МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Финансы и кредит

    При металлическом обращении количество денег в нем регулировалось стихийно, так как при сокращении потребности в деньгах излишние деньги (золотые монеты) уходили из обращения в сокровище, при увеличении–в обращение из сокровища. В результате, количество денег в обращении всегда поддерживалось на необходимом уровне. Аналогично исключено и излишнее количество банкнот, свободно размениваемых на металл (золото и серебро).

    При бумажно-денежном обращении, когда деньги лишь представляют металл (золото, серебро), должно осуществляться постоянное регулирование количества денег в обращении, чтобы номинальная стоимость выпущенных денег соответствовала символически представленному металлу (золото, серебро), то есть стоимость, представляемая каждой бумажно-денежной единицей, соответствует стоимости того количества золота, которое необходимо для обращения, деленной на количество находящихся в обращении бумажных денег. В противном случае, переполнение сферы денежного обращения излишними денежными знаками приводит к их обесценению.

    Впервые закон денежного обращения был представлен в работах К. Маркса в следующем виде: количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных денежных единиц.

    Количество

    денег

    Сумма цен реализуемых товаров Сумма цен товаров, проданных в кредит + Сумма платежей по обязательствам Сумма взаимопогаша-ющихся платежей
    в обращении

    Среднее число оборотов денег

    как средства обращения и средства платежа

    В современной экономической науке закон денежного обращения рассматривался кейнсианской и монетаристской школами в рамках механизма влияния количества денег на номинальный ВНП.

    Кейнсианцы считали, что количество денег влияет на величину процентной ставки, которая посредством изменения инвестиционного спроса воздействует на номинальный ВНП. Монетаристы считали, что количество денег непосредственно влияет на номинальный ВНП и предложили уравнение обмена:

    M´V=P´Q,

    в котором количество денег в обращении с учетом скорости обращения денег определяет количество и цену произведенных товаров, то есть определяет совокупный объем обернувшихся денежных средств.

    Таким образом, согласно закону денежного обращения, количество денег, необходимых для обращения, находится в прямой зависимости от изменения количества обращающихся товаров и оказываемых услуг и уровня цен на них, в обратной зависимости–от скорости обращения денег, степени развития кредита и безналичных расчетов.

    7. Методы государственного регулирования денежного оборота

    Государственное регулирование денежного оборота представляет собой одну из важнейших задач государственной экономической политики.

    В специальной и учебной литературе можно выделить две группы методов:

    1.Стабилизация денежного обращения;

    2.Банковское регулирование.

    Стабилизация денежного обращения

    Стабилизация денежного обращения призвана устранить или уменьшить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы. Среди методов государственного регулирования денежного обращения можно выделить следующие:

    1.Деноминация;

    2.Девальвация;

    3.Реставрация (ревальвация);

    4.Нуллификация (денежная реформа).

    Деноминация

    Деноминация–изменение (уменьшение) номинальной стоимости эмитируемых денег и установление обменного соотношения между наименования новой и прежней денежной единицами.

    Деноминация не приводит к существенному преобразованию денежной системы и фактически сводится к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, так как облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы.

    Девальвация

    Девальвация–снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны–официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания (золотовалютных резервов эмиссионного банка).

    Проведение девальвации сопровождается рядом последствий, в том числе:

    -  повышение экспортной заинтересованности и ухудшение условий импорта;

    -  рост цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам;

    -  снижение ценности сбережений и накоплений в национальной валюте;

    Девальвация изменяет соотношение уровней цен на внутреннем и зарубежных рынках, состояние торгового и платежного балансов, что позволяет стабилизировать денежное обращение через механизм рыночных цен, стерилизацию "излишней" денежной массы на валютном рынке и, как следствие, приведение в соответствие цен, денежной массы и золотовалютных резервов эмиссионного банка.

