Курсовая работа: Маркетинговая деятельность на ГОЛХУ "Осиповичский опытный лесхоз"
Курсовая работа: Маркетинговая деятельность на ГОЛХУ "Осиповичский опытный лесхоз"
Реферат
Целью курсовой работы
является исследование и совершенствование маркетинговой деятельности на ГОЛХУ
«Осиповичский опытный лесхоз».
Достижение поставленной
цели представляется возможным посредством решения следующих задач:
¾
дать
определение системы управления маркетингом в организации;
¾
проанализировать
финансово–хозяйственную деятельность предприятия;
¾
исследовать
систему управления маркетингом на предприятии;
¾
провести
SWOT–анализ для предприятия;
¾
предоставить
рекомендации по улучшению системы управления маркетингом на предприятии.
В качестве объекта
исследования выбрано ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз».
Теоретической и
методологической основой курсовой работы являются подходы к решению задач
исследования маркетинга предприятия, используемый набор инструментов, приемов и
методов, предлагаемый отечественными и зарубежными авторами.
Введение
Практическая деятельность маркетинга
оказывает большое влияние на людей, будь они покупатели, продавцы или рядовые
граждане. Маркетинг стремится к достижению максимально возможного потребления
товаров и услуг, через удовлетворение покупателей, предоставляя им максимально
широкий выбор и повышение качества жизни. Экономический же смысл маркетинга
состоит в ускорении отдачи производственных фондов предприятия или организации,
повышению конкурентоспособности на рынке, мобильности производства.
Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант. Проблемы маркетинговой деятельности являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.
Актуальность данной
темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка
– необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и
реализации конкурентных преимуществ предприятия. Перед современным
руководителем встают стратегические вопросы выбора направления развития бизнеса
и определения ключевых конкурентных преимуществ компании. Выработка такого
видения и управления компетенцией организации является ключевой, предпринимательской,
функцией менеджмента компании.
Целью курсовой работы
является исследование и совершенствование маркетинговой деятельности на ГОЛХУ
«Осиповичский опытный лесхоз».
Достижение поставленной
цели представляется возможным посредством решения следующих задач:
¾
дать
определение системы управления маркетингом в организации;
¾
проанализировать
финансово–хозяйственную деятельность предприятия;
¾
исследовать
систему управления маркетингом на предприятии;
¾
провести
SWOT–анализ для предприятия;
¾
предоставить
рекомендации по улучшению системы управления маркетингом на предприятии.
В качестве объекта
исследования выбрано ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз».
Предмет исследования – изучение
маркетинговой деятельности на предприятии.
Теоретической и
методологической основой курсовой работы являются подходы к решению задач
исследования маркетинга предприятия, используемый набор инструментов, приемов и
методов, предлагаемый отечественными и зарубежными авторами.
Несмотря на большое
количество работ, посвященных изучению системы управления маркетингом в
организации, фундаментальных, обобщающих трудов по данному вопросу в
отечественной науке достаточно мало. Это не означает, что проблема не
исследуется отечественными специалистами или считается малоперспективной. Дело
в том, что основное изучение системы управления маркетингом организации
осуществляется на экспертно–прикладном уровне, результаты предназначены для
внутренних нужд предприятий, рассчитаны на непосредственное внедрение в
практику, часто носят закрытый характер.
Степень изученности
данного исследования представлена в трудах следующих авторов: Афанасьев М.,
Еляков А.Д., Ефанов А., Баканов М., Ващекин Н., Бодренко О.Н., Данилина А.;
Дамари Р.И. и др.
Информационной базой исследования
послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных
авторов по вопросам анализа и оценки маркетинговой деятельности, аналитические
материалы, публикуемые в периодической печати, материалы научно–практических
конференций.
Государственное опытное
лесохозяйственное учреждение «Осиповичский опытный лесхоз» Могилевского
производственного лесохозяйственного объединения Министерства лесного хозяйства
Республики Беларусь расположен в юго-западной части Могилевской области на
территории Осиповичского административного района. Протяженность территории
лесхоза с севера на юг - 54 км, с запада на восток - 66 км.
Осиповичский лесхоз организован на
базе Осиповичского леспромхоза в соответствии с Постановлением СНК ССР от 2
июля 1936 года. По отдельным лесничествам, вошедшим в состав лесхоза
(Брицаловичское, Октябрьское и Цельское), лесоустроительные работы проводились
в 1886 году. В послеоктябрьский период работы по устроительству лесхозов
проводились в 1923-1929 годах отдельно по лесничествам в пределах всего
лесхоза. Первое лесоустройство было проведено в 1939 - 1940 гг. В 1948 -1949
гг. лесоустройство проведено по 1 разряду силами лесхоза. Повторные
лесоустройства проводились в 1959,1969, 1980,1991, 2002 г 1-ой Минской экспедицией.
