МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Сущность управления риском в коммерческом банке

    Оценка дееспособности заемщика включает изучение сведений об учредителях, руководстве компании и наиболее общих сведений о компании.

    Оценка дееспособности позволяет определить правомочность получателя кредита к сделке, меру ответственности и правопреемственности структурных подразделений компании при нарушении условий кредитной сделки.

    Под репутацией заемщика понимается его готовность к погашению получаемого кредита.

    О репутации заемщика можно составить представление из информации об участии компании в судебных процессах, арбитражах, о выдвинутых против нее обвинениях, наличии закладных, наложенных штрафов, сведений об использовании платежей в прошлом и настоящем.

    Способность компании получать доход - это одно из основных условий кредитной сделки, так как доход является главным источником погашения кредитной задолженности. Использование других источников (продажа активов, получение кредитов у других кредиторов) - свидетельство нарушения финансовой устойчивости компании.

    Оценка способности компании к получению дохода проводится по следующим направлениям:

    ·  анализ производственно-сбытовой деятельности;

    ·  анализ финансового аспекта деятельности.

    Размер и структура активов представляют дополнительную гарантию погашения кредитной задолженности. В то же время следует отметить, что не все активы могут служить обеспечением кредита, а лишь те, которые созданы за счет собственных средств (собственного капитала). Поэтому банк, решая вопрос о предоставлении кредита, должен весьма внимательно относиться к достаточности собственных средств, их сохранности.

    Исследуя способность компании к получению дохода, банк должен учитывать наличие воздействия внешних факторов - состояния конъюнктуры рынка.

    В странах рыночной экономики десятилетиями создавалась система экономического прогнозирования, и банки успешно ею пользуются.

    Банк должен знать вид рынка, на котором выступает заемщик, о его роли и месте в отрасли, отраслевых и общеотраслевых условиях сбыта, конкуренции в отрасли.

    Складывающаяся экономическая ситуация подсказывает, какой фактор, учитываемый при оценке кредитоспособности, имеет решающее значение. Так, если в условиях подъема решающее значение имеет способность получать доход, то в условиях спада - фактор обеспечения ссуд.

    В зарубежной экономической литературе широко используется метод анализа "SWOT" (Strong, Weak, Opportunities, Threat), который позволяет выявить сильные и слабые стороны заемщика, его потенциальные возможности и риски. Таким образом, основными целями анализа информации, характеризующей уровень кредитоспособности индивидуального заемщика, являются:

    ¨  определение сильных сторон ситуации заявителя;

    ¨  выявление слабых сторон потенциального заемщика;

    ¨  определение, какие специфические факторы являются наиболее важными для продолжения успеха заемщика;

    ¨  возможные риски при кредитовании.

    Более детальным представляется анализ экономического состояния заемщика методом коэффициентов. Поэтому особое внимание банкиры во всем мире придают сегодня анализу финансовых коэффициентов, например, показателей ликвидности, оборачиваемости средств, обеспеченности собственными средствами, прибыльности или на основе денежного потока, в результате чего определяется класс кредитоспособности заемщика и его рейтинг1.

    Наконец, при рассмотрении заявки на кредит принимаются во внимание общие условия, определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье и т.д.

    Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита и т.д.

    В рамках дилеммы "риск - доходность" заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (а следовательно, более подверженные риску) должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

    Таким образом из всего вышесказанного следует, что в процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных рисков, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно по способу их описания и методу их анализа. Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банков. Изменение одного вида риска вызывает изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятия решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов. Поэтому выбор конкретного метода анализа их уровня, подбор оптимальных факторов очень важны.

    Все выше изложенное говорит о необходимости проведения грамотного сбалансированного процесса управления банковскими рисками (Risk Management).


    3. Сущность риск-менеджмента в коммерческом банке

     

    3.1 Этапы управления рисками

    Управление риском осуществляется в несколько этапов. Общая схема процесса такова:

    ·  выявление содержания рисков, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности - определение рисков;

    ·  определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска - оценка риска;

    ·  выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска, а также выбор или разработка способа страхования риска - управление риском;

    ·  ретроспективный анализ результатов управления риском и осуществление необходимой коррекции по предыдущим пунктам данной схемы.