    Реставрация (ревальвация)

    Реставрация–восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны–официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания (золотовалютных резервов эмиссионного банка)

    По своему экономическому содержанию реставрация обратный девальвации процесс, который приводит к иным последствиям:

    -  повышение импортной заинтересованности и ухудшение условий экспорта;

    -  стабилизация и, возможно, снижение цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам;

    -  повышение ценности сбережений и накоплений в национальной валюте;

    Реставрация также действует на денежное обращение посредством изменения соотношения уровней цен на внутреннем и зарубежных рынках и состояние торгового и платежного балансов.

    Необходимо отметить, что как деноминация, девальвация и реставрация устраняют некоторые отрицательные последствия, сложившиеся в денежной сфере, но не приводят к долговременным улучшениям.

    Нуллификация (денежная реформа)

    Нуллификация–объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты с изыманием из обращения выпущенных ранее денег.

    В отличие от перечисленных выше методов стабилизации денежного обращения, нуллификация представляет собой радикальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению новой устойчивой денежной единицы, изменение ее золотого содержания.

    Нуллификация осуществляется в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны.

    Содержание и исторический опыт проведения нуллификации позволяют выделить следующие предпосылки ее успешного осуществления:

    -  увеличение объема внутреннего предложения товаров и ограничение возможности роста цен;

    -  бездефицитность бюджета;

    -  наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты.

    Проведение нуллификации не может гарантировать сохранение устойчивости новой денежной единицы в будущем.

    Банковское регулирование

    Под банковским регулированием понимается система мер, с помощью которых государство через Центральный банк занимается обеспечением устойчивого денежного оборота, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях регулирование денежного оборота сводится прежде всего к надзору за операциями банковской системы в интересах стабильности всей экономики.

    Предпосылки развития банковского регулирования в промышленно-развитых странах значительно укрепились в 80-х гг. XX века, когда монетаристская теория стала определять выбор и применение финансовых инструментов государственной экономической политики, тем более, что определенное замедление процесса внутреннего накопления, ограниченные возможности мобилизации необходимых средств на рынке капиталов, интернационализация капитала усилили влияние денежного оборота на хозяйственное развитие в общемировом масштабе.

    Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о Центральном банке и общий банковский закон.

    В конечном итоге вся деятельность Центрального банка, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство должны создавать условия для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций и различного рода злоупотреблений.

    Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимизацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства.

    Инструментарий денежно–кредитной политики промышленно-развитых стран и стран с переходной экономикой довольно широк и может быть сгруппирован следующим образом:

    Инструменты прямого воздействия:

    1. Банковский надзор–различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;

    2. Контроль за рынком капиталов–порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;

    3. Допуск к рынкам–регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;

    4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое "замораживание" процентных ставок;

    5. Норма обязательных резервов–часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;

    6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

    7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

    Инструменты косвенного воздействия:

    1. Официальная учетная ставка–ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

    2. Операции на "открытом рынке"–операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);

    3. Моральное воздействие–рекомендации, заявления, собеседования играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

    4. Валютные интервенции–купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

    5. Управление государственным долгом–эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;

    6. Таргетирование–установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

    8. Эмиссия денег и организация эмиссионных операций

    Возможность свободного перемещения денег между частями денежного оборота требует наличия системы вовлечения новых денег в хозяйственный оборот.

    Выпуск денег в оборот происходит посредством создания государством или системой коммерческих банков бумажных или кредитных денег. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

    Особым способом выпуска денег в оборот является эмиссия–выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

    Главная цель эмиссии безналичных денег – удовлетворение дополнительной потребности хозяйствующих субъектов в оборотных средствах.

    Существует эмиссия безналичных денег и эмиссия наличных денег (эмиссия денег в обращение).

    Эмиссия безналичных денег – первична, так как до появления наличных денег в обороте указанная операция должна быть отражена в виде записей на соответствующих счетах коммерческих банков.

    В условиях административно–распределительной экономики любую эмиссию, как правило, осуществляет Государственный банк. В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется: эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков, а эмиссия наличных денег – государственным центральным банком.

