Дипломная работа: Анализ и разработка мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности организации на основе эмпирического анализа теоретического и практического материала ОАО "Смолевичский Райагросервис"
Дипломная работа: Анализ и разработка мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности организации на основе эмпирического анализа теоретического и практического материала ОАО "Смолевичский Райагросервис"
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики
Беларусь
Главное управление кадров и аграрного образования
Белорусская
государственная сельскохозяйственная академия
КАФЕДРА Математического
моделирования экономических систем АПК
Диплом
Анализ и разработка мероприятий по
повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности организации на основе
эмпирического анализа теоретического и практического материала ОАО "Смолевичский
Райагросервис"
Горки, 2010
Содержание
Введение
1.
Теоретические основы оптимального моделирования отраслей предприятий АПК
1.1
Понятие и функции рынка. Особенности аграрного рынка
1.2
Понятие об экономико–математическом моделировании
1.3
Особенности и методики моделирования специализации отраслей
сельскохозяйственного товаропроизводителя
2.
Математико-статистический анализ эффективности использования ресурсов в оао
“Смолевичский райагросервис”
2.1
Общие сведения о ОАО «Смолевичский райагросервис» Минской области
2.2
Ресурсы ОАО «Смолевичский райагросервис» и эффективность их использования
2.3
Анализ финансового состояния и экономическая эффективность
3.
Экономико-математическое моделирование программы перспективного развития
сельскохозяйственного филиала в ОАО “Смолевичский райагросервис”
3.1
Постановка экономико-математической задачи
3.2
Структурная экономико-математическая модель
3.3
Обоснование исходной информации задачи
3.4
Анализ результатов решения
4.
Охрана труда
4.1
Анализ состояния охраны труда в ОАО «Смолевичский райагросервис»
4.2
Мероприятия по улучшению условий и безопасности трудаОшибка! Закладка не
определена.
Заключение
Список
использованных источников
Приложения
Введение
моделирование специализация сельскохозяйственный планирование
Переход
к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности
сельскохозяйственной деятельности на основе достижений научно-технического
прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления хозяйством, преодоления
бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная
роль в осуществлении этой задачи отводится поиску новых направлений в
деятельности предприятия (внедрение новых технологий, повышение качества и т.
д.).
Повышение
эффективности сельскохозяйственной деятельности – это один из важнейших
экономических рычагов не только в системе управления производством в целом, но
и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа. Поэтому
разработка мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственной
деятельности является одной из главных задач деятельности предприятия.
В
настоящее время необходимо добиться повышения рентабельности, ликвидации
убыточности и увеличения прибыли, прежде всего, за счет повышения эффективности
сельскохозяйственной деятельности. Прибыль и рентабельность предприятия зависит
от производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, осуществляемой
предприятием. На современном этапе развития экономики Республики Беларусь
повышенное значение имеет проблема эффективности сельскохозяйственной
деятельности.
В
связи с этим проблемы совершенствования эффективности сельскохозяйственной
деятельности предприятия в настоящее время являются наиболее важными, что и
указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы. Актуальность
выбранной темы также обусловлена необходимостью совершенствования системы
стратегического управления, разработки стратегии деятельности организации,
повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственной деятельности,
совершенствования технических факторов производства и улучшения качества
производимой продукции.
В
качестве объекта исследования было выбрано Открытое
акционерное общество "Смолевичское районное предприятие по
производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса".
Предметом
исследования является одно из направлений деятельности ОАО «Смолевичский
Райагросервис», а именно сельскохозяйственная деятельность и пути
повышения ее эффективности.
Целью
данной работы является анализ и разработка мероприятий по повышению
эффективности сельскохозяйственной деятельности организации на основе
эмпирического анализа теоретического и практического материала.
Для достижения цели необходимо решить
следующие задачи: изучить экономико-математические модели планирования
сельскохозяйственного производства, проанализировать современное состояние в
целом, определить перспективы развития хозяйства.
Для
достижения цели и задач данной работы применялись следующие методы
исследования: экономико-математический, аналитический,
метод статистических группировок, анализ
нормативных документов и др.
В
процессе работы были использованы бухгалтерские документы (балансы, отчеты о
затратах и другие документы), данные статистической отчетности за 2007, 2008 и
2009 годы, план развития предприятия, плановые и нормативные документы,
монографии и статьи в научных журналах, законы, постановления правительства,
статьи периодической печати, справочники, схемы и графики.
