Реферат: Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)
|
|
1990
|
1993
|
1996
|
Всего |
Вывоз |
137 |
238.5 |
188 |
|
Ввоз |
126.9 |
206.3 |
173.3 |
Развитые страны |
Вывоз |
133.9 |
228.3 |
179.9 |
|
Ввоз |
113.2 |
174.6 |
103.2 |
Развивающиеся страны |
Вывоз |
3.1 |
10.2 |
8.1 |
|
Ввоз |
13.7 |
31.7 |
70.1 |
Рис.
1.2. Диаграмма ежегодных прямых зарубежных инвестиций по группам стран
Подавляющая
часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в
форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми инвесторами являются
ведущие индустриальные страны - США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция. В последние
годы, например, США инвестируют за рубеж примерно столько же капитала, сколько
иностранного капитала инвестируется в США. В числе развивающихся государств
основными инвесторами являются нефтедобывающие страны (страны ОПЕК) и новые
индустриальные страны (Южная Корея, Сингапур и т.д.). Вывоз прямых инвестиций
странами с переходной экономикой пока по международным масштабам незначителен.
Увеличение притока инвестиций в эти страны может быть объяснено экономическими
факторами, в том числе стремительным ростом и увеличением доходности
инвестиций, проведением политических реформ и приватизации, открывающих
широкие перспективы для иностранных инвестиций и участия транс национальных
корпораций в реформировании производственных комплексов стран, включая
секторы, которые были прежде закрыты для них. Кроме выше названного это и
осуществление планов региональной интеграции, которые расширяют рыночные
возможности, способствуют росту перспектив иностранных инвестиций.
Иностранные
инвестиции являются одной из важнейших сфер деятельности и сфер
стратегического управления транснациональных корпораций. На сотню крупнейших
ТНК приходится более одной трети мирового объема прямых инвестиций.
Иностранные
инвестиции и отношения, возникающие в связи с ними, находят отражение в
деятельности таких международных институтов, как ООН, ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР и
других. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям в координации
с другими международными институтами осуществляет программу исследований по
проблемам роли транснациональных корпораций и прямых иностранных инвестиций в
мировой экономике.
Инвестиционный
процесс является фактором, во многом определяющим темпы развития национальной и
мировой экономики. Он находится в зависимости от инвестиционной политики,
которая включает в себя как национальный, так и международный аспект.
Инвестиционная
политика государства состоит в выработке соответствующей системы правового регулирования,
инвестиционного законодательства, которые бы создали благоприятные условия для
инвесторов, как национальных, так и иностранных. В некоторых научных
исследованиях понятие «инвестиционная
политика» отождествляется с термином «инвестиционный климат».
Условия,
влияющие на приток иностранных инвестиций в страну, зависят от широкого
комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Он
включает состояние экономики, социально-политическую стабильность, идеологию,
культуру и другие факторы, которые оцениваются иностранным инвестором при
принятии им решения о масштабах и направлениях инвестирования
и которые позволяют сделать вывод об уровне инвестиционного риска в
стране-импортере капитала. Важное влияние на инвестиционный климат оказывают
государственная политика в отношении иностранных капиталовложений, участие
страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, степень и
методы государственного вмешательства в экономику, эффективность работы
государственного аппарата, а также последовательность в проведении
экономической политики.
Правовое
регулирование инвестиционных отношений состоит из национально-правового и
международно-правового.
Суть
государственного регулирования и стимулирования инвестиционного процесса есть
реализация инвестиционной политики: создание благоприятных условий и гарантий
для инвесторов; установление соответствующих организационно-правовых форм бизнеса,
определение правового статуса совместных предприятий, иностранных предприятий и
их филиалов, транснациональных корпораций.
Наиболее
важными аспектами национального правового регулирования иностранных
инвестиций, являются:
1) определение внешней инвестиционной политики государства;
2) разрешение на допуск иностранных капиталов в те или иные
отрасли экономики, введение «разрешительных» и «запретительных» списков
отраслей;
3) правовой режим иностранных инвестиций;
4) условия инвестирования:
· национализация
и репатриация капиталов и прибылей;
· налогообложение
и валютное регулирование;
· таможенные
пошлины;
· условия
найма рабочей силы;
· гарантии
иностранным инвесторам;
· арбитражное
разрешение споров;
5) привилегии и льготы иностранным инвесторам в зависимости от
объема и отраслевой направленности инвестиций, решения проблем занятости;
6) порядок инвестирования.
По
прогнозам экспертов ООН, в грядущем десятилетии сохранится тенденция к
углублению экономической интеграции через каналы ТНК и прямых иностранных
инвестиций. Новая динамика роста мировой экономики будет определятся ростом
значения таких нематериальных активов, как технология, навыки и знания. Вместе
с тем, все это создает серьезные экономические проблемы, обусловленные, в
частности, определенным противоречием между перемещением производств и уровнем
занятости в развитых странах. Одной из тревожных тенденций является то, что
национальные и международные механизмы экономической политики плохо
приспособлены к расширению принципа взаимности с традиционной сферы - торговли
на инвестиции. Для этого потребуется переосмыслить концепцию существующих
связей и наладить более тесную координацию между международными органами,
занимающимися этими вопросами. Предвидится обострение конкурентной борьбы за
прямые инвестиции на региональном уровне.
