Курсовая работа: Аудиторская проверка расчётов по оплате труда. Проверка соблюдения трудового законодательства
Курсовая работа: Аудиторская проверка расчётов по оплате труда. Проверка соблюдения трудового законодательства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БАЙКАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И
ПРАВА
КАФЕДРА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, АНАЛИЗА И АУДИТА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО
ДИСЦИПЛИНЕ АУДИТ
На тему:
«Аудиторская
проверка расчётов по оплате труда. Проверка соблюдения трудового
законодательства»
Студентки БГУЭП,
специальности «Бухучёт, анализ и аудит»,
группы УУБВ/2-08
Софроновой Е.В.
Иркутск – 2010 г
Содержание
Введение
1. Теоретические основы аудита расчетов
с персоналом по оплате труда
1.1
Правовое
регулирование оплаты труда в организации
1.2
Цели
и задачи, информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом по оплате
труда
1.3 План проведения и программа аудита
расчетов с персоналом по оплате труда
1.4 Аудит соблюдения трудового
законодательства
1.5 Этапы проведения аудита расчетов с
персоналом по оплате труда
1.6 Типичные ошибки
2. Практическое задание
2.1 Аудит операций с основными
средствами
2.2 Аудит операций с материально-производственными
запасами
2.3 Аудит расчетов по оплате труда
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Заработная плата – один
из сложнейших участков бухгалтерского учета и налогообложения. Причем сложность
состоит в том, что российское законодательство – налоговое, бухгалтерское и
трудовое – очень часто меняется.
Заработная плата играет огромную роль
в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получает
своё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовым
коллективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и его
оплате.
Изменения и перемены, которые происходят с исчислением оплаты
труда, определяют ответственность и значимость этого участка, а значит и необходимость
его аудита.
Цель данной курсовой
работы – углубить теоретические знания и закрепить практические навыки по
проведению аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
Для успешного выполнения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить цель и задачи
аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное
обеспечение аудита;
- рассмотреть план
проведения и программу аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изучить
законодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изложить этапы
проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- раскрыть типичные
ошибки при осуществлении расчетов с персоналом по оплате труда;
- показать на
практических примерах возможные нарушения, выявленные по результатам аудита.
Предметом курсовой
работы является аудит расчетов с персоналом по оплате труда.
Теоретической базой для
написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы,
учебники и периодика.
1. Теоретические
основы аудита расчетов с персоналом по
оплате труда
1.1 Правовое
регулирование оплаты труда в организации
Оплата труда
регулируется трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом РФ, а также
иными нормативными правовыми актами, содержащие нормы трудового права, это:
- федеральные законы;
- указы Президента
Российской Федерации;
- постановления
Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ;
- акты органов местного
самоуправления и локальные нормативные акты.
Трудовой кодекс – это
тоже федеральный закон, однако он имеет приоритет во всем этом списке. Это
означает, что все иные правовые акты не могут вступать в противоречие с его
положениями.
Трудовой кодекс РФ
действует на территории Российской Федерации с 1 февраля 2002г (ред. от
25.11.2009). Вместе с тем не отменены многие нормативные акты, принятые ранее,
в том числе и нормативные акты бывшего СССР, содержащие нормы трудового права.
Применять все эти неотмененные акты следует с осторожностью: только в той
части, в какой они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Правовое регулирование
оплаты труда характеризуется сочетанием централизованного, договорного и
локального регулирования.
В централизованном
порядке определяется минимальный размер оплаты труда, тарифные ставки и
должностные оклады в бюджетной сфере, порядок оплаты труда при отклонении от
нормальных условий труда, порядок исчисления среднего заработка, гарантии в
области оплаты труда.
Договорное
регулирование оплаты труда осуществляется в двух формах –
коллективно-договорной и индивидуально-договорной. Коллективно-договорное
регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и
соглашений, здесь могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда,
выплата пособий и компенсаций, дополнительные льготы.
