Курсовая работа: Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте
·
22
апреля 2004 г., Северная Корея, провинция Пхенан-Пукто, железнодорожная станция
Йончхон (Ренчхон) - взрыв грузового поезда, перевозившего, по одной версии,
нефтепродукты, по другой - взрывчатку. Возможная причина - соприкосновение
корпуса вагона с находившимся под высоким напряжением электрическим кабелем.
Погибли не менее 160 человек, в том числе 76 детей, скончались позже в больнице
не менее 15 человек, получили травмы не менее 1249 человек, разрушены полностью
1850 домов и строений, частично - 6350, в воздухе оказалось распылено
неопределенное количество аммиачной селитры. Катастрофа, в районе которой
власти объявили чрезвычайное положение и заблокировали все телефонные линии,
произошла девять часов спустя после того, как по этому же пути проследовал
поезд, перевозивший руководителя страны Ким Чен Ира из г. Пекина (Китай) в г.
Пхеньян (Северная Корея);
·
в
июле 2005 г. в пакистанской провинции Синд близ узловой станции Годки состав
"Карачи экспресс" врезался в стоявший на путях поезд "Кветта
экспресс". Сошедшие с рельсов вагоны ударили третий состав, находившийся
на параллельных путях, в котором также были люди. По официальным данным,
погибли от 130 до 165 человек. Независимые источники полагали, что жертв было
более 300, ранено до тысячи человек;[25]
·
23
января 2006 года в Черногории в результате схода с рельсов и падения в
150-метровый каньон реки Морача поезда погибли более сорока человек, в том
числе пятеро детей. Около двухсот пассажиров получили ранения различной степени
тяжести. По оценкам специалистов, авария произошла из-за отказа тормозов
локомотива на крутом повороте;
·
27
ноября 2009 года скорый поезд номер 166 сообщением Москва –
Санкт-Петербург потерпел крушение на Октябрьской железной
дороге примерно в километре от административной границы Новгородской и Тверской
областей. Согласно основной версии правоохранительных органов, причиной
катастрофы стал теракт. В результате трагедии погибло 27 человек. Более 90
получили ранения;
·
19
июля 2010 г. в 01.54 (00.24 мск) на станции Саинтия в 190 км от столицы штата
Западная Бенгалия города Колката (Индия) произошло столкновение поездов. В стоявший
на станции пассажирский поезд "Вананчал Экспресс", который следовал с
шестичасовым опозданием, на полном ходу врезался другой поезд -
"Уттарбанга Экспресс". Сила удара была такова, что один из вагонов
поднялся в воздух и уперся в пассажирский переход над путями. Число погибших
составило 60 человек. Более ста пострадавших оказались в больницах;[27]
·
в
ночь на 22 июня 2010 г. в республике Конго в результате
железнодорожной катастрофы погибли 76 человек. Инцидент
произошел недалеко от станции Янга (Yanga), расположенной в 60 км от
Пуэнт-Нуара на юге страны, считающимся экономическим центром. Четыре вагона
пассажирского состава сошли с путей и сорвались в овраг;
·
28
мая 2010 г. скорый поезд "Гьянешвари Экспресс" сошел с рельсов в
индийском штате Западная Бенгалия. С путей сошли локомотив и 13 из 24 вагонов
экспресса, а затем в упавшие вагоны врезался товарный поезд, который шел в
противоположном направлении. Погибли более 150 человек. Причиной этого
происшествия стали действия сторонников партизан-маоистов, действующих в этом
районе. Как выяснило следствие, злоумышленники разобрали часть путей в знак
протеста против якобы имевших место карательных акций полиции в отношении
местного населения.[25]
2. Медико-тактическая характеристика ЧС, связанных с авариями на
железнодорожном транспорте
2.1 Особенности ликвидации последствий аварий на
железнодорожном транспорте
На этапе первичной
информации о ЧС (посредством поездной, перегонной, межстанционной, служебной
диспетчерской и других видов связи), если в ней есть сведения о столкновении
или сходе пассажирского подвижного состава, осуществляется немедленный выезд к
месту происшествия мобильных медицинских сил и средств, формируемых на базе
линейных, узловых и отделенческих больниц. Именно на них возлагается
ответственность за передачу своевременной медицинской информации в вышестоящие
органы о наличии и численности пострадавших, характере и тяжести поражений.
