МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

    При нарушении кредитной организацией федерального законодательст­ва, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении ин­формации или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального ус­тавного капитала или ввести ограничения на проведение кредитной органи­зацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

    Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной организации:

    ·     взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капи­тала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

    ·     потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровле­нию, в том числе изменить структуру активов, произвести замену руководи­телей, провести реорганизацию;

    ·     установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

    ·     запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотрен­ных выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

    ·     назначить временную администрацию по управлению кредитной орга­низацией на срок до 18 месяцев;

    ·     отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке, пре­дусмотренном федеральным законодательством.

    Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций могут служить:

    ·     установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;

    ·     задержка начала осуществления банковских операций, предусмотрен­ных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией банковских операций (даже однократное);

    ·     нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись ме­ры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    ·     неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

    После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

    Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными организациями в России

    Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относи­тельно перспектив развития и совершенствования банковского надзора.

    1. Надзор за банковской сис­темой в широком плане распада­ется на три взаимосвязанных бло­ка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.

    2. Надзор должен быть наце­лен в первую очередь на макси­мальное укрепление обществен­ного доверия к банковской сис­теме, предотвращение массовых банкротств банков.

          3. Центр тяжести банковско­го надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.

    4. Надзорная практика долж­на учитывать различные этапы жизненного цикла банка — лицен­зирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рас­сматривая их как элементы еди­ной системы. Для реализации по­ставленных целей необходимо вы­работать новые подходы к отчет­ности банков. Документация дол­жна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедре­ние нетрадиционных экономико-статистических методов монито­ринга.

    5. Совершенствование надзор­ной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, макси­мальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

    Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних ус­ловий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования при­меняемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

    В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном сек­торе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфе­ре, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из то­го, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидатель­ный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптими­зации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическо­го развития страны.

    Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной за­дачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание усло­вий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентно-сти») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных органи­зациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекаю­щим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.

     Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ инфор­мации;

    ·     повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руко­водителям, системе внутреннего контроля в банках;

    ·     методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;

    ·     мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени;

    ·     совершенствование системы экономических нормативов с учетом эф­фективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;

    ·     использование дифференцированного подхода к применению мер регу­лирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;

    ·     разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепле­ния банковской системы кредитных организаций.

    Особое место в системе надзора за кредитными организациями и свое­временном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми аудиторскими фирмами и последних с банками. При­знается необходимым активизировать позицию Банка России по регулирова­нию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка России.

    Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотрен­ного законом «О банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов.

    Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал «Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России», определяющую комплекс мер по предотвращению систем­ного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения поло­жения в банковской сфере страны является совершенствование самой систе­мы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международ­ного опыта организации банковского надзора и отечественной практики.

    ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                                   1

    С учетом уровня кредитного риска, который определяется принадлежно­стью ссуды к той или иной группе в зависимости от наличия соответствующе­го и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также числа дней просрочки платежа, введена классификация ссуд по пяти группам риска:

    1.            Стандартные ссуды. К ним относятся ссуды, по которым своевремен­но и в полном объеме погашается основной долг, включая ссуды, пролонги­рованные не более 2 раз в установленном порядке, а также просроченные до 30 дней обеспеченные ссуды.

    2.            Нестандартные ссуды. Сюда включаются просроченные до 30 дней недостаточно обеспеченные ссуды и просроченные от 30 до 60 дней обеспе­ченные ссуды.

    3.            Сомнительные ссуды. В эту группу входят просроченные до 30 дней необеспеченные ссуды, просроченные от 30 до 60 дней недостаточно обеспе­ченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней обеспеченные ссуды.

    4.            Опасные ссуды. Это просроченные от 30 до 60 дней необеспеченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней недостаточно обеспеченные ссуды.

    5.            Безнадежные ссуды. К ним относятся просроченные от 60 до 180 дней необеспеченные ссуды и все ссуды, просроченные больше, чем на 180 дней.

    Для каждой из пяти групп классифицированных ссуд установлены соот­ветствующие их уровню кредитного риска нормы резервных отчислений на покрытие вероятных убытков: 2% - по первой группе; 5 - по второй; 30 - по третьей, 75 - по четвертой и 100% - по пятой.

    По ссудам, принадлежащим к первой и второй группам риска, банки са­мостоятельно определяют необходимость создания резерва на возможные потери, а по ссудам, отнесенным к третьей, четвертой или пятой группам риска, резерв на возможные потери формируется коммерческими банками в обязательном порядке.

    При этом отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, отне­сенным к третьей, четвертой, пятой группам риска, за исключением ссуд, вы­данных под гарантию Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и/или под поручительство Министерства финансов Рос­сийской Федерации, а также по не имеющим обеспечения ссудам, относятся на себестоимость оказываемых банками услуг. Иначе говоря, они создаются за счет расходов банка, что позволяет избегать формирования и использова­ния банками части прибыли, которая может оказаться необходимой для воз­мещения убытков по невозвращенным ссудам. В то же время резерв на воз­можные потери по необеспеченным ссудам, хотя и относится на расходы бан­ка, но не уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.

    Установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвид­ности, рассчитываемые как соотношение между активами и пассивами с уче­том сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов. Решено, что отношение суммы ликвидных активов банка к его обязательствам по счетам до востребования и на срок до 30 дней (показатель текущей ликвидности) должно составлять не менее 30% с 1.02.1997 г. и не менее 70% - с 1.02.1999 г. зательств по счетам до востребования с баланса на 1.02.1997 г. (норматив мгновенной ликвидности), а объем выданных банком кредитов, займов и де­позитов в драгоценных металлах со сроком погашения свыше года не может превышать 120% от суммы капитала кредитной организации и ее обяза­тельств по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года (норматив долгосрочной ликвидности). По состоянию на 1.10.96 г. 23% банков от их общего числа были убыточными.  В 1996 г. в состоянии устойчивой неликвидности находились 15% банков, кото­рыми было привлечено до 10% ресурсов.

    Ограничение рисков концентрации. Для снижения рисков концентрации, явившихся для многих банков причиной их плачевного финансового состоя­ния, в России введены следующие ограничения.

    1.            Определена допустимая степень риска на одного заемщика или груп­пу связанных заемщиков, под которыми понимаются юридические и физиче­ские лица-заемщики, связанные между собой экономически или юридически, т. е. через общую собственность и/или взаимные гарантии и/или обязательст­ва, и/или контроль над имуществом друг друга, или посредством совмещения руководящих должностей ,-не более 40% собственных средств (капитала) кредитной организации с баланса на 1.02.1997 г. и не более 25% - с баланса на 1.02.1998 г.

    2.            Установлен предел крупных кредитных рисков, определяемых как общая сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику или группе связанных заемщиков со стороны кредитной организации в раз­мере свыше 5% ее капитала. С 1997 г. допускается не более чем десятикрат­ное превышение совокупной величиной крупных кредитов и займов, выдан­ных кредитной организацией, объема ее капитала. С 1998 г. отношение круп­ных кредитов и займов к капиталу кредитной организации не должно превы­шать 8 раз. (Сведения о крупных кредитах и займах должны представляться ежемесячно в Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту на­хождения корреспондентского счета кредитной организации вместе с балан­сом и расчетами экономических нормативов.)

    3.Риск на одного кредитора (вкладчика) ограничивается 40% с баланса на 1.02.1997 г. и 25% собственных средств (капитала) кредитной организации - с баланса на 1.02.1998 г.

    4.Риск на одного заемщика-акционера (пайщика) банка не может пре­вышать 20% с баланса на 1.01.1997 г., а совокупная величина кредитов и зай­мов, выданных акционерам (пайщикам), - 50% собственных средств (капита­ла) банка с 1.01.1998 г. (По данным инспектирования банков основными причинами финансовых трудно­стей кредитных организаций, вызванных предоставлением ссуд, наряду с непра­вильной оценкой платежеспособности заемщиков, ошибками, допускаемыми при оформлении залога, является непродуманная выдача кредитов акционерам, инсай-дерам и дочерним структурам.)

    5.Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (т. е. физическим лицам: настоя­щим и бывшим акционерам, имеющим более 5% акций, директорам (прези­дентам, председателям и их заместителям), членам Совета, членам кредитно­го совета (комитета), руководителям дочерних и материнских структур и дру­гим лицам, которые могут повлиять на решение о предоставлении кредита, а также их родственникам и другим лицам, участвующим в сторонних структу­рах, в которых также принимают участие инсайдеры), ограничивается 2% на одного инсайдера и связанных с ним лиц и 3 %  по совокупности - с баланса на 1.07.1997 г.

    При определении размера рисков концентрации учитываются общие суммы соответственно требований или обязательств кредитной организации, включая 50% забалансовых гарантий и поручительств.

    По состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величи­на всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна быть больше 30%, а открытые позиции (длинные или короткие) по отдельным ино­странным валютам и российским рублям не могут превышать 15% собствен­ных средств (капитала) кредитной организации. Суммарная же величина от­крытых позиций в драгоценных металлах по состоянию на конец каждого рабочего дня ограничивается 10% собственных средств (капитала) банка.

    Банки, имеющие лицензии Банка России на проведение валютных опе­раций, капитал которых не превышает 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представ­лять отчетность об открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не позднее 13 часов по местному времени вторника недели, следующей за отчетной. Те же банки, у которых собственные средства превышают 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представлять отчетность об откры­тых валютных позициях ежедневно не позднее 13 часов по местному времени дня, следующего за отчетным.



    Количество стабильных кредитных учреждений по данным Центробанка  на 01.08.98 года увеличивается ,что и отражено на графике. Связанно это главным образом с действиями ЦБ по усилению банковской системы и  многочисленным слияниям крупных кредитных олигархов в объединения с крупным уставным капиталом. Все это связано с проблемой “выживания” в нестабильной экономической ситуации.

      

         

          

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : « БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ»

    1.«Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России». Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 1996г.

    2.«Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996

    3.«Международные стандарты банковского надзора»  О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ ,1997 Москва

    4.«Основные принципы банковского надзора» справочники о деятельности Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997

    5.«Вестник Банка России» № 8 , Москва 1998

    6.«Деньги  и Кредит» , № 1 и № 2 , Москва 1998

    7.Нормативные документы ЦБ РФ

    8.«Закон о Центральном Банке»

    9.«Закон о банках и банковской деятельности»


    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.