Индивидуально-договорное
регулирование осуществляется на уровне работник-работодатель. Трудовой кодекс
определяет трудовой договор как соглашение между работником и работодателем, в
соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по
обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права и в полном размере выплачивать работнику заработную
плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением
трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка,
действующие у данного работодателя.
Локальными актами
организации, как правило, устанавливаются системы оплаты труда, размеры
тарифных ставок и окладов, доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам),
система премирования. Эти условия могут закрепляться в положении об оплате
труда, положении о премировании и других локальных актах.
Нужно отметить, что
условия оплаты труда, закрепленные в коллективных договорах или локальных
актах, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными
законами и иными нормативными актами.
Если говорить об
условиях оплаты труда работников бюджетных учреждений, то они регулируются
положениями ст. 135 и 144 Трудового кодекса РФ, введенными с 1 октября 2006
года.
Как правило, при
определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы на оплату труда,
при разработке законов и иных нормативных правовых актов органы исполнительной
власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны учитывать положения
ежегодно издаваемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений Единых рекомендаций по установлению на
федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда в организациях,
финансируемых из соответствующих бюджетов.
Особое значение таких
Рекомендаций заключается в том, что они определяют единые подходы к
регулированию систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, а также
направления совершенствования оплаты труда, включая параметры индексации
заработной платы.
Единые рекомендации
также закрепляют основные принципы при формировании размеров и условий оплаты
труда работников органами местного самоуправления, это:
- верховенство
Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных норм международного права
на всей территории России;
- размеры и условия
оплаты труда работников бюджетной сферы не могут быть снижены или ухудшены по
сравнению с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными
нормативно-правовыми актами;
- самостоятельное
определение органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда
работников муниципальных учреждений в пределах своих полномочий;
- осуществление
регулирования оплаты труда работников на основе тарифной системы дифференциации
заработной платы;
- обеспечение
зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности
выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее
максимальным размером;
- повышение уровня
реальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.
Построение системы
оплаты труда бюджетных учреждений зависит от норм уровня финансирования, а
также некоторых других аспектов.
В частности, здесь
можно выделить два уровня регулирования оплаты труда:
-
во-первых,
это локальные нормативные акты, они призваны определить системы и формы оплаты
труда в конкретной организации. В любом случае глава обязан ознакомить
работников при их приеме на работу с действующими локальными актами, а также
при внесении в эти акты изменений.
-
во-вторых,
это трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем. На
практике, в договоре фиксируется размер установленного должностного оклада, а
также виды производимых дополнительных и поощрительных выплат с указанием их
размеров, также в нем определяется права и обязанности сторон, режим труда и
отдыха.
1.2 Цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом
по оплате труда
В
соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, (аудиторские услуги) -
деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг,
осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Цель аудита расчетов с персоналом по
оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о
труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее,
документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между
предприятием и его работниками.
При этом решается комплекс задач:
1)
подтверждение
системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;
2)
подтверждение
достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и
отражения их в учете;
3)
установление
законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат
сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других
юридических и физических лиц;
4)
проверка
организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и
взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
5)
проверка
соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с
расчетами по оплате труда.
Цель аудитора при
проверке оплаты труда – определение сильных сторон контроля, для того чтобы
убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Основные направления
законодательного регулирования расчетов по оплате труда с персоналом можно
сгруппировать по следующим направлениям:
прием на работу,
увольнение с работы
работника,
начисление и выплата
заработной платы,
удержания из заработной
платы,
депонирование
невыплаченной своевременно заработной платы,
предоставление отпуска,
оплата пособий по
временной нетрудоспособности,
прочие вопросы по
начислениям и выплатам, приравненным к заработной плате
Государством
установлены нормы, обязательные для всех экономических субъектов независимо от
форм собственности. К таким нормам относятся:
·
минимальный
размер месячной заработной платы и продолжительность трудового отпуска;
·
максимальная
продолжительность рабочего дня;
·
различного
рода доплаты при выполнении работ в сверхурочное и ночное время, в выходные и
праздничные дни.