Согласно установленному
порядку первичная информация по ЧС в дальнейшем уточняется. При необходимости
используется метод кодирования информации по специальным критериям в
зависимости от вида крушения или аварии и численности пострадавших.[15]
На основе полученной
информации и оценки складывающейся обстановки органы управления медицинскими
силами и средствами в оперативном порядке принимают решения по обеспечению пострадавших
необходимой медицинской помощью. При этом практически одновременно и в порядке
подчиненности задействуются (в зависимости от масштабов аварии) три уровня
управления ходом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: отделенческий
(отделенческие, узловые или линейные ЛПУ), дорожный (врачебно-санитарная служба
дороги) и центральный (Департамент здравоохранения МПС).
На всех уровнях
действует четкая система оперативного дежурства, обеспечивающая получение и
передачу медицинской информации в вышестоящие органы, а от них -
соответствующих распоряжений на весь период ликвидации последствий ЧС (с учетом
дублирования в выходные и праздничные дни).[13]
К числу первоочередных
мер относятся формирование и подготовка к работе в условиях ЧС медицинских сил
и средств, в особенности ВВБ и БСМП, комплектуемых на базе ЛПУ железных дорог.
Их приоритетной задачей является оказание пострадавшим своевременной и в
необходимом объеме медицинской помощи. Для этого используются все имеющиеся
ресурсы отраслевого здравоохранения, включая железнодорожный подвижной состав.
В комплекс
подготовительных и ликвидационных мероприятий входят:
·
вызов
медицинских работников и привлечение специалистов из других учреждений;
·
организация
первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим на месте
происшествия;
·
организация
квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЛПУ, в том числе за
счет перепланирования, высвобождения и перепрофилирования коек;
·
доукомплектование
стационаров необходимыми аппаратурой и медикаментами;
·
специальная
подготовка медицинского персонала по вопросам лечебно-эвакуационного
обеспечения пострадавших при крушениях и авариях.[16]
Степень
готовности указанных сил и средств к работе в условиях ЧС определяется их
заблаговременной подготовкой и оперативным реагированием на любые нештатные
ситуации, возникающие на железных дорогах, в том числе при наиболее
неблагоприятных или осложненных вариантах ликвидации последствий ЧС. Имеются в
виду крупномасштабные ЧС с большим количеством пострадавших, ЧС на
изолированных участках железных дорог или в других неблагоприятных условиях (на
перегонах, вдали от мест дислокации медицинских учреждений, в ночное время и т.
п.), связанные обычно с дефицитом врачебных кадров основных профилей. Целенаправленно
планировать организационные мероприятия по оказанию медицинской помощи
пострадавшим и включать в состав врачебных бригад узких специалистов в зависимости
от особенностей повреждений при каждом виде ЧС. В этой связи более актуальным
является формирование на базе ЛПУ железных дорог медицинских бригад постоянной
готовности - аварийных, хирургических и реанимационных, а также бригад
специализированной медицинской помощи следующих профилей: хирургического,
реанимационного, травматологического, нейрохирургического, кардиологического,
токсико-терапевтического, комбустиологического.[12]
Формирование и
подготовка перечисленных сил и средств с учетом реальных возможностей
лечебно-профилактических учреждений предусматривают использование для работы в
ЧС кадров и коечного фонда действующих в повседневном режиме подразделений ЛПУ
соответствующих профилей.[4]
Система основных
мероприятий, направленных на смягчение медико-санитарных последствий ЧС,
включает:
·
информационное
и оперативно-распорядительное обеспечение ликвидации последствий ЧС;
·
формирование
и подготовку на базе ЛПУ выездных врачебных бригад (ВВБ) и бригад
специализированной медицинской помощи (БСМП), а на базе ЦСЭН -
санитарно-эпидемиологических бригад с последующим их задействованием в ЧС;
·
подготовку
и постоянную готовность госпитальной базы ЛПУ железных дорог к
перепрофилированию для работы в условиях различных по характеру и видам
поражения ЧС;
·
использование
передвижных медицинских и санитарно-эпидемиологических сил и средств железных
дорог при возникновении крупномасштабных ЧС;
·
заблаговременную
проработку вопросов взаимодействия врачебно-санитарных служб дорог с
медицинскими силами и средствами других служб и ведомств.[6]
В структуре
железнодорожного травматизма преобладают множественные механические травмы
различной локализации, закрытые черепно-мозговые, комбинированные травмы,
ожоги, отравления продуктами горения и другими токсичными веществами. В
зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в
структуре санитарных потерь преобладают однотипные повреждения.
