Дипломная работа: Анализ государственных нормативных требований охраны труда, установленных действующим законодательством
¾
проходить обязательные предварительные (при поступлении на
работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры
(обследования).
В правовых нормах по обеспечению безопасных условий на
предприятии особое внимание уделяется требованиям к организации труда женщин.
Особенности организации труда женщин законодательно
определены в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 41). Запрещается
применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную
тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Ограничивается
применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением
нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст.
253—263 ТК). Список таких работ утверждается в установленном порядке. В
настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или
опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда
женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №
162.
Государство гарантирует работникам охрану здоровья и
безопасные условия труда через систему государственного надзора и контроля
исполнения требований охраны труда.
Деятельность
государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных
направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных
правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих
материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий.
В связи с чем можно сделать
вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и
здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто
правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права
представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения
мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности.
1.2 Надзор и контроль исполнения
законодательства по охране труда
В Трудовом кодексе РФ (ст. 353—369) определены основные
органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы
деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок
инспектирования и др.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют
органы Федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за
соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях
промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом
горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Органы федерального
горного и промышленного надзора осуществляют контроль и надзор за соблюдением
норм по охране труда:
•
в организациях
угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и
других отраслей промышленности;
•
при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных
установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей
воды;
•
объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и
использованием газа;
•
при ведении взрывных работ в промышленности.
Государственный надзор за проведением мероприятий,
обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих
установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами
энергетического надзора. Основной задачей государственного энергетического
надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим
состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих
установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в
организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм
собственности.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за
соблюдением организациями санитарно-гигиенических, санитарно
противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом,
ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и
радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим
вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Лица, осуществляющие
надзор, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о
нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.
Государственная противопожарная служба осуществляет контроль
соблюдения правил пожарной безопасности в организациях.
Работники органов при осуществлении надзора независимы от
деятельности инспектируемых организаций и подчиняются только закону.
Федеральные органы надзора разрабатывают и представляют в
правительственные органы, утвержденные ими нормативные правовые акты,
содержащие требования по охране труда.
Взаимодействие государственных органов надзора осуществляется
в порядке, установленном соответствующими правовыми и нормативными актами[5].
Таким образом, мною сделан вывод что, правовой институт
охраны труда состоит из норм, которые создают правовую основу для проведения
мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами
Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных
органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей
работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере
охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
1.3 Организационно-правовая характеристика системы охраны
труда в Российской федерации
Система охраны труда в Российской Федерации.
Система охраны труда создается и управляется государством.
Государственное управление системой охраны труда осуществляется правительством
РФ непосредственно или по его поручению федеральным органам исполнительной
власти по труду. В настоящее время эту функцию выполняет Минздравсоцразвития
России, а ранее – Минтруда России.
В управлении охраной труда также участвуют другие федеральные
органы исполнительной власти (Роструд, Ростехнадзор и тд.). распределение
полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной
власти осуществляется Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым
предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового
регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в
области охраны труда, обязаны согласовать применяемые ими решения в области
охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом
исполнительной власти по труду.
Государственное управление охраной труда на территориях
субъектов РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах
их полномочий.
Службы охраны
труда на локальном уровне
Основным звеном системы охраны труда в нашей стране является
служба охраны труда на локальном уровне.
Вопросы создания и функционирования службы охраны труда у
работодателя регулируются ст. 217 ТК, а также Рекомендациями по организации
работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда
РФ от 08.02.2000 № 14.
Управление охраной труда осуществляется работодателем (в
организации — юридическом лице — руководителем организации, у индивидуального
предпринимателя непосредственно им самим). Для осуществления работы по охране
труда работодатель создает службу охраны труда (далее — Служба).
Служба подчиняется непосредственно руководителю организации,
одному из его заместителей, индивидуальному предпринимателю.
Контроль за деятельностью Службы осуществляет:
Ø руководитель организации, индивидуальный предприниматель[6];
Ø служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии);
Ø орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в
области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда.
Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации,
индивидуальный предприниматель.
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного
структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во
главе с руководителем (начальником) Службы.
Служба охраны труда или должность специалиста по охране труда
создается или вводится у работодателя (организации или индивидуального
предпринимателя):
Ø в обязательном порядке — у каждого работодателя,
осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого
превышает 50 человек;
Ø по решению работодателя с учетом специфики его деятельности —
при численности работников 50 человек и менее.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста
по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с
организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного
специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель —
индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой
уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист,
оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по
гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны
труда, подлежат обязательной аккредитации[7].
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными
(доверенными) лицами по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных
работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей
организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной
власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области
охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда и органами общественного контроля.
Структура службы охраны труда в организации и численность
работников службы
Структура и численность работников Службы определяются
работодателем с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы
охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от
22.01.2001 № 10.
