Реферат: Банковские операции: состояние и перспективы развития
Для стратегического и тактического
управления всеми указанными
видами
инвестиционных операций банков фондовым (инвестиционным) отделом
разрабатываются основные направления инвестиционной политики, выносимые на
рассмотрение и утверждение правления банка.
Разработанный банком документ об основных
направлениях инвестиционной политики должен включать следующие разделы и
положения:
·
основные
цели инвестиционной политики (ориентацию на активные либо пассивные
инвестиции);
·
определение
лимитов (доли) квазиинвестиционных операций в активе и пассиве баланса;
·
ответственность
руководителей и ответственных исполнителей за качество инвестиционных операций;
·
примерный
состав и структура инвестиций;
·
приемлемый
уровень качества и сроки погашения ценных бумаг;
·
основные
требования к диверсификации структуры портфеля инвестиций - механизм
корректировки состава портфеля; порядок доставки и хранения: механизм
страхования; расчет потенциальных прибылей и убытков; разработка компьютерного
обеспечения.
Центральный банк может устанавливать
требования в отношении качества обязательств, сроков погашения, степени
диверсификации, ликвидности и доходности ценных бумаг в инвестиционном портфеле
банка, которые тоже должны найти отражение в указанном выше документе. В нем
также уточняется перечень услуг банков по инвестиционному обслуживанию.
В том числе:
·
участие
в эмиссионно-учредительской деятельности клиента;
·
оказание
консультаций по соответствующему кругу вопросов;
·
согласование
юридических вопросов при заключении сделок;
·
гарантирование
размещения ценных бумаг;
·
выдача
обязательства купить весь выпуск ценных бумаг, если на него не подпишутся
инвесторы;
·
размещение
ценных бумаг, во-первых, путем покупки ценных бумаг по более низкой цене и
продажи их клиентам по номиналу; во-вторых, путем покупки акций учредителей и
организации подписки собственными силами по более высокой цене;
·
проведение
доверительных (трастовых) операций;
·
ведение
переговоров, представительство.
Соответственно доходы банков от инвестиционных
операций складываются из процентов по ценным бумагам, увеличения их курсовой
стоимости; комиссионных; спреда (разницы между ценой покупки и продажи).
2.2. Платежная карта является инструментом в системе
финансовых расчетов. Любая платежная система состоит из участников и
взаимоотношений между ними. Обязательные участники платежной системы следующие:
·
Организация-эмитент карточек;
·
Держатель карточки (физическое
или юридическое лицо);
·
Организация, обслуживающая
карточки, т.е. принимающая по ним платеж, выдающая деньги или производящая
другие виды расчетов.
Организация-эмитент может одновременно являться
обслуживающей организацией. Системы безналичных расчетов могут иметь одного или
несколько эмитентов. В большинстве систем карточка привязывается к счету
держателя карты, причем к одному счету может быть привязано несколько карточек,
и она является инструментом для его использования. В случаях такого рода
необходимо ведение счетов держателей карт, что показывает необходимость появления
еще одного участника – расчетного центра. В функции расчетного центра входит
отслеживание состояния карточных счетов, выдача разрешений на совершение
платежных операций в зависимости от состояния счета, выдача финансовых
сообщений участникам системы для проведения расчетов между собой.
В зависимости от схемы построения платежной системы,
эмитентом может быть банк, финансовая компания, нефтяная компания (имеющая сеть
заправочных станций) и т.д. Следовательно, в зависимости от размеров и целей
построения конкретной системы, карточка будет использоваться внутри системы для
оплаты товаров или услуг и получения наличных денег в обслуживающих
организациях платежной системы.
Если клиент решил закрыть карту, возможен возврат
ему той предоплаченной им суммы, на которую им не были приобретены товары или
услуги компании, в виде наличных или безналичного перевода на его банковский
счет.
Распространение получили и системы безналичных
платежей в сети магазинов одной торговой фирмы. В качестве российского примера можно
сослаться на пластиковые карточки торговой фирмы «Родити», которая выпускала
три вида карт:
«белая» - расчетная, по которой можно было приобрести товар
на ту сумму, которая была предварительно внесена в кассу компании;
«серебряная» – дисконтная, т.е. при предъявление которой
покупатель может приобрести любой товар со скидкой в размере 5%;
«золотая» – карта, которая совмещает в себе особенности
«белой» и «серебряной» карт с дополнительным начислением процентов на внесенную
сумму.
