МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Анализ и обобщение действующего законодательства по вопросам заключения, изменения и прекращения договора контрактации сельскохозяйственной продукции

    Курсовая работа: Анализ и обобщение действующего законодательства по вопросам заключения, изменения и прекращения договора контрактации сельскохозяйственной продукции

    План

    Введение

    1. Правовые основы контрактации сельскохозяйственной продукции

    1.1. Договор контрактации по гражданскому законодательству СССР

    1.2. Договор контрактации по гражданскому законодательству

    Российской Федерации

    2. Юридические особенности договора контрактации

    сельскохозяйственной продукции

    2.1. Предмет и существенные условия договора контрактации

    2.2. Обязанности и ответственность участников договора контрактации

    2.3. Особенности контрактации сельскохозяйственной продукции

    для государственных нужд

    Заключение

    Список нормативных правовых актов и литературы


    Введение

    Договор контрактации, как правовое средство обеспечения нужд государства в сельскохозяйственной продукции, впервые появился в отечественной правовой системе в конце 20-х годов XX века. Существенной для права особенностью этой новой системы заготовок являлось то, что впервые в основу нормативного регулирования был положен не правовой критерий субъектного состава отношений (обеспечение нужд государства (казны) как особого участника гражданско-правовых отношений), а политико-экономический принцип построения социалистической системы хозяйствования, разделения огосударствленной экономики на отрасли промышленного и аграрного производства.

    Другими словами, метод контрактации использовался только в отношениях с непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Отношения, связанные с возмездной передачей продовольственных товаров всех категорий от заготовительных организаций потребителям или переработчикам, оформлялись договором поставки. При этом, если продовольственные товары передавались в соответствии с планом, договор поставки заключался в обязательном порядке. Вне плана мог заключаться как договор поставки, так и договор купли-продажи.

    Переход к рыночной экономике, отказ от монополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции существенно изменили функцию договора контрактации. Сельскохозяйственные производители получили возможность реализовать свою продукцию по различным договорам (розничной купли-продажи, поставки, контрактации, мены, комиссии). Договор контрактации, который раньше был специальным типом договора, теперь стал одним из видов договора купли-продажи. Контрактация сельскохозяйственной продукции сблизилась с поставкой товаров, так как общим для них является передача продавцом товаров покупателю для использования их в предпринимательской деятельности.

    Контрактация служит своего рода правовым мостом, через который продукция сельского хозяйства попадает от того, кто ее произвел, к заготовителю, промежуточному звену, принимающему на себя заботы по ее дальнейшему продвижению на рынок. Отсюда и возникает ее специфика, послужившая поводом для выделения контрактации в отдельный договорный вид.

    Надо сказать, что заготовители существуют и в других сферах, однако контрактация выделяется из всех приведенных отношений, во-первых, тем, что связана с обеспечением страны таким важнейшим ресурсом, как продовольствие, и, во-вторых, особым характером условий, в которых работает производитель, зависящий от капризов погоды, разного рода сельхозвредителей, болезней сельхозживотных. Поэтому и потребовалось включение в Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ) посвященных контрактации норм, хотя в целом ее законодательное регулирование крайне скудно и ограничено четырьмя статьями ГК РФ и Федеральным Законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Этим и объясняется существующая сейчас актуальность изучение вопросов правового регулирования данного института гражданского права.

    Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в настоящее время в России в сфере контрактации сельскохозяйственной продукции. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие данный вид отношений, и особенности их применения в современных российских условиях.

    Целью работы является анализ и обобщение действующего законодательства по вопросам заключения, изменения и прекращения договора контрактации сельскохозяйственной продукции, а также выявление наиболее остро стоящих вопросов в данной сфере. При выполнении данной работы автор руководствовался действующим законодательством, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.

    В качестве методологической основы исследования были использованы следующие методы: диалектический, структурный, системный, сравнительный, анализ и синтез.


    1. Правовые основы контрактации сельскохозяйственной продукции

    1.1 Договор контрактации по гражданскому законодательству СССР

    Основной причиной введения в конце 20-х годов XX века системы контрактации была необходимость обеспечения коллективизации сельхозпроизводителей. И.В. Сталин, характеризуя в 1927 г. договор контрактации, отмечал, что этот путь есть прямой подход к коллективизации сельского хозяйства.

    Нестабильность контрактационных договоров, а также значительность государственных расходов, связанных с необходимостью оплаты поставляемой продукции, привели к формированию в период с 1933 по 1961 г. системы обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству в сочетании с использованием механизма государственных закупок. Однако обязательные поставки не могли использоваться слишком долго, поскольку носили, в большой степени, чрезвычайный характер. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1961 г. "О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов" было положено начало новым принципам осуществления заготовок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд исключительно на договорной, эквивалентной основе. Удовлетворение государственных нужд в товарах непосредственного сельскохозяйственного производства вновь стало опосредоваться договором контрактации.

    В Гражданском кодексе РСФСР от 11 июня 1964 г., первом систематизированном акте, содержащем нормы о договоре контрактации, последний рассматривался как самостоятельная разновидность договора, наряду, например, с куплей-продажей и поставкой, и регулировался отдельной главой 25 «Государственная закупка сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов».

