Реферат: Центральный Банк РФ: роль и тенденции развития в экономике России
Рост банковского сектора
был бы невозможен без роста совокупного капитала банков. Если на 1 января 2000
года он составлял всего 3,5% ВВП, то в2006 году уже 5,70/0, а в 2007 -
6,4% ВВП, или 1692,7 млрд. руб.
Капитал банковской
системы России растет. Вместе с тем темпы роста капитализации банков России
относительно активов недостаточны. Это ограничивает возможности кредитования
реального сектора отечественными банками, особенно в условиях роста нормативов
достаточности капитала, что не способствует устойчивому развитию страны.
Возникают вопросы и с уровнем обеспечения экономической безопасности.
Недостаток капитализации
банковской системы является возрастающим фактором снижения финансовой
независимости России, оказывает влияние на экономическую безопасность и
препятствует устойчивому развитию страны. Итак, проведённый анализ процессов
развития банковской системы России позволил проследить некоторые положительные
тенденции в развитии банковской системы и выявить ее недостатки.
Положительные изменения в банковской системе
произошли по следующим направлениям:
1. Изменение институционального
характера банковской системы. Процесс сокращения общего числа банков с
одновременным ростом их филиальной сети за последние 7 лет. Это связано с
процессами слияния и поглощения более крупными банками мелких, а так же этому
способствовало ужесточение законодательства и вследствие этого череда
банкротств.
2. Изменение мощности
банковской системы. Увеличение соотношения активов банковского сектора с ВВП
свидетельствует о возрастающей роли банковских учреждений в экономике страны,
что является подтверждением правильности проводимых реформ в этом секторе,
связанных со стимулированием процесса кредитования населения.
3. Увеличение объемов
кредитования и сохранение в ближайшие годы
высокого темпа роста под
влиянием увеличения степени финансового посредничества и понижения процентных
ставок по кредитам.
4. Значительный рост
суммы вкладов населения и организаций в банковской системе России за счет
постепенного увеличением доверия населения к отечественным банкам.
5. Увеличение
прибыльности банковского сектора в основном за счет увеличения банками объемов
выданных кредитов, т.к. доходы, полученные от предоставления кредитов,
составляют от 70% до 80% от суммарной величины прибыли всех отечественных
банков.
К недостаткам
банковской системы России можно отнести:
1. Степень
универсализации банковской деятельности. Малая доля универсальных банков в
общем числе всех банковских учреждений страны. Этот показатель в России
составляет только 0,21 (21 %). Это может свидетельствовать о том, что в России
велика степень специализации банков, которые ориентированы на оказание услуг
только определённым группам населения.
2. Развитие процесса
слияния и поглощения. Слабость процесса укрупнения банковских учреждений в
России путём слияния и поглощения крупными банками более мелких.
3. Масштабность
кредитования. Недостаточность масштабов кредитования населения и реального
сектора экономики. Развитие потребительского кредитования в России, можно
сказать, находится в стадии начального развития. На 1 января 2007 года доля
кредитов населению в ВВП России составляет всего 7,8%, что говорит о
значительном потенциале роста этого сегмента банковского рынка. Ожидается, что
в среднесрочной перспективе чрезвычайно высокие темпы роста сохранятся
благодаря повсеместному наличию неудовлетворенного спроса на банковские услуги,
продолжающемуся увеличению внутреннего потребления и располагаемого дохода.
4. Тенденции к снижению
доли капитала в совокупных активах банковского сектора. Эта проблема
действительно крайне актуальна, так как высоко капитализированные, эффективно
работающие банки являются мощным фактором устойчивого экономического роста. При
этом, тот уровень капитализации, который наблюдается в настоящее время,
ограничивает полномасштабное участие банков в экономике.
3.2 Анализ развития
системы банковского надзора в России
Важным условием успешного
функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное
регулирование. Необходимость регулирования банковской деятельности
обуславливается особой экономической и социальной природой банков, их
значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства,
государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях
обеспечения ее стабильности и защиты инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Формирование основ
банковского надзора в России началось сразу после создания двухуровневой
банковской системы. Этот процесс продолжается и в настоящее время, отражая
развитие банковского регулирования и надзора, сближение российской практики с
международной.
Правовую основу
банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство
Российской Федерации, в частности Конституция РФ, Федеральный закон «О
центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О
банках и банковской деятельности».
Первые банковские законы,
регулирующие деятельность Банка России и коммерческих банков, были приняты в
1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что
Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций,
устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте
соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего
законодательства и нормативных актов Банка России.
Вместе с тем в банковском
законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за
деятельностью коммерческих банков.
Новая редакция этих
законов, принятая в 1995 и 1996 г., существенно расширила изложение этих
вопросов.
С тех пор законодательно
зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность;
порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения
стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны
придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению
инспекционных проверок[40].
