Реферат: Естественные и антропогенные негативные факторы
- фотоэлектрический эффект, при котором фотон поглощается атомом,
- комптон-эффект - это рассеяние фотона на свободном электроне.
Фотон при этом не поглощается, а изменяет свою энергию и направление
движения, происходит эффект образования электронно-позитронной пары;
образованные электрон и позитрон производят ионизацию среды.
Нейтроны, не имея
электрического заряда, не взаимодействуют с электрическим полем частиц и ядер
атома, В зависимости от энергии нейтрона различают типы их взаимодействия с
веществом: упругое и неупругое рассеяние, радиационный захват с испусканием
фотона, захват с испусканием заряженных частиц и деление ядер.
5. Организация работ по
ликвидации ЧС (общие положения)
Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне
чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и
средствами разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения
пострадавшего населения и личного состава этих сил.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти
субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности
вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального
подчинения, в том числе регионального формирования.
Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя
работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров,
аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа,
электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию
пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в
загородные зоны.
Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные
работы в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени
опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение
пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на
объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной
медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и
обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение
спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).
Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных
мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также
выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий или нападения противника.
Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное
время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий
отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после
возникновения чрезвычайной ситуации.
В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения
чрезвычайной ситуации проводятся:
Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.
Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и
обеспечение ее постоянной готовности.
Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.
Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных
ситуаций мИриого времени.
Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за
состоянием объектов, окружающей среды.
Организацию взаимодействия с органами военною командования.
При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий,
катастроф, стихийных бедствий) проводятся:
1 Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению
задач.
Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по
предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к
выполнению СДНР.
Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.
После нападения противника или
факта возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) осуществляются:
Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.
Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их,
если они были уничтожены, и их защита.
Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.
Организация и управление СДНР.
Спасательные и другие неотложные
работы в целом можно разделить на работы с целью спасения людей и на работы
другие - по неотложности в данной обстановке.
Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов, разрушенных
сооружений, оказание им первой медицинской и врачебной помощи, эвакуацию из
очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.
Спасательные работы включают:
разведку маршрутов движения и участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,
загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и
спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной
фильтровентиляционной системой;
оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;
вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных
животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды,
обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки.
Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи
пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.
Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить
локализацию и ликвидацию последствий аварий (катастроф и т.д.) на сетях
коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.
Другие неотложные работы
включают:
прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах
заражения;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,
канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения
спасательных работ;
укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих
обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в
обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от
возможных повторных ядерных ударов противника;
СДНР в очаге поражения или ЧС
характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии
со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций,
воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.
К силам и средствам для проведения СДНР относятся:
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные
и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций
РФ;
учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава
России, а также других министерств и ведомств РФ;
формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений
Минсельхоза России;
военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и
предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и
оборудования Минэкологии России;
части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных
работ МВД России;
воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО
РФ;
соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения
полетов Минтранса России;
восстановительные и пожарные поезда МПС России;
аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и
ведомств РФ;
отряды, службы и специалисты
Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных
организаций.
Наиболее многочисленными по численности являются различные
невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по спасению
людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного времени.
Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:
на объекте промышленности используются формирования объекта, а также
могут использоваться формирования города (района), формирования сельского
района (некатегорированного города) и другие силы;
в городе без районного деления - группировки сил объектовых и
территориальных формирований города, области, войсковые части ГО, подразделения
и части военного гарнизона;
в городе с районным делением - группировки сил городских районов и
резервы города;
в области - группировки сил категорированных и некатегорированных
городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности,
группировка сил районов и резервы.
По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу
предстоящих действий и обеспечивать:
возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;
своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;
сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;
развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных
работ в предельно сжатые сроки;
возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах
поражения и осуществление маневра ими;
устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки
сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования
общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и
специализированные формирования.
Специальные и специализированные формирования состоят из:
50% - медицинские формирования;
25% - противопожарные формирования;
10% - формирования радиационной и химической защиты;
10% - службы охраны общественного порядка;
5% - прочие аварийно-спасательные формирования.
К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных
ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно
увязанные по производительности и другим показателям основные и вспомогательные
технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или
определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной
ситуации.
Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях
являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой
механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные,
вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства
индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами
ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и других
неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.
Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах
стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление ими. В
современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие требования:
начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в сложной обстановке,
принимать целесообразные решения, своевременно ставить задачи подчиненным и
организовывать взаимодействие сил. Система управления ГО должна находиться в
постоянной и высокой степени готовности, а само управление должно быть
устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным, т.е. готовность систем
управления, связи и оповещения в целом должна быть выше готовности сил ГО.
В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями
сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или
уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и средствами;
организуют наблюдение за измерением химической и (или) радиационной обстановки
и дозиметрический контроль; организуют всестороннее обеспечение действий сил,
смену формирований на участках работ, замену и ремонт СИЗ, приборов, техники,
пополнение израсходованных средств материального, технического и медицинского
снабжения; организуют санитарную обработку и проведение других мероприятий.
Основы взаимодействия сил при
проведении СДНР в планомерном проведении мероприятий ГО разрабатываются в
мирное время и отражаются в соответствующих планах ГО. Взаимодействие
организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при
проведении СДНР решает основную задачу.
Всестороннее обеспечение действий
сил ГО является одним из решающих условий успешного проведения СДНР.
Организация и проведение обеспечения возлагаются на начальников ГО, их штабы,
начальников служб, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости
одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите
населения и повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.
Успешное проведение СДНР
достигается:
своевременной организацией и
непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к
установленному сроку;
быстрым вводом формирований в
очаги поражения для выполнения задач;
высокой выучкой и психологической
стойкостью личного состава;
знанием и строгим соблюдением
личным составом правил поведения и мер безопасности при выполнении работ;
заблаговременным изучением
командирами формирований особенностей выполнения работ на объектах, характера
их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест
хранения СДЯВ, мест расположения и характеристики ЗС;
непрерывным и твердым
управлением, четкой организацией взаимодействия.
Силы и средства ГО, в т.ч. и для
проведения СДНР, приводятся в готовности различной степени, отличающиеся в
основном временем, отводимым на готовность к действиям.
Группировка сил и средств по
каждому направлению ввода в очаг поражения (район стихийного бедствия) делится
на эшелоны: первый, второй и резерв.
Первый эшелон (до 50%)
предназначается для немедленного развертывания спасательных и других неотложных
работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе.
Второй эшелон (до 30%)
предназначен для наращивания усилий и расширения фронта работ по мере спада
уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона.
Резерв (до 20%) предназначен для
решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на важнейших участках
работ в целях сокращения сроков их проведения.
В состав первого эшелона
включаются формирования ГО объекта промышленности, продолжающих работу в
категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС, выделенные в
соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости и формирования ГО
повышенной готовности близко расположенных некатегорированных городов и
сельских районов.
Во второй эшелон сил ГО
включаются формирования объектов промышленности, продолжающих производственную
деятельность в городе, не вошедших в первый эшелон, формирования объектов,
прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО
некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части
(подразделения), не вошедшие в первый эшелон.
Для обеспечения непрерывного СДНР
силы ГО эшелонов разбиваются на смены. Первый эшелон группировки сил может
состоять из 2-3 смен, второй - из 1 -2 смен. Первая смена по численности
личного состава составляет примерно 30%, вторая - 50%, третья - 20% численности
эшелона.
Продолжительность работы составом
первого эшелона может быть 10-12 часов:
первой смены - не менее 2-х
часов;
второй смены - от 3-х до 4-х
часов;
третьей смены - от 5 до 6 часов.
В резерв сил ГО города могут быть
включены территориальные формирования ГО, служб ГО города и взаимодействующих
сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО
из очага поражения после выполнения задач.
В условиях мирного времени
всестороннее обеспечение действий сил ГО заключается в организации и проведении
разведки, транспортного и дорожного, материального, технического,
гидрометеорологического и инженерного, химического и медицинского обеспечения.
Разведка в интересах ГО -
комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению и изучению данных о
состоянии окружающей среды, обстановки в зоне аварий, катастроф, стихийных бедствий
и очагах поражения, а также на объектах и участках СДНР.