    В тот период контрактация являлась основной формой осуществления государственных закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

    Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, вступившие в действие с 1 января 1992 г., включили гл. 9 "Купля-продажа", в состав которой, кроме положений о договоре купли-продажи, были включены нормы, посвященные и договору поставки, и договору контрактации.

    1.2 Договор контрактации по гражданскому законодательству Российской Федерации

    Ныне действующий Гражданский кодекс РФ включил нормы о договоре контрактации в главу, посвященную договору купли-продажи (гл. 30). При этом, как верно отмечается в литературе, в настоящее время можно сказать, что мы имеем дело с принципиально иным договором, унаследовавшем только прежнее название.

    Ранее квалифицирующий характер имели плановость договора и организация долгосрочных связей, теперь главное - мягкий правовой режим для производителя и жесткие требования к заготовителю. Однако и в новом ГК РФ законодатель отграничил контрактацию от поставки, рассматривая их в качестве двух равноправных и самостоятельных видов договора купли-продажи. Выделение договора контрактации в качестве отдельного вида договора купли-продажи обусловлено следующими обстоятельствами.

    Производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей. Это сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат, а также сезонный характер процесса; причем качество и объем выращенной продукции не всегда зависят от воли производителя. Названные факторы делают производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора. Если контрагентом сельскохозяйственного производителя, продающего выращенную им продукцию, выступает предприниматель, закупающий ее для переработки или продажи, то экономическое неравенство достигает той степени, при которой требуется дополнительное юридическое регулирование в виде специальных норм института контрактации. Из данного обстоятельства вытекает необходимость формулирования норм, которые позволили бы путем повышения уровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя устранить экономическое неравенство в его отношениях с заготовителем. Договор контрактации призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных организаций, крестьянских и фермерских хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

    Вместе с тем, остается вопрос о том, насколько оправдано такое законодательное решение. Дело в том, что основные черты договора контрактации и договора поставки близки, а по сути своей даже совпадают. Это позволяет большинству авторов, затрагивающих проблему существа и особенностей правового регулирования договора контрактации, признавать указанный договор в качестве подвида договора поставки.

    У приведенной точки зрения были и остаются противники, рассматривающие договор контрактации как самостоятельный институт и, более того, иногда даже не гражданско-правовой.

    Если согласиться с необходимостью признавать договор контрактации в качестве самостоятельной разновидности договора купли-продажи, существующей наряду, в том числе, с поставкой, принципиально важно определить те критерии, которые лежат в основе разграничения различных видов договора купли-продажи, и, прежде всего, признаки, позволяющие выделять договор контрактации. Необходимо согласиться с тем, что единого критерия разграничения отдельных видов договоров купли-продажи в действующем ГК РФ не существует. В данном случае, очевидно, прав В.В. Витрянский, отмечающий, что в основе разделения договоров на виды в рамках гл. 30 ГК РФ лежит принцип установления определенного набора квалифицирующих признаков каждого договора.

    К признакам, позволяющим выделять договор контрактации как разновидность договора купли-продажи, обычно, относят: состав сторон договора и особенности подлежащего передаче товара (сельскохозяйственной продукции). Представляется, что сегодня в качестве квалифицирующих признаков договора контрактации необходимо выделить, во-первых, субъектный состав (участие в качестве сторон договора непосредственного производителя сельскохозяйственной продукции и заготовителя), во-вторых, особенности товара, подлежащего передаче по договору (сельскохозяйственная продукция), в-третьих, одновременное наличие обоих признаков.

    Сторонами договора контрактации по ГК РФ являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель (ст. 535 ГК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 535 ГК РФ заготовитель – лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи, другими словами, для использования такой продукции в предпринимательской деятельности или в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В этом смысле, характеристики заготовителя в качестве стороны договора контрактации не составляют отличительных признаков рассматриваемого договора, отграничивающих его, например, от ординарной поставки (см.: ст. 506 ГК РФ).

    Производители сельскохозяйственной продукции – сельскохозяйственные коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.

    Действующее законодательство непоследовательно в вопросе критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к производителям сельскохозяйственной продукции. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» устанавливает, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), составляет не менее 50% (ст. 2).

    Принято считать, что по смыслу ГК РФ, главная особенность производителя как стороны договора контрактации состоит в том, что последний обязуется передать заготовителю сельскохозяйственную продукцию им самим выращенную (произведенную). Однако указанная характеристика сама по себе не позволяет расценивать договор контрактации как самостоятельный вид договора купли-продажи, отличный от договора поставки. Так, согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки покупателю могут передаваться товары как закупаемые, так и производимые самим поставщиком. Поэтому довод о том, что главным признаком применительно к квалификации договора как договора контрактации является то, что продавец реализует сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве, трудно признать бесспорным. В этом отношении можно привести только один контраргумент: продавцом по договору контрактации является производитель именно сельскохозяйственной продукции. Но эта особенность скорее относится к отличительным чертам товара, подлежащего передаче по договору, и не характеризует его субъектов.

