Реферат: Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка
Одним из
важнейших этапов кредитования в банке является анализ кредитоспособности
Заемщика.
Для анализа
финансового состояния Заемщика используются данные его баланса (форма 1),
отчета о финансовом состоянии (форма 2) и другие данные.
Все оборотные
активы современного предприятия в нашей стране можно разделить на три класса
/12/:
— денежные средства (I);
— легкореализуемые
требования (II);
— легкореализуемые запасы
товарно-материальных ценностей (III).[45]
В пределах нормативных ограничений, установленных Банком России,
КБ самостоятельно определяет круг будущих заемщиков, виды кредитов, формирует
ссудный портфель и устанавливает процентные ставки исходя из соображений
выгодности. Повышение доходности кредитных операций и снижение риска по ним —
две противоположные цели. Как и во всех сферах финансовой деятельности, где наибольшие
доходы инвесторам приносят операции с повышенным риском, повышенный процент за
кредит является «платой за риск» в банковском деле. При формировании ссудного
портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа —
сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее рискованными
направлениями кредитования (См.: Табл. 2.2).
Таблица 2.2
Элементы кредитной
политики*
Этапы кредитования |
Регламентируемые параметры и процедуры |
Предварительная работа
по предоставлению кредитов
|
·
состав будущих
заемщиков
·
виды кредитования
·
количественные
процедуры кредитования
·
стандарты оценки
кредитоспособности заемщиков
·
стандарты оценки
ссуд
·
процентные ставки
·
методы обеспечения
возвратности кредита
·
контроль за
соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита
|
Оформление кредита |
·
формы документов
·
технологическая
процедура выдачи кредита
·
контроль за
правильностью оформления кредита
|
Управление кредитом |
·
порядок управления
кредитным портфелем
·
контроль за
исполнением кредитных договоров
·
условия продления
или возобновления просроченных кредитов
·
порядок покрытия
убытков
·
контроль за
управлением кредитом
|
* Источник: Лаврушин О.И. Банковское дело. – М.: Прогресс. - 1998.
– С.220.
Одним из обязательных условий снижения кредитного риска является диверсификация
ссудного портфеля. Правила диверсификации предусматривают: выдавать ссуды
различным предприятиям из различных отраслей экономики меньшими суммами на
более короткий срок и большему числу заемщиков. Как дополнительное условие
снижения риска должна применяться диверсификация обеспечения возврата кредитов
на основе сочетания различных способов обеспечения возврата ссуд — залога,
гарантий, поручительства, страхования. Соблюдение этих правил позволят
компенсировать возможные потери по одним кредитным сделкам выгодами от других.
Кредитный
портфель банка служит главным источником его доходов и одновременно — главным
источником риска при размещении активов. От структуры и качества кредитного
портфеля в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация,
финансовые результаты. Кредитные работники и высшие служащие внимательно
анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов
в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд,
требующих вмешательства со стороны банка.[46]
Целью
кредитного мониторинга является контроль за качеством кредитного портфеля,
проведение независимой экспертизы, своевременное выявление отклонений от
принятых стандартов и целей кредитной политики банка.
Контроль за
ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего
процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье
заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и
проведении аудиторских проверок.
Для этой цели
в ЗАО КБ «Пятигорск» ведется кредитный архив, который является базой кредитного
мониторинга. Там сосредоточена вся необходимая документация — финансовые
отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые
документы и т.д.
В силу
специфики положения государственного банка, а также исторических предпосылок,
программа контроля над кредитным портфелем зависит от его специализации и
принятых методов оценки кредитоспособности заемщика. Выдавая много ссуд
предприятиям в отраслях, переживающих спад производства, банк проводит
систематическую проверку дел своих заемщиков каждые 2—3 месяца.
Применяется
также дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются
проверке один раз в год, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного
анализа и контроля. Проводится постоянный контроль за крупными ссудами и
периодический — по ссудам ниже определенной величины.
Проверка
ссуды состоит в повторном анализе финансовых отчетов, посещение предприятия
заемщика, проверка документации, обеспечения и т.д. При контрольной проверке
вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам
кредитной политики банка, анализируется кредитоспособность и финансовое
состояние клиента, рентабельность операции и т.д.
В ходе
очередной контрольной проверки банк «Пятигорск» присваивает
ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита
по ряду параметров. При этом ссудам присваивается номер (1, 2, 3, 4, 5), который соответствует одной из категорий —
“Наивысшее качество”, “Удовлетворительно”, “Маржинальная
ссуда”, “Критическая ссуда”, “Убыточная ссуда, подлежащая списанию”.