В 1979 году из состава Осиповичского
лесхоза переданы Жорновской экспериментальной лесной базе 2 лесничества -
Лапичское и Жорновское. В связи с приемкой колхозных лесов и лесов Министерства
обороны организованы Дричинское (в 1996 г.) и Центральное (в 2000 г.) лесничества.
Основные принципы хозяйственной
деятельности ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз» заключаются в том, что оно
осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета,
самофинансирования и самоокупаемости, в том числе в иностранной валюте, в
соответствии с текущими и перспективными планами.
Материально–техническое снабжение
ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз» и реализация его продукции осуществляется
через снабженческо–сбытовую сеть участников, а также через другие отечественные
и иностранные фирмы.
1. Анализ
маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Анализ организации работы
маркетинговой службы
Служба маркетинга ГОЛХУ «Осиповичский
опытный лесхоз». является самостоятельным структурным подразделением
предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по маркетингу.
Структура службы маркетинга представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Структура службы маркетинга
По основным направлениям деятельности
Служба включает в себя следующие подразделения: бюро заказов; бюро маркетинга.
Состав работников службы маркетинга ГОЛХУ
«Осиповичский опытный лесхоз» указан в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Состав работников,
выполняющих маркетинговые функции
Показатель |
Количество
работников, выполняющих маркетинговые функции |
Всего |
13 |
Со специальным
образованием в области маркетинга |
2 |
С высшим
экономическим образованием |
2 |
С высшим
техническим образованием |
5 |
Со средним
специальным образованием |
6 |
Женщин |
6 |
Мужчин |
7 |
В возрасте до 30
лет |
6 |
В возрасте 31–45
лет |
3 |
В возрасте 46–55
лет |
4 |
Свыше 55 лет |
– |
В борьбе за расширение рыночной доли предприятия
используются пять основных направлений маркетинга.
1. Снижение товарных цен. Сюда относятся
как прямое, так и скрытое снижение цен в таких формах, как продажа товаров
улучшенного качества по тем же ценам, обеспечение клиента сервисом и другими
дополнительными услугами.
2. Выпуск новой продукции, позволяющей
сформировать новые рыночные потребности и, таким образом, расширить данный
рынок и свою долю в нём.
3. Организация сбыта. Качество сбыта
определяется уровнем подготовленности сбытового аппарата, степенью разветвлённости
торговой сети, правильным выбором каналов реализации продукции, уровнем
подготовки торгового персонала.
4. Организация послепродажного
обслуживания. Основная задача – обеспечить клиента большим набором услуг и в
более короткий срок, чем это делает конкурирующая фирма. Этот вид деятельности
фирмы является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, так как качество
и своевременность услуг для потребителя имеют часто большее значение, чем цена
товара.
5. Реклама и другие формы стимулирования
сбыта.
Бюджет
маркетинговых исследований равняется 1–2% от объёма продаж, 50–80% от этой
суммы используется в отделе маркетинговой информации, а остальная сумма идёт на
оплату услуг маркетологов.
Маркетологами бюро заказов постоянно
изучаются периодические издания, патентная и научно–техническая информация,
отбираются и анализируются материалы по маркетинговой тематике, представляются
наиболее важные из них заместителю директора по маркетингу в виде служебной
записки. Они на основе электронных баз данных, каталогов, регистров производителей
товаров и услуг, бизнес–справочников, других источников информации составляют и
формируют в виде баз данных на ПЭВМ адресные списки предприятий, являющихся
потенциальными заказчиками продукции основного производства.
Маркетологи бюро заказов
устанавливают связь с предприятиями, занесенными в адресные списки (путем
рассылки писем, передачи факсимильных сообщений, телефонных звонков, личных
встреч с потенциальными заказчиками).
Работники бюро заказов регистрируют
исходящие и входящие номера переданных и полученных писем, факсимильных
сообщений, даты телефонных переговоров, личных встреч, фамилии и должности
собеседников, реакцию потенциальных заказчиков (наличие или отсутствие
заинтересованности в приобретении продукции).
1.2 Анализ товарной политики
Основное направление деятельности ГОЛХУ
«Осиповичский опытный лесхоз» – производство дров, бревен, штакетников. Для
организации производства предприятие располагает современным
деревообрабатывающим оборудованием, имеет подготовленные кадры рабочих и
выпускает товары, не уступающие по своим параметрам аналогичной продукции
западных производителей [5, с.52-54].
Ассортимент выпускаемой продукции
включает
¾ Пиловочное бревно хвойных пород,
¾ Пиловочное бревно лиственных пород,
¾ Фанерное бревно (береза, ольха),
¾ Балансы (сосна, ель),
¾ Сырье древесное технологическое,
¾ Дрова длиной 2 м,
¾ Штакетник дощатый хвойных пород и др.
