Дипломная работа: Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению
В экспериментальной
группе 7 человек характеризуются высокой степенью депрессивности, и лишь 5
человек – хорошим психическим состоянием, в контрольной группе высокая степень
депрессивности выявлена у 4 человек, хорошее психическое состояние у 12
человек.
По показателям и
тревожности и депрессивности у экспериментальной группы показатели больше, чем
у контрольной.
Результаты проведения
методики «Почему Вы курите?» (см. Приложение 2)
Рис.3
Рис.4
Исходя из результатов
данного теста, можно сделать следующие выводы:
1. самый высокий показатель причин
курения был выявлен «игра с сигаретой» - 6 человек в экспериментальной группе и
3 человека в контрольной группе.
2. вторым по значимости мотивом был
назван «привычка» - 3 человека в экспериментальной группе и 2 человека - в
контрольной.
3. третьим мотивом был назван
«стимуляция» 2 человека в экспериментальной группе и 1 человек в контрольной.
Таким образом, можно
сказать, что курение в обеих группах в большинстве своём имеет психологический
характер, и от него достаточно легко будет избавиться, применив определенные
методы психологического воздействия.
Выявление различий между
группами
Для выявления различий
между группами контрольной и экспериментальной, воспользуемся методами
математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий
Стьюдента.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к
двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние
значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют f-критерий Стъюдента. Его основная
формула выглядит следующим образом:
где х{ — среднее значение переменной по одной
выборке данных;
х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;
mt и тг — интегрированные показатели отклонений частных значений
из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
и, и т2 в свою очередь вычисляются по следующим
формулам:
где St — выборочная
дисперсия первой переменной (по первой выборке);
Л — выборочная дисперсия второй переменной (по второй
выборке);
я, — число частных значений переменной в первой выборке;
п2 — число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен
показатель t, по таблице 32 для заданного числа степеней свободы, равного
п, + п.2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки1
находят нужное табличное значение t и
сравнивают с ними вычисленное значение t. Если
вычисленное значение t больше или равно
табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух
выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью
допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.
Будем сравнивать полученные результаты по тесту «Тревожность
и депрессия», где у нас есть численной значение показателей.
Полученные данные
(использована компьютерная программа «БИОСТАТ»)
Таблица 2
Критерий Стьюдента для выявления
различий в тревожности
Группа №
Среднее
Стандартное отклонение
СОС
Экспериментальная
0,653
1,683
0,3763
Контрольная
0,342
1,704
0,3811
РАЗНОСТЬ
0,311
0,5355
95% доверительный интервал для
разности : от -3,079 до 0,18912
T = 1,058; число степеней свободы =
38; вероятность допустимой ошибки 0,05
Критерий Стьюдента для выявления
различий в депрессии
Группа №
Среднее
Стандартное отклонение
СОС
Экспериментальная
0,6255
1,518
0,3394
Контрольная
0,015
1,825
0,4081
РАЗНОСТЬ
0,6105
0,5308
95% доверительный интервал для
разности : от – 0,464 до 1,865
T = 1,150; число степеней свободы =
38; вероятность допустимой ошибки 0,05
Сравним полученные
критерии с табличными:
* при числе степеней
свободы 30 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,04;
* при числе степеней
свободы 40 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,02.
Наше значение степеней
свободы = 38, а полученные показатели по тревожности 1,058 и по депрессии 1,150,
что меньше табличных значений 2,04 и 2,02.
Полученные данные говорят
о том, что сравниваемые средние значения двух выборок, равные в нашем случае:
по тревожности: 0,653 и 0,342 и по депрессии 0,625 и 0,015, статистически
достоверно не отличаются друг от друга.
2.2 Результаты вторичного
тестирования экспериментальной группы после проведения тренинга по
психопрофилактике табакокурения.
Данный тренинг психопрофилактики
был проведён в течение 1,5 месяцев на базе “Центра социальной поддержки детей и
подростков” г. Одинцово Московской области, в феврале – апреле 2007 года. После
проведения тренинга экспериментальная группа была подвергнута вторичному
тестированию по методикам «Тревожность и депрессия» и «Агрессивность
Басса-Дарки». (См. Приложение 4, 5)
Результаты теста
«Тревожность и депрессия» (см.Приложение3)
Таблица 3
№ п/п
До проведения тренинга
После проведения тренинга
Тревожность
Депрессия
Тревожность
депрессия
Степень
Показатель
Степень
Показатель
Степень
Показатель
Степень
Показатель
1
В
-1,34
Н
0,19
В
-1,29
Н
0,19
2
Н
-1,14
В
-1,35
Х
1,29
Н
-1,27
3
Н
0,17
Н
0,97
Х
1,30
Н
1,01
4
Х
1,32
Х
1,33
Х
0,34
Х
1,32
5
В
-2,12
В
-2,38
В
-2,04
В
-1,96
6
В
-1,76
Х
1,59
Н
-1,12
Х
1,54
7
В
-1,83
Н
1,17
В
-1,52
Х
1,29
8
Н
0,97
Н
1,07
Н
0,98
Н
1,07
9
В
-1,97
В
-2,05
В
-1,67
В
-1,98
10
В
-1,29
Н
-1,18
Н
-1,04
Н
-1,05
11
Н
1,04
Х
2,24
Х
0,36
Х
2,31
12
Х
2,14
Х
2,41
Х
2,15
Х
2,4
13
Н
1,19
В
-1,33
Х
0,62
Н
-1,22
14
Н
-0,69
В
-1,47
Н
0,23
В
-1,36
15
В
-2,01
В
-2,94
В
-1,78
В
-1,66
16
В
-2,13
Н
-0,12
В
-2,01
Н
-0,1
17
В
3,01
Х
3,81
Н
1,13
Х
3,42
18
Х
1,88
Н
-0,76
Х
1,89
Н
-0,33
19
В
-2,56
Н
0,89
Н
-1,22
Н
0,62
20
В
-2,18
В
-1,8
В
-1,98
В
-1,82
После повторного
проведения тестирования после проведения тренинга существенно улучшились
показатели тревожности экспериментальной группы: снизилось число подростков,
обладающих высокой степени тревожности с 11 человек до 7 человек,
неопределенной состояние выраженности тревожности выявлено у 9 человек , а было
у 8 человек. Хорошее психическое состояние было выявлено у 6 человек, а до
тренинга было 5 человек.