На почве
завершения Уругвайского раунда, учреждения в рамках процесса ГАТТ/ВТО и
завершения работы специальной группы ЮНКТАД по капиталовложениям и финансовым
потокам открываются значительные возможности для переосмысления роли
наднациональных органов в решении вопросов, связанных с инвестициями, прежде
всего региональных интеграционных группировок, к которым относится и СНГ.
1.2.1.
Защита иностранных инвестиций на законодательном уровне в России
России как
воздух нужны иностранные инвестиции. Они несут с собой новые технологии,
ценнейший опыт организации управления производством, сбытом, финансами, чего
нам так не достает, а нередко открывают доступ на зарубежные рынки. В мире за
капиталы идет отчаянная конкурентная борьба. Стремясь заманить инвесторов к
себе, страны соревнуются по части предоставляемых льгот и гарантий. В этой борьбе
Россия пока безнадежно проигрывает, занимая в инвестиционных рейтингах место в
пятом-шестом десятке.
Иностранцы
с интересом смотрят на Россию, привлекаемые в первую очередь ее природными
богатствами, образованной и относительно дешевой рабочей силой, большим
внутренним рынком.
Однако их
отпугивают высокие налоги и еще больше запутанная и постоянно меняющаяся
налоговая система, произвол и коррупция чиновников, неясность прав
собственности, особенно на землю, экономическая преступность и многое другое,
что резко повышает издержки и риск ведения дел в Росии.
На
сегодняшний день в сфере иностранных инвестиций в Российской Федерации
действуют не только федеральные законы, но и Указы Президента РФ, Постановления
Правительства и ведомственные подзаконные акты.
В 1985
году в Сеуле по инициативе Всемирного банка была заключена многосторонняя
конвенция « Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций»
(МИГА). МИГА призвана на международном уровне предоставлять частным инвесторам
гарантии их инвестиций, а также поощрять иностранные инвестиции в
развивающиеся страны путем предоставления технических услуг по улучшению
инвестиционного климата в странах, принимающих иностранные капиталовложения.
Современное
состояние инвестиционного климата в Российской Федерации оценивается как
неудовлетворительное, но за последние три года уже наметилась тенденция
повышения его уровня. Как считают специалисты журнала «Euromoney», по
уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на 54-м месте, и неблагоприятное
состояние инвестиционного климата в России обусловлено следующими причинами:
·
нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск
забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т.п.;
· правовая
нестабильность, сопровождающаяся принятием новых законодательных актов,
изменением действующих; громоздкое текущее государственное регулирование,
регламентирующееся множеством нормативных актов и инструкций, постоянный
процесс их изменения;
·
неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что тормозит
залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных
инвестиций ;
· низкий
уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры (например,
финансового рынка), слабая развитость и изношенность производственной и
транспортной инфраструктуры;
· изменения
таможенного режима;
· слабое
информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах,
отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
· сильная
бюрократизация страны ( выражающаяся, например, в сложной процедуре оформления
предприятий с иностранными инвестициями), а также коррупция, разбой и иная
преступность ;
· высокие и
многочисленные налоги и платежи и практическое отсутствие инвестиционных льгот.
В
Сеульской конвенции участвуют свыше 100 стран, в том числе большинство
промышленно развитых. Россия и ряд других государств СНГ оформили свое
присоединение к Конвенции. Присоединение к конвенции создаст возможность
использования международного механизма обеспечения гарантий инвестициям на
территории СНГ.
Улучшение
условий для иностранных инвестиций требует постоянных настойчивых и
многоплановых усилий со стороны как государства, так и предпринимательских
структур.
Принцип
национального режима является в промышленно развитых странах основным по
отношению к иностранным инвесторам, что закреплено не только в национальных
законодательствах этих стран, но и в таких документах, как «Руководящие
принципы для международных инвестиций» (1972 г.)Международной торговой палаты,
«Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.) и «Декларация о
международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.)
принятых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Некоторые
исследователи отмечают, что в России еще нет условий для полной и
последовательной реализации национального режима. При этом указывается три
фактора, диктующих введение для иностранных инвестиций изъятий из национального
режима:
1) национальный режим в России может включать правила, которые
могут нарушать интересы иностранного инвестора;
2) не исключен серьезный разрыв между стандартами
национального режима и международными стандартами, принятыми в других
государствах;
3) интересы привлечения иностранных инвесторов обусловливают
особые льготы и гарантии для них.
Помимо
этих трех факторов необходимо указать на неопределенность границ действия
национального режима для иностранных инвесторов в России. Согласно закону 1991
года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» национальный режим предоставляется
только по отношению к имуществу, имущественным правам и инвестиционной
деятельности, оставляя расшифровку этих понятий за рамками закона и допуская
возможность неоднозначного их толкования.
