Курсовая работа: Бухгалтерский учет материально-производственных запасов промышленного предприятия на примере ОАО "МГОК"
Курсовая работа: Бухгалтерский учет материально-производственных запасов промышленного предприятия на примере ОАО "МГОК"
Содержание
Введение
1.Теоретико-методические аспекты учета
материально-производственных запасов
1.1 Понятие, классификация и оценка
материально-производственных запасов
1.2 Документация по учету движения материалов
1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
объекта исследования (ОАО «МГОК»)
2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на
ОАО «МГОК»
2.1 Документальное оформление и аналитический учет
материально-производственных запасов
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов на
ОАО «МГОК»
2.3 Учет поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК».
Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально-производственных
запасах
3. Основные направления совершенствования учета
материально-производственных запасов
3.1 Аудит материально-производственных запасов
3.2 Учет материально-производственных запасов в соответствии
с МСФО
3.3 Автоматизация ведения учета материально-производственных
запасов
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Материалы
представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта,
необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Материалы
обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они
необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования
стоимости.
Эффективность
деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения
потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к
минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и
слаженности работы предприятия. Завышение материалов ведет к замораживанию и
омертвлению ресурсов. Кроме того, это дорого обходится предприятию, поскольку
возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога
на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и
реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих
обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое
финансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потере
выгоды.
Материальные
запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для
обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того,
чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии
оплату за продукцию.
Актуальность
выбранной темы исследования состоит в том, анализ материально-производственных запасов имеет большое
значение для эффективного финансового управления. Материальные запасы могут
составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но
и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что
предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою
очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением
технологии производства и выбором неэффективных методов реализации,
недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.
Основными
задачами учета материалов являются: контроль за сохранностью материальных
ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль за выполнением
планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с
заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного
потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве
материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.
Основным
требованием учета материалов является оперативность (своевременность)
проведения учета, что позволяет контролировать соответствие данных складского
учета и оперативного учета движения материалов данным бухгалтерского учета.
В качестве теоретической и методологической основы
проведения исследования выбраны нормативные документы по вопросам организации
бухгалтерского учета по теме курсовой работы. При этом были использованы
источники учебной литературы и материалы периодической печати, а также
использованы фактические материалы по учету и отчетности.
В качестве объекта исследования в курсовой работе
рассматривается ОАО «Михайловский Горно-обогатительный Комбинат».
Целью данной работы
является изучение предприятия, организации учета поставки материалов, методов
проведения аудиторской проверки и инвентаризации.
Для достижения цели
исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
- изучить понятие,
классификацию и оценку материально-производственных запасов;
- ознакомиться с учетом
движения материалов;
- охарактеризовать
финансово-хозяйственную деятельность ОАО «МГОК»;
- изучить документальное
оформление и аналитический учет материально-производственных запасов на ОАО
«МГОК»;
- ознакомиться с
проведением инвентаризации и учетом поступления и выбытия материалов на ОАО
«МГОК»;
- охарактеризовать учет
материально-производственных запасов в соответствии с МСФО;
- рассмотреть основные направления автоматизации ведения МПЗ.
Данная курсовая работа состоит
из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты учета
материально-производственных запасов. Во второй главе подробно изучено ведение
бухгалтерского учета материально-производственных запасов на исследуемом
предприятии. Третья глава посвящена основным направлениям совершенствования
учета материально-производственных запасов, а именно аудиту и автоматизации
ведения учета материально-производственных запасов.
учет материал
производственные запасы
1. Теоретико-методические аспекты
учета материально-производственных запасов
1.1 Понятие, классификация и оценка
материально-производственных запасов
К бухгалтерскому учету в качестве
материально-производственных запасов принимаются активы:
– используемые в качестве сырья,
материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи
(выполнения работ, оказания услуг);
– предназначенные для продажи;
– используемые для управленческих нужд
организации.
Готовая продукция является частью
материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный
результат производственного цикла, активы, законченные обработкой
(комплектацией), технические и качественные характеристики которых
соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях,
установленных законодательством).
Товары являются частью
материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других
юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Единица бухгалтерского учета
материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно
таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об
этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В
зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения
и использования единицей материально-производственных запасов может быть
номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Для учета материально –
производственных запасов применяют следующие синтетические счета:
10 «Материалы»;
11 «Животные на
выращивании и откорме»;
15 «Заготовление и
приобретение материальных ценностей»;
16 «Отклонение в
стоимости материальных ценностей»;
41 «Товары»;
43 «Готовая продукция»;
Забалансовые счета 002
«Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003
«Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию».