Классификация ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав
кредитного портфеля. В случае роста “Критических ссуд”, выясняются причины
ухудшения портфеля и принимаются меры к исправлению положения. Если рост
критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с
определенным видом кредита, выдача этих ссуд сокращается. На основе проверки
дается оценка работы отдельных кредитных инспекторов и подразделений банка.[47]
Аудиторская
проверка ссуд производится управлением внутреннего аудита, подведомственным
Правлению банка. Эта проверка аналогична контролю кредитного портфеля, но она,
как правило, осуществляется негласно работниками независимого управления, не
связанного с управлением кредитных операций.
Аудиторский
контроль имеет целью ответить на следующие вопросы:
– каково состояние
кредитных архивов банка, проводится ли их обновление;
– осуществляет ли
руководство и рядовые сотрудники управления кредитных операций регулярное
обследование портфеля ссуд;
– правильно ли определен
рейтинг;
– соответствует ли работа
управления кредитных операций письменному меморандуму о кредитной политике;
– каково общее качество
банковского портфеля;
– достаточны ли резервные
фонды банка для покрытия убытков по безнадежным ссудам.[48]
Результаты
аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который представляется
Правлению банка, кредитному комитету банка, руководителям структурных
подразделений банка и старшим кредитным инспекторам. В отчете дается оценка
качества всего кредитного портфеля на момент проверки и характеристика
эффективности работы управления кредитных операций и кредитных отделов
структурных подразделений банка. Кроме того, аудиторы дают свои рекомендации по
улучшению работы и изменению сложившихся методов и форм кредитования в банке.
Таким
образом, осуществляемый в банке кредитный мониторинг является мощным
инструментом реализации кредитной политики банка.
Рассмотрев
методы реализации кредитной политики банка «Пятигорск», следует отметить, что,
несмотря на то, что в банке четко организована и отлажена работа по управлению
кредитными рисками, она непрерывно совершенствуется и обновляется.
Кредитный портфель банка складывается из кредитов, которые
предоставлены различным компаниям, предприятиям и организациям (Cм.: Табл. 2.3).
Состав
кредитного портфеля банка приведен в таблице 2.4. Банк получил кредитную линию
от Мирового Банка в рамках Проекта развития экспорта Мирового Банка. Кредитная
линия, предоставленная Банку, и займы, которые предоставляются Банком по этой
линией, дено-минированы в долларах США. Банк несет кредитные риски, связанные с
этими займами.
Таблица 2.3
Кредиты и авансы клиентам
за 2000 –2002 года*
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Юридические лица |
2,206,160 |
2,785,100 |
3,282,480 |
в т.ч. промышленность |
2,960 |
6,000 |
0 |
торговля и общ. питание |
1,943,100 |
2,563,600 |
3,248,480 |
прочие отрасли |
260,100 |
181,500 |
34,000 |
Физические лица |
25,500 |
157,650 |
154,150 |
Транспорт и связь |
0 |
4,000 |
0 |
Выдано всего: |
2,231,660 |
2,942,750 |
3,436,630 |
Таблица 2.4
Структура кредитного портфеля по видим кредитов**
Виды кредитов |
2000 г. |
2001 г. |
Обычные коммерческие
кредиты |
1,450,670 |
1,046,821 |
Кредитные линии Мирового банка |
156,231 |
158,655 |
Кредиты по международным програмам |
9,640 |
9,660 |
Итого: |
1,616,541 |
1,215,136 |
Минус резерв под
возможные убытки по предоставленным кредитам |
(480,233) |
(447,416) |
Кредиты и авансы
клиентам, нетто |
1,136,308 |
767,720 |
* Источник: Оборотная ведомость по счетам банка
за 2000-2002 гг.
** Источник: Оборотная ведомость по счетам банка
за 2000-2001 гг.
Очень большую
роль в деятельности банка является планирование. Основные данные планирования
отражены в кредитной политике, такие как, планирование доходов по видам (См.: Табл.
2.5), и их можно представить в следующем виде: (См.: Табл. 2.5).
Рис. 2.1.