Эти нормативы рекомендуются для применения в организациях
независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и
предназначены:
для определения и обоснования организационной структуры
службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел) и необходимой
численности работников Службы;
Ø установления должностных обязанностей работников Службы;
Ø распределения работы между работниками Службы.
Так, в организациях со среднесписочной численностью до 700
работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и
опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять
отдельные специалисты. В организациях с большей численностью работников функции
службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью
работников три-пять единиц (включая
должность
начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от
шести единиц и более. Нормативная численность работников службы охраны труда в
организации определяется суммированием численности работников по каждому
направлению деятельности по соответствующим таблицам в зависимости:
Ø
от среднесписочной численности работников организации;
Ø
численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с
вредными условиями труда работах;
Ø
количества самостоятельных структурных подразделений.
Международная панорама
В зарубежных странах предусмотрено создание на
предприятиях специальных служб по технике безопасности или назначение
соответствующих специалистов - инженеров по технике безопасности (в ФРГ,
Австрии, Японии - обязательное; в Великобритании, Канаде, Австралии - по
решению работодателя), а также в законодательстве предусматривается создание
служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей. Французское
законодательство предусматривает создание на предприятиях, с числом работающих
свыше 250 человек специальной социальной службы по проблемам труда, целями
которой являются оказание консультативной помощи работникам в решении проблем
психологического рода, координация деятельности работодателя и профсоюза в
решении социальных вопросов, предотвращение производственных стрессов, создание
в организации благоприятного психологического климата.[8]
Права работников службы охраны
труда
Для
выполнения возложенных на них обязанностей работники Службы имеют право: в
любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные,
служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей
компетенции с документами по вопросам охраны труда; предъявлять должностным
лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при
проверках нарушений и контролировать их выполнение; требовать от руководителей
подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению
данного вида работ, не прошедших в установленном порядке медицинского осмотра,
инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных
средств индивидуальной защиты, нарушающих требования охраны труда; направлять
руководителю организации предложения о привлечении к ответственности
должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
Комитеты [комиссии] по охране
труда
В
организациях по инициативе руководителя и (или) по инициативе работников либо
их представительного органа могут создаваться комитеты (комиссии) по охране
труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей,
профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Комитет
(комиссия) по охране труда организует:
Ø
совместные действия руководителя и работников по обеспечению
требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний;
Ø
проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах;
Ø
информирование работников о результатах указанных проверок;
Ø
сбор предложений к разделу коллективного договора
(соглашения) об охране труда.
Международная
панорама
Законодательством многих зарубежных стран (Бельгия,
Франция и др.) предусмотрено формирование органов, аналогичных отечественному
комитету (комиссии) по охране труда. Таковыми являются создаваемые на крупных и
средних предприятиях комитеты по технике безопасности и производственной
санитарии, выполняющие консультативные функции и формируемые на двусторонней
основе из представителей работодателя и работников. Члены этих комитетов имеют
ряд гарантий для успешного осуществления своей деятельности: норматив оплачиваемых часов для
выполнения своих функций, защиту от произвольных увольнений и пр. В Швеции
предусмотрены выборы делегатов по безопасности труда, которые представляют
интересы работников по вопросам охраны труда и ведут соответствующую работу по
ее обеспечению на рабочих местах. Делегаты даже имеют право приостанавливать до
решения государственного инспектора труда те производственные операции, которые
создают реальную угрозу жизни и здоровью работника.[9]
Инструктажи
по охране труда
Все
работники, в том числе руководители организации, а так же работодатели –
индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и
проверки знания требований охраны труда. Одним из важных мероприятий этого
обучения является проведение инструктажей по охране труда. Вопросы их
проведения регулируются Порядком обучения по охране труда и проверки знаний
требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением
Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
Для всех
принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую
работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, который
должен включать в себя: ознакомление работников с имеющимися опасными или
вредными производственными факторами;
Ø
изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах, инструкциях
по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
Ø
применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Проведение
всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения
инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске[10] на
производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи
инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Инструктажи
подразделяются на:
·
вводный,
·
первичный на рабочем месте,
·
повторный, внеплановый,
·
целевой.
Вводный
инструктаж проходят:
Ø
все принимаемые на работу лица;
Ø
командированные в организацию работники;
Ø
работники сторонних организаций, выполняющие работы на
выделенном участке;
Ø
обучающиеся в образовательных учреждениях соответствующих
уровней, проходящие в организации производственную практику;
Ø
другие лица, участвующие в производственной деятельности
организации.
Первичный
инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы
преимущественно для работников, связанных с эксплуатацией, обслуживанием,
испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием
электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и
материалов.
Повторный
инструктаж проходят все работники, прошедшие первичный инструктаж, не реже одного
раза в шесть месяцев по программам первичного инструктажа.
Внеплановый
инструктаж проводится:
ü при введении
в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых
актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
ü
изменении технологических процессов, замене или модернизации
оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на
безопасность труда;
ü нарушении
работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу
наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и
т.п.);
ü по требованию
должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
ü при перерывах
в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных
дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|