Реферат: Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса
·
создание на базе объединений малых предприятий и элементов инфраструктуры
отраслевых и межрегиональных финансово-промышленных образований;
·
организацию взаимодействия объектов инфраструктуры финансовой
поддержки малого предпринимательства с другими участниками фондового рынка с
целью увеличения капитализации субъектов малого предпринимательства, повышения
их инвестиционной привлекательности:
·
развитие сотрудничества с коммерческими банками в рамках гарантийных
механизмов и схем совместного кредитования;
·
организацию взаимодействия с небанковскими инвесторами в реализации
проектов, ориентированных на малое предпринимательство (лизинг, фран
чайзинг и др.).
Для решения этих задач необходимо
осуществить комплекс мероприятий, в том числе; принять соответствующие
нормативно-правовые акты; провести аналитическую работу и научные исследования,
связанные с финансовыми проблемами субъектов малого предпринимательства,
организовать обучение и повышение квалификации оценщиков, инвестиционных
консультантов и финансовых менеджеров, продолжить создание объектов
инфраструктуры финансово-кредитной поддержки, организовать информационное
обеспечение малых предприятий о возможностях предоставления финансовой
поддержки из различных источников, пропагандировать опыт успешной реализации
инвестиционных проектов развития малых предприятий с использованием механизмов
государственной поддержки, обеспечить привлечение иностранных инвестиций и
кредитов в сферу малого предпринимательства.
Диаграмма 2
Структура заемщиков кредита ЕБРР
В 1998 году Екатеринбургское
представительство БРР осуществляет Программу кредитования малого и среднего
бизнеса с пятью свердловскими банками-партнерами: Екатеринбургским банком
Сбербанка РФ, ОАО «Уралпромстройбанком», Уральским отделением «Мосбизнесбанка»,
Екатеринбургским филиалом «Инкомбанка», АКБ «Золото-Платина-Банком». Текущий
портфель ЕБРР по программам кредитования малого и среднего бизнеса по состоянию
на 1 января 1998 года составил 775 кредитов на общую сумму 9 млн. долларов.
Размер кредита от 10 до 125 тыс. долларов на срок от 2 до 24 месяцев под 17-24%
годовых в валюте.
Следует отметить, что 1987 год
отличает наибольшая активность иностранных инвесторов.
Таблица 5
Накопленные вложения стран-инвесторов в Российскую экономику на
01.01.98
Ñòðàíû |
Âàëþòíûå
èíâåñòèöèè,
òûñ. äîëë. |
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, % |
Âñåãî ðóá.
èíâåñòèöèé,
ìëí. ðóá. |
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, % |
1. ÑØÀ |
5 240 094 |
25,8 |
1 702 827 |
9,1 |
2. Øâåéöàðèÿ |
3 185 986 |
15,7 |
588 681 |
3,2 |
3.
Íèäåðëàíäû |
2 992 597 |
14,7 |
1 409 427 |
7,6 |
4.Âåëèêîáðèòàíèÿ |
2 615 352 |
12,9 |
1 508 270 |
8,1 |
5.
Ãåðìàíèÿ |
1 750 382 |
8,5 |
1 446 998 |
7,8 |
6.
Èòàëèÿ |
564 216 |
2,8 |
- |
- |
7. Êèïð |
555 507 |
2,7 |
4 373 741 |
23,5 |
8.
Àâñòðèÿ |
505 408 |
2,5 |
1 136 845 |
6,1 |
9.
Øâåöèÿ |
372 402 |
1,8 |
- |
- |
10. Ëèõòåíøòåéí |
268 729 |
1,3 |
1 788 026 |
9,6 |
11. Ôðàíöèÿ |
266 337 |
1,3 |
- |
- |
12. Áåëüãèÿ |
261 663 |
1,3 |
- |
- |
13.
ßïîíèÿ |
230 339 |
1,1 |
- |
- |
Ïðî÷èå |
1 546 616 |
7,6 |
2 416 639 |
13,0 |
Наиболее активными инвесторами
средств в экономику России являются: США, Швейцария, Нидерланды.
Таблица 6
Инвестиции в регионы РФ на 01.01.98
Ðåãèîíû |
Âàëþòíûå
èíâåñòèöèè,
òûñ. äîëë. |
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, % |
Âñåãî ðóá.
èíâåñòèöèé,
ìëí. ðóá. |
Äîëÿ â
îáùåì
îáúåìå, % |
1.
Ìîñêâà |
4006038 |
46,1 |
10375252 |
73,6 |
2.
Ñàíêò-Ïåòåðáóðã |
671590 |
7,7 |
400762 |
2,8 |
3.
Ìîñêîâñêàÿ
îáë. |
659612 |
7.6 |
- |
- |
4.Òþìåíñêàÿ
îáë. |
381542 |
4.4 |
147699 |
1.0 |
5.
Ìàãàäàíñêàÿ
îáë. |
225173 |
2.6 |
- |
- |
6.
Ðåñïóáëèêà
Êîìè |
195540 |
2.2 |
- |
- |
7.
Ñàõàëèíñêàÿ
îáë. |
183534 |
2.1 |
- |
- |
8.
Ñàìàðñêàÿ
îáë. |
166743 |
1.9 |
- |
- |
9.
Õàáàðîâñêèé
êðàé |
153708 |
1.8 |
- |
- |
10. Ðåñïóáëèêà
Òàòàðñòàí |
152340 |
1.8 |
- |
- |
11.
Êðàñíîäàðñêèé
êðàé |
139039 |
1.6 |
- |
- |
12.
