Реферат: Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места
Объект, предмет и задачи эргономики
Используя
вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики как науки.
Эргономика – это научная
дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях
его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов
с целью повышения эффективности функционирования таких систем путем оптимизации
средств, условий и процесса труда.
Эргономика является одновременно и
исследовательской и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач
является разработка методов учета человеческих факторов при проектировании
новой и модернизации старой техники и технологии, а также существующих условий
труда.
Объектом исследования
эргономики является система “человек – машина – среда” (СЧМ). Эргономика
рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль
принадлежит человеку. Структурная схема СЧМ приведена на рис.2.
Предмет эргономики –
конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.
Эргономика рассматривает технический и
человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и
возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ.
Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение
одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям
ее функционирования и, наоборот – от требований машины и условий ее
функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении
этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации
деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком
и машиной.
Следует
особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ, которые
получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные
характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их
взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет
формулировать требования к профессиональному отбору и обучению персонала,
техническим средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой
деятельности и способов ее осуществления. Увеличивается роль человеческих,
факторов применительно к задачам проектирования, создания и использования
технически сложных изделий культурно-бытового назначения (радиоаппаратура,
магнитофоны, телевизионная техника и др.).
Человеческие факторы всесторонне
проявляются и фиксируются в такой целостной эргономической характеристике СЧМ,
как эргономичность.
Под эргономичностью понимают
свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в
зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и
психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких
свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Управляемость – свойство
техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной
работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом
труда.
Обслуживаемость – свойство
техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по
приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию
этого состояния во времени.
Освояемость –
характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и качественному
овладению техникой техническим и управляющим персоналом.
Обитаемость –
эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к
оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему
человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая
работоспособность.
Качественными показателями
эргономичности являются:
·
по
управляемости:
-
среднее
время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определенной
единицы технологического процесса;
-
вероятность
выполнения человеком-оператором единицы технологического процесса с заданным
качеством;
-
производительность
или норма времени на единицу труда;
·
по
обслуживаемости:
-
среднее
оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению;
-
среднее
оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
·
по
освояемости:
-
среднее
календарное время профессиональной подготовки человека-оператора;
-
уровень
квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.
Говоря о задачах эргономики,
необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых
ею.
Одной из важнейших задач эргономики
является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и
особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов
при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика
приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации
лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.
С этой же целью в эргономике изучаются
психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким
образом, эргономика создает научную базу для решения важной социальной проблемы
по вовлечению в производительный труд указанной части населения.
Эргономика призвана решать ряд
проблем, связанных с оценкой точности, надежности и стабильности работы,
влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и
особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его
деятельности в СЧМ.
Большое значение имеет создание эргономического
обеспечения научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна
производиться разработка эргономических норм и требований, а также
эргономической оценки качества промышленной продукции.
Эргономика должна решать также ряд
задач методологического характера. Это связано с тем, что она как наука
находится в стадии становления, активного развертывания исследований.
Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и
тем самым, обогащает практику конкретных исследований.
Выявление направлений исследований и
круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель или главную задачу
эргономики. Главная цель эргономики формулируется как единство трех
аспектов исследования и проектирования: 1) повышение эффективности
деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем; 2)
охраны здоровья людей; 3) всестороннего развития личности людей, участвующих в
трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели
эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных
задач развития производства.
Можно сформулировать и основные
задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой
эргономической задачи.
1. Анализ и
синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа изучается структура
деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы выполнения трудовой
деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние
на результаты труда. На основании этих исследований определяются необходимые
требования к характеристикам человека – оператора.
2. Изучается
комплекс эргономических свойств (характеристик) человека – оператора.
Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы,
моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем рассматриваются только оптимальные
значения этих характеристик, а не экстремальные.
3. Организация
рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономических свойств,
определенных ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту
в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и
эффективности работы.
4. Профессиональная
подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и
формирование коллективов.
5. Эргономическое
проектирование и оценка СЧМ.
6. Определение
экономического эффекта эргономического обеспечения.
Разработка методологии эргономики
осуществляется соответственно трем уровням методологического анализа,
выделяемым в философии.
В эргономике можно различить три типа методологических средств:
1) методологические
средства мировоззренческого характера;
2) общенаучные
методологические средства;
3) специально-научные
или конкретно-научные методологические средства.