Наряду с развитием
банковского законодательства за эти годы была создана серьезная нормативная
база Банка России, касающаяся банковского регулирования и надзора, существенно
расширившая правовую основу банковского регулирования и надзора.
Нормативные документы
Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций: они
предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России,
осуществляющих надзорные функции. Особое место среди них занимают нормативные
документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным
организациям.
Первая группа пруденциальных норм регулирует
предельные уровни банковских рисков. Первоначально их состав, алгоритм расчета
и предельные значения были зафиксированы в Инструкции Банка России № 1 от 1991
г. «О порядке регулирования деятельности банков», в соответствии с которой было
установлено 10 экономических нормативов, которые, в свою очередь,
подразделялись на четыре группы и регулировали: l-я группа - капитал банка, 2-я
объем обязательств банка, 3-я - ликвидность баланса, 4-я - максимальный размер
риска одного заемщика.
В апреле 1995 года в
связи с принятием новой редакции Федерального закона «О Центральном Банке
Российской Федерации (Банке России)», существенно изменившей набор
экономических нормативов, была пересмотрена и Инструкция Банка России № 1,
принятая 1 октября 1997 г. В соответствии с ней состав экономических нормативов
был расширен, впоследствии он изменялся еще несколько раз. В последней редакции
данного документа (от 6 мая 2002 г.) экономических нормативов насчитывалось 17.
В 2004 году вместо
Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую
деятельность: Инструкция Центрального банка Российской Федерации № 110-И «Об
обязательных нормативах банков». В соответствии с этим документом была
существенно изменена система регулирования банковской деятельности. Во-первых,
значительно сократилось число экономических нормативов. Их стало девять. Это
означает сокращение сферы централизованного регулирования и повышение роли
саморегулирования. Сокращение коснулось: нормативов, регулирующих общую
ликвидность; максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов)
населения; максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика);
максимального размера вексельных обязательств банка и т.д.
Во-вторых, были изменены
методика расчета ряда обязательных нормативов и их предельные значения.
В-третьих, было
установлено требование о соблюдении обязательных нормативов на ежедневной
основе.
Вторая группа пруденциальных норм Банка России,
регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию
кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.
Наряду с фондом
обязательного резервирования, предназначенным для поддержания ликвидности
банковской системы, и резервным фондом кредитной организации, призванным
нивелировать влияние банковских рисков на ее финансовую устойчивость, кредитные
организации должны были создавать также целевые резервные фонды для покрытия
различных банковских рисков: кредитного, риска обесценения ценных бумаг,
убытков по другим активным операциям. С учетом международного опыта
систематически совершенствовался механизм формирования и использования этих
фондов.
Третья
группа нормативных
требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских
операций.
К
ним, в частности, относятся:
·
Положение Банка
России от 3.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
·
Положение Банка
России от 31.08.1998 г. № 54 -П «О порядке предоставления (размещения)
кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
·
Положение Банка
России от 9.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных
организациях на территории Российской Федерации».
К инструментам
надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской
деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком
России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.
К таким инструментам
следует отнести:
1) Инструкцию Банка
России от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о
государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на
осуществление банковских операций», посредством которой регулируется
лицензионная деятельности.
2) методики по анализу
деятельности кредитных организаций, на основе которых ведется аналитическая
работа сотрудников Банка России;
3) Инструкции и методики,
регулирующие инспекционную деятельность Банка России.
Первая Инструкция Банка
России «О порядке про ведения проверок кредитных организаций и их филиалов
уполномоченными представителями Банка Российской Федерации (Банка России)» была
издана в 1996 г. (№ 34 от 23.02.1996 г.).
Наряду с общей
инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997-1999
гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций
и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных
операций, кредитного портфеля и др.
Накопление опыта
инспекционных и аудиторских проверок, изучение международной практики
обусловило совершенствование созданного методического обеспечения и разработку
новых методических документов.
В целях повышения
эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку
транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на
качество инспекционных процедур. Выводы инспектора стали формироваться в виде мотивированного
суждения.
Указанные изменения нашли
отражение в Инструкции Банка России от 25.08.2003 г. №105-И «О порядке
проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными
представителями Центрального банка Российской Федерации» и в Инструкции Банка
России от 1.12.2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности
Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)»;
4) Инструкции, положения,
методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций,
классификации их по степени проблемности[41].
Развитие этих
инструментов имеет несколько этапов.
Этап первый включает разработку методических
рекомендаций по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего
реагирования (Письмо Центрального банка Российской Федерации от 9.10.1995 г. №
15-3-3/668). Согласно этим рекомендациям банки ранжировались в соответствии со
сводной рейтинговой оценкой, рассчитанной по четырем показателям,
характеризующим достаточность капитала, качество кредитного портфеля,
прибыльность и ликвидность банка.
