МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Анализ государственных нормативных требований охраны труда, установленных действующим законодательством

    ¾  проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

    В правовых нормах по обеспечению безопасных условий на предприятии особое внимание уделяется требованиям к организации труда женщин.

    Особенности организации труда женщин законодательно определены в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 41). Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 253—263 ТК). Список таких работ утверждается в установленном порядке. В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.

    Государство гарантирует работникам охрану здоровья и безопасные условия труда через систему государственного надзора и контроля исполнения требований охраны труда.

    Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий.

    В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

     

    1.2 Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда

    В Трудовом кодексе РФ (ст. 353—369) определены основные органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок инспектирования и др.

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Органы федерального горного и промышленного надзора осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм по охране труда:

    •  в организациях угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности;

    •  при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

    •  объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа;

    •  при ведении взрывных работ в промышленности.

    Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора. Основной задачей государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических, санитарно противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

    Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Лица, осуществляющие надзор, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

    Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности в организациях.

    Работники органов при осуществлении надзора независимы от деятельности инспектируемых организаций и подчиняются только закону.

    Федеральные органы надзора разрабатывают и представляют в правительственные органы, утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

    Взаимодействие государственных органов надзора осуществляется в порядке, установленном соответствующими правовыми и нормативными актами[5].

    Таким образом, мною сделан вывод что, правовой институт охраны труда состоит из норм, которые создают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    1.3 Организационно-правовая характеристика системы охраны труда в Российской федерации

    Система охраны труда в Российской Федерации.

    Система охраны труда создается и управляется государством. Государственное управление системой охраны труда осуществляется правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органам исполнительной власти по труду. В настоящее время эту функцию выполняет Минздравсоцразвития России, а ранее – Минтруда России.

    В управлении охраной труда также участвуют другие федеральные органы исполнительной власти (Роструд, Ростехнадзор и тд.). распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.

    Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовать применяемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.

    Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

    Службы охраны труда на локальном уровне

    Основным звеном системы охраны труда в нашей стране является служба охраны труда на локальном уровне.

    Вопросы создания и функционирования службы охраны труда у работодателя регулируются ст. 217 ТК, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14.

    Управление охраной труда осуществляется работодателем (в организации — юридическом лице — руководителем организации, у индивидуального предпринимателя непосредственно им самим). Для осуществления работы по охране труда работодатель создает службу охраны труда (далее — Служба).

    Служба подчиняется непосредственно руководителю организации, одному из его заместителей, индивидуальному предпринимателю.

    Контроль за деятельностью Службы осуществляет:

    Ø  руководитель организации, индивидуальный предприниматель[6];

    Ø  служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии);

    Ø  орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

    Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации, индивидуальный предприниматель.

    Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

    Служба охраны труда или должность специалиста по охране труда создается или вводится у работодателя (организации или индивидуального предпринимателя):

    Ø  в обязательном порядке — у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек;

    Ø  по решению работодателя с учетом специфики его деятельности — при численности работников 50 человек и менее.

    При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

    При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации[7].

    Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

    Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы

    Структура и численность работников Службы определяются работодателем с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

    Эти нормативы рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и предназначены:

    для определения и обоснования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел) и необходимой численности работников Службы;

    Ø  установления должностных обязанностей работников Службы;

    Ø  распределения работы между работниками Службы.

    Так, в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников три-пять единиц (включая
     должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от шести единиц и более. Нормативная численность работников службы охраны труда в организации определяется суммированием численности работников по каждому направлению деятельности по соответствующим таблицам в зависимости:

    Ø  от среднесписочной численности работников организации;

    Ø  численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;

    Ø  количества самостоятельных структурных подразделений.

    Международная панорама

    В зарубежных странах предусмотрено создание на предприятиях специальных служб по технике безопасности или назначение соответствующих специалистов - инженеров по технике безопасности (в ФРГ, Австрии, Японии - обязательное; в Великобритании, Канаде, Австралии - по решению работодателя), а также в законодательстве предусматривается создание служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей. Французское законодательство предусматривает создание на предприятиях, с числом работающих свыше 250 человек специальной социальной службы по проблемам труда, целями которой являются оказание консультативной помощи работникам в решении проблем психологического рода, координация деятельности работодателя и профсоюза в решении социальных вопросов, предотвращение производственных стрессов, создание в организации благоприятного психологического климата.[8]

    Права работников службы охраны труда

    Для выполнения возложенных на них обязанностей работники Службы имеют право: в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда; предъявлять должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений и контролировать их выполнение; требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке медицинского осмотра, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, нарушающих требования охраны труда; направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

    Комитеты [комиссии] по охране труда

    В организациях по инициативе руководителя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

    Комитет (комиссия) по охране труда организует:

    Ø  совместные действия руководителя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

    Ø  проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах;

    Ø  информирование работников о результатах указанных проверок;

    Ø  сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

    Международная панорама

    Законодательством многих зарубежных стран (Бельгия, Франция и др.) предусмотрено формирование органов, аналогичных отечественному комитету (комиссии) по охране труда. Таковыми являются создаваемые на крупных и средних предприятиях комитеты по технике безопасности и производственной санитарии, выполняющие консультативные функции и формируемые на двусторонней основе из представителей работодателя и работников. Члены этих комитетов имеют ряд гарантий для успешного осуществления своей деятельности: норматив оплачиваемых часов для выполнения своих функций, защиту от произвольных увольнений и пр. В Швеции предусмотрены выборы делегатов по безопасности труда, которые представляют интересы работников по вопросам охраны труда и ведут соответствующую работу по ее обеспечению на рабочих местах. Делегаты даже имеют право приостанавливать до решения государственного инспектора труда те производственные операции, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью работника.[9]

    Инструктажи по охране труда

    Все работники, в том числе руководители организации, а так же работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверки знания требований охраны труда. Одним из важных мероприятий этого обучения является проведение инструктажей по охране труда. Вопросы их проведения регулируются Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

    Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, который должен включать в себя: ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;

    Ø  изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;

    Ø  применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

    Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске[10] на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

    Инструктажи подразделяются на:

    ·  вводный,

    ·  первичный на рабочем месте,

    ·  повторный, внеплановый,

    ·  целевой.

    Вводный инструктаж проходят:

    Ø  все принимаемые на работу лица;

    Ø  командированные в организацию работники;

    Ø  работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;

    Ø  обучающиеся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику;

    Ø  другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

    Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы преимущественно для работников, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

    Повторный инструктаж проходят все работники, прошедшие первичный инструктаж, не реже одного раза в шесть месяцев по программам первичного инструктажа.

    Внеплановый инструктаж проводится:

    ü  при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

    ü  изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

    ü  нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

    ü  по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

    ü  при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.