Методологические средства в процессе
исследовательской практики органически слиты, включены в соответствующие
эргономические представления, конкретизированы применительно к различным сферам
практической и теоретической деятельности. В эргономике, учитывая характер ее
возникновения, широко используются методологические средства смежных дисциплин,
особенно психологии.
В эргономике используются следующие
основные методологические принципы.
Принцип единства сознания и
деятельности.
Он означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не
тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план
деятельности, ее программу. Именно в сознании образуются динамические модели и
образы действительности, позволяющие ориентироваться человеку в окружающей
среде и обеспечивать успешность достижения целей деятельности.
Принцип гуманизации труда означает, что
ведущая, творческая роль в процессе труда принадлежит человеку. При решении
таких важнейших практических вопросов, как повышение производительности,
эффективности и качества труда эргономика исходит, прежде всего, из требований,
предъявляемых человеком к технике, из его возможностей и особенностей
деятельности. Противоположным ему является принцип симпфликации (упрощения),
при реализации которого стремятся к максимальному упрощению деятельности человека,
выхолащиванию из нее всех творческих элементов, а сам человек низводится до
придатка машины, оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.
Принцип активного
оператора. Согласно этому принципу при определении роли человека в СЧМ
очень важно, чтобы оператор осуществлял активные действия, имел свое личное
отношение к выполняемым действиям, активно стремился к цели. Это связано с тем,
что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует
значительной затраты сил, однако эффективность его деятельности при этом может
оказаться невысокой, что наблюдается, например, в работе машиниста. При
активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более
высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими.
Поэтому необходимо уже на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей
деятельности и уровень активности оператора.
Принцип проектирования
деятельности.
Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач
построения СЧМ. При разработке СЧМ наряду с техническими устройствами должна
проектироваться деятельность оператора, который будет пользоваться этими
устройствами. В свою очередь, эти устройства должны разрабатываться на основе и
с учетом проекта будущей деятельности оператора. Таким образом, к техническим
устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности
человека-оператора.
Принцип последовательности
и непрерывности учета требований эргономики. Учет эргономических
требований должен пронизывать все этапы существования СЧМ: проектирования,
производства и эксплуатации. Реализация данного принципа на практике означает
внедрение системы эргономического обеспечения СЧМ на всех этапах ее
существования.
Принцип комплексности. Уже в самом
определении эргономики как научной дисциплины предусматривается реализация
данного принципа. Он обеспечивает комплексное изучение человека (группы людей)
в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин.
Это достигается развитием междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием
её с другими науками о человеке и технике.
Основой для практической реализации
рассмотренных принципов является применение системного подхода, который
образует методологическую базу эргономики. Идеи системного подхода определяют
многие исходные установки и теоретические положения эргономики: стремление к
целостному рассмотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд
на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения,
тенденция к научному синтезу различных аспектов исследования, стремление
выявить возможные последствия деятельности человека. Применение системного
подхода к СЧМ позволяет выявить различные характеристики связи человека и
машины в конкретных условиях их взаимодействия. Сложность этого
заключается в том, что человек-оператор, будучи сам сложной специфической
системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со
сложными взаимосвязями между ними и своими внутренними противоречиями. Таким
образом, системный подход позволяет по-новому ставить и решать многие задачи
эргономики.
Методологическое значение имеет также
ряд теоретических положений, разработанных либо непосредственно в эргономике,
либо в смежных с ней дисциплинах и органично вошедших в ее состав: различие
коррективной и проективной эргономики; гипотеза иерархической организации
деятельности оператора; гипотеза оперативного образа и др.
В эргономических исследованиях широко
используются методы (и конкретные методики), сложившиеся в эргономике, а также
в других, смежных с нею дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и
гигиене труда, кибернетике, математике и др.).
Психофизиологическая сущность и
структура трудовой деятельности
С позиций эргономики трудовая деятельность
рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в
системе "человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда".
Следовательно, эргономические исследования рекомендации должны основываться на
выяснении закономерностей психических и физиологический процессов, лежащих в
основе определенных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей
физико-химической и психологической средой.
В последние годы много новых идей
возникло с связи с рассмотрением трудовой деятельности как процесса
взаимодействия человека с машиной и более сложными системами управления.