Расширение номенклатуры изделий ведется
как за счет новых товаров, так и за счет усложнения готовой продукции.
Предприятие работает по долгосрочным
контрактам с иностранными потребителями в Германии, Франции, Дании, Швейцарии,
США, России, Экспортные поставки занимают 98,5% в объеме производства.
В целях улучшения качества и
повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции принимаются меры по
техническому перевооружению и модернизации производства, освоению новых видов
продукции [11, с.151-162]. Так, за 2007–2009 годы внедрено в производство более
70 наименований новой продукции.
АВС-анализ
Одним из универсальных и
распространенных методов анализа ассортимента является метод АВС–анализа. Он
основывается на так называемом принципе Парето, исходящим из того, что за 20%
последствий отвечает 80% причин. Основателем идеи явился доктор Джозеф Джуран,
обнаруживший универсальный принцип, который он назвал «vital few and trivial
many» (важного – мало, обычного – много). Правило 80/20 означает, что в любом
процессе малое число причин (20%) жизненно важно, а 80% не оказывает существенного
влияния на результат [15, с.101-106].
АВС–анализ – это ранжирование
ассортимента по разным параметрам. В рамках общего рейтингового списка выделяют
три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу
в оборот или прибыль (в зависимости от выбранного результата):
Товары А – самые важные товары,
приносящие первые 50% результата;
Товары В – «средние» по важности,
приносящие еще 30% результата;
Товары С – «проблемные» товары,
приносящие остальные 20% результата [19, с.256-261].
Для проведения АВС–анализ выбирается
объект анализа и параметр. Обычно объектами АВС–анализа являются поставщики,
товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов
имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или
количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас,
оборачиваемость и т. д.
Далее составляется рейтинговый список
объектов по убыванию значения параметра, после чего выделяются группы А, В или
С [13, с.202-203]. Для этого необходимо рассчитать долю параметра от общей
суммы параметров с накопительным итогом и присвоить значения групп выбранным
объектам. Доля с накопительным итогом высчитывается путем прибавления параметра
к сумме предыдущих параметров в программе Excel [6, с.252-264].
Анализ по матрице Бостонской
консалтинговой группы (БКГ)
В основе Бостонской матрицы лежит
модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии
проходит четыре стадии: выход на рынок (товар–"проблема"), рост
(товар–"звезда"), зрелость (товар–"дойная корова") и спад
(товар–"собака").
Для оценки конкурентоспособности
отдельных видов бизнеса используются два критерия: темп роста отраслевого
рынка; относительная доля рынка. Темпы роста отрасли 10% и более
рассматриваются как высокие. Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты –
рыночные лидеры – от последователей [9]. Таким образом, осуществляется деление
видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы (рисунок 1.2):
Рисунок 1.2 – Матрица БКГ
Матрица БКГ помогает выполнению двух
функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению
стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем [14,
с.215-224]. Рассмотрим представление с помощью матрицы БКГ стратегических
позиций ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз» на рынке.
ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз» с
1994 года поставляет продукцию на западный рынок. В настоящее время предприятие
работает по долгосрочным контрактам с фирмами: "Хассе ГмбХ"
(Германия), "СФА", АО "Конфорама" (Франция),
"Идемекс", "Сокатол" (Швейцария), "Конлинк"
(Дания), "ИКЕА" (Швеция), "Амербел" (США),
"Профистейт" (Россия). Характеристика бизнес–областей ГОЛХУ
«Осиповичский опытный лесхоз» представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Характеристика бизнес–областей
ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз»
Бизнес–область ГОЛХУ
«Осиповичский опытный лесхоз» |
Объем продаж /
размер области, привод, к среднему |
Годовые темпы
прироста рынка (за 2006–2009гг.) |
Крупнейшие
конкуренты организации в данной бизнес–области |
Объем продаж у
крупнейших конкурентов |
Относительная
доля ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз»на рынке соотв. сегмента |
Пиловочное бревно
хвойных пород. Германия |
$200/2.5 |
5% |
"Хассе
ГмбХ" |
$150т |
7 |
Пиловочное бревно
хвойных пород. Франция |
$23.7/0.3 |
1% |
АО
"Конфорама |
$25т |
0.95 |
Пиловочное бревно
хвойных пород. Швейцария |
$36/0.4 |
12% |
"Сокатол" |
$45т |
0.8 |
Пиловочное бревно
хвойных пород. Дания |
$55.5/0.7 |
17% |
"Конлинк" |
$20т |
2.8 |
Пиловочное бревно
хвойных пород. Россия |
$23.2т/0.3 |
18% |
"Профистейт" |
$20т |
8.5 |
Модель БКГ для рассмотренных бизнес–областей
ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз» выглядит следующим образом (рисунок 1.3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|