    Вместе с тем известно, что существенным, характеризующим поставщика по договору поставки признаком, является требование ГК РФ об исключительно предпринимательском характере его деятельности (ст. 506 ГК РФ). Так, например, Е.В. Богданов отмечает, что в данном случае предпринимательская деятельность продавца является условием отнесения соглашения к договору поставки. Таким образом, прежде чем говорить о тождестве поставщика по договору поставки и производителя сельскохозяйственной продукции по договору контрактации, необходимо, кроме уже отмеченного, решить вопрос о возможности характеризовать деятельность последнего в качестве предпринимательской.

    Предпринимательская – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Сегодня большинство исследователей считают деятельность сельхозпроизводителей по производству и реализации сельскохозяйственной продукции предпринимательской.

    Специалистами выработаны следующие признаки предпринимательской деятельности: а) предпринимательство является деятельностью, то есть системой постоянно и целенаправленно осуществляемых действий по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг; б) эта деятельность осуществляется на профессиональной основе; в) самостоятельность этой деятельности, то есть осуществление ее своей волей и в своем интересе; г) это деятельность, осуществляемая на свой риск, т.е. с вероятностью неполучения запланированного или ожидаемого результата; д) это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, т.е. на неоднократное получение выручки, позволяющей покрыть издержки и получить выгоду.

    Необходимо признать, что, исходя из перечисленных признаков, никаких видимых препятствий к признанию деятельности сельхозпроизводителя предпринимательской, нет. Единственное исключение может составлять случай, при котором в качестве продавца-производителя выступают граждане, реализующие сельскохозяйственную продукцию, выращенную (произведенную) ими на приусадебных или дачных участках. По этому поводу В.В. Витрянский замечает, что сегодня нет законодательных препятствий для того, чтобы относить сделки, связанные с такой реализацией к договорам контрактации. Очевидно, если бы это было так, то договор контрактации трудно было бы признать разновидностью договора поставки, для правовой конструкции которого предпринимательский характер деятельности поставщика является обязательным условием. Однако с приведенным мнением В.В. Витрянского трудно согласиться. Гражданский кодекс РФ называет стороной договора контрактации "производителя сельскохозяйственной продукции" (см., например, ст. 535, 537, 538 ГК РФ). Указанное понятие, как уже было отмечено выше, имеет в действующем законодательстве легальное определение, позволяющее относить к производителям сельскохозяйственной продукции только субъектов предпринимательской деятельности: не считая организаций (юридических лиц), ими могут быть только крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Поэтому граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе реализовывать производимую ими сельскохозяйственную продукцию по договору купли-продажи. Тем более, что основная особенность обязательств сторон по договору контрактации, в соответствии с действующим ГК РФ (ответственность производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора только при наличии его вины), и без того применяется в отношении гражданина, не осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК РФ).

    Таким образом, оценка состава сторон договора контрактации как черты, квалифицирующей последний и позволяющей отличать его от договора поставки, не основана на бесспорных аргументах. Безусловно, сущностные особенности субъектного состава договора необходимо относить к его квалифицирующим признакам. Однако в правовой конструкции договора контрактации производитель сельскохозяйственной продукции, с точки зрения его содержательных особенностей, безусловно, подпадает под правовую категорию поставщика. Более того, в данном случае необходимо согласиться с тем, что для определения природы договора необходимо исходить из характера самих отношений, а не из того, что его участником может быть определенный круг организаций. Следовательно, можно утверждать, что все различия между сторонами договоров поставки и контрактации сводятся исключительно к особенностям их наименования, что подтверждает возможность считать договор контрактации только частным случаем договора поставки.


    2. Юридические особенности договора контрактации сельскохозяйственной продукции

    2.1 Предмет и существенные условия договора контрактации

    Договор контрактации можно охарактеризовать как возмездный, консенсуальный, взаимный, или синаллагматический. Договор контрактации направлен на передачу имущества в собственность покупателю в обмен на эквивалентное денежное вознаграждение, что определяет его как возмездный. Договор вступает в силу с момента достижения сторонами согласия. Данный момент рассматривается как юридический факт, необходимый и достаточный для возникновения между сторонами договорных обязательств, поэтому договор является консенсуальным. Взаимным, или синаллагматическим, признается договор, в котором каждая из сторон имеет и права, и обязанности.

    Предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя, а не закупленная у других производителей. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть) в сельскохозяйственном производстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции (масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки). Реализация таких товаров должна осуществляться по договору поставки. Но в ряде случаев, если деятельность продавца имеет специфику сельскохозяйственного производства, зависит от природных условий и существует некоторое экономическое неравенство между производителем и заготовителем, контрактацией является и договор на реализацию переработанных продуктов сельскохозяйственной продукции, если переработчиком сельскохозяйственной продукции выступает ее производитель. Таким образом, нет принципиальной разницы между продажей сельскохозяйственным производителем заготовителю молока и продажей сыра, произведенного поставщиком из полученного им молока.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.