Основные задачи разведки
заключаются в:
выявлении источников
потенциальной опасности и осуществления за ними постоянного контроля;
выявлении (установлении) угрозы
возникновения стихийных бедствий;
усилении наблюдения и контроля за
изменением обстановки в угрожаемый период;
контроле за
санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах развертывания сил ГО и
эвакуации;
уточнении состояния маршрутов;
усиленном контроле и наблюдении
за изменением степени зараженности при возникновении ЧС;
выявлении общей обстановки в
районах аварий, катастроф и стихийных бедствий;
установлении мест нахождения
людей, пострадавших в ЧС;
определении состояния маршрутов
после ЧС;
контроле за обстановкой в районе
эвакуации, сосредоточения и действия сил ГО;
выявлении обстановки на
потенциально опасных объектах после возникновения ЧС.
Разведка в интересах ГО включает
следующие виды: общая, инженерная, радиационная, химическая, медицинская,
пожарная, санитарно-эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая),
ветеринарная, фитопатологическая.
Организация спасательных и других
неотложных работ включает:
принятие решения на проведение
работ;
постановку задач силами ГО;
планирование проведения работ;
организацию обеспечения действий
сил ГО, взаимодействия и управления.
Штаб ГО ЧС на основе оценки
создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил ГО разрабатывает
предложения по решению для НТО на проведение СДНР.
Проведение спасательных и других
неотложных работ условно можно разделить на 3 этапа:
1 этап - проведение мероприятий
по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств ГО к
выполнению СДНР.
2 этап - проведение спасательных
и других неотложных работ в очагах поражения, районах ЧС.
3 этап - ликвидация последствий
применения противником средств поражения, последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий.
На первом этапе СДНР
решаются две основные задачи:
Задачи по экстренной защите и
спасению населения:
оповещение об опасности;
использование средств
индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;
эвакуация населения из районов,
где есть опасность поражения;
применение средств медицинской
профилактики и оказание медицинской помощи пострадавшим.
Задачи по подготовке сил и
средств к выполнению СДНР:
приведение в готовность органов
управления;
организация и ведение разведки,
сбор информации, оценка обстановки;
приведение в готовность к
действиям сил и средств ГО.
Второй этап -
этап проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения
характерен прежде всего тем, что на этом этапе вырабатывается решение на
проведение СДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам ГО,
организуется взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение действий,
проводятся СДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач
силами и средствами ГО.
Третий этап - этап решения
задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, бедствий, последствий
воздействия средств поражения противника.
На этом этапе начинается
восстановление работы по функционированию отраслей и объектов промышленности,
проводятся мероприятия по восстановлению энерго-, водоснабжения, организуется
медицинское обслуживание населения; восстановление жилья и т.д.
Разработка и внедрение мер по
повышению устойчивости работы объектов и предотвращению аварий должны
осуществляться комплексно с учетом конкретных особенностей каждого предприятия.
Основными мероприятиями по
ликвидации последствий крупных аварий являются: оповещение об опасности рабочих
и служащих, формирований ГО и населения, проживающего вблизи объекта;
комплексная разведка объекта, на котором произошла авария; спасение людей
из-под завалов, из разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, оказание
медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение
пожаров; локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих
ведению спасательных работ; устройство проездов и проходов к местам аварий;
обрушивание неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося
оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской службы.
Быстрое проведение спасательных
работ и оперативная ликвидация последствий аварий требуют значительных сил и
средств, для этих целей привлекаются специальные (объектовые) и территориальные
формирования общего назначения и служб.
Любое предприятие имеет свои
особенности, которые могут быть неизвестны спасателям, но должны быть учтены.
Поэтому перед началом работ с каждым формированием соответствующими
специалистами предприятий и служб ГО проводится инструктаж, на котором
указываются способы действий при выполнении поставленной задачи и правила
безопасности, соблюдение которых строго обязательно.
На каждом участке аварийных работ
выставляются охрана и наблюдатели, а у опасных мест устанавливаются ограждения
и вывешиваются плакаты с предупреждением об опасности. Действия по ликвидации
аварий на коммунально-энергетических сетях согласовываются с представителями
соответствующих служб и организаций, ведающих этим хозяйством.
В зависимости от характера и
масштаба аварии руководство ликвидацией последствий осуществляет либо
руководитель данного предприятия, являющийся одновременно и начальником ГО,
либо председатель специально создаваемой чрезвычайной комиссии. На каждый
участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта
или руководящих работников ГО и специалистов служб ГО, который должен поставить
задачи формированиям, указать сроки и способы их выполнения, определить порядок
материального, технического и других видов обеспечения, организовать работы,
своевременную смену, отдых и питание личного состава.