Ïðèìîðñêèé
êðàé |
121704 |
1.4 |
440435 |
3.1 |
13.
Ëåíèíãðàäñêàÿ
îáë. |
114758 |
1.3 |
347399 |
2.5 |
14.
Íèæåãîðîäñêàÿ
îáë. |
103414 |
1.2 |
173866 |
1.2 |
15. Ïåðìñêàÿ
îáë. |
98366 |
1.1 |
- |
- |
16.
Âîëãîãðàäñêàÿ
îáë. |
91588 |
1.1 |
- |
- |
Ïðî÷èå |
1226460 |
14.1 |
783021 |
5.6 |
Таким образом, иностранные
инвестиции направляются главным образом в регионы с развитой инфраструктурой,
богатые природными ресурсами, промышленно развитые, а также в регионы, расположенные
близко к потенциальным инвесторам. Половина прямых валютных вложений была
направлена в промышленность.
В промышленном секторе наиболее
привлекательными для прямых иностранных инвесторов являются пищевая и топливная
отрасли (36% и 21% валютных вложений соответственно). Деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная
металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность занимают с 3-го по
аб6-ое место соответственно. Вложения в остальные отрасли составляют менее 2%.
Анализ зарубежных инвестиций
показывает, что около 95% финансовых кредитов приходится на предприятия,
находящиеся на территории 10 регионов (Москва, Самарская, Архангельская,
Тюменская области, Красноярский край и т.д.). Те же регионы, где отсутствуют
предприятия сырьевых отраслей и естественных монополистов, остаются для
иностранного капитала пока малопривлекательными.
Наиболее распространенной формой
кредитования российский фирм иностранными частными и тем более государственными
финансовыми структурами является кредитование под гарантии субъектов Федерации
или местных органов власти. Стремление получить такие гарантии в нынешней
экономической ситуации безусловно оправдано.
Заканчивая первую главу, следует
подвести итог.
В развитых рыночных странах
60-70% населения занято в малом бизнесе, который является демпфером между
беднейшими слоями и олигархическим капиталом.
В России и Свердловской области
ситуация противоположная: 80% занятых работают на крупных и средних
предприятиях, а динамика развития малого бизнеса за последние два года
замедлилась. Причем, складывается парадоксальное положение: усиливается
декларирование поддержки и оценки важной роли малого предпринимательства,
включая самые высокие государственные инстанции, а реальных механизмов и мер по
предоставлению свободы развития нет.
Из года в год повторяется одна и
та же ошибка: вместо рекомендованного Президентом РФ выделения средств на
развитие малого предпринимательства в размере 0,5% доходной части бюджета,
фактически на эти цели направляется в несколько раз меньше и вся политика в
отношении населения сводится к пособиям по безработице, социальной помощи
неимущим, борьбе с бедностью социалистическими методами.
Для ускоренного развития малого
бизнеса необходимы определенные условия. Прежде всего это - качественная и
полная законодательная база. В стадии многолетней доработки и согласования
находятся в министерствах РФ и комитетах Государственной Думы РФ проекты
законов о лизинге, лицензировании отдельных видов деятельности, об ипотеке,
обществах взаимного страхования и кредитования, о залоге, таможенном
регулировании, а также нормативные документы по упрощению налогообложения
малых предприятий.
Необходимо предусмотреть
государственные меры по поддержке инвестиционной активности банковской системы
резервирования под кредитные риски, а самим банкам разработать и использовать
эффективные методы определения кредитоспособности заемщиков. Установить
льготное налогообложение доходов банков, полученных ими от инвестиционной
деятельности.
Тем самым повысить
заинтересованность коммерческих банков в работе с реальным сектором экономики.
По итогам 1997 года Сбербанк
России, единственный из коммерческих банков страны, вошел в число двухсот
крупнейших кредитных институтов мира и в первую сотню европейских банков. В
1997 году Сбербанку России исполнилось 156 лет.
За свою более чем полуторавековую
историю Банк прошел сложный путь становления - от открытия первых российских
сберкасс до крупнейшего российского коммерческого банка. Начало его
деятельности положено в 19 веке и включает несколько этапов:
·
30 октября 1841 г. вышел Указ Императора Николая 1 об учреждении
в России сберегательных касс «с целью доставления недостаточным всякого звания
людям средств к сбережению верным и выгодным способом».
·
1842 г. Открылись первые сберкассы в Москве и Санкт-Петербурге.
·
1862 г. Общее управление сберегательными кассами было возложено
на Государственный банк под наблюдением Министерства финансов.
·
1895 г. По инициативе министра финансов С.Ю.Витте принят новый
Устав сберегательных касс. Сберкассы стали именоваться «государственными».
·
1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 января о неприкосновенности
вкладов в сберегательных кассах.
·
1919 г. Декрет СНК РСФСР от 10 апреля о слиянии сберкасс с
Народным банком РСФСР.
·
1922 г. Постановление СНК РСФСР от 26 декабря «Об учреждении государственных
сберегательных касс».
·
1948 г. Утвержден новый Устав государственных трудовых сберегательных
касс.
·
1988 г. Государственные трудовые сберегательные кассы
преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по
обслуживанию населения.
·
1990 г. Российский республиканский банк Сбербанка СССР объявлен
собственностью РСФСР. Сберегательный банк РСФСР преобразован в Акционерный
коммерческий банк.
·
1991 г. На общем собрании акционеров вновь учрежден Акционерный
коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в форме акционерного
общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в
РСФСР» от 2 декабря 1990 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|