    На первом этапе выявляется состав и содержание принимаемых рисков и составляется "номенклатура рисков"1.

    Вторым этапом в процессе управления риском является определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска. На этой стадии определяются массивы информации (статистические данные, оперативная информация, экспертные оценки и прогнозы и т.д.), необходимые для управления рисками по источникам, видам и объемам. При этом решается вопрос о методах сбора и предварительной статистической обработки данных. Важнейшее место отводится методам описательной статистики. К наиболее распространенным методам статистического наблюдения, применяемым в подобного рода исследованиях, относятся методы несплошного статистического наблюдения (анкета, репрезентативная выборка на случайной основе, направленный отбор на классификационной основе). Методы сплошного статистического наблюдения применяются гораздо реже, хотя и дают более точные результаты. Это связано с их относительно более высокой трудоемкостью, а следовательно, и стоимостью.

    Следует иметь в виду важность этого этапа управления риском, так как все последующие выводы могут быть искажены из-за некачественного подбора и первичной обработки информационных массивов.

    Третий этап в процессе управления риском - выработка критериев для оценки вероятности наступления нежелательных событий и построение шкалы рисков. Для этого необходимо построение системы показателей и определение критических и оптимальных значений для каждого показателя в отдельности и всей системы показателей в целом. Эта система может включать в себя как качественные, так и количественные показатели по каждой из статей номенклатуры рисков, определенной на первом этапе. Необходимо также определить метод сведения разнообразных показателей к единой синтетической оценке с построенной для нее генеральной шкалой рискованности. Для этого могут использоваться стандартные методы получения рейтинговых оценок - индексный, метод расстояний, метод относительных величин и взвешенных балльных оценок, а также разработка или выбор программы страхования риска или рисков. Страховаться могут как отдельные риски (микрохедж), так и совокупность принимаемых на себя рисков (макрохедж). К наиболее часто применяемым формам страхования рисков относят диверсификацию риска, контроль за степенью риска и коррекцию управленческих решений (мониторинг риска), создание специальных резервов на случай реализации риска, передачу рисков. Диверсификация рисков предусматривает грамотное, профессиональное управление активами и пассивами банка, т.е. оптимальное распределение рисков по объему, сроку и структуре. Снижение уровня риска достигается за счет меньшей вероятности осуществления множества неблагоприятных событий по сравнению с одним событием. Контроль за степенью риска позволяет заметить первые симптомы неблагополучия и оперативно корректировать управленческие решения. Следует отметить, что для сопоставимости результатов мониторинга риска необходимо применять одну методику и использовать ее систематически, через равные интервалы времени. При использовании этого метода многое зависит от качества построения системы показателей, ее репрезентативности и чувствительности к неблагоприятным изменениям в статике или динамике изучаемого процесса.

    Создание специальных резервов может осуществляться как добровольно, так и в обязательном порядке. Традиционные резервы - под общие риски, под кредитный риск, обесценение ценных бумаг, по рисковым операциям и финансированию. Формирование обязательных резервов регламентируется нормативными актами.

    В случае ликвидации резерва он либо направляется на возмещение потерь при реализации риска, либо возвращается в источник, за счет которого создан, в случае сложения с себя риска. Также риски могут быть переложены полностью или частично на специализированные кредитно-финансовые институты - страховые компании. Как правило, на практике используется не один, а совокупность методов страхования риска, что позволяет в случае неэффективности одного из избранных методов компенсировать это положительным эффектом другого метода.

    На последнем этапе процесса управления риском проводится ретроспективный анализ результатов управления риском. Этот важнейший этап зачастую игнорируется, хотя именно тут появляется возможность оптимизировать управление риском и исправить возможные просчеты.

    Очевидно, что для реализации описанной схемы управления рисками требуется наличие серьезного багажа теоретических знаний, практических навыков, общей эрудиции аналитиков банка. Также необходимо накопление достаточных объемов информации и средств ее обработки. Все это делает процесс комплексного управления риском весьма дорогостоящим. Однако игнорирование риска приводит к тем же печальным последствиям, что и игнорирование объективных экономических законов.

