Курсовая работа: Разработка урока на тему: "Подготовка агрегатов для высева семян свеклы"
Курсовая работа: Разработка урока на тему: "Подготовка агрегатов для высева семян свеклы"
План
курсового проекта
Введение
1. Характеристика и учебно-воспитательные
задачи темы
2. Распределение материала
темы на подтемы и уроки
3. Подбор учебно-производственных
работ
4. Материально-техническая
подготовка к изучению темы
5. Методическая
подготовка мастера к занятиям
6. План урока
7. Разработка
конспекта вводного инструктажа
8. Методика проведения
вводного, текущего и заключительного инструктажей
9. Учет и оценка знаний учащихся, критерии
оценок
10. Техника безопасности
Методическая литература
Введение
Задачи
профобразования на совместном этапе. Экономический кризис и рост цен создает
трудно разрешимые проблемы профобразования:
- договорная
система отношений профессиональных училищ с предприятиями не получает развития;
-
материальная база профучилищ ухудшается;
-
крайне низкий уровень финансирования;
-
рыночная экономика нуждается в рабочих специалистах разного уровня квалификации
и конкурентоспособности.
Отсюда
возникает необходимость создания новой квалификационной структуры,
дифференцированного подхода к подготовке кадров различных уровней:
-
профессиональные училища, спрофилированные на металлургию, машиностроение и
тому подобное, должны быть приведены в соответствии с новой экономикой;
-
переориентация структуры экономики на интересы и потребности разрушила
престижность профессий (особенно в среде молодежи началось хаотическое
перекатывание рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную).
Самыми
«модными» стали профессии рыночной экономики – менеджеры, коммерсанты, дилеры,
брокеры, маклеры, бизнесмены, а это требует создание разветвленной сети
коммерческих учебных заведений.
Становление
рынка рабочей смены обусловило возникновение безработицы. Многие выпускники
профессиональной школы, оказываются невостребованными производством.
Вместе
с тем, есть производственные моменты в реформировании профессиональной школы, в
особенности подготовки рабочих кадров:
-
старая система производственного обучения с жестким управлением из центра
преобразуется в гибкую систему профессиональных услуг и управление смещается
регионы. Изменяется порядок финансирования системы профессионального
образования;
-
произведено распределение ответственности между центром и регионами;
-
осуществляется конкурсный отбор учащихся и вариантное содержание образования в
государственных и альтернативных ученых заведениях.
Значительно
расширяются пава профессиональных учебных заведений:
-
использовать доходы от производственной деятельности, от сдачи в аренду
помещений, оборудования, транспортных средств;
-
определять совместно с предприятием номенклатуры профессий, по которым
организуется подготовка;
-
заключать договора с предприятиями на подготовку или переподготовку рабочих кадров.
Серьезные
изменения происходят в методике обучения. Особое место начинают занимать
активные методы обучения, особенно в маркетинге и менеджменту, сочетающиеся с
деловыми играми. Высокую эффективность в управлении, контроле и планировании
учебного процесса приносит использование электронно-вычислительной техники.
Большую роль в становлении рыночных отношений в системе профессионального
образования играет заключение трехсторонних договоров. Профессиональное училище
– учащийся – предприятие.
Описание
роли мастера производственного обучения в учебно-производственном процессе.
Выполнение
сложных и ответственных задач, стоящих перед профтехобразованием, по подготовке
квалифицированных рабочих, соответствующих требованиям научно-технического и
социального процесса, в значительной степени зависит от мастера
производственного обучения.
Мастер
производственного обучения – это особая фигура в педагогическом коллективе
профессионально- технического училища, многообразны и сложны его задачи и
служебные обязанности. Мастер – это основной учитель профессии, организатор
внеклассной, воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива
закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек,
вступающих в рабочую жизнь.