1. Теоретические основы оптимального моделирования отраслей предприятий АПК
1.1 Понятие и функции рынка. Особенности аграрного рынка
В
современной экономической литературе имеют место различные толкования и
определения сущности рынка. Наиболее часто упоминается следующее определение
[8, 10]:
Рынок
− это сфера экономики, в которой совершается процесс товарно-денежного
обмена (превращение товара в деньги и обратного обращения денег в товар), это
система экономических отношений между товаропроизводителями (продавцами) и
потребителями (покупателями).
Из
этого толкования следует, что главными фигурантами на рынке являются два
основных участника – товаропроизводители (продавцы) и потребители (
покупатели). Именно они совершают акты купли – продажи и определяют условия
сбыта продукции. Рынок является связующим звеном, формирующим социально –
экономические отношения в сфере обмена.
Что
касается товаропроизводителей, то поначалу они выступают в роли покупателей,
приобретая факторы производства (труд, землю, капитал, информацию и др.), выплачивая
поставщикам соответствующие доходы (стоимость производственных ресурсов,
заработную плату, дивиденды, ренту, арендную плату и др.). Затем они становятся
продавцами произведенного ими экономического продукта (продукции, товара,
работ, услуг).
Продукция
– материально - вещественный продукт труда, который может использоваться в
технологическом процессе его переработки или поступать непосредственно в
реализацию.
Товар
– готовый продукт труда, являющийся предметом купли и продажи, подлежащей
обмену на другой продукт или, как правило, на деньги.
Работы
– трудовая деятельность по созданию, изготовлению, обработке, перемещению
материально – вещественного продукта (строительные, сельскохозяйственные,
ремонтные и др.).
Услуги
– вид работ и действий одного субъекта, приносящих пользу другому субъекту,
основным полезным результатом которых является сама деятельность (перевозка
товаров, услуги связи, коммунальные услуги, обучение, консультирование и т.п.).
Таким
образом, на рынке фигурируют субъекты рынка и объекты рыночных отношений. Субъекты
рынка (продавцы и покупатели) могут быть физическими и юридическими лицами. Они
тесно связаны между собой. Каждый субъект занимает свое место на рынке,
оказывая услуги другим субъектам. Объектами в рыночных отношениях выступают: а)
продукция, товары, работы и услуги; б) факторы производства (предприятия,
земля, основные средства производства, финансовые ресурсы) и в) рабочая сила.
Основными
элементами рыночных отношений являются:
·
Цена
·
Спрос
·
Конкуренция
(товаропроизводителей и продавцов за рынок сбыта).
Платежеспособный
спрос и предложение экономического продукта (с учетом его количества, качества
и ассортимента) по установленной цене определяют эквивалентность обмена,
конкретное соотношение денежных и товарных потоков. Поэтому рынку присущи
некоторые функции и свойства.
Основными
и наиболее общим функциями и свойствами аграрного рынка являются:
·
рынок
всегда выступает регулятором объемов производства и ассортимента продукции. Он
информирует сельскохозяйственного товаропроизводителя о спросе на ту или иную
продукцию и об объемах ее предложения со стороны других товаропроизводителей.
Получив эту информацию, товаропроизводитель определяет объемы производства,
ассортимент и место сбыта продукции. Именно благодаря рынку устанавливается
близкое к оптимальному соотношение между спросом на продукцию и предложением;
·
на
рынке сельскохозяйственная продукция как товар получает свою истинную оценку.
Продукция низкого качества не пользуется спросом покупателей и зачастую
остается непроданной либо продается по низким ценам, т.е. оказывается
убыточной. Следовательно, рынок побуждает товаропроизводителя к улучшению
качества поставляемой продукции;
·
рынок
способствует стабилизации цен. Чрезмерно высокие цены, как правило, приводят к
сокращению спроса на продукцию, и она не находит достаточно большого сбыта. С
другой стороны, чрезмерно низкие цены не обеспечивают возмещение затрат на
производство продукции, и она оказывается невыгодной. Когда между спросом и
предложением наступает относительное равновесие, цена устанавливается на
определенном уровне, называемом ценой равновесия;
·
рынок
побуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, уменьшать
себестоимость продукции в целях получения выгоды от ее продажи;
·
рынок
содействует внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство.