    Эмиссия безналичных денег

    Потребность в новых безналичных деньгах обеспечивается системой коммерческих банков и Центральным банком посредством выпуска кредитных денег.

    В случае экономического роста или в связи с инфляцией будет постоянно возникать дополнительная потребность экономики в деньгах, поэтому возникает объективная необходимость реализации механизма эмиссии безналичных денег.

    Эмиссия наличных денег (эмиссия денег в обращение)

    Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит центральному банку.

    В рамках административно–распределительной системы величина эмиссии определялась на основании единых народнохозяйственных планов и служила объектом директивного планирования государством.

    В условиях рыночной экономической системы величина эмиссии определяется центральным банком самостоятельно на основе макроэкономических прогнозов, стратегических направлений развития экономики, бюджетного планирования, прогнозов кассовых оборотов коммерческих банков, мировой конъюнктурой и тому подобное. Кроме определения оптимальной величины эмиссии денег в обращение, необходимо спрогнозировать ее распределение по отдельным регионам страны.

    Важнейшей особенностью эмиссии денег в обращение является ее децентрализованный характер, что связано, во-первых, с непостоянной, быстро меняющейся потребностью коммерческих банков в наличных деньгах; во-вторых, с существенными сложностями и значительными временными лагами, возникающими при перевозке наличных денег (купюры и размен), что значительно увеличивает издержки обращения.

    Организация эмиссии денег в обращение в России

    Эмиссию наличных денег проводят Банк России и его расчетно-кассовые центры (РКЦ), расположенные в различных регионах страны и выполняющие расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков и государственных учреждений. Для эмиссии наличных денег в РКЦ открываются резервные фонды и оборотные кассы.

    В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом. Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России.

    В оборотной кассе приходуются и выдаются наличные деньги, то есть деньги пребывают в постоянном движении и считаются деньгами, находящимися в обращении. РКЦ обязаны выдавать коммерческим банкам наличные деньги в пределах остатка свободных средств на корреспондентских счетах, открытых в РКЦ.

    В процессе обслуживания коммерческих банков могут возникать следующие ситуации:

    1.  Если сумма поступлений наличных денег от коммерческих банков в оборотную кассу РКЦ превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения и переводятся из оборотной кассы в резервный фонд, то есть происходит эмиссия безналичных денег при уменьшении количества наличных денег в обращении;

    2.  Если сумма выдачи наличных денег коммерческим банкам из оборотной кассы РКЦ превышает сумму поступлений наличных денег, то на основе разрешения управления Центрального банка РФ наличные деньги переводятся из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ, то есть происходит эмиссия денег в обращение при уменьшении количества безналичных денег.

    При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, что не изменит совокупной величины денег в обращении. Данные о фактически проведенной эмиссии располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.

    Таким образом, наличные деньги трансформируются из безналичных денег без изменения величины денежной массы, которая была создана системой коммерческих банков в результате действия механизма банковского мультипликатора.

    Налично-денежный оборот. Денежное обращение

    Налично-денежный оборот–это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме (банкноты, казначейские билеты, разменной монета) за определенный период времени.

    В большинстве стран вне зависимости от модели экономики налично-денежный оборот составляет меньшую часть, но имеет большое значение, так как в этот оборот включены процессы получения и расходования большей части денежных доходов населения.

    Анализ каналов движения показывает, что население взаимодействует с банками, финансовыми институтами различного назначения, предприятиями и организациями, а также между собой по следующим основаниям:

    -  оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

    -  выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещении по договорам страхования;

    -  выдача кредитными организациями потребительских кредитов;

    -  внесение денег во вклады и получение по вкладам;

    -  оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

    -  расчеты с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

    -  платежи за жилищные и коммунальные услуги, подписка на периодическую печать;

    -  уплата налогов, сборов, штрафов.

    Налично-денежный оборот организуется государством в лице центрального (эмиссионного) банка. Основные принципы организации налично-денежного оборота указываются в специальном документе, регламентирующем порядок, правила и условия осуществления налично-денежного оборота на территории государства.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.