Выпуск банковских карт и осуществление по ним
расчетов в настоящее момент регулируется Положением Ц РФ от 9 апреля 1998 года «о
порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления
расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». Первый абзац текста Положения довольно четко определяет значимость
данного документа и звучит следующим образом:
«Настоящее Положение разработано в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской
деятельности», на основании Закона Российской Федерации «О валютном
регулировании и валютном контроле», нормативных актов Банка России и
устанавливает требования Банка России к кредитным организациям по эмиссии
последними банковских карт, правилами осуществления расчетов и порядок учета
кредитными организациями операций, совершаемых с использованием банковских карт».[20]
Это Положение определяет функции кредитных
организаций, участвующих в платежных системах, определяет валюту совершения
операций, виды карт, общие правила документооборота и т.д.
Классификация карт по способу расчета между их
эмитентом и держателем карты за проведенные платежи имеет огромное значение.
Существуют следующие виды карт:
·
Кредитные;
·
Дебетные (расчетные);
·
Дебетные с овердрафтом.
Основное различие между дебетными и кредитными
картами заключается в следующем:
·
Кредитные карточки используются
для оплаты товаров и услуг за счет кредита, предоставленному банком клиенту;
·
Дебетные карточки используются
для оплаты товаров в пределах остатка на карточном счете.
Кредитные карточки – это настолько распространенный
вид банковских карт за рубежом, что их название применяется непосредственно ко
всем видам карт, что, безусловно, неправильно. Кредит может быть предоставлен
не только банком, но и специализированной сервисной компанией, например, American Express. Оплата с помощью кредитной карточки может
проводиться в любом предприятии торговли, принимающей данный тип кар к оплате и
оборудованном устройством для оформления чека и проведения проверки
кредитоспособности карты. Используя кредитную карту, клиент может оплатить
товар или услугу в пределах кредитного лимита, не имея денег на банковском
счете, однако, кредит, который предоставил банк клиенту должен быть погашен в
оговоренные с банком сроки.
В силу сложившейся в России экономической ситуации и
условий, когда предоставление кредита частным лицам требует обязательного
залога или иных обязательств, выпуск кредитных карточек крайне мала. В
большинстве случае кредитная карточка одной из международных систем (VISA или EC/MC) предоставляется клиентам под залог депозита. Такая
карточка мало чем отличается от дебетной.
Дебетная (расчетная) карта подразумевает, что клиент
может воспользоваться только той суммой, которая лежит на его карточном счете в
банке. При оплате услуг или товаров с помощью дебетной карточки обязательно
проверяется состояние банковского счета клиента.
Дебетная карта с овердрафтом – эта та карта, по
которой банк разрешил проводить операции свыше той суммы, которая имеется на
банковском счете у клиента. Обычно величина овердрафта невелика, чаще всего она
не превышает несколько сотен долларов. Дебетовые карты с овердрафтом
выпускаются в настоящее время российскими банками.
Прежде чем использовать карты, необходимо заключить
соглашение между банком как с физическим, так и юридическим лицом. В
зависимости от этого карты могут быть личными или корпоративными.
Личные карты – главная особенность этого вида карт заключается в
том, что физическое лицо заключает с банком соглашение и на основание этого
соглашения банк открывает физическому лицу счет или кредитную линию и выпускает
для карточку. Физическое лицо – клиент оплачивает все расходы на изготовление карты,
на открытие счета и обязуется выполнять все условия пользования картой,
оговоренные в соглашении с банком. С момента подписания документа и банк, и
клиент несут ответственность за соблюдение условий соглашения. На банк ложится
ответственность за ведение счета клиента и функционирования карты в платежной
системе. Банк имеет право заблокировать карточный счет клиента по подозрению в
мошенническом использование карты. Банк также устанавливает сферы использования
карты:
·
Снятие наличных денег по карте в
отделениях самого банка;
·
Снятие наличных денег по карте в
сети пунктов выдачи наличных денег других банков, входящих в данную платежную
систему;
·
Оплата товаров и услуг в
торговых и сервисных организациях, входящих в платежную систему;
·
Возможность или невозможность
конвертации денежных средств при проведении операций с карточных счетом и т.д.
