МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Национальный банк Украины и его функции

    Таким образом, осуществляемые НБУ кредитные операции играют подчиненную роль по отношению к организации платежного механизма и денежного обращения страны: они призваны обеспечить наличие останка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в сумме, достаточной для бесперебойного функционирования межбанковской системы и удовлетворения потребностей в оборота наличных денег.

    Кредиты НБУ - основной источник государственного внутреннего долга ценными бумагами не позволяет характеризировать операции НБУ по его кредитованию как рефинансирование: НБУ кредитирует правительство непосредственно и здесь отсуствуют отношения возмещения коммерческими банками средств, вложенных в государственные ценные бумаги. Непосредственная выдача ссуд характерна и для отношений НБУ с коммерческими банками. Установленный НБУ порядок проведения банковских операций предусматривает рефинансирование коммерческих банков учереждениями НБУ в форме переучета и перезаклада векселей. Однако в настоящее время операции с векселями еще не получили распостранение. Определение кредитных операций НБУ как рефинансирование - дань традициям банковского дела.

    Операции НБУ по рефинансированию имеют, как правило целевой характер. Выдача ссуд коммерческими банками посредством аукционов практиковалась лишь в порядке эксперимента. Кредиты выдаются на строго определенные цели, конкретным банкам для адресной выдачи соответствующим хозорганам. В составе рефинансированныйх средств на начало 1994 г. 92 % составляли кредиты банку “Украина” для выдачи заготовительным организациям и сельскохозяйственным производителям. В течение 1992-1993 гг. Значительные суммы средств НБУ предоставил  коммерческим банкам для программ конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Эти кредиты являются долгосрочными. В целом же по банковской системе Украины преобладают краткосрочные ссуды: по состоянию на 1 января 1994 г. это 97,3 % всех кредитов, предоставленных предприятиям и гражданам.

    Механизмы и размеры рефинансирования Национальным банком Украины коммерческих банков в 1999 году и мае 1999 года.

    Показатели

    1999 май 1999

    Выпущено в обращение платежных средств для рефинансирования

    коммерческих банков всего:

    100 100
    В том чмсле за :
    n  аукционное кредитирование - -
    n  ломбардное кредитирование 15,3 -
    n  операции РЕПО 21,2 -
    n  другие механизмы 63,5 100

    Особый характер имеют отношения НБУ со Сберегательным банком Украины. Согласно Закону “О банках и банковской деятельности” средства, привлеченные сберегательным банком, передаются за плату НБУ. В конце 1993 г. сумма этих средств слставляла около 600 млрд. Крб. Очевидно, изъятие у Сберегательного банка средств не используются для выдачи ссуд НБУ, что противоречит эмиссионной прирорде осуществляемым им кредитных операций. Изъятие этих средств - одна из форм регулирования объема совокупной денежной массы.

    Непосредственное кредитирование предприятий НБУ ограничено. Кредит выдается хозяйствующим субъектам, обеспечивающими деятельность НБУ (включая создание материально-технической базы для выпуска собстенной валюты). Практикуется выдача ссуд сотрудникам НБУ из средств фонда материального поощрения.

    6.    Надзор за деятельностью коммерческих банков

     

    Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств на территории Украины. Он направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деяльности коммерческих банков. Содержание надзора определяется полномочиями, установленными Законом Украины “О банках и банковской деятельности”.

    Система надзора направлена на сокращение внешних и внутренних банковских рисков.

    К внешним рискам относятся:

    ·     риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих обязательств перед клиентами)

    ·     валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях открытой валютной позиции)

    ·     риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой по кредитам НБУ, в условиях фиксированной процентной ставки по предоставленным кредитам)

    ·     риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка).

    К  внутренним рискам отнесены коммерческие, связанные с человеческим фактором риски (квалификация персонала, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы), а также операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи.

    На снижение внутренних рисков направлены процедуры регистрации банков, лицензирования,  аудиторских проверок, икспентирования деятельности коммерческого банка сотрудниками НБУ.

    Функцию надзора осуществляет Управление по банковскому надзору НБУ . Операции по надзору выполняют региональные управления НБУ в соответствии с доведенной им программой, отдельными задачами Управления по банковскому надзору.