Структура кредитного портфеля по видим кредитов*
* Источник: Таблица 2.4 Структура кредитного портфеля по
видим кредитов
Таблица 2.5
Планирование доходов ЗАО
КБ «Пятигорск»*
Виды доходов |
Планируемые доходы на 2002г. |
Фактические доходы на 2002 г. |
Разница |
ссудные
операции |
10520 |
10662 |
+142 |
валютные
операции |
708 |
698 |
-10 |
кассовое
обслуживание |
1280 |
1450 |
+170 |
инкассация |
5620 |
5576 |
-44 |
прочие
услуги |
1290 |
1364 |
+74 |
ИТОГО |
19418 |
19750 |
+332 |
* Источник: Бизнес-план ЗАО КБ Пятигорск» на
2002г.
Плановые
показатели для большей наглядности можно представить в виде диаграммы (См.: Рис. 2.2.).
Говоря об
эффективности деятельности банка, необходимо сравнить кредитную политику ЗАО КБ
«Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанк». В целом, больших отличий не
наблюдается, оба банка направляют свою деятельность на увеличение доходов, на
развитие, увеличивают количество клиентов.
Рис. 2.2. Планируемые
доходы по видам*
* Источник: Таблица 2.5 Планирование
доходов ЗАО КБ «Пятигорск»
Кредитная
политика Ставропольпромстройбанка сориентирована на максимальное удовлетворение
потребностей клиентов и снижение кредитного риска. Осуществляет кредитование
юридических и физических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании.
Срок кредитования определяется в индивидуальном порядке в зависимости от целей
использования кредитных ресурсов, а также специфики предоставленного
обеспечения.
В 2002 году
банк значительно увеличил и диверсифицировал свой кредитный портфель, в том
числе путем внедрения новых видов кредитования малого и среднего бизнеса. При
этом банк стремился к поддержанию высокого качества своего кредитного портфеля
путем развития и повышения эффективности кредитной политики и процедур.
Характер
существующих кредитных вложений отражает приоритеты Ставропольпромстройбанка –
ориентацию на предприятия реального сектора экономики. Рост кредитов
предприятиям реального сектора экономики в 2002 году потребовал от банка
оперативного пересмотра кредитной политики в части увеличения сроков
кредитования.
В банке
значительно усилены процедуры, в соответствии с которыми производимое
кредитование опирается на анализ финансового состояния и менеджмента как самого
заемщика, так и его основных контрагентов, перспектив его бизнеса, а также
обеспечения кредитов. За счет этих мер снижается доля просроченных кредитов. В
зависимости от особенностей ведения заемщиком хозяйственной деятельности для
него определяется оптимальный вид кредитного продукта, разрабатываются
специализированные виды кредитования.
Кредитный
портфель Ставропольпромстройбанка представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Кредитный
портфель ОАО «Ставропольпромстройбанка»*
Всего |
50,000,000 |
Физические лица |
20,000,000 |
Юридические лица |
30,000,000 |
в том числе,
производство
|
50 % |
из него,
промышленность
|
20% |
строительство |
70% |
с/х предприятия |
10 |
* Источник: Оборотная ведомость по счетам ОАО
«Ставропольпромстройбанка»
При сравнении
этих показателей видно, что кредитная политика банка «Пятигорск» направлена на
ведение дел с юридическими лицами, так как доля кредитов для физических лиц
мала, по сравнению с общей суммой кредитного портфеля. Тогда как в другом банке
не делается приоритетов на организации. Фактическое деление кредитного портфеля
показывает, что практически половина средств банка идет на кредитование
физических лиц.
Кроме того,
у «Ставропольпромстройбанка» намного больше видов операций, в особенности с
физическими лицами, это дает большой приток денежной наличности, что
способствует увеличению доходов банка. В банке «Пятигорск» преобладают
краткосрочные кредиты, а в другом банке срок кредита от 3 месяцев и до 3 лет.
В целом,
можно сделать следующие выводы при сравнении кредитных политик банков:
кредитная политика банка «Пятигорск» направлена на стабильное течение и
стабильный доход от уже имеющихся видов деятельности, здесь идет только
расширение круга клиентов, тогда как кредитная политика «Ставропольпромстройбанка»
ведется по пути увеличения не только клиентов по уже имеющимся видам
деятельности, но и по введению все новых видов кредитования и предоставления
услуг. В целом, кредитная политика исследуемого банка эффективна и дает
положительные результаты. В качестве примера рассмотрим ситуацию по получению
кредита.
Кредитоспособность
клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок
рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).
Кредитоспособность
заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший
период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на
ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним
из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности
клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, но его баланс ликвиден,
а также достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей
банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности
клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку,
поставщикам, бюджету.[49]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|