К счету 10 «Материалы»
могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Сырье материалы»;
2 «Покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
3 «Топливо»;
4 «Тара и тарные
материалы»;
5 «Запасные части»;
6 «Прочие материалы»;
7 «Материалы, переданные
в переработку на сторону»;
8 «Строительные
материалы»;
9 «Инвентарь и
хозяйственные принадлежности» и др.[10]
С 1 января 2008 г. вступил в силу Приказ
Минфина России от 26.03.2007 N 26н, которым внесены изменения в правила
бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Основной поправкой стало исключение из
способов оценки материально-производственных запасов оценки по себестоимости
последних по времени приобретения (способ ЛИФО - last-in, first-out).[11]
Оценка по способу ЛИФО основывается на
допущении, что материально-производственные запасы (далее - МПЗ), первыми
поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости
последних в последовательности приобретения. При применении этого способа
оценка запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится
по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости
проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по
времени приобретения.
Отмена данного способа оценки еще
сильнее сближает отечественные стандарты бухгалтерского учета с международными,
ведь в МСФО 2 "Запасы" метод ЛИФО не предусмотрен.
Компании, применявшие способ ЛИФО,
должны будут использовать иные способы оценки МПЗ, перечисленные в п. 16
Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных
запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N
44н: способы оценки по себестоимости единицы, по средней себестоимости и ФИФО.
Еще одна важная поправка, внесенная
рассматриваемым Приказом Минфина, изменила редакцию п. 4 ПБУ 5/01. С 1 января
2008 г. это ПБУ не будет применяться лишь в отношении активов, характеризуемых
как незавершенное производство.
В настоящее время п. 4 ПБУ 5/01 содержит
положение, запрещающее применять правила учета МПЗ также в отношении активов,
используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг
либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12
месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Однако уже
с 1 января 2006 г. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н,
позволяет учитывать в составе МПЗ основные средства стоимостью менее 20 тыс.
руб.
Метод оценки
товаров и материалов, который компания будет применять вместо ЛИФО, нужно
утвердить в учетной политике на 2008 год.
Кроме того, о
смене способа списания МПЗ необходимо указать в пояснительной записке к годовой
отчетности за 2007 год (п. 23 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»). При
этом надо привести причину этого события. Это изменение нормативных актов – ПБУ
5/01 и Методических указаний по бухгалтерскому учету
материально-производственных запасов (утверждены соответственно приказами
Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н и от 28 декабря 2001г. № 119н). Поправки
в эти документы внесены приказом Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26н.
Способов,
которыми можно оценивать МПЗ в 2008 году, осталось всего три:
– по
себестоимости каждой единицы;
– по средней
себестоимости;
– по
себестоимости первых приобретений (ФИФО).
Эти способы
перечислены в пункте 16 ПБУ 5/01. Из него же следует: если до 2008 года
компания применяла метод ЛИФО по разным группам МПЗ. На 2008 год для каждой из
них она вправе установить разные методы. Разберемся. Какой из них удобнее
применять в том или ином случае.
Оценка по
фактической себестоимости – самая точная:
Списывать по
фактической себестоимости каждой единицы удобно. Например, дорогостоящие
товары, которые продаются в единственном экземпляре или небольшими партиями.
Например, автомобили, специальное оборудование, ювелирные изделия, предметы
искусства. А вот для розничной торговли этот способ не подходит. Ведь поштучно
списывать огромное количество мелких товаров очень трудоемко.
Главный плюс
метода оценки по себестоимости каждой единицы – он позволяет получить абсолютно
точные сведения о себестоимости использованных материалов (проданных товаров).
Показатели бухгалтерской отчетности, которая сформирована с использованием
этого метода, получаются реальными, без каких-либо усреднений или отклонений. А
значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать
для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.
Оценка по
средней себестоимости упрощает работу:
Этот метод
предполагает списание материалов (товаров) по среднемесячной себестоимости
единицы. Ее значение рассчитывают по каждой группе (виду) товаров с помощью
формулы:
Сс =(Со + Сп) : (Ко +
Кп), (1)
где Сс –
среднемесячная себестоимость товаров;
Со –
стоимость остатка товаров на начало месяца;
Сп –
стоимость товаров, оприходованных за месяц;
Ко –
количество товаров, оставшихся на начало месяца;
Кп – количество
товаров, оприходованных за месяц.
Полученную
таким образом среднюю себестоимость умножают на количество списываемых
материалов (товаров). Полученное значение и есть сумма включаемой в
бухгалтерские расходы себестоимости материалов (товаров). Правила ее расчета
приведены в пункте 18 ПБУ 5/01 и пункте 75 Методических указаний по
бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Данный метод
списания очень удобен в розничной и мелкооптовой торговле. Например, в торговле
продуктами питания, косметикой, бытовой химией, канцтоварами и т.п. Отследить,
к какой партии относится каждая продаваемая единица такого товара, достаточно
сложно.