    Коммерческие банки обязаны ежемесячно представлять НБУ следующую отчетную информацию:

    ·     баланс с приложением расчета экономических нормативов

    ·     отчет о кредитном портфеле

    ·     отчет о портфеле ценных бумаг

    ·     отчет о валюте и валютной позиции

    ·     отчет о риске процентной ставки

    ·     отчет о предоставлении и погпшении родственными лицами кредита банка

    Кроме того, коммерческий банк обязан не позже 5 дней после оформления выводов месячной или годовой проверки предоставить НБУ отчет о работе внешнего аудита, а на следующий день после оформления соответствующего кредитного договора - отчет о “больших” кредитах. Управление банковского надзора также вправе потребовать от банка предоставление любой другой информации, необходимой для выполнения его обязанностей, даже если она отнесена к банковской служебной или коммерческой тайне. Однако полученная информация не может быть разглашена  без согласия коммерческого банка.

    Работа по банковскому надзору дифферинцирована по трем основным направлениям: общий надзор, интенсивный надзор и надзор высокой степени.

    Общий надзор распространяется на стабильно работающие банки, которые финансово устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего законодательства и указания НБУ, имеют хорошую деловую репутацию. Его осуществляют региональные управления НБУ. Общий надзор состоит в контроле за соблюдением экономических нормативов и проверке других отчетов, предоставляемых банками. Информация о выявленых нарушениях направляется Правлению НБУ для принятия соответствующих решений.

    Интенсивный надзор распостраняется на банки, которые периодически нарушают экономические нормативы, а также допускают другие незначительные нарушения, не отличаются финансовой стабильностью.

    Надзор высокой степени применяется в отношении банков, которые систематически ( т.е. два или более раза ) нарушают экономические нормативы и допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое состояние.

    Принимая решение о применении интенсивного надзора и надзора высокой степени, Управление банковского надзора НБУ проводит инспектирование банков, их отделений, филиалов и представительств, направленнное на выявление причин нарушений и недостатков в работе банка. Инспекторы НБУ проверяют законность выполняемых операций, деятельность внутреннего и внешнего аудита, состояние учета, достоверность отчетов, учередительских и других документов. По итогам инспектирования руководству банка направляется информация, в которой указываются причины выявленных недостатков, оцениваются финансовое состояние банка, его возможности и пути выхода из сложившейся ситуации. Требования НБУ обязательны к исполнению.

    7.         Кассовое исполнение бюджета

    До 1 июля 1993 г. в Украине действовал порядок кассового исполнения сложившийся в бывшем СССР. Он включал две схемы финансирования расходов:

    ·     исполнение местных  (сельских, поселковых, районых, городских и обласных ) бюджетов осуществлялось в пределах реально поступивших доходов

    ·     исполнение государственного бюджета Украины основывалось на принципе авансирования расходов на кредитной основе

    Новый порядок исключил автоматизм кредитования бюджета. Финансирование начало осуществляться в пределах реально поступивших доходов, а также полученных кредитов банков. Государственный бюджет Украины начал выполняться по схеме, аналогичной местным бюджетам.

    Учреждения коммерческих банков по местонахождению соответствующих районных и городских финансовых отделов открывают доходные счета государственного бюджета. Плательщики налогов и сборов перечисляют средства непосредственно государственному или местным бюджетам. Средства по доходам, подлежащим разделению между государственными и местными бюджетами (налог на добавленную стоимость, на доходы, на акцизный сбор, подоходный налог с граждан), ссответствующая доля средств перечисляется на доходный счет госбюджета. Ежедневно в начале дня остаток доходного счета перечисляется коммерческим банком по телеграфу региональному управлению НБУ. Управление НБУ с целью оперативного контроля ведет доходные счета госбюджета в разрезе филиалов коммерческих банков, где открыты доходные счета. Посредством системы электронных  платежей поступившие от коммерческих банков средства по доходам бюджета ежедневно перечисляются операционному управлению НБУ в Киеве.

