Дипломная работа: Место и роль бизнес-планирования в процессе управления предприятием
Рассмотрим подробнее
наиболее значимые для предприятия показатели, которые были приведены в таблице (2.1).
Динамика выручки, чистой
прибыли и производительности труда показана на рисунках (1), (2), (3).
Рисунок 1 – Динамика
изменения выручки от реализации
Рисунок 2 – Динамика
изменения чистой прибыли
Рисунок 3 – Динамика
изменения производительности труда
Приведенные выше данные
свидетельствуют о том, что предприятие находится на стадии роста. С каждым
годом увеличивается выручка от реализации и чистая прибыль, а значит, растет
объем произведенной и проданной продукции, повышается спрос на товары и
снижается себестоимость. Повышение производительности труда показывает, что
улучшается эффективность производства за счет экономии затрат труда (рабочего
времени) на изготовление единицы продукции, а следовательно сокращения текущих
издержек на производство единицы продукции по статье «Заработная плата основных
производственных рабочих» или за счет дополнительного количества произведенной
продукции в единицу времени. Значительное влияние на рост производительности
труда оказывает также внедрение достижений научно-технического прогресса,
которое проявляется в использовании экономичного оборудования и современных
технологий.
2.3 Обоснование бизнес-проекта
предприятия
В связи с приведенным
анализом можно сделать вывод, что предприятие имеет резервы по улучшению своей
деятельности.
Ежегодный
рост выручки говорит об увеличении объема продаж, а это означает, что спрос на
продукцию и услуги ЗАО «Вентиляционный завод «ЛИССАНТ» возрастает. Для большего
увеличения объема производства необходимо расширение предприятия. Поскольку
собственных средств организации не достаточно для строительства новых цехов и
покупки оборудования, то оправдано привлечение инвестиций со стороны и лизинга.
Для
обоснования бизнес-проекта рассмотрим подробнее план маркетинга и
производственный план.
План
маркетинга предусматривает, во-первых, изучение рынка, что позволит определить
реальных и потенциальных потребителей, во-вторых, возможные цены на
производимую продукцию, в-третьих, необходимо определить форму рекламы и
способы её распространения. Кроме того, рассматриваются каналы распределения
продукции, а также организация послепродажного сервиса.
На основании
полученных данных можно сказать, что ЗАО «ВЗЛ» охватывает северо-запад и
центральную часть России. Продукция предприятия распространяется во многие
города за счет региональных сбытовых сетей и посредников. Для освоения южной
части страны и для уменьшения издержек на транспортировку в 2005 году в городе
Армавир построился новый филиал компании.
В качестве
рекламы предприятие использует статьи в специализированных журналах,
интернет-статьи, а также различные выставки.
Для
увеличения доли рынка ЗАО «ВЗЛ» планируется строительство цеха по производству
вентиляторов. Целесообразность проекта обуславливается тем, что ежегодный рост рынка вентиляционного оборудования
для нужд промышленного и гражданского строительства оценивается в 20–25%. В
настоящее время широко распространено строительство торговых центров,
гипермаркетов, продуктовых сетевых магазинов, вследствие чего возрастают
продажи вентиляторов и вентиляционных систем всех предприятий-производителей
данного вида продукции, в частности ЗАО «ВЗЛ». Именно благодаря растущему
спросу вентиляционный рынок становится привлекательным для инвестирования в
производство.
Главной
задачей производственного плана является доказательство партнерам и инвесторам
эффективности будущего проекта. Другими словами, в данном разделе необходимо
привести данные, которые подтвердят, что компания будет в состоянии реально
производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки. Расчеты
по возможности должны быть приведены в перспективе на 5-6 лет. Здесь же
указываются источники сырья, материалов и комплектующих деталей.
Размер цеха на ЗАО «ВЗЛ» не
позволяет приобрести и установить новое оборудование для более активного
увеличения объема производства. Поэтому планируется за 2 года построить новый
цех и ввести в эксплуатацию усовершенствованное оборудование аналогичное уже существующему
на предприятии.
Планируемые затраты при
этом составят 153 023 тыс. руб., 18023 тыс. руб. из которых – собственные
средства предприятия, направленные в оборотный капитал, а 135000 тыс. руб. –
заемные средства в виде банковского кредита. Из них сумма активов составляет
120150 тыс. руб., а затраты на строительно-монтажные работы 14850 тыс. руб.
Предполагаемый объем продаж в третьем году освоения проекта равен 8571 шт., а
начиная с четвертого года – 17143 шт. Планируемая рентабельность выпускаемой
продукции 30% к себестоимости, тогда как себестоимость будет составлять в
третьем году 215000 тыс. руб., а в четвертом соответственно в два раза больше. Средняя
оптовая цена, по которой будут продаваться вентиляторы – 35 тыс. руб./шт.
Ожидаемая выручка при этом будет равна 600 000 тыс. руб.
2.4 Бизнес-проект по введению
в строй нового цеха
Объем выпускной работы не
позволяет подробно разработать все разделы бизнес-плана. Поэтому на основании
указанных выше данных рассмотрим финансовый план, связанный с построением
нового цеха по производству вентиляторов и введением в эксплуатацию современного
оборудования.
Для выплат сумм по
кредиту используются собственные средства (прибыль) в размере 18023 тыс. руб.,
а также заемные средства в размере 135000 тыс. руб.
Условия кредитования и
выплаты по кредитам:
1.
Сумма кредита = 135000
тыс. руб.
2.
Номинальная
процентная ставка 13%
3.
Срок погашения 2
года
4.
Условия погашения
– ежегодно равномерными выплатами
Далее в таблице (2.3) и
(2.4) представлена сумма инвестиций по годам освоения выплат по кредиту.
