Реферат: Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)
Удельный
вес Ростовской области в производстве отдельных видов продукции в Российской
Федерации в 1996г.[17]
Показатели
производства отдельных видов продукции
Ед. Измер
Российская Федерация
Ростовская область
Удельный вес Ростовской
области в России
Стальных труб,
т. тонн
3590
586
16,3
Серной кислоты,
т. тонн
6333,9
50,6
0,8
Химических волокон и нитей,
т. тонн
198
2,1
1,1
Синтетических смол и
пластических масс,
т. тонн
1669
11
0,7
Металлорежущих станков,
штук
20113
107
0,5
Деревообрабатывающих станков,
штук
12796
266
2,1
Кузнечно-прессовых машин,
штук
3114
876
6,9
Зерноуборочных комбайнов,
т. штук
12,1
8
66,1
Кормоуборочных комбайнов.
Штук
1431
306
21,4
Экскаваторов,
штук
6510
28
0,4
Стиральных машин,
т. штук
2121,5
48
2,3
Древесностружечных плит,
т.куб.м
2625,5
88,8
3,4
Бумаги,
т. тонн
2216,1
11,1
0,5
Картона,
т. тонн
1195,6
0,01
0,0
Цемента,
т. тонн
37220,3
19,8
0,05
Сборных железобетонных
конструкций и изделий,
т.куб.м
32952,3
674,7
2,0
Стеновых материалов,
млн.шт.
Усл.Кирп.
19170,2
610,3
3,2
Нерудных строительных
материалов,
млн.куб.м
266,2
8,5
3,2
Тканей,
млн.
кв.м
2196,8
19,2
0,9
Трикотажных изделий,
т. штук
190400
2382
1,25
Чулочно-носочных изделий,
т. пар
352700
9995
2,8
Ковров и ковровых изделий,
т.
кв. м
21549
385
1,8
Таблица 3.5.
(продолжение)
Показатели
производства отдельных видов продукции
ед. Изм.
Российская
Федерация
Ростовская
область
Удельный
вес Ростовской области в России
Обуви,
тыс. пар
76500
2759
3,6
Животного масла,
тонн
487777
15916
3,3
Жирных сыров,
тонн
285370
8656
3,0
Цельномолочной продукции в
пересчете на молоко,
т. тонн
7200
156,1
2,2
Улов рыбы и добыча других
морепродуктов,
т. тонн
3542,5
17
0,5
Консервов,
млн.усл.
банок
2816,5
122
4,3
Хлеба и хлебобулочных изделий,
т. тонн
12416,7
337,8
2,7
Производство кондитерских
изделий,
т. тонн
1530,3
35,2
2,3
Растительного масла,
т. тонн
908,9
124,4
13,7
Безалкогольных напитков,
т. Д/к
литров
67600
1227
1,8
Муки,
т. тонн
15962,7
511,8
3,2
Крупы,
т. тонн
1596,6
115,3
7,2
Макаронных изделий,
т. тонн
680
13,8
2,0
Комбикормов,
т. тонн
18100
520,1
2,9
Валовой сбор:
зерна,
т. тонн
81300
5433,4
6,7
подсолнечника,
т. тонн
2600
670,2
25,8
овощей,
т. тонн
9600
291,0
3,0
картофеля,
т. тонн
33800
486,2
1,4
винограда,
т. тонн
2400
151,5
6,3
Мяса (в убойном виде),
т. тонн
6800
120,5
1,8
Молока,
т. тонн
42200
733,8
1,7
Яиц,
т. тонн
37500
455,7
1,2
Шерсти (в физическом весе),
т. тонн
122
6,2
5,1
Сравнительный
анализ удельных показателей Франции, Германии, России и Ростовской области позволил
найти высокие аргументы инвестиционной привлекательности Донского края:
· более
высокий, чем в среднем по России, уровень развития транспортной
инфраструктуры;
· развитый
производственный потенциал;
· хорошие
перспективы роста для достижения общеевропейских стандартов.
Иностранные инвесторы любят
рассуждать по принципу: «с одной стороны..., с другой стороны...». Существует
и специально разработанная для этих целей методика SWOT-анализа,
учитывающая слабые и сильные стороны, возможности и угрозы для развития
бизнеса. Специалисты банка «Центр-Инвест» с учетом опасений, высказанных
иностранными банкирами, не только применили SWOT-анализ к
оценке ситуации в регионе, но и убедили иностранных коллег в том, что их
опасения могут быть преодолены в рамках совместной работы:
· по
прединвестиционной подготовке предприятия;
· использованию
разных схем совместного финансирования инвестиционных проектов;
· разработке
механизмов гарантий и льгот не только для иностранных, но и для российских
инвесторов.
2. Генерация инвестиционных проектов.
Инвесторы не вкладывают деньги вообще, инвестиции идут только под конкретный
проект. К сожалению, донские предприятия не очень активно ведут подготовку
инвестиционных проектов. Поэтому для иностранных банкиров был предложен другой
подход для оценки потенциала возможных инвестиций.
В
результате встреч с банкирами Societe Generale, ING, ABNAMRO,
Rabobank, Deutsch Bank, Dresdner Bank удалось сформировать конкретные
предложения по инвестициям в Ростовскую область в таких сферах, как переработка
яблок, томатов, создание крупных торговых центров, развитие телекоммуникаций,
внедрение энергосберегающих технологий.
3. Региональная инвестиционная
политика. Иностранные инвесторы готовы идти в регионы, но они хотят
иметь более четкие представления об инвестиционной политике, проводимой
местными властями. Банк «Центр-Инвест» подготовил комплекс таких предложений,
который был одобрен Минэкономики РФ, и сейчас реализуется на практике.