Общеизвестно, что только на основе использования новых машин, технологий,
сортов, пород, материалов и других достижений научно – технического прогресса в
сельском хозяйстве можно увеличить объемы производства продукции, улучшить ее
качество и снизить себестоимость. Следовательно, рынок содействует производству
конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;
·
рынок
помогает решению социальных проблем сельских тружеников, поскольку представляет
возможность каждому работнику реализовать свои способности и желания через
предпринимательство. Рынок дает возможность людям зарабатывать столько, сколько
они хотят и могут. Рынок страшен тому, кто не умеет и не хочет по-настоящему
работать. Американский экономист С. Блейк считает, что « рынок - это фильтр,
который отсеивает ленивых, беспечных, жадных и глупых»;
·
рынок
с помощью конкуренции очищает аграрный сектор от экономически слабых,
неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов и способствует развитию более
эффективных и перспективных;
·
рынок
представляет сельским товаропроизводителям возможность эффективно вести свою
деятельность, получать прибыль и успешно решать хозяйственные и социально –
экономические проблемы.
Таким
образом, рынок по своей экономической сути есть саморегулируемая система
взаимоотношений между продавцом и покупателем. Он ориентирует
товаропроизводителей на высокое качество экономического продукта, снижение
издержек производства, с одной стороны, а с другой – материально
заинтересовывает их возможностью получения большей прибыли за счет увеличения
объемов продаж. Рынок позволяет и способствует эффективному функционированию
сельскохозяйственного производства.
Рынок
сельскохозяйственной продукции (аграрный рынок) имеет некоторые особенности и
среди них:
·
зависимость
предложения от природно–климатических условий. В силу этого товаропроизводитель
должен иметь по крайне мере три программы действий – на случай благоприятных
погодных условий (когда будет избыток продукции), на случай неблагоприятных
условий (когда будет недобор продукции) и на случай стихийных бедствий (когда
будут потери продукции). Чтобы снизить степень риска, товаропроизводителю
сельскохозяйственной продукции необходимо иметь страховые запасы, а также
рационально сочетать растениеводство с животноводством и с производством
несельскохозяйственной продукции;
·
большие
объемы сельскохозяйственной продукции и непродолжительные сроки хранения многих
ее видов требуют четкой организации маркетинга и сбыта. Для сбыта продукции
растениеводства и животноводства необходимы особые условия не только доставки
ее к местам продаж (специфические транспортные средства и хорошие дороги), но и
самой реализации (время и торговое место, место хранения и т.д.). Кроме того,
на месте производства сельскохозяйственной продукции возникает необходимость
организации первичной или более глубокой ее переработки, строительства хранилищ
с холодильниками и кондиционерами;
·
для
реализации сельскохозяйственной продукции имеется много каналов сбыта:
предприятия коммерческой торговли и общественного питания, рынок прямого
спроса, перерабатывающие предприятия, потребкооперация, организация
государственного заказа и др. Можно организовать фирменную продажу, реализацию
продукции на местном колхозном рынке, ярмарках. Сбывать продукцию возможно
через посредников и по прямым договорам. Каждый из этих каналов реализации
имеет свои преимущества и недостатки. Выбор остается за сельскохозяйственным
товаропроизводителем. Именно он должен выбрать наиболее подходящие каналы сбыта
с тем, чтобы выгодно реализовать свою продукцию.
Отметим,
что даже в развитых странах с давней историей рыночных отношений рынок вовсе не
всемогущ и далеко не идеален. К издержкам рыночной экономики можно отнести,
прежде всего, недостаточную стабильность, которая порождает инфляцию и рост
цен; во-вторых, ей свойственна неполная занятость трудовых ресурсов с
неизбежным спутником рынка – безработицей; в – третьих, рынок учитывает только
индивидуальный коммерческий аспект и игнорирует так называемые общественные
блага (услуги образования, здравоохранения, охраны общественного порядка,
воспитания детей и т.п.); в – четвертых, рынок порождает потенциальное
социальное расслоение, жестокость к слабым субъектам в конкурентной борьбе,
неизбежно разоряет часть предпринимательских структур; в – пятых, рынок не
гарантирует полной социальной справедливости, решения ряда социальных проблем
(содержание пенсионеров, инвалидов, сирот и т.п.). И, наконец, в рыночной
экономике доходы могут зависеть не только от вложенного труда и материально –
денежных затрат, но и от случая, конъюнктуры, благоприятного стечения
обстоятельств.