К месту производственной аварии
первыми должны прибывать пожарные команды, подразделения милиции, машины скорой
медицинской помощи, технической помощи.
С прибытием формирований и
воинских частей их командиры знакомятся с обстановкой и получают задачи,
которые доводят до исполнителей.
Ликвидация последствий аварии
может осуществляться одновременно на всем объекте или по отдельным участкам. В
тех случаях, когда имеется достаточное количество сил и средств, работы
проводятся сразу на всей площади. Если сил недостаточно, работы приходится
проводить последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где
необходимо оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую
опасность.
На предприятиях, имеющих штатную
газоспасательную службу, ликвидация последствий аварии организуется силами этой
службы во взаимодействии с формированиями ГО. При этом личный состав
газоспасательной службы выполняет наиболее сложные специальные работы в
газоопасных местах. А формирования общего назначения совместно с
противопожарными формированиями тушат пожары, извлекают пострадавших из-под
завалов и обломков, оказывают им первую медицинскую помощь, расчищают проезды и
устраняют повреждения на коммунально-энергетических сетях.
Производственным авариям обычно
сопутствуют пожары, представляющие в некоторых случаях основную опасность.
Борьба с огнем часто бывает связана и со спасением людей, когда часть персонала
предприятия оказалась в охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве
взрывоопасных и быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить
положение.
Основной задачей в начальной
стадии пожаротушения является локализация отдельных пожаров, чтобы не допустить
их слияний в сплошной пожар. С этой целью на пути распространения огня (с
учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении
распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий,
полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую
растительность для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м.
Пожарные подразделения в первую
очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно
организуя и проводя их спасение с верхних этажей зданий; некоторая часть
пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников.
К тушению пожаров, конечно же,
привлекаются и штатные пожарные команды и противопожарные формирования, а для
разборки сложных завалов и обрушенных конструкций - специальные
строительно-монтажные организации.
В очаге поражения при авариях,
катастрофах, землетрясениях, когда разрушаются здания и сооружения, люди могут
оказаться под завалами, в поврежденных зданиях, в заваленных защитных
сооружениях. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных
сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных
проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без
исключения, участок спасательных работ. Важным этапом является установление
связи с пораженными - голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск
людей начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные
стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с
первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с
соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают
осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД -
изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей разыскивают
путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя специальные
приспособления.
Спасению людей, попавших в
завалы, предшествует тщательный их осмотр, при этом устраняются условия,
способствующие обрушению отдельных конструкций. Чтобы сласти людей, находящихся
в верхних частях завалов, применяется осторожная разборка завала сверху, при
этом необходимо следить, чтобы не было перемещения и осадки обрушенных
элементов конструкций. Если структура завала такова, что крупномерные
железобетонные элементы (балки, перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись
своей арматурой, то разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять
много времени. В этом случае рекомендовано применять мощные краны
(грузоподъемностью 100 и более тонн) - по опыту Спитакского землетрясения. Для
извлечения пораженного необходимо освободить его от мелких обломков и мусора
вручную, не причиняя ему дополнительных повреждений, затем оказать первую
медицинскую помощь.
Для извлечения людей, находящихся
в пристенных пространствах разрушенных зданий, целесообразно проделывать проем
в стене размером 0,8 х 0,8 м.
Для ликвидации последствий
производственных аварий применяется инженерная и другая специальная техника:
краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные станции, самосвалы, тяжелые
тягачи с тросами для растаскивания и разведения крупных железобетонных
конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и металлорежущие установки.
Используются также средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы,
керосинорезы, электронасосы и др.
Спасательные работы в местах
аварий, как правило, проводятся в условиях загазованности, а при пожарах -
задымленности и высоких температур; чтобы обеспечить непрерывность работы с
нарастающим темпом, силы ГО делят на смены и выделяют резервы.
Первая медицинская и врачебная
помощь оказывается пострадавшим, находящимся в состоянии шока, а также
извлеченным из-под небольших завалов и обломков. Извлечение людей из-под
крупных завалов производится с соблюдением мер предосторожности, им оказывается
медицинская помощь с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.
|