Характерные
механические повреждения:
Столкновение
пассажирского подвижного состава:
преимущественно
закрытые черепно-мозговые травмы (до 50 %), травмы верхних и нижних конечностей
(до 30 %), поверхностные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различной
локализации (до 20 %). Удельный вес множественных и комбинированных травм
(более 60 %), а также травм с синдромом длительного сдавливания при
невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных
конструкций локомотивов и вагонов.
Сход с рельсов
пассажирских поездов:
преимущественно
поверхностные повреждения мягких тканей (до 60 %) и черепно-мозговые травмы (до
30 %). При возгорании подвижного состава, это может привести к резкому
увеличению числа пострадавших с термическими (до 40 %) и комбинированными (до
60 %) поражениями.
Последствия взрывов:
преимущественно
скальпированные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закрытые
черепно-мозговые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20 % общего
числа пораженных нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.[9]
2.4 Особенности оказания первой медицинской помощи
при авариях на железнодорожном транспорте
Оказание
медицинской помощи пострадавшим при крушениях и авариях на первом, наиболее
сложном этапе ликвидации последствий, имеет свои особенности. К месту
происшествия по установленному регламенту и в кратчайшие сроки в составе
восстановительного поезда следует санитарный вагон с медицинской бригадой,
необходимым оснащением и экипировкой. Кроме того, в зависимости от тяжести
медицинских последствий регламентирован выезд на место происшествия
ответственных работников, главных и ведущих специалистов медицинского отдела РЖД,
управлений и отделов здравоохранения железных дорог, дорожных и отделенческих
больниц, а также медицинских бригад соответствующих профилей (хирургических,
реанимационных и др.).[10]
Медицинская сортировка
пораженных.
Целесообразно
привлечение специалистов высокой квалификации (как правило, хирургов), имеющих
большой опыт организационной работы в условиях ЧС. Обычно пораженных
подразделяют на четыре категории, которые различаются по приоритету в оказании
медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения:
I - находящиеся в
терминальном состоянии и нуждающиеся в облегчении страданий (около 10 %).
II - находящиеся в
тяжелом состоянии и нуждающиеся в неотложных мероприятиях (около 20 %);
III - находящиеся в
состоянии средней тяжести, помощь которым может быть отсрочена (около 30 %);
IV - легкопораженные,
нуждающиеся преимущественно в амбулаторной помощи (около 40 %).[2]
При категоризации
пораженных первой группы медицинский персонал традиционно испытывает трудности,
так как в обычных условиях для спасения жизни этим пострадавшим используются
все доступные силы, средства и методы медицины.[13]
Следует учитывать, что
среди пораженных может оказаться большое число детей, особенно в отпускной
период (до 45 %). Во всех случаях летальность среди них значительно выше, чем
взрослых. В стационары дети раннего возраста, как правило, не поступают, они
погибают на месте происшествия. Дети, получившие травмы, ожоги, отравления и т.
п., подлежат первоочередной госпитализации, поскольку нуждаются в срочном
оперативном вмешательстве, детоксикации и в то же время щадящем лечении, что
может быть обеспечено при условии привлечения к этой работе
высококвалифицированных специалистов педиатрического профиля.[18]
Опыт медицины катастроф
показывает, что независимо от используемой методики медицинской сортировки
может иметь место недооценка или переоценка тяжести состояния пораженных. При
недооценке состояния пострадавших с повреждениями, потенциально угрожающими
жизни, возрастает вероятность госпитализации в непрофильные медицинские
учреждения, что приводит к осложнениям и возрастанию смертности. Переоценка,
составляющая приблизительно 50 %, считается приемлемой, поскольку способствует
уменьшению числа пораженных, тяжесть состояния которых недооценена. Кроме того,
одной из ошибок в медицинском обеспечении пораженных при крушениях и авариях
является поверхностная оценка объемов необходимых лечебно-эвакуационных
мероприятий без учета реальной обстановки, что приводит к недостатку
привлечения медицинских ресурсов. Все медицинские формирования и учреждения
должны придерживаться единых принципов в оказании медицинской помощи и
дальнейшем лечении пораженных, так как отступление от них нередко приводит к
тяжелым и необратимым последствиям.[14]
Для обеспечения
доступа медперсонала к пострадавшему необходимо главное:
·
удалить
фрагменты транспортного средства вокруг пострадавшего;
·
не
эвакуировать пострадавшего с места происшествия до прибытия «Скорой помощи»;
·
обеспечить
доступ персоналу «Скорой помощи» к пострадавшему наиболее быстрым и легким
путем (через двери, окна, посредством частичного или полного удаления крыши);
·
определить
состояние пострадавшего и возможность общения с ним.[23]
Немедленная эвакуация
пострадавшего из аварийного транспортного средства производится:
·
при
пожаре (угрозе взрыва);
·
из-под
воды;
·
из
агрессивной (токсичной) среды;
·
при
невозможности остановить на месте сильное кровотечение.