    Так как перечень рисков с которыми встречается банк в процессе своей работы велик, то на мой взгляд на этапе становления риск менеджмента в банке важно очертить круг банковских рисков которые имеют приоритетное значение. Для этого необходимо детально проанализировать банковскую отчетность и определить перечень основных банковских рисков, одним из наиболее важных здесь является кредитный риск.

     

    3.2 Управление кредитным риском

    Успех кредитной деятельности определяется наличием взвешенной кредитной политики, процедур принятия решений, адекватных систем кредитного контроля. В этой части работы речь пойдет в основном о зарубежном опыте управления кредитным риском коммерческого банка. Это связано с тем, что современный отечественный опыт кредитования во многом еще не сложился вследствие небольшого срока развития системы коммерческих банков и, поэтому не может быть в достаточной степени обобщен.

    В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно выделить несколько общих характерных этапов:

    1) разработка целей и задач кредитной политики банка;

    2) создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений;

    3) изучение финансового состояния заемщика;

    4) изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;

    5) разработка и подписание кредитного соглашения;

    6) анализ рисков невозврата кредитов;

    7) кредитный мониторинг заемщика и всего кредитного портфеля;

    8) мероприятия по возврату просроченных и сомнительных кредитов и по реализации залогов.

    Как отмечается в исследовании, посвященном развитию финансового сектора на развивающихся рынках1, банки развивающихся рынков зачастую не располагают надежно разработанным процессом управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить следующие:

    отсутствие в письменном виде документа о кредитной политике;

    отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля;

    излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;

    некачественный анализ кредитуемой отрасли;

    поверхностный финансовый анализ заемщиков;

    завышенная стоимость залога;

    недостаточно частые контакты с клиентом;

    низкая периодичность проверок и отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;

    отсутствие контроля над займами;

    неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;

    плохой контроль за документированием займов;

    чрезмерное использование заемных средств;

    неполная кредитная документация;

    отсутствие классификации активов и стандартов при формировании резервов на покрытие убытков по кредитам;

    неумение эффективно контролировать и подвергать аудиторской проверке кредитный процесс.

    Классический порядок предоставления кредита таков: решение принимается кредитным работником в рамках предоставленного ему лимита, более крупные сделки требуют одобрения кредитного комитета, правления банка.

    В российских условиях (неблагоприятная криминогенная ситуация, отсутствие кредитных агентств, проблемы получения достоверной информации о потенциальном заемщике) поддержать качество кредитного портфеля можно за счет, во-первых, коллегиальности решения о предоставлении кредита и, во-вторых, благодаря обязательному заключению службы экономической безопасности финансового учреждения.

    Это позволяет в какой-то степени снизить кредитные риски и уровень просроченной задолженности. Однако для этого необходим обобщающий документ по кредитной политике банка. Ведь главный вопрос, на который должен ответить кредитный работник при проработке сделки - соответствует ли предлагаемая операция общему направлению кредитной политики.

    Еще одним необходимым условием успешной кредитной деятельности является наличие в организационной структуре банка независимого подразделения по контролю за кредитными рисками и соответствием сделок кредитной политике. Основные принципы его работы следующие:

    независимость от структур, занимающихся проведением активных операций (непосредственное подчинение руководителю банка или его заместителю, который не курирует операционные вопросы);

    полный и оперативный допуск к информации, связанной с проблематикой работы (на основе внутрибанковских инструкций);

    отсутствие контактов с клиентами (чтобы избежать давления на сотрудников и обеспечить объективность рассмотрения кредитной заявки).

    Задачи такого подразделения весьма многочисленны: контроль качества кредитного портфеля и кредитной деятельности, мониторинг операций, разработка предложений по установлению различных лимитов кредитного риска, независимая оценка планируемых операций.