В качестве источников информации
используются нормативные и правовые акты, локальные документы организации по
труду и его оплате, регистры синтетического и аналитического учета по счетам,
бухгалтерская и налоговая отчетность, документы неучётного характера.
Задачами аудитора при
проверке оплаты труда являются:
·
проверка
наличия и соответствие законодательству первичных документов по учету расчётов
с персоналом по оплате труда,
·
соответствие
показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и
бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.
Информационная база аудита делится на следующие группы:
1) нормативно-правовые документы:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря
2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009);
-Налоговый кодекс Российской Федерации часть I
от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010);
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть II
от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.05.2010);
- «Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию». Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255 –ФЗ (с
изм. и доп.);
-Федеральный закон «Об
обязательном пенсионном страховании на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством» (в ред. Федеральных
законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
- «О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов». Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ (ред. от
22.07.2008 N 154-ФЗ);
- Положение об
особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (ред. от 19.10.2009);
- Положение об особенностях порядка исчисления
средней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г.
№ 922 (ред. от 11.11.2009);
- «Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной документации по учету труда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФ
от 5 января 2004 г. № 1;
2) локальные документы организации, регулирующие
вопросы трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, оплаты труда и
материального поощрения. К ним относятся коллективный договор, положение об
оплате труда, положение о премировании и материальном стимулировании, правила
внутреннего распорядка, штатное расписание;
3) первичные учетные документы:
- по учету кадров: №Т-1 «Приказ (распоряжение) о
приеме работника на работу»;
№ Т-2 «Личная карточка работника»; №
Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»; № Т-3
«Штатное расписание»; № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического
работника»; № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую
работу»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; №
Т-7 «График отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении)
трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-9 «Приказ (распоряжение) о
направлении работника в командировку»; № Т-10 «Командировочное удостоверение»;
№ Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его
выполнении»; № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»; № Т-12
«Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета
рабочего времени»; № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная
ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежных
ведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении
отпуска работнику»; № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении)
трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-73 «Акт о приеме работ,
выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения
определенной работы».
Также принимаются во внимание
распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда,
возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачу
ссуд, продажу товаров в кредит и т.д.
3) регистры синтетического и
аналитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости по
заработной плате, журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовые
ведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»,
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом
по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
4) бухгалтерская и налоговая
отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств
(форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), налоговые
карточки по учету налога на доходы физических лиц (форма № 1-НДФЛ), справки о
доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ), индивидуальные карточки по учету ЕСН
и взносов на обязательное пенсионное страхование;
5) прочая документация: приказы,
распоряжения руководителя, договоры о материальной ответственности, договоры
займа, заявления работников, акты проверок ревизионных и налоговых органов,
аудиторские заключения.
Проверка расчетов с работниками по
оплате труда может осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке.
1.3
План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Планирование и разработка программы
аудита играет важную роль в процессе аудита. Аудиторская организация при
планировании должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской
деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование
аудита». В последнем, в п. 2.2 предусмотрено, что планирование, являясь
начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской
организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и
сроков проведения аудита (таблица 1), а также в разработке аудиторской
программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления
аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией
объективного и обоснованного мнения (приложение 1).
Таблица 1 Общий план аудита расчетов
с персоналом по оплате труда
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнители |
Аудит оформления первичных документов |
10.02.2010-11.02.2010 |
Белкин Е.В. |
Аудит системы начислений заработной платы |
10.02.2010-16.02.2010 |
Жукова А.И. |
Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
11.02.2010-13.02.2010 |
Белкин Е.В. |
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности
и регистров бухгалтерского учета |
13.02.2010-15.02.2010 |
Белкин Е.В. |
Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
16.02.2010-17.02.2010 |
Жукова А.И. |
При разработке плана и программы
необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:
Страницы: 1, 2, 3
|