Все
вышеизложенное приводит к выводу о том, что рыночный механизм в чистом виде
нуждается в определенной корректировке. В условиях смешанной экономики частично
ее осуществляет государство. Как показывает отечественный и зарубежный опыт,
рыночная аграрная экономика не может успешно функционировать без
государственного регулирования ценообразования и поддержки
сельскохозяйственного товаропроизводителя.
1.2 Понятие об
экономико–математическом моделировании
Для
оптимального управления любой системой в различных сферах АПК применяют
многообразные модели. Термин «модель» происходит от латинского modulus
– образец, норма, мера.
Термин
"модель" широко используется в различных сферах человеческой
деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие
"модели", которые являются инструментами получения знаний.
Модель
- это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе
исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение
дает новые знания об объекте-оригинале.
Можно
выделить следующие виды моделей:
1)
графические
модели (чертеж, карта, схема путей сообщения при перевозке продукции и т.д.);
2)
геометрические
модели (топографо-геодезический макет местности, модели дают внешнее
представление об оригинале и служат в основном для демонстрационных целей;
3)
физические
модели (макет трактора, гидротехнического сооружения и т. д.), которые отражают
подобие между оригиналом и моделью с точки зрения происходящих основных
физических процессов;
4)
математические
модели, которые отображают в абстрактной форме поведение, характеристики,
взаимосвязи моделируемых объектов, явлений, процессов. Это происходит с помощью
совокупности уравнений, неравенств и т. д., т.е. в математической форме.
Все
модели обладают рядом общих свойств: отражают наиболее существенные стороны
изучаемого объекта; дают информацию о фактическом состоянии моделируемого
объекта, а также его предполагаемом поведении.
Следовательно,
основное назначение модели – служить средством познания оригинала. При этом
установлено, что графические, геометрические и физические модели в экономике
распространены не так широко, как математические. Это связано со следующими
обстоятельствами: а) моделирование коммерческих процессов в АПК требует меньше
затрат времени, поскольку за короткий период можно на ПК просчитать различные
варианты решений; б) использование ЭММ обходится значительно дешевле, чем если
бы проведены дорогостоящие эксперименты для какого – то реального объекта; в) в
математической модели любое явление, процесс, объект могут быть представлены
без воздействия внешних факторов, особенно природных, что исключает
вероятность, получения непредсказуемых результатов.
Таким
образом, моделирование – это процесс исследования конкретных систем с помощью
моделей, а экономико – математическое моделирование – это процесс исследования
экономических системна основе математического аппарата. С одной стороны, модели
не отражают абсолютно все свойства изучаемого объекта, которых может быть
достаточно много. Для решения практических задач крайне важно поставить
конкретную цель и в существенных аспектах обеспечить подобие модели оригиналу.
С другой стороны, на не всегда адекватное описание поведения реальной системы
влияет недостаточный уровень знаний исследователя.
При
описании экономических систем в АПК используют разнообразные математические
модели. В литературе можно найти различные классификации и любая из них, как
известно, условна. Причем, учитывая комплексный и достаточно сложный характер
моделей, систематизации могут подлежать и их составные части, блоки. К тому же
любая модель характеризуется рядом признаков: часть их относится к свойствам моделируемого
объекта, а часть связана с аппаратом моделирования.
В
зависимости от времени или периода моделирования различают четыре вида моделей:
1)долгосрочные
(5-15 лет); 2) среднесрочные (3 – 5 лет); 3) краткосрочные (1 – 2 года); 4)
оперативные ( месяц, квартал, т.е. на текущий период). В основном первый вид
используют для объектов макроуровня (республика, область и др.), остальные –
для микроуровня, хотя в отдельных случаях здесь не бывает таких жестких
разграничений.
В
зависимости от уровня правления системами АПК различают следующие модели:
1)
межотраслевые
(позволяют обосновать наилучшие варианты развития взаимосвязанных отраслей и
предприятий трех сфер АПК). В качестве примера можно привести модель
сбалансированного развития продуктового подкомплекса;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|