Курсовая работа: Разработка поточной схемы и расчет товарного баланса нефтеперерабатывающего завода
Без
увеличения производства изопарафиновых углеводородов и кислородсодержащих
соединений обеспечить потребности общества в высокосортных и экологически
чистых бензинах практически невозможно.
Большая часть
бензинов, выпускаемых отечественными нефтеперерабатывающими заводами, не
соответствуют европейским стандартам. Экспортируемый бензин используется как
сырье для дальнейшей переработки, а не как топливо.
Основными
базовыми компонентами товарных автобензинов являются катализаты риформинга и
каталитического крекинга. Распространение каталитического риформинга может быть
ограничено из-за высокого содержания в продуктах ароматических углеводородов, в
том числе бензола.
Процессы
алкилирования изобутана бутиленами, изомеризации пентан-гексановой фракции,
олигомеризации и полимеризации, производства оксигенатов в последнее
десятилетия значительно усовершенствованы. Указанные процессы позволяют
вырабатывать нетоксичные высокооктановые компоненты, доля которых в товарных
бензинах неуклонно растет.
По имеющимся
оценкам для выхода России на уровень ведущих стран мира по выпуску
высокооктановых бензинов необходимо мощности каталитического крекинга довести
до 15% к мощности установок первичной переработки нефти; мощности
каталитического риформинга – 15%, изомеризации легких бензиновых фракций – до 3%,
алкилирования с получением технического изооктана – до 4%. Одновременно
требуется существенно расширить вовлечение в товарные бензины
кислородсодержащих добавок (эфиры и спирты) и различных октанповышающих
присадок.
1. Характеристика
исходного сырья
Исходным
сырьём принимается Одоптинская нефть окобыкайской свиты о. Сахалин.
Характеристика исходного сырья приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. –
Характеристика исходного сырья
Наименование показателя
Фактическое значение
-плотность – с4Іє
– молекулярная масса
– кинематическая
вязкость, сст, при 20 єС-
при 50 єС
– температура
застывания, єС с обработкой
без обработкой
– температура вспышки в
закрытом тигле, єС
– содержание твердых
парафинов, % масс
– содержание серы, %масс
– содержание азота, %масс
– содержание смол, %масс
сернокислотных
силикагелевых
– содержание
асфальтенов, %масс
– коксуемость, %масс
– зольность % масс
– выход фракций до
200єС, % масс
– выход фракций до350
єС, % масс
– выход базовых масел
на нефть % масс
– выход базовых масел
на мазут % масс
0,8571
206
4,55
2,26
минус 10
минус 6
минус 35
3,50
0,40
0,23
28
7,11
1,14
1,78
0,008
30,68
69,5
15,4
50,49
Пригодность
нефти для производства битумов (ГОСТ11954–66) определяется по формулам:
А+С – 2,5*П≥8
– наиболее пригодна; /5, с. 245/ (1.1)
0≤А+С –
2,5*П≤8 – пригодна; /5, с. 245/ (1.2)
А+С – 2,5*П≤0
– непригодна; /5, с. 245/ (1.3)
где А – содержание
асфальтенов, % масс;
С – содержание
смол, % масс;
П – содержание
твердых парафинов, % масс;
Поскольку выражение
А+С – 2,5*П= -0,50, то Одоптинская нефть не пригодна для производства
битумов.
2.
Характеристика продукции
Готовой
продукцией завода является: автомобильный бензин Аи-95, зимнее и летнее дизельное
топливо, сера элементарная, сжиженные газы, жидкий парафин, кокс.
2.1 Характеристика
автомобильного бензина
На НПЗ вырабатывается
бензин Аи-95. Требования к бензину Аи-95 представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 –
Требования к бензину АИ-95 по ГОСТ 2084–77
№
Наименование показателя
Норма для марки Аи-95
Метод испытания
Неэтилированный (ОКП 02
5112 0300)
1
Детонационная
стойкость, октановое
число не менее:
по моторному методу
по исследовательскому
методу
85
95
По ГОСТ 511–82
По ГОСТ 8226–82
2
Концентрация свинца, гр
на 1 дм3 бензина, не более
0,013
По ГОСТ2084–77 п. 4.5
3
4
5
6
Фракционный состав:
температура начала
перегонки
бензина, 0С,
не ниже:
летнего
зимнего
10% бензина
перегоняется при
температуре 0С,
не выше:
летнего
зимнего
50% бензина
перегоняется при
температуре 0С,
не выше:
летнего
зимнего
90% бензина
перегоняется при температуре, 0С
30
Не нормируется
75
55
120
105
По ГОСТ 2177–8
2.2 Характеристика
дизельного топлива (ДТ)
Требования к
дизельному топливу представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 –
Характеристика ДТ в соответствии с ГОСТ 32675 – 01
№
Наименование показателя
Норма для марки
Метод
испытания
Л
З
А
1
2
3
4
5
6
1.
Цетановое число, не менее
45
45
45
По ГОСТ 3122–76
2.
Фракционный состав:
50% перегоняется при
температуре, 0С, не выше
96% перегоняется при
температуре (конец перегонки), 0С, не выше
280
360
280
340
255
330
По ГОСТ 2177–82
3.
Кинематическая вязкость
при 20 0С, мм2/с (сСт)
3,0–6,0
1,8–5,0
1,5–4,0
По ГОСТ 33–2000
4.
Температура застывания 0С,
для климатической зоны, не выше:
умеренной
холодной
-10
-
-35
-45
-
-55
По ГОСТ 20287–91 и п. 5.2
ГОСТ 305–82
5.
Температура помутнения
для климатической зоны, 0С, не выше:
умеренной
холодной
-5
-
-25
-35
-
-
По ГОСТ 5066–91 (второй
метод)
6
Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле, 0С, не ниже:
для тепловозных и судовых
двигателей и газовых турбин
для дизелей общего назначения
62
40
40
35
35
30
По ГОСТ 6356–75
2.3 Характеристика
сжиженного газа
Характеристика
сжиженного газа СПБТЗ приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 -
Характеристика сжиженного газа СПБТР по ГОСТ 20448–75