Мастер
назначается приказом директора училища из числа высококвалифицированных
рабочих, а также специалистов, имеющих высшее или среднее специальное
образование и рабочую квалификацию, как минимум на разряд (класс, категорию)
выше установленного выпускником училищ по соответствующей профессии.
Действительность
мастера производственного обучения, как инженерно – педагогического работника
профессионально – технического училища направлена на развитие личности
учащихся, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной
подготовки.
Главная
задача матера – обеспечить подготовку для народного хозяйства молодых
квалифицированных рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и
мастерством, особенность успешно осваивать новую технику и технологию, активно
участвовать в общественной жизни трудового коллектива. Он непосредственно
отвечает за организацию, содержание и качество производственного обучения
учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ, развитие у
учащихся умений творчески применять полученные знания обеспечивает соблюдение
ими правил и норм по охране труда, воспитание у учащихся сознательного
отношения к учебе, уважения и профессии, труду и людям труда. В процессе
производственного обучения мастер формирует у учащихся профессиональные знания,
умения и навыки, предусмотренные квалифицированной характеристикой и программой
производственного обучения; обучает учащихся рациональным приемам и способам
выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации
труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов. Мастер
обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, выполнение ими
норма времени и выработки, соблюдение технологической дисциплины и безопасности
труда, контроль и приемку готовой продукции.
Мастер
производственного обучения ведет установленную документацию по планированию,
учету и отчетности, своевременно осуществлять учебно-материальную и
методическую подготовку к уроку, подбор учебно-производственных работ,
изготовление эталонных образцов типичных учебно-производственных работ: активно
участвуют в методической работе, проводимые в училище.
Совместно
с работниками базового предприятия мастер обеспечивает качественное проведение
производственной практики учащихся; содержит в соответствии с техническими
требованиями и условиями эксплуатации учено-производственное оборудование
мастерской, инструменты, приспособления и оснастку в работоспособном состоянии,
обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.
1. Характеристика и
учебно-воспитательные задачи темы
Тема:
«Подготовка агрегатов для высева семян свеклы».
Количество
часов на изучение темы – 6 часов.
Время
изучения: II курс, I семестр.
Содержание
темы: В целях лучшего усвоения материала и приобретения прочных умений изучение
темы целесообразно разбить на следующие задания: «Подготовка тракторов к работе
со свекловичной сеялкой» и «Подготовка свекловичной сеялки к работе и
составление агрегата».
Данная
тема включает в себя выполнение комплексной работы. Порядок выполнения
комплексной работы:
-
Проведение ЕТО тракторов и подготовка их к работе со свекловичными сеялками.
- Выполнение
операций ЕТО сеялок.
- Подготовка
сеялок к высеву семян свеклы.
- Комплектование
посевного агрегата и проверка его работы.
- Установка
сеялки и трактора на место стоянки.
Учебные
цели: Закрепить навыки в проведении ЕТО тракторов. Научить учащихся
подготавливать свекловичные сеялки к высеву семян с соблюдением агротехнических
требовании и техники безопасности.
Тема связана
с предметом теоретического обучения «Тракторы» и «Сельскохозяйственные машины».
На предмете «Тракторы» изучается устройство тракторов, марки тракторов. На
предмете «Сельскохозяйственные машины» изучается устройство сельскохозяйственных
агрегатов, их регулировки, марки агрегатов. И при помощи этих знаний учащиеся
выполняют работу.
При
определении воспитательных целей, учитывается период обучения, особенность
содержания темы (степень точности работ), характер учебно-производственных работ
(тренировочные работы), формы организации труда учащихся (индивидуально –
коллективная) и другие формы.
При
выполнении данной операции: «Подготовка агрегатов для высева семян свеклы»
возможно сделать акцент на воспитание таких качеств, как аккуратность, четкость
в работе, организованность и собранность, чувство ответственности и техническая
дисциплина, терпеливость, настойчивость и сила воли, чувство взаимопомощи,
экономное расходование материалов, бережное отношение к оборудованию и
инструментам, самостоятельность и другие.