В
соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» предприятие с
иностранным капиталом могут осуществлять любые виды деятельности, отвечающие
целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных
действующим на территории России законодательством.
В марте
1997 г. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «Об
иностранных инвестициях». Этот документ предоставляет иностранным инвесторам
гарантии от национализации и экспроприации капиталов и имущества. Если государство
сочтет необходимым осуществить изъятие имущества инвесторов в оборонных целях
или ради сохранения жизни и здоровья граждан, владельцам предоставляется
срочная адекватная компенсация.
Вводится
также в действие «Перечень, приоритетных отраслей, видов деятельности,
территорий и отдельных инвестиционных проектов с соответствующим льготным
режимом», в том числе в сфере налогообложения, который может сыграть роль
нового инструмента государственного регулирования притока инвестиций из-за
рубежа.
Одним из
важнейших направлений деятельности по созданию благоприятных условий для
иностранных инвесторов является сосредоточение нормотворческих усилий в
области стандартизации в соответствии с международными нормами российской
системы бухгалтерского учета и аудита.
Закон об
иностранных инвестициях содержит главу 2, которая называется «Государственные
гарантии защиты иностранных инвестиций». Закон предоставляет иностранным
инвесторам следующие гарантии :
· гарантию
от принудительного изъятия, а также иных незаконных действий государственных органов
и их должностных лиц,
· гарантию
перевода платежей, связанных с инвестициями, за границу,
· гарантию
использования платежей в российской валюте на территории России.
В свое
время Президентом был издан приказ №282 от 26.02.93 «О создании международного
агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих
рисков», в котором получила одобрение инициатива ряда российских и зарубежных
организаций по созданию Международного агентства по страхованию иностранных
инвестиций в РФ от некоммерческих рисков. Для российской правовой системы понятие
«инвестор» является достаточно новым. При этом ни в Гражданском кодексе, ни в
иных федеральных законах особенностей правового положения инвестора не
установлено. Собственно российское законодательство об иностранных инвестициях
достаточно противоречиво, еще более противоречиво соотношение норм общего
гражданского законодательства и специального, регулирующего иностранные
инвестиции.
В условиях
увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает необходимость
усиления антимонопольного контроля. В принятом законе РФ «О внесении изменений
и дополнений в закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» предусматривается распространить его действие на все
хозяйствующие субъекты, функционирующие на товарных рынках РФ. Следовательно,
он будет распространятся и на операции иностранных фирм, в том числе на
операции по приобретению предприятий. Антимонопольное регулирование, являясь
одной из форм государственного контроля за деятельностью иностранных
инвесторов, не должно допускать нарушения конкуренции и замены национального
монополизма иностранным.
Российский
закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности
предусматривает как предварительный контроль над созданием крупных
экономических образований, которые могут занять доминирующее положение на
рынке, так и особые требования в отношении их деятельности, т.е. в данном
случае имеется известное сочетание контроля над структурой рынка и контроля
поведения на рынке.
В развитие
предусмотренных в Законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР» гарантиях
иностранным инвесторам в 1992 году Правительство России приняло постановление
№ 395 «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и
правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите
капиталовложений», в котором содержится новый типовой проект соглашения. На
его основе были подписаны соответствующие договоры с США, Португалией и другими
странами. К началу 1995 года Россия имела соглашения о поощрении и взаимной
защите капиталовложений с 27 странами.
Важным
принципиальным следствием заключения Россией Соглашения о взаимном поощрении и
защите иностранных инвестиций, а также ее участия в Вашингтонской и Сеульской
Конвенциях является ее отход от поддерживающейся ранее Советским Союзом установки
соблюдения строгого иммунитета государства от рассмотрения его имущественных
споров с иностранными частными лицами.
В
соглашениях о взаимной защите и поощрения иностранных инвестиций обычно
устанавливается порядок регулирования инвестиционных споров между принимающим
государством и иностранным инвестором. Этот порядок регулируется также
подготовленной Всемирным банком Вашингтонской конвенцией 1965 года «О порядке
разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», согласно
которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
между государствами и лицами из других государств (ICSID). В
конвенции участвуют свыше 100 государств, включая Россию.
Предприятия
с иностранными инвестициями приобретают возрастающее значение в экономике
России. Так, с 1990 по 1996 г. число зарегистрированных предприятий увеличилось
с 1535 до 11189, а действующих - с 620 до 8422.[10]
Таким
образом можно сделать следующие выводы:
· инвестиционный
процесс, в целом, и прямые иностранные инвестиции, в частности, играют важную
роль в мировой экономике;
· иностранные
инвестиции и отношения возникающие с ними, находят свое отражение в деятельности
таких международных институтов как ООН, ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР и других.
· в
настоящее время основной тенденцией трансферта капитала является увеличение
притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой при одновременном уменьшении их притока в развитые страны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|