Иностранные инвесторы не требуют чего-либо сверхъестественного, они хотят,
чтобы в региональной инвестиционной политике присутствовали:
· одинаковый
подход ко всем инвесторам, без деления на избранных и прочих;
· создание
сети аудиторских и консалтинговых фирм, независимых регистраторов и депозитариев;
· предынвестиционная
подготовка предприятий;
· организация
агентств по работе с инвесторами.
4. Схемы финансирования. Успех
инвестиционного проекта укладывается в простую формулу - « КПД: Команда +
Проект + Деньги». Для иностранного инвестора необходима еще и «цепочка
доверия». В старой системе эта цепочка была очень короткой: «инвестор -
отраслевой отдел ЦК КПСС». Сегодня между иностранными инвесторами и
российскими реципиентами стоит, как правило, национальная Торгово-промышленная
палата и Минэкономики РФ. Постепенно в эту цепочку активно включаются
российские и иностранные банки. В частности, банк «Центр-Инвест» не только
является партнером РЦСИИ, но и активно создает инфраструктуру поддержки
инвестиционных решений.
Иностранных
инвесторов и в Париже, и в Амстердаме, и во Франкфурте особенно заинтересовал
тот факт, что все структуры, созданные при участии банка, имеют надлежащие
лицензии, а за каждой лицензией идет напряженная работа в строгом соответствии
с российским законодательством. В частности, клиенты банка «Центр-Инвест»
встречаются с налоговыми инспекторами в присутствии аудитора, что соответствует
общепринятой на Западе практике.
В
результате более подробного знакомства с реальной ситуацией на донских
предприятиях были согласованы различные схемы совместной работы с иностранными
инвесторами:
· санация
предприятий-банкротов;
· лизинговые
операции под правительственные гарантии;
· совместное
финансирование крупных проектов развития социальной и производственной инфраструктуры
консорциумом западных и российских банков;
· участие
западных банков и компаний в управлении предприятиями коммунальной сферы.
В
результате диалогов с западными инвесторами финансирование в Ростовскую область
воспринималось ими скептически. Так как технология Investing
Promotion была раскрыта публично, то даже московские банки задумались
над перспективами инвестиций в донскую экономику.
3.3.
Участие КБ «Центр-Инвест» в привлечении иностранных кредитов для СЭЗ региона
Частный
капитал в России как банковский, так и промышленный не имеет достаточных
возможностей для обеспечения гарантий на корпоративном уровне. В этой связи
вырастает роль гарантии местных властей, которые демонстрируют в ряде регионов
успешную стратегию привлечения иностранных инвесторов. Для работы на
региональном уровне можно также использовать механизмы создания свободных
экономических зон в России, которые предусматривают участие в финансировании
создания этих зон иностранных финансовых организации. Законодательное
закрепление на федеральном и местном уровне льгот в таких СЭЗ для иностранных
инвесторов должно быть платой российской стороны за финансирование иностранной
стороной создания таких зон.
3.3.1.
«Центр-Инвест»-субъект СЭЗ «Таганрог»
Анализ
выгодного положения Ростовской области, ее научно-технического и промышленного
потенциала привел специалистов к идее создания свободной экономической зоны
«Таганрог». Концепция СЭЗ «Таганрог» включает несколько проектов. Главные среди
них - реконструкция старого и строительство нового морских портов, строительство
международного аэропорта, развитие банковской, таможенной и складской
инфраструктуры.
Фирма Meditrade
LTD уже осуществила техническое обоснование проекта строительства нового
порта и аэропорта. Ориентировочная стоимость проектов около 8 млрд. долларов
США. Администрация Таганрога намерена провести международный тендер проектов
по строительству нового порта и аэропорта, в котором уже готовы принять участие
западноевропейские компании Meditrade LTD, Irni и PA
Consalting.
Совершенно
очевидно, что реализация этой идеи позволит обеспечить устойчивость и
независимость транспортных связей для России и создаст реальные предпосылки для
развития всей Ростовской области, в том числе увеличит количество международных
простых и межбанковских кредитов и тем самым преумножит приток иностранных
инвестиций в регион.
Участие
инвестиционных банков, таких как «Центр-Инвест», в финансировании создания и
работы свободной экономической зоны «Таганрог» видится довольно перспективным,
потому что планы создания СЭЗ «Таганрог» упираются в две проблемы финансового
рынка:
n нехватку капиталов в
регионе,
n медленные расчеты с
ближним и дальним зарубежьем.
Основная
сложность, которая возникает в связи с привлечением и освоением крупных
инвестиций, это недостаточность гарантий, которые могут дать местные банки.
Но КБ «Центр-Инвест» со своей программой Investing
Promotion имеет достаточно шансов на успех. Так как ключевой задачей
является поиск зарубежных инвесторов, которые могли бы сотрудничать с СЭЗ
«Таганрог», ибо модернизация порта и аэродрома, прибыль от эксплуатации
которых должна пойти на финансирование дальнейших программ, невозможна без
иностранных инвестиций и кредитов.
Одной из
задач этапов развития СЭЗ «Таганрог» является задача создания банковской
системы СЭЗ с привлечением иностранных банков для реализации намеченных
программ. Таким образом представляется возможным составить схему привлечения
иностранных кредитов в СЭЗ при участии КБ «Центр-Инвест» и зарубежных
финансовых институтов.(См. Рис. 3.2.)