Для скорейшей стабилизации
состояния пострадавшего необходимо:
·
привести
пострадавшего в сознание;
·
обеспечить
свободное дыхание;
·
зафиксировать
шейные позвонки;
·
остановить
серьезные кровотечения;
·
зафиксировать
позвоночник;
·
предотвратить
переохлаждение.[23]
Необходимо разбирать
транспортное средство до возможности эвакуации пострадавшего из зоны аварии.
Внимание! Три основных правила спасений:
1.
Никогда
не извлекайте пострадавшего из-под обломков до оказания ему первой медицинской
помощи при травмах и стабилизации его состояния.
2.
Разбирайте
транспортное средство вокруг пострадавшего, а не вытаскивайте пострадавшего из
поврежденного транспортного средства.
3.
Пострадавший
после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала
спасательных работ, состоянии.
Отклонение от этих
правил возможно лишь при угрозе для жизни пострадавшего или спасателей.[22]
Задачи первой
медицинской помощи:
1. Сохранить жизнь
пострадавшего:
·
до
прибытия бригады скорой помощи;
·
во
время транспортировки в лечебное учреждение (больницу или госпиталь).
2. Уменьшить осложнения
травматического и ожогового шока, синдрома длительного сдавливания, приводящих
к смерти пострадавшего в ближайшие сутки после поступления в стационар.[19]
Система организации
первой медицинской помощи предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых
последовательно (поэтапно):
·
первый
этап – оказание медицинской помощи на месте происшествия;
·
второй
этап – оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение;
·
третий
этап – оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.[10]
Медицинская
помощь на месте происшествия включает:
·
оказание
медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, вызванными для
оказания медицинской помощи пострадавшим (бригада скорой медицинской помощи,
фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц и
амбулаторий и другие);
·
оказание
самой взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия (шофера,
работники ГИБДД, работники дорожных предприятий и др.).[23]
Эффективность
первой медицинской помощи в результате чрезвычайной ситуации, связанной с
авариями на железнодорожном транспорте, на месте происшествия зависит от уровня
подготовки лиц, оказывающих эту помощь. Вместе с тем для всех является
обязательным проведение следующих мероприятий:
1. Экстренная эвакуация
пострадавших из зоны, угрожающей его жизни и жизни спасателей (пожар, угроза
взрыва или падения с высоты):
·
экстренная
эвакуация пострадавших из вагонов поезда одним спасателем;
·
экстренная
эвакуация пострадавших из вагонов поезда командой спасателей;
·
экстренное
перемещение пострадавших из опасной зоны.
2. Тушение горящей
одежды и волос.
3. Оценка состояния
пострадавшего:
·
определение
реакции зрачков на свет;
·
определение
пульса на сонной артерии;
·
определение
признаков внешнего дыхания;
·
определение
места и вида (артериальное, венозное) кровотечения;
·
определение
признаков комы;
·
определение
признаков перелома костей конечностей;
·
определение
признаков повреждения костей таза, позвоночника, ребер и грудины;
·
определение
признаков синдрома длительного сдавливания;
·
измерение
артериального давления;
·
подсчет
частоты сердечных сокращений;
·
аускультация
лёгких;
·
электрокардиография.
4. Комплекс
сердечно-легочной реанимации:
·
дефибриляция;
·
непрямой
массаж сердца;
·
искусственное
дыхание способом “изо рта в рот”;
·
искусственное
дыхание способом “маска-рот”;
·
искусственное
дыхание с помощью аппарата ИВЛ с предварительной инкубацией трахеи.
5. Освобождение
дыхательных путей в случае комы:
·
способом
поворота пострадавшего на живот и удаление слизи и рвотных масс из ротовой
полости и носа с помощью салфетки или резинового баллончика;
·
проведение
инкубации трахеи и очищение дыхательных путей вакуумными экстракторами
(электрическими, механическими).
Страницы: 1, 2, 3
|