2. Распределение
материала темы на подтемы и уроки
При
распределении необходимо учитывать следующие требования:
-
определенность и законченность содержания учебного материала каждой темы;
-
четкость и конкретность целей урока;
- равномерность
нагрузки учащихся на уроках;
-
взаимосвязь уроков, их логическая последовательность.
Проанализировать
содержание темы программы производственного обучения и разделить ее на подтемы:
«Подготовка трактора к работе со свекловичной сеялкой», «Подготовка
свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».
Продолжительность
каждого урока – 3 часа.
При
разделении темы или подтемы на уроки сначала следует определить номер и тему
каждого урока: «Подготовка агрегата для высева семян свеклы», которую учащиеся
должны изучить за 6 часов.
Определяю
учебные цели каждого урока, указав конкретно.
Нужно
сформулировать воспитательные цели каждого урока.
Таблица
1
№ |
Тема урока |
Учебные цели |
Воспитательные цели |
1.1 |
Подготовка трактора к работе со
свекловичной сеялкой |
Научить учащихся правильной подготовки
трактора к работе со свекловичной сеялкой. |
Воспитать внимательность, четкость,
аккуратность при различных регулировках трактора и свекловичной сеялки. |
1.2 |
Подготовка свекловичной сеялки к работе и
составление агрегата |
Научить учащихся правильной подготовке
свекловичной сеялки к работе и составление агрегата. |
Воспитать внимательность, четкость,
аккуратность и техническую дисциплину при подготовке свекловичной сеялки и
составлении агрегата. |
3.
Подбор учебно-производственных работ
Подбор
учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок
учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в
собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность
этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом необходимо тесно
связывать педагогические принципы рационального подбора работ с реальными
возможностями, которые не всегда соответствуют принципам. Отсюда и многообразие
вариантов организации подбора учебно-производственных работ.
При
подборе учебно-производственных работ руководствуются следующими общедидактическими
требованиями:
- работы
(изделия), как правило, должны иметь производственную ценность;
-
трудовые приемы, операции, способы, применяемые при выполнении
учебно-производственных работ, должны соответствовать программам
производственного обучения соответствующим профессиям (группам профессий);
-
учебно-производственные работы должны быть посильными для выполнения их
учащимися на соответствующей стадии обучения степени сложности, точности,
физическим усилиям и объему необходимых профессиональных знаний;
– учебно-производственные
работы должны подбираться с учетом постепенного их усложнения как в пределах
одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;
-
содержание и объем работ должны способствовать закреплению предусмотренных
программой производственных знаний, умений и навыков, приучать учащихся
применять их в разнообразных условиях производственной деятельности;
- в
качестве учебно-предусмотренных заданий преимущественно выбираются детали,
изделия или работы, техничные для усвояемой профессии, дающие учащимся
возможность овладевать передовой техникой, технологией и методами труда.
Учебно-технологические
требования – это характеристика учебно-производственных работ с точки зрения
требований к их материалу, конфигурации, характеру заготовок, размерам, массе и
т.п.
Учебно-технологические
требования отражают характер содержания учебно-производственных работ,
точность, качество обработки, соосность, взаиморасположение деталей сложного
изделия, соответствие нормативным параметрам и т.п.
Перечень
учебно-производственных работ – это один из основных документов планирования
производственного обучения, в котором фиксируются (отражаются) результаты
подбора учебно-производственных работ в соответствии с общими и частными
принципами и требованиями. Он включает отработанный, согласованный с
заказчиками, прежде всего с базовыми предприятиями, обеспеченный материалами, оборудованием,
инструментами, документацией, приспособлениями, учитывающий реальные условия
производственных работ применительно к темам учебной программы по
соответствующей профессии. На основе перечня учебно-производственных работ
составляются планы производственной деятельности учебных групп, он является
основной разработкой планов производственной деятельности училища в целом.