    Руководитель службы контроля кредитных рисков может участвовать или не участвовать в работе кредитного комитета ("позиция полной независимости"). Штат службы контроля кредитных рисков формируется из числа наиболее опытных кредитных работников и аналитиков. В мировой банковской практике широко применяется принцип ротации кадров: специалист из кредитного подразделения (особенно тот, которого планируют повысить в должности) переводится на определенный срок в службу контроля за кредитными рисками, затем возвращается в подразделение, получив опыт работы и взглянув на кредитование с позиций кредитного контролера.

    Одно из мероприятий по улучшению кредитной работы - создание в структуре банка подразделения по работе с проблемной задолженностью. Его задача - погашение просроченных кредитов экономическими методами, без привлечения органов правопорядка и судебных инстанций. Тонкость работы заключается в том, что нельзя упустить момент, когда взыскание задолженности чисто экономическими методами становится проблематичным. Определить это момент позволяет лишь опыт.

    Соответственно, для работы с подобной задолженностью нужны опытные кредитные работники, знающие операции со многими финансовыми инструментами.

    Следует сказать и о внутреннем аудите в банке. Внутренний аудит в отличие от службы кредитного контроля обеспечивает соблюдение нормативных актов, внутрибанковских инструкций и процедур. Проводя периодические проверки кредитных операций, служба внутреннего аудита добивается их соответствия установленным процедурам, и тем самым снижает риски. Последнее время для внутреннего аудита становится характерной сильная связь проводимых проверок с уровнем риска (т.е. крупные кредиты проверяются чаще).

    Служба внутреннего аудита подчиняется обычно руководителю банка, и поэтому устранение выявленных ею недостатков проводится достаточно оперативно. Более того, руководитель службы внутреннего аудита информирует не только руководителя, но и наблюдательный совет (Совет директоров) банка. Последнее особенно важно, если руководство банка не предпринимает шагов по устранению недостатков.

    Таким образом, с развитием всех вышеперечисленных служб в коммерческом банке формируется система контроля за кредитными рисками. А процесс принятия кредитных решений все больше напоминает слушание дела в суде: кредитный работник (или отдел), "продвигающий" сделку, выступает в качестве адвоката. Кредитный контролер, а на более высоком уровне - кредитный комитет, берет на себя роль прокурора и судьи, определяющих уровень риска, соответствие сделки кредитной политике и принятым процедурам, и выносит окончательное решение.

    В заключение хотелось бы отметить, что внедрение служб контроля кредитных рисков требует весьма существенных материальных затрат и сначала приводит к снижению оперативности принятия управленческих решений. Поэтому, помимо политической воли руководства, необходим объективный расчет эффективности такой системы при планируемом банком уровне кредитования1.


    Заключение

    В работе были рассмотрены мировая практика управления кредитными рисками в некоторых западных странах, особенности методов анализа кредитного риска используемых в России, а также основные этапы управления кредитным риском.

    Управление риском осуществляется в несколько этапов. Общая схема процесса такова:

    1. Выявление содержания рисков, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности;

    2. Определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска;

    3. Выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска;

    4. Выбор или разработка способа страхования риска;

    5. Ретроспективный анализ результатов управления риском и осуществлением необходимой коррекции по предыдущим пунктам данной схемы.

    В качестве основных методов управления кредитным риском можно выделить следующие:

    1. Диверсификация портфеля активов;

    2. Предварительный анализ платежеспособности заемщика или эмитента;

    3. Создание резервов для покрытия кредитного риска;

    4. Анализ и поддержание оптимальной (для банка) структуры кредитного портфеля;

    5. Требование обеспеченности кредитов и их целевого использования.

    Особое значение в процессе управления кредитным риском банк должен придавать состоянию кредитного портфеля в целом и оценке кредитоспособности отдельных заемщиков.

    В отечественной банковской практике готовность заемщика к выполнению взятых на себя обязательств оценивается посредством изучения его дееспособности и репутации в отношении кредитов, способности получать доход, наличия капитала, обеспеченности кредитов, т.е. это детальное изучение финансовых отчетов предприятий. В некоторой степени неформальный подход, используемый западными банками, помогает осуществить реальную оценку бизнеса заемщика и, тем самым, позволяет более полно оценить его кредитоспособность и выявить возможные риски при кредитовании. Такой подход можно было бы использовать и в России, но не все эти правила могут быть перенесены в неизменном виде на российскую почву и реализованы сегодня в полном объеме, и, тем не менее, знание их полезно и необходимо для правильной организации кредитной работы.