В зависимости от условий соглашения банк
оставляет за собой право разрешить или запретить некоторые операции, например
конвертацию денежных средств (т.е. снятие наличных или расчет по карте в
торговых предприятиях в валюте, отличной от валюты карты). Банк может
предоставить клиенту завести несколько дополнительных, или прилинкованных (от
англ. link – привязывать), карточек для ближайших родственников. Такое
разрешение означает, что физическое лицо разрешает использовать свой счет
держателям дополнительных карт – суммы платежей, проведенных с использованием
прилинкованных карт, будут списываться со счета, открытого физическому лицу, с
которым банк заключал соглашение.
Корпоративная карта – основная особенность этого вида карт заключается в
том, что соглашение с банком заключает юридическое лицо, которое предоставляет
право пользования карточкой какому-либо физическому лицу, чаще всего
являющемуся руководящим сотрудником фирмы. Согласно такому соглашению
ответственность перед банком несет не держатель карты, а владелец счета;
распоряжается счетом – держатель карты – физическое лицо. К одному счету может
быть привязано несколько карточек, держателям которых могут быть установлены
лимиты использования общего счета. Пополнять такой вид карточного счета может
только юридическое лицо, а именно владелец счета, т.к. корпоративные карты
используются для оплаты командировочных расходов, расходов на представительские
цели и т.д. с корпоративных карт также можно снять и наличные деньги.
Широко распространен в наши дни еще один
вид карт – «зарплатные» карты. Для открытия такого рода карт и для работы с
ними используется похожая схема, что и с корпоративными картами: организация
заключает соглашение с банком об эмиссии пластиковых карточек (обычно дебетных)
для своих рабочих, далее организация регулярно перечисляет денежные средства и
предоставляет список выплат каждому конкретному сотруднику. Банк зачисляет их
на карточные счета сотрудников.
Разница между «зарплатными» и
корпоративными картами заключается в том, что держатель «зарплатной» карты
является не юридическим лицом, как у корпоративной карты, а физическим лицом. Предприятие
имеет право пополнить «зарплатный» карточный счет, но распоряжаться им будет
владелец счета – физическое лицо.
Долгое время существовала неурядица в
определениях корпоративной карты. Сейчас определение корпоративной карты
однозначно дано в Положении ЦБ РФ от 9 апреля 1998г. «О порядке эмиссии
кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям,
совершаемых с их использованием». Согласно пункту 3.2 Положения, корпоративная
карта – банковская карта, использование которой позволяет держателю,
уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами,
находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита,
установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом (для
расчетной или дебетовой карты), или осуществлять операции в размере
предоставленной эмитентом кредитной линии (для кредитной корпоративной карты).
Пункт 4.6. Положения однозначно определяет операции, которые могут
осуществляться с использованием корпоративной карты. Последний абзац пункта
4.6. Положения гласит, что «Средства, списанные со счета юридического лица в
результате совершения операций … считаются выданными юридическим лицом под
отчет держателю корпоративной карты. Возврат неизрасходованных средств
осуществляется в соответствии с действующим законодательством». Пункт 4.7.1.
Положения указывает, что «запрещается использование корпоративных карт для
выплаты заработной платы и других выплат социального характера».[21]
Последнее время довольно
часто можно встретить рекламу дисконтных карт таких фирм, как «Международная
дисконтная система», «Национальная дисконтная система», карты CountDown, Priority Pass и другие. Различные фирмы предлагают купить
дисконтные карты по цене от 20 до 200 долларов США, которые позволят держателям
дисконтных карт в ряде торговых фирм оплачивать товары и услуги со скидкой от 2
до 25% и более.
Дисконтные карточки можно разделить на
два вида:
·
Универсальные дисконтные карты,
по которым предоставляются скидки в целом ряде предприятий торговли и сферы
услуг;
·
Карты, по которым
предоставляются скидки в сети одной конкретной фирмы, чаще всего карты такого
рода можно приобрести только в этой фирме.
К универсальным дисконтным картам можно
отнести международные карты CountDown,
Priority Pass, IAPA, а также ряд
дисконтных карт, эмитируемых российскими дисконтными системами – «Международная
дисконтная система», «Национальная дисконтная система» и др.