    На основании полученной выписки со счета управления кассового исполнения бюджета Минфина Украина представляет ОПЕРУ Национального банка платежные поручения для перечисления средств на текущие пассивные счета министерств и ведомств (главных распорядителей ассигнований). С этих счетов на основании поручений министерств и ведомств средства перечисляются на текущие бюджетные счета учереждений, предприятий и организаций, финансируемых из госбюджета. Перечисление бюджетных средств на их расчетные средства не допускается. Бюджетные ассигонования, направляемые на финансирование капитальных вложений, зачисляются на отдельные счета.

    В отношении выплат пенсионерам Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины сохранился порядок последующего возмещения Минфином Сберегательному банку средств, направляемых на выплату пенсий.

    Указанная схема предполагает постоянное встречное движение доходов и расходов “по вертикали”, что резко снижает эффективность системы исполнения государственного бюджета: значительные суммы средств (по состоянию на 1 ноября 1993 года, например, более 8% суммы расходов бюджета) находятся “ в пути”. Преодолеть этот недостаток позволяет переход к системе “горизонтального” финансирования расходов государственного бюджета, реализацию которого призвано обеспечить создаваемое Казначейство Министерства Финансов Украины.

    8.         Регулирование норм обязательных резервов

     

    Проведение политики обязательных резервов является одним из инструментов, активно используемых НБУ для контроля за деятельностью коммерческих банков и осуществления денежно-кредитного регулирования. Обязательные резервы - это беспроцентные вклады коммерческих банков в НБУ, размер которых устанавливается в определенном соотношении к банковским обязательствам.

    Требования к резервам могут распостраняться либо на все банковские депозиты (вклады) и пассивы, полученные из других источников, либо только на отдельные типы банковских обязательств.

    Размер обязательных резервов устанавливают в соответствии с Законом Украины “О банках и банковской деятельности”.

    Законом определено право НБУ самостоятельно устанавливать нормы (ставки) обязательных резервов и типы обязательств банка, на которые они распостраняются. В странах с развитой раночной экономикой, например в США, ФРГ, максимальные нормы обязательных резервов и типы обязательств банков, для которых обязательно образование резервов В рамках законодательно установленных пределов и в зависимости от экономической ситуации центральные банки могут устанавливать разные нормы резервирования.

    Опыт развития государственного регулирования банковской системы в странах с рыночной экономикой показывает, что исторически первоначально использование центральными банками инструмента обязательных (минимальных) резервов преследовало цель обеспечить вклады клиентов в коммерческих банках ликвидными резервами и таким путем защитить интересов вкладчиков.

    В современных условиях политика обязательных резервов, проводимая центральными банками, имеет двойственное назначение:

    ·     поддерживает устойчивую ликвидность коммерческих банков

    ·     является инструментом регулирования объема денежной массы

    Применение механизма обязательных резервов позволяет центральному банку непосредственно влиять на количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Повышение процентных ставок по обязательным резервам увеличивает размеры беспроцентных вкладов коммерческих банков в центральном банке, что непосредственно сокращает размеры вкладов и других привлеченных средств, которые коммерческие банки могут использовать для предоставления ссуд. При этом, независимо от размера обязательных резервов, банки обязаны выплачивать проценты по всем вкладам.

    Коммерческие банки и филиалы обязательные резервы хранят на корреспондентских (субкорреспондентских ) счетах, открытых в расчетно-кассовых центах НБУ. Их задачей является поддержание остатка средств на корреспондентском счете (субсчете) не ниже нормативной величины обязательных резервов. Сумма остатков средств, превышающая нормативную величину обязательных резервов, образует вторичные резервы коммерческого банка.

    Расчет нормативной (обязательной) величины минимальных резервов коммерческие банки осуществляют трижды в месяц за каждую декаду, не позднее 3-го, 13-го и 23-го числа ежемесячно. При этом расчетные и эксплутационные периоды для формирования минимальных резервов совпадают.

    9.    Регулирование ликвидности коммерческих банков

     

    Обеспеспечение финансовой стабильности банков - неободимое условие эффективного функционирования экономики. Банк, как коммерческое предприятие, заинтересован в наиболее прибыльном вложении имеющихся кредитных ресурсов. Стремление к максимилизации прибыли обуславливает вложение средств в операции, имеющие повышенную степень риска. Решению дилеммы “надежность - прибыльность” подчинено регулирование ликвидности коммерческих банков. Под ликвидностью банка понимается его способность выполнять обязательства перед клиентами.