    Среди всей номенклатуры рисков, возникающих в процессе работы Банка, присущих банковской деятельности, на первый план можно поставить именно кредитный риск, поскольку, как правило, наибольший доход банкам приносят кредитные операции.

    Как показывает статистика, причиной основной части потерь банков по кредитам являются внутренние факторы (67% потерь).

    Для более успешного управления кредитным риском, на мой взгляд, необходимо:

    1. Более качественно проводить анализ кредитуемой сделки;

    2. Проводить более глубокий финансовый анализ заемщиков;

    3. Чаще контактировать с клиентом;

    4. Осуществлять более строгий контроль за использованием кредитов;

    5. Тщательно контролировать документальное оформление кредитов;

    6. Собирать полную кредитную документацию;

    7. Диверсифицировать риски по отраслям

    8. Ввести при Кредитном Управлении банка службу по экономическим консультациям, помощи в оформлении документов на получение кредита (составление плана движения денежных средств, написание технико-экономического обоснования).

    Управление отдельными видами рисков является весьма важным процессом. Однако лишь реализация комплексно программы по управлению рискованностью операций коммерческого банка позволит банку приобрести столь ценящиеся во всем мире устойчивость и солидность.


    Литература

    1.  Гражданский кодекс Российской Федерации.

    2.  Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) №394-1 от 02.12.94 г. (с изменениями от 27.12.95 г., 20.06.96 г.)

    3.  Банковские риски. // Деньги и кредит. - 2009. - №12.

    4.  Загорий Г.В. О методах оценки кредитного риска. // Деньги и кредит. - 2008. - №6.

    5.  Коротков П.А. Опыт и проблемы управления рисками в кредитных организациях. // Деньги и кредит. - 2008. - №7.

    6.  Масленченков Ю.С. Банковский кредит и возможность снижения кредитных рисков. // Банковские услуги. - 2008. - №6.

    7.  Марьин С. Управление кредитными рисками - основа надежности банка. // Экономика и жизнь. - 2009. - №23.

    8.  Севрук В.Т. Банковские риски. - 2-е изд. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 70с.: ил.

    9.  Светлова С. Риски в банковской практике. // Аудитор. - 2008. - №2, №3

    10.  Соколинская Н.Э. Стратегия управления банковскими рисками. // Бухгалтерский учет. - 2009. - №12.

    11.  Сухов М.И. Управление банковскими рисками рыночной специализации. // Деньги и кредит. - 2009. - №6.

    12.  Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект. // Деньги и кредит. - 1997. - №6.


    1 Масленченков Ю.С. Банковский кредит и возможность снижения кредитных рисков. //Банковские услуги. - 1995. - №6.

    1 Севрук В.Т. Банковские риски. - 2-е изд. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 70с.: ил.

    1 Банковские риски. //Деньги и кредит. - 1993. - №12.

    2 Загорий Г.В. О методах оценки кредитного риска. //Деньги и кредит. - 1997. - №6.

    1 Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект. //Деньги и кредит. - 1997. - №6.

    1 Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект. //Деньги и кредит. - 1997. - №6.

    2 Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект. //Деньги и кредит. - 1997. - №6.

    1 Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект. //Деньги и кредит. - 1997. - №6.

    1 Лаврушин О.И. Банковское дело // М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр. 1998. 460с.

    1Власова М.И. Анализ кредитоспособности клиента коммерческого банка. //Банковское дело. - 1997. - №3.

    1 Коротков П.А. Опыт и проблемы управления рисками в кредитных организациях. //Деньги и кредит. - 1997. - №7.

    1 Д. Макнотон, К.Д. Барлтроп, К.Т. Дитц "Банковские учреждения в развивающихся странах"/Всемирный банк реконструкции и развития, 1994, Вашингтон, США),

    1 Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: технологический уклад кредитования. - М.: Перспектива, 1996. - 192с.


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.