При приобретение дисконтной карты клиент
получает каталог, издаваемый непосредственно самой фирмой, где он сможет
получить скидку. Данный каталог рекламирует фирмы, заключившие договор с
дисконтной системой, платой за такую рекламу является предоставление скидки по
дисконтным картам.
Основная доходная статья любой
дисконтной компании – доходы от продажи дисконтных карт. К расходам прежде
всего относится оплата заключения договора с торговыми предприятиями; расходы
на издание рекламного каталога; производство самих карт; содержание штата
сотрудников; затраты на рекламную кампанию и т.д.
При рассмотрении второго типа дисконтных
карт можно отметить следующее. Выпуск внутрифирменных дисконтных карт некоторой
торговой или сервисной фирмой объясняется двумя причинами. Первая
причина – это желание привлечь к себе покупателя за счет предоставления ему
скидок на совершаемые покупки в магазинах именно этой фирмы в течение
некоторого промежутка времени. Вторая причина- это дополнительная реклама.
Клубная карта, как видно из названия, -
подтверждает членство человека в клубе, т.е. карта такого рода выполняет
идентификационную роль. Клубная карта может быть дисконтной, если для членов
клуба предусмотрены скидки, или платежной карточкой, в таком случае у члена
клуба должен быть открыт карточный счет. Клубные карты выпускаются
ограниченными тиражами.
На примере клубных карт видно, что
карточки могут выполнять одновременно несколько функций. Например, следующие,
наиболее распространенные функции:
·
Универсальная банковская карта,
являющаяся дисконтной в ряде торговых фирм или в какой-либо одной торговой
фирме;
·
Платежная карта торговой фирмы,
выполняющая функцию «бонусной»[22]
Кроме того, одна и та же карта может
быть картой двух различных платежных систем. На карте такого рода может быть и
магнитная полоса и микропроцессор. Такие карты реально существуют в России,
например карты «Юнион Кард». Нанесенный на нее микропроцессор участвует в одной
из региональных платежных систем. Следовательно, к такой карте привязано два
счета. Для перевода денег с одного счета на другой необходимо провести
процедуру списания в одной платежной системе и зачисление на карточный счет в
другой платежной системе.
Глава №3 Маркетинг – как
важнейший фактор повышения эффективности банковской деятельности.
Банки,
как и любой производитель (любое предприятие) являются самостоятельным
юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар
— услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют свою деятельность.
Основу
маркетинговой деятельности банка составляет анализ его рыночных возможностей,
который предполагает проведение маркетинговых исследований с целью определения
места на рынке ссудного капитала.
Как
правило, руководство банка ставит задачи изучения рынка и на основании этого
цели, например, сбор и анализ информации о рынке, конкурентах, банковских
продуктах и услугах, изучение статистики и т.д. Глубина проработки отдельных
вопросов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности
банка, общей стратегии его развития и квалификации специалистов, занимающихся
вопросами маркетинга. В общем случае наиболее вопросы маркетинга должны быть
разрешены при принятии особо важных для деятельности банка решений, таких, как
планируемое увеличение уставного капитала, существенное расширение географии
деятельности и её масштабов (открытие филиалов и представительств) и др. см.
схему.
Основной
целью маркетинга является обеспечение оптимальной скорости продвижения
банковских услуг на всем пути — от банковского учреждения до конечного
потребителя (клиента), т.е. такой скорости, при которой сочетались бы наиболее
выгодные темпы продажи и оборачиваемости денег, а также минимальные затраты на
хранение финансовых ресурсов, с одной стороны, со способностью полностью и
своевременно удовлетворять спрос клиентов, с другой.
Процесс
маркетинга начинается с изучения клиента и выявления его потребностей, а
завершается приобретением товара (услуги) и удовлетворением его реальных и
конкретных потребностей. Процесс предоставления новых видов банковских услуг
начинается с подготовки банковских работников, их места работы, способов
предоставления этих услуг. Например, при входе в банк клиент начинает обычно
свое движение слева направо. Если территориально расположить предоставление
новых услуг в левой стороне зала, то клиент уделит им больше внимания, и
вероятность того, что он воспользуется ими, повышается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|