Некоторые из этих идей конструктивны в смысле перехода от качественных к структурно-количественным
представлениям в разработке теории деятельности . Значительный вклад в
понимание психофизиологического содержания трудовой деятельности внесли
исследования по физиологии труда.
Деятельность - это реализация
личностных свойств человека. Эти свойства имеют также определенную структуру,
рассматриваемую в теориях личности. Окружающая среда и сама деятельность могут
приводить к изменению состояния человека. Процесс длительности регулируется не
только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся
взаимодействующий субъект (или коллектив) и сам предмет труда. В качестве
взаимодействующего компонента деятельности может выступать и орудие труда, если
оно относится к классу автоматических устройств.
В более формализованном виде трудовую
деятельность можно представить как динамическую структуру, осуществляющую
преобразование информации и энергии.
Работающий человек имеет трудовую
цель, т.е. субъективную модель состояния предмета труда, в которое необходимо
перевести этот предмет из исходного состояния посредством трудовых -
информационных и энергетических воздействий. Эти воздействия человек может
осуществлять непосредственно на предмет труда или через промежуточное
устройство - орудие труда. При этом человек воспринимает информацию через
сигналы от предмета труда, промежуточного устройства и среды. Цель труда у
человека формируется на основе мотивов, потребностей, установок (своих или
получаемых извне).
Воспринимаемая и извлекаемая из памяти
информация преобразуется по одному из тех типов переработка информации
человеком: прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная связь,
автоматизированное действие), репродуктивного мышления (принятие решения путем
пошагового преобразования информации по известным правилам), Продуктивного (или
творческого) мышления. С помощью этих преобразований формируется прогнозируемый
результат трудового воздействия и программа (план, стратегия) действий для его
достижения.
Существенное влияние на характер
протекания процессов, восприятия, мышления, воспроизведения сведений (энграмм)
в памяти оказывают активационные воздействия, обусловленные уровнем
бодрствования, эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания. В основе
информационных и энергетических преобразований, представляющих собой суть трудового
воздействия на предмет труда, лежат физико-логические процессы. В целом вся
описанная функциональная структура представляет собой систему "человек -
орудие труда - среда".
Предметом труда не обязательно может
быть объект внешнего мира. Человек способен осуществлять преобразования
информации, имеющие смысл трудового воздействия, целиком в сфере субъективного
отражения, создавая "духовный продукт". Деятельность, направленную на
объекты внешнего мира, называют предметной, или экстериозированной, а направленную
на преобразование и формирование собственных энграмм (т.е. представлений,
образов, понятий, планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы
деятельности практически не встречаются. Речь может идти только лишь о
существенном преобладании одного из них.
Специфика взаимоотношений человека с
предметом труда через промежуточное устройство определяется главным образом
тем, какие свои функции как преобразователя информации и энергии человек
передал этому устройству. Различают два типа систем "человек - орудие
труда - среда": с промежуточными устройствами в виде простых орудий труда;
в виде машин.
При работе с простыми орудиями труда
весь поток информации, необходимый для управления воздействием на предмет
труда, преобразует человек и он, таким образом, во всех отношениях и в любой
момент осуществляет и контролирует процесс воздействия. Машина в интересующем
нас аспекте является преобразователем информации, а не только энергии, т.е. она
частично без участия человека формирует командные сигналы и регулирует
воздействие. В результате принципиальная особенность работы человека с машиной
заключается в неполном контроле с его стороны за протекающим процессом
воздействия на предмет труда.
Первый тип систем, которые можно
называть системами "человек - инструмент", делится на четыре класса в
зависимости от того, какую функцию человека реализует орудие труда.
1. Эффективными
орудиями (инструментами). Психофизиологическая особенность этого класса
заключается в изменении характера воздействия на предмет труда по сравнению с
естественными двигательными реакциями человека.
2. С афферентными
орудиями. С помощью таких орудий естественный образ предмета труда превращается
в измененный образ, который можно рассматривать как простейшую информационную
модель предмета. Эта модель гомофорфна объекту. Искусственного кода здесь нет,
а есть изменение масштаба, ракурса, выпадение отдельных признаков и появление
новых (например, при работе с микроскопом). В результате человек должен в
процессе обучения выработать специальный (отличный от жизненного опыта) набор
энграмм - эталонов, необходимых для восприятия.
Страницы: 1, 2, 3
|