Важнейшим
требованием к перечням учебно-производственных работ является их стабильности
(по крайней мере, в основе номенклатуры учебно-производственных работ). Это
создает благоприятные условия и возможности для разработки качественной и
комплексной учебно-технической и технологической документации, оснащение
учебных мастерских соответствующих основным и вспомогательным оборудованиям,
инструментами, приспособлениями и другими необходимыми приспособлениями и
средствами для высокопроизводительной и высококачественной производственной
деятельности. Наилучших успехов добиваются училища, формирующие перечни
учебно-производственных работ на основе заказов базового предприятия, а также
других стабильных заказчиков.
Цели
формирования является одним из важнейших показателей – критериев
профессионального мастерства будущих квалифицированных рабочих, формируемого в
процессе производственного обучения, является производительность труда.
Эффективным педагогическим средством формирования у учащихся этого качества
является педагогически правильное организованное нормирование их
учебно-производительного
труда.
Перечень
учебно-производственной работы по теме: « Подготовка агрегатов для высева семян
свеклы».
Распределяю
тему на подтемы: «Подготовка трактора к работе со свекловичной сеялкой»,
«Подготовка свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».
Время
на изучение подтемы 3 часа.
На
инструктаж: 1.1 – 30 мин, 1.2 – 20 мин.
На
упражнения: 1.1 – 20 мин, 1.2 – 40 мин.
На
производственную деятельность: 1.1 – 110 мин, 1.2 – 100 мин.
Учебно-производственные
работы.
1.1 «Подготовка
трактора к работе со свекловичной сеялкой»;
1.2 «Подготовка
свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».
4.
Материально-техническая подготовка к изучению темы
Формирование
умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их
учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов,
оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и орудий труда. Все это
составляет материально-технические средства производственного обучения. Другая
составная часть средств производственного обучения – учебно-методическое
оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону
учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия,
технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия,
справочные и дидактические материалы и т.д.
Учебные
(учебно-производственные) мастерские являются структурными подразделениями
профессионально-технического обучения училища, предназначенные для
производственного обучения учащихся соответствующим профессиям и осуществляющим
производственную деятельность на началах хозрасчетов в соответствии с
утвержденными планами.
В
учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных умений и
навыков, учащихся в процессе изготовления продукции, выполнение
производственных заказов, работ по обслуживанию населения при непременном
населении и соответствии этих заказов и заданий требованиям программы
производственного обучения.
При
этом учащиеся овладевают начальными умениями и навыками выполнения трудовых
приемов, операций, способами выполнения работ комплексного характера с
применением типичных для профессии. Приобретают навыки рациональной организации
труда и рабочего места, приучаются к производственной культуре, рациональному
использованию учебного времени, производственной, технической и технологической
дисциплины.
Независимо
от операции и специфики содержания труда по профессиям, производственное
обучение учащихся в учебных мастерских проводится, в основном в процессе их
производственного труда. Поэтому необходимо, чтобы учебные мастерские
соответствовали как учебным, так и производственным требованиям.
Тематическими
планами в каждом тридцатичасовом цикле лабораторно-практических занятий по
предметам «Тракторы и автомобили» и «Сельскохозяйственные машины» предусмотрено
по 6 часов на отработку заданий по подготовке МТА к работе, их формируют,
исходя из программы этого раздела производственного обучения. На каждом
шестичасовом уроке из десяти звеньев, на которые делиться учебная группа,
восемь занимаются с преподавателем в лаборатории, а двое выполняют задания по
подготовке МТА к работе на специально оборудованных рабочих местах под
руководством мастера группы и выделенного ему в помощь мастера. Таким образом,
каждый мастер работает с одним звеном из двух или трех учащихся, что позволяет
использовать те же методы, которые практикуются при индивидуальном обучении. На
последних занятиях звенья меняются заданиями в соответствии с графиком
чередования.
Страницы: 1, 2
|