сегодняшний день, учетная политика имеет ряд требований и допущений. Таким образом, в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» отражены четыре допущения и шесть требований:

    Допущения

    Требования

    Имущественная обособленность

    Непрерывная деятельность

    Последовательность применения учетной политики

    Временная определенность фактов хозяйственной деятельности

    Полнота

    Своевременность

    Осмотрительность

    Приоритет содержания перед формой

    Непротиворечивость

    Рациональность

    Рассмотрим каждое из допущений и требований более подробно.

    Имущественная обособленность. При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют отдельно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Таким образом, на балансе не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Согласно, п.1 и 2 ст.48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество».

    Непрерывность деятельности. При формировании учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в ближайшем будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения производства и, следовательно, все взятые ею обязательства будут погашаться в установленные сроки и размере. Однако, данное допущение в настоящее время выполняется далеко не всеми организациями. Это организации в основном относящиеся к сфере производства.

    Последовательность применения учетной политики. Предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного учетного года к другому.

    Итак, однажды разработав учетную политику, впоследствии субъекты учета обязаны ее придерживаться, т.е. последовательно применять. Под последовательностью применения учетной политики понимается относительная неизменность способов ведения учета.

    На последовательность применения учетной политики указывается в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и в НК РФ.

    Но при объявлении последовательности применения учетной политики возникает вопрос: как строго должен соблюдаться этот принцип?

    При ответе на этот вопрос выясняется, что соблюдение этого принципа возможно далеко не всегда. Так, нормативные документы бухгалтерского и налогового учета допускают применение учетной политики лишь с 1 января. Но нормативные документы фактически подразумевают ежегодное обновление учетной политики.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.