    Законодательством Украины регулирование ликвидности коммерчесских банков возложено на НБУ с применением методом экономического и административного воздействия.

    Согласно законодательству в своей деятельности коммерческие банки должны соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые НБУ. К этим нормативам относятся следующие показатели:

    ·     минимальный размер уставного фонда

    ·     достаточность капитала

    ·     ликвидность баланса

    ·     максимальный размер риска на одного заемщика

    ·     минимальный размер резервовъ

    ·     минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в НБУ

    Порядок расчета нормативов, сроки предоставления отчетности об их вполнении и санкции за несоблюдение устанавливаются НБУю

    Для оценивания ликвидности коммерческих банков НБУ использует такие показатели:

    Платежеспособность банка определяется по формуле

                                        К1 = ОК/Ар * 100%

    где ОК - общий капитал банка, состоящий из основного и дополнительного капиталов; Ар - активы банка, взвешенные с учетом риска. Минимально допустимое значение коэффициента платежеспособности составляет 8%, что соответствует мировым стандартам уровня достаточности капитала.

    В практике надзора за деятельностью коммерческих банков НБУ широко использует показатели ликвидности баланса:

    ·     текущая ликвидность (К2)

    ·     краткосрочная ликвидность (К3)

    ·     общая ликвидность (К4)

    ·     максимальный размер риска на одного заемщика (К5)

    Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле

                                       К2= ТО/ТА

    где ТО - обязательства банка до востребования, обязательства банка сроком исполнения до 1 месяца, кредиторская задолженность перед клиентами, а также гарантии и поручительства выданные банком со сроком исполнения до 1 месяца; ТА ликвидные активы банка (денежная наличность в кассе банка; остатки драгоценных металов и наличной иностранной валюты; остатки на счетах в НБУ и корреспондентских счетах в других иностранных банках), а также средства, инвестированные в ценные бумаги; другие платежи в пользу банка, кредиты со сроком погашения до 1 месяца.

    Значение показателя К2 не должно превышать 1,0.

    Соотношение сумм краткосрочных обязательств банка и краткосрочных активов расчитывается следующим образом:

                                                   К3=  КО/КА

    где КО - обязательства до востребования, обязательства со сроком исполнения до 3 месяцев, кредиторская задолженность по прочимплатежам; гарантии и поручительства сроком исполнения до 3 месяцев; КА - ликвидные ак тивы; средства, инвестированные в ценные бумаги; кредиты сроком погашения до 3 месяцев; другие платежи в пользу банка

    Значение норматива К3 устанавливается также не выше 1,0.

    Норматив общей ликвидности отражает соотношение совокупных обязательств банка и общей суммы активов и определяется по формуле

                                                   К4  = CО/ОА

    где СО - общая совокупность всех обязательств банка; ОА - общий размер активов банка.

    Значение норматива не должно превышать 0,95.

    Показатель максимального размера риска на одного заемщика определяется по формуле

                                                   К5 = ОД/СК

    где ОД - совокупная задолженность по ссудам одного заемщика и 50 % суммы внебалансовых обязательств, выданных в отношении этого заемщика (обязательства должника); СК - собственный капитал банка.

    Значение норматива К5 не должно превышать 0,4.

    Соблюдение показателей ликвидности баланса контролируется помесячно. Контроль осуществляется региональными управлениями на основании балансов, расшифровок отдельных статей баланса и расчетов экономических нормативов, предоставленных коммерческими банками. К банкам-нарушителям применяются и другие санкции, предусмотренные действующим законодательством.

    Список использованной литературы:

    1.         «Вісник Національного банку України», № 8 (42), август 1999 года

    2.         Иванов В.М., «Деньги и кредит» - Киев 1999

    3.         Закон Украины «О Национальном банке Украины»

    4.         «Вісник Національного банку України», № 5 (40), май 1999 года

                                                               

     


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.