Таблица 2.3 – Сумма
инвестиций по годам освоения проекта
Наименование позиции |
Общая сумма инвестиций, тыс. руб. |
t0
|
t1
|
t2
|
t3
|
t4
|
Всего инвестиций, в т.ч. |
135000 |
135000 |
45000 |
90000 |
0 |
0 |
капитальные затраты, в т. ч. строит
- монтажные работы |
120150
14850
|
120150
14850
|
40050
4950
|
80100
9900
|
0
0
|
0
0
|
оборотный капитал |
18 023 |
0 |
0 |
0 |
6008 |
12015 |
Таблица 2.4 – Выплаты по
кредиту
Наименование позиции |
t0
|
t1
|
t2
|
1. Получение кредита, тыс. руб. |
135000 |
- |
- |
2. Погашение кредита, тыс. руб. |
|
67500 |
67500 |
3. Задолженность на конец года,
тыс. руб. |
135000 |
67500 |
- |
4. Процент за пользование
кредитом,% |
- |
17550 |
8775 |
5. Итого выплаты по кредиту, тыс.
руб. |
- |
85050 |
76275 |
Для оценки финансовой
самостоятельности инвестиционного проекта определяется прогноз прибыли и
прогноз движения денежных средств по каждому шагу расчетов.
Назначение прогноза
прибыли – сопоставление доходов, полученных в процессе производственной
деятельности предприятия с расходами, произведенными в тот же период. Прогноз
прибыли необходим для оценки текущей хозяйственной деятельности предприятия.
При выполнении прогноза последовательно определяются:
· прибыль от реализации продукции, как
разность между выручкой от реализации, исчисленной без налога на добавленную
стоимость и налога с продаж, и эксплуатационными затратами;
· прибыль от финансово-хозяйственной
деятельности, которая меньше прибыли от реализации продукции на финансовые
обязательства по кредиту и перед бюджетом. Финансовые обязательства по кредиту
– проценты за пользование кредитом, финансовые обязательства перед бюджетом –
налог на имущество, исчисляемый в размере 2 % от стоимости собственности
предприятия;
· налогооблагаемая прибыль, которая
совпадает с прибылью от финансово-хозяйственной деятельности;
· чистая прибыль, как разность между
налогооблагаемой прибылью и величиной налога на прибыль, который составляет 24%
[9].
Прогноз денежных средств
показывает соотношение источников и направлений использования финансовых
ресурсов проекта. Наличие прибыли не является единственным критерием
эффективности инвестиционных проектов. Необходимость данного раздела диктуется
тем, что понятия доходов и расходов, используемые в предыдущем разделе, не
совпадают с движением денежных средств.
Кроме того, прогноз
движения денежных средств шире, чем прогноз прибыли за счет того, что в нем
освящается не только операционная, но и финансовая и инвестиционная
деятельности предприятия.
К притоку денежных
средств относятся:
·
выручка от
реализации продукции,
·
привлечение
кредита,
·
привлечение
средств сторонних инвесторов,
·
амортизационные
отчисления.
К оттоку денежных средств
относятся:
·
инвестиции в
постоянные активы и на пополнение оборотных средств,
·
эксплуатационные
издержки, связанные с осуществлением текущей деятельности предприятия,
·
кредитные
издержки,
·
расчеты с
бюджетом (налоговые изъятия) [9].
Расчет эффективности
бизнес-проекта будет выполнен в третьей главе.
Таблица 2.5 – Прогноз
прибыли
Показатели |
Горизонт расчета, год |
|
t0 |
t1 |
t2 |
t3 |
t4 |
t5 |
t6 |
t7 |
t8 |
t9 |
1. Объем продаж, шт. |
- |
- |
- |
8571,4 |
17142,9 |
17142,9 |
17142,9 |
17142,9 |
17142,9 |
17142,9 |
2. Оптовая цена, тыс. руб. |
- |
- |
- |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
3. Выручка, тыс. руб. |
- |
- |
- |
300000 |
600000 |
600000 |
600000 |
600000 |
600000 |
600000 |
4. Эксплуатационные затраты, тыс.
руб. |
- |
- |
- |
215000 |
430000 |
430000 |
430000 |
430000 |
430000 |
430000 |
в т. ч. амортизационные отчисления |
- |
- |
- |
24030 |
19224 |
15379,2 |
12303,36 |
9842,69 |
7874,15 |
6299,32 |
5. Прибыль от реализации |
- |
- |
- |
85000 |
170000 |
170000 |
170000 |
170000 |
170000 |
170000 |
6. Проценты по кредиту |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. Налог на имущество |
- |
- |
- |
2403 |
2354,9 |
2307,8 |
2261,7 |
2216,5 |
2172,1 |
2128,7 |
8. Прибыль от финансово-хозяйственной
деятельности |
- |
- |
- |
82597 |
167645,1 |
167692,2 |
167738,3 |
167783,5 |
167827,9 |
167871,3 |
9. Налогооблагаемая прибыль |
- |
- |
- |
82597 |
167645,1 |
167692,2 |
167738,3 |
167783,5 |
167827,9 |
167871,3 |
10. Налог на прибыль (24 %) |
- |
- |
- |
19823,28 |
40234,824 |
40246,13 |
40257,19 |
40268,04 |
40278,7 |
40289,112 |
11. Чистая прибыль |
- |
- |
- |
62773,72 |
127410,28 |
127446,1 |
127481,1 |
127515,5 |
127549,2 |
127582,19 |
12. Накопленная ЧП |
- |
- |
- |
|
190184 |
317630,1 |
445111,2 |
572626,6 |
700175,8 |
827758,03 |
Таблица 2.6 – Прогноз
движения денежных средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|