Этап второй относится к 1996 г., когда
Центральный банк Российской Федерации издал Письмо № 265 «О рекомендациях по
определению критериев степени проблемности банков». В соответствии с этим
письмом все банки по степени проблемности классифицировались на три группы:
I - банки, имеющие первые признаки
проблемности;
II - банки, испытывающие временные
трудности;
III - банки с первыми признаками
банкротства.
Таким образом, на втором
этапе расширена сфера анализа и оценки, более четко определены
классификационные группы банков и их характеристики.
Этап третий связан с выходом Письма Центрального
банка Российской Федерации от 28.05.1997 г. № 457 «О критериях определения
финансового состояния банков». В соответствии с этим документом выделены две
категории банков с разбивкой каждой из них на две группы.
Первая категория банков
определена как финансово стабильные. Внутри этой категории одна группа включает
банки без признаков проблемности, вторая - банки, имеющие отдельные недостатки
в деятельности.
Вторая категория
охватывает проблемные банки, разбитые на две группы: банки, испытывающие
серьезные финансовые трудности, и банки, находящиеся в критическом финансовом
состоянии.
Наряду с выделением по
степени проблемности четырех групп банков вместо трех, в данном документе были
также изменены критерии классификации банков. К числу таких критериев отнесены:
выполнение пруденциальных норм, своевременность выполнения обязательств перед
кредиторами, динамика абсолютной величины собственного капитала банка;
состояние учета и отчетности, своевременность представления ее в банк.
Этап четвертый относится к 2000 г., когда 31 марта
2000 г. было издано Указание Банка России № 766-У. В этом документе сохранена
классификация банков по степени проблемности на две категории и четыре группы,
однако расширены критерии отнесения к этим группам.
Такими критериями стали:
соблюдение требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
выполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками; соблюдение порядка
обязательного резервирования, установленного Банком России; состояние и
динамика показателей, характеризующих достаточность капитала и ликвидность
банков; финансовый результат деятельности; выполнение требований Банка России
по созданию системы внутреннего контроля; состояние учета и отчетности,
своевременность предоставления ее в Банк России.
Увеличение количества
кредитных организаций, к которым применены запреты на осуществление отдельных
банковских операций, обусловлено введением запретов в соответствии с положением
статьи 47 Федерального закона от 23 .12.03 № 177 -ФЗ «О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации».
Об эффективности примененных
Банком России мер воздействия свидетельствуют факты восстановления кредитными
организациями своего финансового положения. Так на 1 января 2005 г. доля
проблемных банков (3-й и 4-й групп) составила 3,1 %, на 1 января 2006 г. - 2,7,
а на 1 января 2007 г. - 2,5%[42].
В 2004 году была введена
система страхования депозитов кредитных организаций, в которой была разработана
методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной
для участия в системе страхования вкладов (Указания Центрального банка
Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой
методикой все банки подразделяются на допускаемые в системы страхования вкладов
и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество
активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе
банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к
международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка[43].
Так, в 2004 году в
систему страхования вкладов вошли 381 кредитная организация, в 2005 году - 562,
в 2006 году - 10, и в 2007 году - 1 кредитная организация. Всего в систему
страхования вкладов на данный момент входят 954 кредитных организации[44].
В 2005 году была
продолжена работа по совершенствованию действующей системы банковского
регулирования и банковского надзора с учетом лучшей международной практики, в
том числе обобщенной в документах Базельского комитета по банковскому надзору.
Банк России осуществлял комплекс мероприятий, направленных на повышение
устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов
кредиторов и вкладчиков, а также на соблюдение федеральных законов и издаваемых
в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России,
регулирующих деятельность кредитных организаций.
В
целом процесс становления и развития банковского надзора в России
характеризуется следующими особенностями:
·
начиная с 1990-х
годов, в России происходил процесс формирования отдельных элементов системы
банковского надзора, адекватной рыночным условиям;
·
в настоящее время
в России уже сложилась система банковского надзора, все элементы которой в
значительной мере соответствуют международным стандартам;
В последние годы Банк
России предпринял ряд мер, направленных на устранение некоторых недостатков в
системе регулирования банковской деятельности. Речь идет, в частности, о:
·
введении системы
страхования вкладов;
·
более строгих
требованиях к источникам увеличения, качеству, достаточности и размерам
капитала;
·
ежедневном
мониторинге финансовых показателей, характеризующих ликвидность, концентрацию
рисков и достаточность капитала банков;
·
новых принципах
формирования резервов на потери по ссудам, акцентирующих внимание на оценке
финансовых возможностей заемщиков;
·
законодательстве
о бюро кредитных историй[45].
3.3 Совершенствование
деятельности Центрального банка: развитие систем контроля за деятельностью
коммерческих банков
Основным принципом
совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского
надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта
с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка
банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России
содержательных подходов при осуществлении надзора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|