Еще один плюс
этого способа в том, что он усредняет себестоимость списанных материалов
(товаров). При нестабильных ценах на закупаемую продукцию это помогает избежать
непредсказуемости в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании
стабильные значения коэффициентов рентабельности, ликвидности, размера чистых
активов и т.п.
Правда,
«усреднение» показателей имеет и вой недостаток. Бухгалтерская отчетность с
такими показателями управленческим целям может не соответствовать.
ФИФО
позволяет формировать достоверную отчетность:
Метод ФИФО,
так же как и метод средней себестоимости, подходит для оценки однотипных товаров
и материалов. Суть метода описана в пункте 19 ПБУ 5/01 и пункте 76 Методических
указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Применяя
этот метод, бухгалтер списывает материально-производственные запасы в той же
последовательности и по тем же ценам, по которым они были закуплены. Таким
образом, сначала на расходы уходят все товары из остатка на начало месяца,
затем – товары из первой, поступившей за месяц партии, затем – из второй и т.д.
Метод ФИФО –
это прямая противоположность методу ЛИФО. Поэтому переход на него может
привести к резкому скачку (скорее всего к резкому уменьшению) стоимости
списываемых в производство запасов. И как следствие к резкому уменьшению
себестоимости продукции. Поэтому, выбирая этот метод, имеет смысл подумать о
возможных последствиях заранее.
Существенный
плюс метода ФИФО в том, что он практически не искажает показатели бухгалтерской
отчетности. Ведь, как правило, предприятия используют материалы (отпускают в
продажу товары) именно в порядке их приобретения.[4]
Остатки
незавершенного производства переоценивать не нужно:
У многих
предприятий, которые в 2007 году применяли в бухучете метод ЛИФО, по состоянию
на 31 декабря 2007 года есть остатки незавершенного производства. То есть
несписанные суммы на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты
собственного производства», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.
Переоценивать
ли эти остатки на 1 января 2008 года – в соответствии с выбранным новым методом
списания материально-производственных запасов, четко в законодательстве не
прописано.
С одной
стороны, приказ Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26н, которым внесены
поправки в ПБУ 5/01, такую переоценку не предусматривает. А в пункте 4 ПБУ 5/01
сказано: приведенные в этом ПБУ правила к незавершенному производству не
применяются.
С другой
стороны, при изменении учетной политики пункт 21 ПБУ 1/98 требует
корректировать включенные в бухгалтерскую отчетность данные за предшествующие
периоды. А пункт 33 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» говорит о
том, что показатели баланса на начало отчетного периода должны быть
сопоставимыми с данными за предшествующий период. Из этого можно сделать вывод,
что на 1 января 2008 года остатки незавершенного производства нужно пересчитать
исходя из того, что организация применяла новый метод оценки
материально-производственных запасов всегда.[11]
Официальных
разъяснений Минфина России по этому поводу на данный момент нет. Однако,
специалисты этого ведомства придерживаются выгодной для бухгалтеров позиции. По
их мнению, остатки незавершенного производства, которые числятся в бухучете на
31 декабря 2007 года, по состоянию на 1 января 2008 года пересчитывать не надо.
1.2 Учет движения материалов
Производственные запасы
материалов пополняются промышленными предприятиями за счет
предприятий-поставщиков или снабженческо-сбытовых организаций. Фонды на
материалы предприятия получают от управлений материально-технического снабжения
или отраслевых управлений. Хозяйственные отношения между предприятиями
построены на основе договоров. В них предусматриваются: наименование материалов
ценностей, количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы
транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и
т.п.
Договорные отношения
более полно обеспечивают потребность предприятий в материалах должного качества
и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на
отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета-фактуры, передают
их банку для оплаты и пересылают почтой покупателю. Оперативный учет выполнения
договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел снабжения, поэтому
платежные требования и счета-фактуры в первую очередь поступают в отдел
снабжения или в финансовый отдел. Там проверяют соответствие их договорам,
регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге
реализации фондов и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату.
С этого момента у
бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления
груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в
бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному требованию. По мере
оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета
о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.
Учет расчетов с
поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60
“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Счет по отношению к балансу -
пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия
перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным
поставкам; оборот по дебету - о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный
месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате акцептованным
платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.
Учет расчетов с
поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр,
аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного
документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер
суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца: ·
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|